Результаты исследования особенностей освоения нравственных ценностей младшими школьниками | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (436) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 13.10.2022

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Матвеева, А. И. Результаты исследования особенностей освоения нравственных ценностей младшими школьниками / А. И. Матвеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 41 (436). — С. 55-57. — URL: https://moluch.ru/archive/436/95443/ (дата обращения: 02.05.2024).



Для школьников 3 класса в МБОУ СОШ № 3 г. Пушкино характерно:

  1. Когнитивный компонент освоения нравственных ценностей.

Для учащихся 3 класса (20 %) свойственно достаточное нравственное воспитание; 80 % — недостаточное нравственное воспитание.

  1. Эмоциональный компонент.

Для учащихся 3 класса (37 %) свойственно устойчивые нравственные ориентиры; 53 % — нравственные ориентиры, их оценки поступков абсолютно объективные, эмоциональная реакция адекватна, но в то же время отношение к нравственным нормам недостаточно устойчивое; 10 % — поступки не соответствуют нравственным ориентирам.

  1. Поведенческий.

97 % от общего числа учащихся 3 класса имеют четкое представление о дружбе, и являются настоящими верными друзьями; 3 %- — имеет представление о дружбе, но еще совершает ряд ошибок, что негативно сказывается на восприятии данной ценности.

Проведем сравнительный анализ данных, полученных в ходе нашего исследования с данными по Чите.

Исследование по методике — адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте»

Нравственное воспитание испытуемых по данным Пушкино и Читы

Рис. 1. Нравственное воспитание испытуемых по данным Пушкино и Читы

Можно отметить, что количество испытуемых в рамках нашего исследования с достаточным уровнем знаний о нравственных ценностях находится на равном уровне с данными по Чите. Недостаточность нравственного воспитания проявляется у детей Пушкино, но при этом у 33 % детей по данным Читы полностью отсутствует нравственное воспитание, что проявляется в безнравственной и эгоистической позиции (см. Рис. 13).

Модифицированная методика выявления эмоционального отношения к духовным ценностям «Что мы ценим в людях?»

Нравственная позиция испытуемых по данным Читы

Рис. 2. Нравственная позиция испытуемых по данным Читы

Анализируя полученные данные, придем к следующему выводу:

— Пушкино: 37 % — устойчивые нравственные ориентиры; 53 % — нравственные ориентиры, их оценки поступков абсолютно объективные, эмоциональная реакция адекватна, но в то же время отношение к нравственным нормам недостаточно устойчивое; у 10 % — поступки не соответствуют нравственным ориентирам.

— Чита: 35 % — устойчивые нравственные ориентиры; у 53 % — нравственные ориентиры, их оценки поступков абсолютно объективные, эмоциональная реакция адекватна, но в то же время отношение к нравственным нормам недостаточно устойчивое; у 12 % — поступки не соответствуют нравственным ориентирам.

Итак, у учащихся г. Пушкино и Читы показатели нравственности не имеют кардинальных различий (см. Рис. 2).

В рамках методики — анкета-опросник «Настоящий друг» сравним наши данные с данные по Чите.

Отношение детей к дружбе по данным Читы

Рис. 3. Отношение детей к дружбе по данным Читы

Сравнивая данные, можно прийти к выводу, что нет кардинальных отличий. Дети положительно относятся к проявлению дружеских чувств и умеют дружить (см. Рис15).

Итак:

  1. Когнитивный компонент освоения нравственных ценностей.

Пушкино: 20 % — свойственно достаточное нравственное воспитание; 80 % — недостаточное нравственное воспитание.

Чита: 23 % — свойственно достаточное нравственное воспитание; 62 % — недостаточное нравственное воспитание; 33 % — полностью отсутствует нравственное воспитание, что проявляется в безнравственной и эгоистической позиции.

  1. Эмоциональный компонент.

