Развитие познавательной мотивации детей через изучение и освоение художественных традиций, культуры своего края | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Пособчук, О. Н. Развитие познавательной мотивации детей через изучение и освоение художественных традиций, культуры своего края / О. Н. Пособчук, Н. Г. Ракульцева, Т. В. Чехлыстова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 399-400. — URL: https://moluch.ru/archive/183/47129/ (дата обращения: 16.11.2024).



Развитие положительных мотиваций детей к изучению и освоению народной культуры; использование влияния художественных традиций, культуры на формирующуюся личность.

В настоящее время изменения, которые произошли, в различных областях жизнедеятельности современного общества повлекли за собой серьезные перемены в системе дошкольного образования, которых не было с момента ее создания. В связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к нему, как к ключевому уровню развития ребёнка.

Так же в 2013 году произошёл переход к Федеральным государственным образовательным стандартам. В ФГОС предусмотрено, что содержание программ определяется не только общими требованиями и целями, но и «культурными традициями, как общечеловеческими, так и российскими (а в региональном компоненте стандарта — социально-культурными, в том числе — национальными)».[2, с. 267]

Дошкольная пора — это начало познания жизни, когда формируется личность ребёнка и его характер. Воспитывая у дошкольника чувства любви к Родине, мы обращаемся к истокам русской культуры, к нашей истории. Огромную воспитательную силу имеет воспитание, созданное самим человеком и основанное на народных началах. Осваивая художественные ценности, подрастающее поколение глубже оценивает принадлежность к роду человеческому.

Таким образом, с целью формирования у дошкольников представления о художественной культуре родного края, как величайшей национальной общечеловеческой ценности, начинается с младшего дошкольного возраста.[3, с. 144]

На базе нашего детского сада ведется систематическая, планомерная и целенаправленная работа по краеведению.

Работа реализуется средством парциальной программы «Цветной мир Белогорья».

Содержание программы ориентировано на развитие эмоционально- ценностного отношения дошкольника к миру, его духовно-нравственное, патриотическое воспитание, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала, развитие способности наследования национально- культурных традиций, выражение собственной причастности к судьбе культуры родного края, формирование уважительного и бережного отношения к художественному и культурному наследию малой Родины.

Цель программы: обеспечение художественно-эстетического развития детей 3–8 лет на основе художественных традиций Белгородчины.

Задачи:

– формировать эстетическое и бережное отношение к художественным традициям родного края;

– развивать творческое воображение, наглядно-образное мышление, эстетическое восприятие, как эмоционально-интеллектуальный процесс на основе познавательно-исследовательской, проектной деятельности;

– поддерживать стремление детей к знакомству с деятельностью художника, архитектора, народного мастера на трёх уровнях освоения «восприятие-исполнительство-творчество»;

– обогащать художественный опыт дошкольников на основе освоения «языка искусства, культуры» Белогорья;

– вызывать интерес, уважение к людям, которые трудятся на благо своей малой Родины;

– способствовать формированию общей культуры (зрителя, слушателя и т. д.) личности детей на основе духовных и нравственных

– ценностей художественной культуры и культуры искусства Белогорья.

Новизна программы заключается в том, что, ее содержание разработано на основе особенностей художественного краеведения с учётом интегративного, полихудожественного, ценностного подхода к образовательной деятельности. Она является продолжением формирования у детей представлений о художественной культуре родного края, воплотившей вневременные духовные и нравственные идеалы своего народа в пространстве диалога культур народов России и мира.

Парциальная программа «Цветной мир Белогорья» делится на шесть модулей:«Я и мой мир», «Животный мир», «Растительный мир», «Неживая природа», «Ремесла», «Праздники и традиции /Знаменитые люди».

Таким образом, использование парциальной программы «Цветной мир Белогорья» даёт возможность раскрыть внутренний потенциал ребёнка, и сформировать его общую культуру, ведь он является носителем ещё оформляющейся, но уже весьма устойчивой системы ценностей.[1, с. 360]

Литература:

  1. Белгородская энциклопедия: Страницы истории Отечества, русской православной церкви, культуры, ратных и трудовых подвигов белгородцев. — Белгород, 1998. — 360 с.
  2. Жиров, М. С. Народная художественная культура Белгородчины / М. С. Жиров. — Белгород, 2000. — 267 с.
  3. Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду: учебно-методическое пособие / И. А. Лыкова. — М.: Издательский дом «Цветной мир», 2010. — 144 с.
Основные термины (генерируются автоматически): родной край, парциальная программа, художественная культура, бережное отношение, дошкольное образование, малая Родина, общая культура, общее образование, традиция.


Похожие статьи

Создание условий в детских и подростковых клубах по месту жительства для привлечения подрастающего поколения к занятиям физической культурой и спортом и развития у подростков качеств жизнестойкости

Развитие познавательного интереса у старших дошкольников к культуре страны средствами музейной педагогики и активного сотрудничества с семьями воспитанников

Формирование духовно-нравственной личности на уроках музыки через приобщение к культуре и ценностям кубанского казачества

Развитие духовно-нравственных качеств и культуры толерантности у детей среднего дошкольного возраста посредством ознакомления с культурой разных народов России

Взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса в развитии художественно-творческих способностей дошкольников, через организацию проектной деятельности «Музыкальные картины. Времена года»

Формирование патриотических чувств у старших дошкольников посредством приобщения к историческому наследию русского народа

Активизация познавательной деятельности учащихся основной школы на уроках русского языка через использование различных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса

Формирование ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста посредством взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей

Формирование коммуникативных компетенций у младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

В статье представлен опыт по организации работы нравственно-патриотического воспитания, по созданию оптимальных условий для формирования нравственно-патриотического сознания у детей дошкольного возраста.

Похожие статьи

Создание условий в детских и подростковых клубах по месту жительства для привлечения подрастающего поколения к занятиям физической культурой и спортом и развития у подростков качеств жизнестойкости

Развитие познавательного интереса у старших дошкольников к культуре страны средствами музейной педагогики и активного сотрудничества с семьями воспитанников

Формирование духовно-нравственной личности на уроках музыки через приобщение к культуре и ценностям кубанского казачества

Развитие духовно-нравственных качеств и культуры толерантности у детей среднего дошкольного возраста посредством ознакомления с культурой разных народов России

Взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса в развитии художественно-творческих способностей дошкольников, через организацию проектной деятельности «Музыкальные картины. Времена года»

Формирование патриотических чувств у старших дошкольников посредством приобщения к историческому наследию русского народа

Активизация познавательной деятельности учащихся основной школы на уроках русского языка через использование различных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса

Формирование ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста посредством взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей

Формирование коммуникативных компетенций у младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

В статье представлен опыт по организации работы нравственно-патриотического воспитания, по созданию оптимальных условий для формирования нравственно-патриотического сознания у детей дошкольного возраста.

Задать вопрос