Развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №25 (367) июнь 2021 г.

Дата публикации: 21.06.2021

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Новикова, Г. В. Развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры / Г. В. Новикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 25 (367). — С. 482-490. — URL: https://moluch.ru/archive/367/82563/ (дата обращения: 26.01.2022).



Актуальность . Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения.

Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста приобретает актуальность, в связи со сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации.

Ребенок не рождается ни злым, ни добрым, ни честным, ни безнравственным. Каким он станет, будет зависеть от условий, в которых он воспитывается, от направленности и содержания самого воспитания.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Именно нравственное воспитание является важнейшей задачей практически всех программ дошкольного образования. При всем многообразии этих программ педагоги отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.

В связи с этим отбор и рациональное использование разнообразных методов воспитания нравственных качеств личности является в настоящее время одной из главных задач, которую наблюдают педагоги дошкольных образовательных учреждений. Вопросы нравственного воспитания, совершенствования ребенка волновали общество всегда и во все времена. По мнению многих ученых (Л. С. Выготский; Д. Б. Эльконин; Л. И. Божович, А. В. Запорожец; Я. З. Неверович и др.) периодом зарождения и формирования этических инстанций, норм нравственности и морали является именно дошкольный возраст. В процессе нравственного воспитания старшего дошкольника накопление знаний о нормах и требованиях морали приобретает важное значение. В связи с этим очевидна необходимость организации нравственного просвещения воспитанников детского сада, формирование у них норм нравственности и морали. Очевидна и необходимость организации специальной работы педагога над разъяснением сущности нравственных норм, нравственных отношений человека к обществу, коллективу, труду, к окружающим людям и самому себе. Поэтому в воспитании любого нравственного качества применяются различные средства и методы воспитания [1, с. 15].

В процессе развития личность проходит периоды особой открытости определенным общественным воздействиям и внутренней готовности к их принятию. Дошкольный возраст является сензитивным для морально-нравственного воспитания, формирования нравственных качеств, нравственной позиции, поведения. Сегодня доминирующими ориентирами в определении содержания нравственного воспитания должны стать такие общечеловеческие ценности, как добро, справедливость, гуманизм (B. C. Библер, В. А. Блюмкин, Е. В. Бондаревская, P. P. Калинина, A. M. Счастная, Н. И. Цуканова).

На протяжении дошкольного детства у ребенка интенсивно развиваются все психические функции, формируется один из сложных видов деятельности — игра. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир [6, с. 33].

В процессе сюжетно-ролевой игры развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью. Игра — явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом [10, с. 21].

Несмотря на множественность подходов к исследованию проблемы нравственного воспитания детей, остаются недостаточно выясненными механизмы становления и развития начал их нравственного сознания, не в полной мере выявлены ресурсы для совершенствования содержания и технологии его формирования. Недостаточная разработанность вышеуказанной проблемы обусловили выбор заданной темы.

Объект : личность старшего дошкольника.

Предмет : нравственные качества детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования : изучить влияние сюжетно-ролевой игры как средства развития нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи :

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу основного понятия «нравственные качества» и особенности старшего дошкольника.
  2. Подобрать и апробировать диагностические методики, позволяющие изучить нравственные качества детей старшего дошкольного возраста.
  3. Провести программу формирующего этапа эксперимента, направленного на развитие нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.
  4. Определить эффективность формирующего этапа эксперимента, направленного на развитие нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста, посредством метода математической статистики.

Гипотеза исследования : мы предполагаем, что уровень нравственных качеств у детей в старшем дошкольном возрасте будет выше при соблюдении следующих условий:

— учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей старших дошкольников;

— проведение программы сюжетно-ролевых игр нравственного содержания;

— проведение индивидуальных консультаций по развитию нравственных качеств.

Методы исследования. Всоответствии с задачами исследования на различных его этапах использовались такие методы как: наблюдение, беседа, методика Р. Р. Калининой «Закончи историю» и метод «Беседа», предназначенные для изучения представлений детей о нравственных нормах, качествах.