– Пушкино: 37 % — устойчивые нравственные ориентиры; 53 % — нравственные ориентиры, их оценки поступков абсолютно объективные, эмоциональная реакция адекватна, но в то же время отношение к нравственным нормам недостаточно устойчивое; у 10 % — поступки не соответствуют нравственным ориентирам.

– Чита: 35 % — устойчивые нравственные ориентиры; у 53 % — нравственные ориентиры, их оценки поступков абсолютно объективные, эмоциональная реакция адекватна, но в то же время отношение к нравственным нормам недостаточно устойчивое; у 12 % — поступки не соответствуют нравственным ориентирам.

  1. Поведенческий.

Пушкино: 97 % — имеют четкое представление о дружбе, и являются настоящими верными друзьями; 3 %- имеет представление о дружбе, но еще совершает ряд ошибок, что негативно сказывается на восприятии данной ценности.

Чита: 100 % — имеют четкое представление о дружбе, и являются настоящими верными друзьями.

Учащимися г. Пушкино в большей степени освоен когнитивный компонент освоения нравственных ценностей, хотя нет кардинальных различий. Эмоциональный компонент освоен в равной степени. Поведенческий компонент полностью освоен учащимися г. Читы.

Также важно отметить, что освоение младшими школьниками нравственных ценностей имеет особенности:

– наименее всего развит когнитивный компонент нравственных ценностей, заключающийся в недостаточности наличия представлений, знаний нравственных ценностей;

– не зависит от территориального проживания субъектов исследования (Пушкино, Чита)

Что подтверждает нашу гипотезу.

Основные термины (генерируются автоматически): Пушкино, ориентир, оценка поступков, Чит, эмоциональная реакция, достаточное нравственное воспитание, недостаточное нравственное воспитание, нравственное воспитание, четкое представление, эмоциональный компонент.


Похожие статьи

Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи

 В статье рассматриваются нравственное воспитание и его понятие, сущность и задачи.

Человека только тогда можно считать истинно нравственным, когда все его поступки, желания и действия подчинены

Это то, что позволяет личности видеть верные ориентиры в жизни.

Это нравственные представления, нравственные чувства и нравственное поведение.

Развитие эмоций и чувств как условие успешного нравственного...

нравственное воспитание, младший школьник, эмоциональная сфера, эмоции, чувства, эмоциональная отзывчивость

12. Трофимова, Н. М. Нравственные ориентиры младшего школьника Н. М. Трофимова.

13. Урумбасарова, Э. А. Проблема нравственного воспитания в...

Это нравственные представления, нравственные чувства и нравственное поведение.

Современная характеристика нравственной воспитанности...

Овладение комплексом нравственных требований и умений способствует личному развитию.

Он же помогает детям выходить за рамки ситуации при их анализе и нравственной оценке.

3. Васильева З. Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности.

Ключевые слова: нравственное воспитание, младший школьник, эмоциональная сфера, эмоции...

Формирование нравственных качеств учащихся...

Нравственное воспитание имеет отличительную особенность от других видов воспитания

воспитанников и формирование поведенческо-волевого компонента нравственных качеств» [9, с.53].

Усвоение нравственных норм обогащается эмоциональным отношением человека к этим

своих поступков для других людей; принятие нравственных норм и ценностей» [4, c.31].

Ценностные ориентиры духовно-нравственного развития...

В статье поднимаются актуальные вопросы духовно-нравственного воспитания

Библиографическое описание: Паршина, Е. Н. Ценностные ориентиры

Задачи курса: развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию

Очень часто дети, под руководством учителя составляют памятки «Как стать добрым?», «Какие хорошие поступки сделал я?»

Социально-нравственное воспитание в детском саду и в семье

Библиографическое описание: Миронова, С. А. Социально-нравственное воспитание в детском саду и в

При этом педагог четко разграничивает понятия: добра и зла, правды и лжи, вымысла и

У детей старшего дошкольного возраста формируется представления о явлениях

ребенок, эмоциональная отзывчивость, нравственное воспитание, создание условий...

