Общеэстетический характер пейзажа и его интерпретация в учебном процессе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2016)

Дата публикации: 31.03.2016

Статья просмотрена: 302 раза

Библиографическое описание:

Федина, С. В. Общеэстетический характер пейзажа и его интерпретация в учебном процессе / С. В. Федина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 99-103. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10146/ (дата обращения: 15.11.2024).



Природа — один из самых мощных и бездонных источников силы для человека. В ней каждый находит себя, открывает для себя что-то важное. Каждый человек в своей жизни сталкивался с понятием «пейзаж», но даже если не с понятием, то с самим пейзажем точно. Пейзаж, под которым мы понимаем описание (во всех формах и видах) природы — один из наиболее распространенных жанров, широко используемых во всех видах искусства. Природа и различные ее проявления издревле интересовали творцов и созидателей в различных сферах, будь то живопись, литература, музыка, архитектура и т. д. И во всех них пейзаж, как жанр, изображающий природу, раскрылся по — своему.

Взять, например, литературу: во многих произведениях русских классиков (возможно, наибольших ценителей красоты природы) мы встречаем различного вида пейзажи, выполняющие в произведениях различные роли. Стоит только вспомнить психологические пейзажи Карамзина в его знаменитой «Бедной Лизе», описания природы Толстого в «Войне и Мире» или экзотические пейзажи «Анны Карениной».

В музыке мы также можем встретить этот жанр. Первым в голову приходит творение великого венецианского композитора Антонио Вивальди «Времена года». Ведь именно во время прослушивания его «Времен года» перед нами возникают прекрасные картины природы, ознаменованные одним из сезонов, оригинальное видение которых нам и представил композитор. Автор с помощью музыкальных инструментов яркими красками рисует в нашем воображении приход весны, летнюю грозу, замерзшее озеро и многое другое…

Одним из видов искусства, наиболее полно раскрывающих пейзаж как жанр, является изобразительное искусство. В своем творчестве воспели природу многие русские художники. Вспомним картину И. И. Шишкина «Вид на острове Валааме.Местность Кукко». Художнику удивительно удалось передать край суровой «дикой природы», это сама первозданная красота, работа проникнута светом и воздухом.

И. И. Шишкин «Вид на острове Валааме.Местность Кукко»

Пленит и пейзаж И. И. Левитана «Вечер. Золотой Плес». «Золотой Плес» является одним из признанных шедевров художника. С завораживающей чуткостью переданы в этой картине ощущение умиротворяющего спокойствия и легкое сияние предзакатного тумана, осевшего над почти спящей водой. Все наполнено гармонией и умиротворением, и, кажется, что сейчас раздастся удар колокола, и даже мы услышим эти животрепещущие звуки.

И. И. Левитан «Вечер. Золотой Плес»

Пейзажи другого замечательного художника-пейзажиста А. И. Куинджи написаны необычайно поэтично. Ну разве можно пройти мимо его замечательного полотна «Ночь на Днепре». Необычная, новаторская манера изображения лунного света на фоне ночного вида реки просто завораживает и удивляет зрителя.

А. И. Куинжи «Ночь на Днепре».

Создавая свою работу, художник пытается создать атмосферу, применить такое цветовое решение, благодаря которым человек, увидевший картину, ассоциативно испытает те же чувства, войдет в то же эмоциональное состояние, в котором прибывал художник во время созидания своего произведения. Отображая различные состояния природы, автор ведет диалог со зрителем, который, в свою очередь, стремится понять и принять авторское видение пейзажа.

Природа окружает человека с самого детства, поэтому пейзаж наиболее органично вписывается в детскую картину мира. Пейзаж как вид изобразительного искусства входит в школьную программу и охотно изучается детьми. Так, например, в общеобразовательной школе курс изучается по рабочей программе «Изобразительное искусство.Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5–8 классы». В содержании курса программы, пейзаж изучается в 6 классе — блоком «Человек и пространство. Пейзаж». Предлагается проводить ряд занятий (жанры в изобразительном искусстве; изображение пространства; правила построения перспективы; воздушная перспектива; пейзаж — большой мир; пейзаж настроения; природа и художник; пейзаж в русской живописи; пейзаж в графике; городской пейзаж). В результате изучения материала учащиеся должны называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах пейзажа в мировом и отечественном искусстве; понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников — пейзажистов. Учащиеся должны знать и пользоваться разными художественными материалами и художественными техниками, чтобы изображать окружающую среду. Этот жанр изобразительного искусства продолжает изучаться в программе кружка во внеурочной деятельности.