Практическая значимость: материалы данного исследования могут быть использованы психологами, педагогами ДОУ.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, необходимо отметить, что важнейшим первоначальным этапом становления нравственности как характеристики личности человека учёные считают дошкольный возраст. Доказательством этому является достаточно большое количество работ, посвященных нравственному развитию детей (Р. С. Буре, A. M. Виноградова, Г. Н. Година, В. А. Горбачева, Т. С. Комарова, А. Д. Кошелева, А. И. Липкина, С. В. Петерина, В.Г Цуканова, О. А. Шаграева, Э. В. Штиммер, Ягловская и др.).

С расширением нравственного опыта, освоением нравственных представлений расширяются и углубляются нравственные чувства детей. Старшие дошкольники начинают понимать нравственную ценность норм и правил поведения для них самих и окружающих, у детей формируются чёткие представления о содержании каждой этической категории, эмоционально-положительное отношение к общечеловеческим нормам, желание действовать согласно им, происходит осознание общеобязательности нравственных норм, выполнение которых теряет ситуативный характер. Кроме того, по мнению Ж. Пиаже, к старшему дошкольному возрасту отношение к правилам становится более гибким, они выступают в сознании ребёнка как относительные и изменяемые в зависимости от обстоятельств. Вследствие этого дошкольники становятся способными к правилу творчества, то есть самостоятельной выработке правил на основе взаимного согласия [6, c. 62].

Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами доведения в процессе различной деятельности, имеющей морально ценную значимость. Всё это является для ребенка своеобразной школой, где он приобретает опыт моральных отношении, усваивает правила поведения, элементарную культуру деятельности, имеющую значение в организации учебного труда в школе, культуру речи, и, главное, у него формируется эмоционально — нравственное отношение к окружающему миру.

Экспериментальное исследование по изучению развития нравственных качеств посредством сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте, проводилось на базе МБДОУ «Улыбка» г. Долинск в период с 01.10.2020 г. по 24.12.2020 г.

В исследовании принимали участие дошкольники старших групп, в возрасте 5–6 лет. Экспериментальная группа представлена количеством 20 человек, из них 11 мальчиков и 9 девочек. Контрольная группа по количеству тоже 20 детей представлена 8 мальчиками и 12 девочками.

В ходе исследовательской работы эмоциональный фон в группах был положительным. Работоспособность у детей была на хорошем уровне. Дети любознательны с интересом относились к заданиям. В играх проявляли активность, самостоятельность.

Исследование проходило с помощью двух методик:

— Методика «Закончи историю» Р. Р. Калининой. Данная методика предназначена для изучения осознания детьми нравственных норм [9, c. 35].

— Диагностика когнитивного компонента нравственного сознания. Метод «Беседа», предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах.

По данным психологической диагностики дошкольников двух групп были получены показатели, которые подвергались глубокому изучению и анализу, а также в последующем статистической обработке. Вначале мы провели вышеуказанные методики с детьми экспериментальной группы.

Результаты исследования по методике «Закончи историю»

Экспериментальная группа

Исходя из результатов, можно сделать следующий вывод, что из 20 детей 5 человек (25 %) оценивали поведение детей в предложенных ситуациях как положительное и отрицательное, но оценку не мотивировали и нравственную норму не формулировали, либо вообще не могли оценить поступки детей, что соответствует низкому уровню представления о нравственных нормах. 10 человек (50 %) имеют средний уровень , они правильно называли нравственную норму, оценили поведение детей в той или иной ситуации, но не мотивировали свою оценку. И высокий уровень зафиксирован у 5 (25 %) детей, они называли нравственную норму, правильно оценивали поведение детей и мотивировали свою оценку.

Диаграмма результатов экспериментальной группы детей по методу «Закончи историю»

Рис. 1. Диаграмма результатов экспериментальной группы детей по методу «Закончи историю»

Далее был проведен метод «Беседа» с детьми экспериментальной группы.