Нравственное воспитание детей 5-6 лет в детском саду

Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у него нравственных

В то же время недостаточно развитая произвольность поведения, неумение контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание могут приводить к нежелательным поступкам.

В.И. Петрова, Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду.

Психологические особенности формирования нравственной...

сформированные представления о сущности нравственной ответственности.

наличие позитивного эмоционального опыта принятия нравственно-ответственных решений.

четко сформированные знания о нравственной ответственности и способность их применение в новых условиях.

Семья и нравственное воспитание подростков в современных...

Развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного...

Сегодня доминирующими ориентирами в определении содержания нравственного воспитания должны стать

Буре Р. С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Р. С. Буре.

Социально-нравственное воспитание дошкольников в формировании представлений об.

ребенок, эмоциональная отзывчивость, нравственное воспитание, создание условий...

Похожие статьи

Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи

 В статье рассматриваются нравственное воспитание и его понятие, сущность и задачи.

Человека только тогда можно считать истинно нравственным, когда все его поступки, желания и действия подчинены

Это то, что позволяет личности видеть верные ориентиры в жизни.

Это нравственные представления, нравственные чувства и нравственное поведение.

Развитие эмоций и чувств как условие успешного нравственного...

нравственное воспитание, младший школьник, эмоциональная сфера, эмоции, чувства, эмоциональная отзывчивость

12. Трофимова, Н. М. Нравственные ориентиры младшего школьника Н. М. Трофимова.

13. Урумбасарова, Э. А. Проблема нравственного воспитания в...

Это нравственные представления, нравственные чувства и нравственное поведение.

Современная характеристика нравственной воспитанности...

Овладение комплексом нравственных требований и умений способствует личному развитию.

Он же помогает детям выходить за рамки ситуации при их анализе и нравственной оценке.

3. Васильева З. Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности.

Ключевые слова: нравственное воспитание, младший школьник, эмоциональная сфера, эмоции...

Формирование нравственных качеств учащихся...

Нравственное воспитание имеет отличительную особенность от других видов воспитания

воспитанников и формирование поведенческо-волевого компонента нравственных качеств» [9, с.53].

Усвоение нравственных норм обогащается эмоциональным отношением человека к этим

своих поступков для других людей; принятие нравственных норм и ценностей» [4, c.31].

Ценностные ориентиры духовно-нравственного развития...

В статье поднимаются актуальные вопросы духовно-нравственного воспитания

Библиографическое описание: Паршина, Е. Н. Ценностные ориентиры

Задачи курса: развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию

Очень часто дети, под руководством учителя составляют памятки «Как стать добрым?», «Какие хорошие поступки сделал я?»

Социально-нравственное воспитание в детском саду и в семье

Библиографическое описание: Миронова, С. А. Социально-нравственное воспитание в детском саду и в

При этом педагог четко разграничивает понятия: добра и зла, правды и лжи, вымысла и

У детей старшего дошкольного возраста формируется представления о явлениях

ребенок, эмоциональная отзывчивость, нравственное воспитание, создание условий...

Нравственное воспитание детей 5-6 лет в детском саду

Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у него нравственных

В то же время недостаточно развитая произвольность поведения, неумение контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание могут приводить к нежелательным поступкам.

В.И. Петрова, Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду.

Психологические особенности формирования нравственной...

сформированные представления о сущности нравственной ответственности.

наличие позитивного эмоционального опыта принятия нравственно-ответственных решений.

четко сформированные знания о нравственной ответственности и способность их применение в новых условиях.

Семья и нравственное воспитание подростков в современных...

Развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного...

Сегодня доминирующими ориентирами в определении содержания нравственного воспитания должны стать

Буре Р. С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Р. С. Буре.

Социально-нравственное воспитание дошкольников в формировании представлений об.

ребенок, эмоциональная отзывчивость, нравственное воспитание, создание условий...

Задать вопрос