Изображение природы учащиеся представляют как живописные работы, выполненные в технике акварель, гуашь, акрил и другие. Обычно эти рисунки проникнуты и ярко выражены лирическим чувством. Особенно радует способность видеть и передавать тончайшие оттенки состояния природы.

C:\Users\s_v_fedina\Desktop\п\Шелехова Зеленая планета.jpg

Шелехова Дарья «Зеленая планета», 14 лет, МБУ «Школа № 41»

C:\Users\s_v_fedina\Desktop\п\Гаврилова Татьяна 5б Осень.JPG

Гаврилова Татьяна «Золото осени», 13 лет, МБУ «Школа № 41»

C:\Users\s_v_fedina\Desktop\п\Кукужева Надежда.jpg

Кукужева Надежда «Весна пришла!», 14 лет, МБУ «Школа № 41»

Интересны работы, выполненные в графике. Рисунки выполняются обычным карандашом, гелевыми ручками, фломастерами и другими материалами. Учащиеся с желанием изображают родные края.

E:\Шелех.JPGC:\Users\s_v_fedina\Desktop\п\IMG_20160320_180807.jpgC:\Users\s_v_fedina\Desktop\п\IMG_20160320_180836.jpg

Шелехова Дарья, серия набросков, 14 лет, МБУ «Школа № 41»

Пейзаж зачастую является частью тематической картины. В тематических работах пейзаж обычно действует активно, создает настроение, вызывает определенное отношение. Сама природа дает художнику бесконечно благодатный материал.

C:\Users\s_v_fedina\Desktop\п\Кукужева Надежда1.jpg

Кукужева Надежда «Весна пришла!»,12 лет, МБУ «Школа № 41»

C:\Users\s_v_fedina\Desktop\п\Буторина сжата.jpg

Буторина Дарья «Здравствуй, зимушка-зима!»,13 лет, МБУ «Школа № 41»

C:\Users\s_v_fedina\Desktop\п\Изображение 242 - копия.jpg

Сорокина Влада «Беззаботная юность», 14 лет, МБУ «Школа № 41»

C:\Users\s_v_fedina\Desktop\сказка\а4 с корела\Б.jpg

Буторина Дарья «Ложкины сказки», 15 лет, МБУ «Школа № 41»

Пейзаж как жанр играет важную роль, как в изобразительном искусстве, так и в культуре в целом. Именно поэтому школьная программа выделяет значительное место для изучения этого жанра на уроках, и на занятиях во внеурочной деятельности. Дети принимают активное участие в выставках, с удовольствием рисуют пейзажи на уроках, интересуются творчеством художников — пейзажистов, что дает нам повод полагать, что пейзаж, как жанр изобразительного искусства, актуален и на данный момент.

Литература:

  1. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5–8 классы: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских]. — 4е изд. — М.: Просвещение, 2015.
  2. Павлова Д. И. Родная природа в изображении русских писателей //Литература в школе, № 2, 2004.
  3. Сарабьянов Д. В. История русского искусства второй половины XIX века. — М.,1989.
Основные термины (генерируются автоматически): изобразительное искусство, пейзаж, жанр, художник, Школа, Валаам, внеурочная деятельность, Днепр, золотой Плес, школьная программа.

Похожие статьи

Роль художественной литературы в интеллектуальном развитии младшего школьника

Садово-парковое искусство Италии и его взаимосвязь с национальным характером итальянцев

Выразительное чтение как активный метод анализа художественного произведения в единстве формы и содержания

Полихроматические феномены как средство образной выразительности окружающей действительности в преподавании литературы

О феномене «чувства языка» и проблеме его развития при обучении языку

О феномене «чувства языка» и проблеме его развития при обучении языку

Преобразования изображения и их влияние на развитие мышления учащихся

Эстетическое восприятие изображения выразительного образа человека

Рисунок по представлению и воображению и его роль в формировании пространственного мышления студентов-дизайнеров

Межличностные проблемы в среде подростков и их социально-педагогическое значение

Похожие статьи

Роль художественной литературы в интеллектуальном развитии младшего школьника

Садово-парковое искусство Италии и его взаимосвязь с национальным характером итальянцев

Выразительное чтение как активный метод анализа художественного произведения в единстве формы и содержания

Полихроматические феномены как средство образной выразительности окружающей действительности в преподавании литературы

О феномене «чувства языка» и проблеме его развития при обучении языку

О феномене «чувства языка» и проблеме его развития при обучении языку

Преобразования изображения и их влияние на развитие мышления учащихся

Эстетическое восприятие изображения выразительного образа человека

Рисунок по представлению и воображению и его роль в формировании пространственного мышления студентов-дизайнеров

Межличностные проблемы в среде подростков и их социально-педагогическое значение