Результаты исследования по методу «Беседа»

Экспериментальная группа

Были изучены представления детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы о нравственных качествах и можно сделать следующие выводы: из 20 человек в 65 % случаев это 13 детей имеют представления о нравственных качествах «хороший» и «плохой», что соответствует низкому уровню . 11 испытуемых (55 %) верно охарактеризовали такое качество как «злость» и 14 детей (70 %) без ошибок описали нравственное качество «доброта». Такое нравственное качество, как «жадность» смогли объяснить только 10 ребят (50 %). Средний уровень выявлен у 5 ребят (25 %). Такие качества как «смелость» и «трусость», правильно объяснили 8 человек (40 %), а 5 (25 %) от всех испытуемых верно определили, что значит «честность» и «щедрость». Но при этом, 18 испытуемых (90 %) не смогли объяснить или допускали ошибки, характеризуя такие нравственные качества как: «лживость», «справедливость», «несправедливость». Высокий уровень имеют2ребенка(10 %), все качества они назвали правильно.

Диаграмма результатов экспериментальной группы детей по методу «Беседа»

Рис. 2. Диаграмма результатов экспериментальной группы детей по методу «Беседа»

Далее была проведена диагностика с контрольной группой.

Результаты исследования по методике «Закончи историю»

Контрольная группа

5 человек (25 %) из контрольной группы имеют высокий уровень , они смогли назвать нравственную норму, правильно оценить поведение детей в прочитанных историях и мотивировать свою оценку в двух предложенных ситуациях из четырех. Одиннадцать испытуемых (55 %) назвали нравственную норму, правильно оценили поведение детей в экспериментальных ситуациях, но не мотивировали свою оценку, что соответствует среднему уровню . Меньшинство детей — 4 человека (20 %) не смогли оценить поступки детей в предложенных ситуациях или оценивали поведение как положительное или отрицательное, при этом не мотивировали оценку и не формулировали нравственную норму — низкий уровень .

Диаграмма результатов контрольной группы детей по методу «Закончи историю»

Рис. 3. Диаграмма результатов контрольной группы детей по методу «Закончи историю»

Результаты исследования по методу «Беседа»

Контрольная группа

В результате обработки данных из 20 детей контрольной группы в 100 % случаев смогли верно объяснить такие нравственные качества как: «хороший» и «плохой», а в 90 % случаев (18 детей) правильно дифференцировали качества «добрый» и «злой». 9 детей (45 %) имеют высокий уровень . Такие качества как «смелый» и «трусливый» без ошибок объясняли только 12 (60 %) испытуемых, а 10 детей (50 %) смогли верно объяснить, что значит «честность» и «жадность». Результаты 11 ребят (55 %) соответствуют среднему уровню. Дети контрольной группы испытывали трудности при распознавании таких нравственных качествах как «щедрость» — 4 ребенка (20 %) и «лживость» — 3 ребят (15 %).

Диаграмма результатов контрольной группы детей по методу «Беседа»

Рис. 4. Диаграмма результатов контрольной группы детей по методу «Беседа»

Таким образом, мы видим из диаграмм показатели нравственных качеств и норм выше в контрольной группе по сравнению с экспериментальной группой.

Для уравновешивания групп по уровню развития нравственных качеств мы использовали метод математической статистики, с помощью критерия Стьюдента. Все расчеты представлены в таблице 1.

В результате проведенного исследования нами были получены следующие ряды данных:

1 ряд — 3; 2; 4; 3; 4; 3; 2; 3; 3; 4; 3; 5; 3; 3; 3; 4; 4; 2; 3; 5

2 ряд — 4; 4; 4; 5; 5; 4; 4; 4; 3; 3; 5; 4; 3; 3; 4; 4; 4; 3; 3; 4

Таблица 1

Выборки

Отклонения от среднего

Квадраты отклонений

В.1

В.2

В.1

В.2

В.1

В.2

1

3

4

-0.35

0.2

0.1225

0.04

2

2

4

-1.35

0.2

1.8225

0.04

3

4

4

0.65

0.2

0.4225

0.04

4

3

4

-0.35

0.2

0.1225

0.04

5

4

5

0.65

1.2

0.4225

1.44

6

3

4

-0.35

0.2

0.1225

0.04

7

3

4

-0.35

0.2

0.1225

0.04

8

3

4

-0.35

0.2

0.1225

0.04

9

3

3

-0.35

-0.8

0.1225

0.64

10

4

3

0.65

-0.8

0.4225

0.64

11

3

5

-0.35

1.2

0.1225

1.44

12

5

4

1.65

0.2

2.7225

0.04

13

3

3

-0.35

-0.8

0.1225

0.64

14

3

3

-0.35

-0.8

0.1225

0.64

15

3

4

-0.35

0.2

0.1225

0.04

16

4

4

0.65

0.2

0.4225

0.04

17

4

4

0.65

0.2

0.4225

0.04

18

2

3

-1.35

-0.8

1.8225

0.64

19

3

3

-0.35

-0.8

0.1225

0.64

20

5

4

1.65

0.2

2.7225

0.04

Суммы:

67

76

-0

0

12.55

7.2

Среднее:

3.35

3.8

Результат: tЭмп = 2

Критические значения

t Кр

p≤0.05

p≤0.01

2.02

2.71

Ось значимости:

Полученное эмпирическое значение t (2) находится в зоне незначимости.

Проведенный анализ показал, что различия между двумя выбранными группами статистически не значимы, следовательно, ряды данных можно использовать для дальнейшего исследования. В дальнейшем было решено провести формирующий этап эксперимента с детьми экспериментальной группы.

Далее, исходя из наших теоретических положений и гипотезы, а так же выявленных результатов констатирующего эксперимента, был проведен формирующий этап исследования, направленный на развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста «Ступеньки добра» Е. Купецковой, данная программа создана в ЦРТДиЮ № 2 г. Пензы с учетом положений Национального проекта “Образование”.

В программе доминирует не обучающая, а развивающая функция, знания и умения выступают не как самоцель, а как средство для формирования нравственных качеств ребенка, как — доброжелательность, тактичность, самоконтроль, умение учитывать и принимать иную позицию, выполнять основные требования взрослых и т. п. Эти качества необходимы для того, чтобы ребёнок научился жить в обществе по законам нравственности, то есть на основе согласования собственных потребностей с потребностями окружающих их людей.

Цель программы: сохранение и развитие нравственных качеств детей, приобщение их к нравственным ценностям.

Задачи программы:

Развитие нравственных представлений, суждений, понятий;

Развитие осознанного и правильного отношения к общественно принятым нормам поведения, своей ответственности;

Формирование установки ребёнка на другого человека как самостоятельную ценность.

— Формировать и воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, трудиться, заниматься самостоятельно выбранным делом; формировать умение договариваться, помогать друг другу, стремление радовать окружающих хорошими поступками.

— Формировать уважительное отношение к окружающим людям. Учить — не вмешиваться в разговор взрослых, внимательно слушать собеседника и не перебивать его.

— Формировать заботливое отношение к малышам, пожилым людям; учить помогать им.

— Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность.

Независимо от содержания все занятия имели единую структуру, которая определяла последовательность основных этапов: ориентировочный, коррекционный, релаксационный и заключительный. С целью эффективности усвоения навыков психокоррекционная работа осуществлялась в тесной взаимосвязи педагога-психолога с воспитателем и родителями детей. Программа реализовывалась один раз в неделю, продолжительностью 25–30 мин.

После проведения формирующего этапа, был проведен 2 срез и получены следующие данные, вначале в экспериментальной группе.

Результаты исследования по методике «Закончи историю»

Экспериментальная группа

У 20 детей экспериментальной группы, выявлены следующие результаты: высокий уровень зафиксирован уже у 12 детей (60 %) — назвали нравственную норму, правильно оценили поведение детей и мотивировали свою оценку, средний уровень у 8 ребят (40 %) — правильно назвали нравственную норму, правильно оценили поведение детей, но не мотивировали свою оценку. Низкий уровень у детей не выявлен.

Результаты исследования по методу «Беседа»

Экспериментальная группа

После проведения формирующего эксперимента было выявлено, что улучшились представления детей о нравственных качествах. А именно, в 100 % случаев дети имеют представления о таких нравственных качествах как: «хороший», «плохой», «добрый» и «злой». Такое нравственное качество, как «трусость» смогли объяснить 14 детей (70 %). До проведения формирующего эксперимента никто из испытуемых не смог объяснить или допускали ошибки, характеризуя такие нравственные качества как: «лживость» и «справедливость», по итогам контрольного этапа эксперимента верно охарактеризовали вышеуказанные нравственные качества 10 (50 %) детей экспериментальной группы. 7 детей (35 %) имеют высокий уровень . Одиннадцать испытуемых (55 %) назвали нравственное качество, что соответствует среднему уровню . У двоих ребят (10 %) низкий уровень. Возросло количество правильных объяснений таких категорий как: «смелость» 60 % (12 детей) и «честность» 50 % (10). На основе полученных данных можно сделать вывод, что после формирующего эксперимента, дети стали лучше определять и называть нравственные качества.

Результаты исследования по методике «Закончи историю»

Контрольная группа

Высокий уровень из 20 детей у 10 ребят (50 %) — назвали нравственную норму, правильно оценили поведение детей и мотивировали свою оценку, средний уровень у 10 детей (50 %) — правильно назвали нравственную норму, правильно оценили поведение детей, но не мотивировали свою оценку. Низкий уровень у детей не зафиксирован.

Результаты исследования по методу «Беседа»

Контрольная группа

Результаты детей старшего дошкольного возраста контрольной группы о нравственных качествах, а именно высокий уровень имеют 9 детей (45 %), средний уровень зафиксирован у 11 ребят (55 %). В 100 % случаев дети смогли верно объяснить такие нравственные качества как «хороший» и «плохой», «добрый» и «злой». 10 ребят (50 %) правильно дифференцировали качество «трусливый», а 12 детей (60 %) без ошибок объяснили такие качества как «честность» и «жадность».

Для выявления динамики развития нравственных качеств после проведения формирующего этапа, мы воспользовались методом математической статистики критерием Вилкоксона. Ниже в таблице 2 представлены данные экспериментальной группы.

1 ряд — 3; 2; 4; 3; 4; 3; 3; 3; 3; 4; 3; 5; 3; 3; 3; 4; 4; 2; 3; 5

2 ряд — 4; 4; 4; 5; 4; 5; 4; 5; 3; 4; 4; 5; 4; 4; 4; 4; 5; 3; 5; 5

Таблица 2

N

«До»

«После»

Сдвиг (t после — t до )

Абсолютное значение сдвига

Ранговый номер сдвига

1

3

4

1

1

11.5

2

2

4

2

2

18

3

4

4

0

0

4

4

3

5

2

2

18

5

4

4

0

0

4

6

3

5

2

2

18

7

3

4

1

1

11.5

8

3

5

2

2

18

9

3

3

0

0

4

10

4

4

0

0

4

11

3

4

1

1

11.5

12

5

5

0

0

4

13

3

4

1

1

11.5

14

3

4

1

1

11.5

15

3

4

1

1

11.5

16

4

4

0

0

4

17

4

5

1

1

11.5

18

2

3

1

1

11.5

19

3

5

2

2

18

20

5

5

0

0

4

Сумма рангов нетипичных сдвигов:

28

Результат: TЭмп = 28

Критические значения T при n=20

n

T Кр

0.01

0.05

20

43

60

Ось значимости:

Полученное эмпирическое значение Tэмп находится в зоне значимости.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что формирующий этап исследования прошел эффективно.

В ходе экспериментального исследования нам удалось установить, что выдвигаемая нами гипотеза: «мы предполагаем, что уровень нравственных качеств у детей в старшем дошкольном возрасте будет выше при соблюдении следующих условий:

— Учёт возрастных и индивидуально-психологических особенностей старших дошкольников.

— Проведение программы сюжетно-ролевых игр нравственного содержания.

— Проведение индивидуальных консультаций по развитию «нравственных качеств».

в экспериментальной группе подтвердилась. Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования подтвердилась. Цель исследования достигнута.

Снижение многих показателей нравственного и духовного здоровья личности в настоящее время происходит, начиная с дошкольного возраста. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т. п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности [5, c. 5].

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью дошкольника, обуславливает главнейшие изменения в психологических особенностях личности ребенка.

Учитывая положение отечественной психологии о том, что игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольника, мы считаем, что именно в ней, возможно, найти резервы, позволяющие ненасильственно осуществить адекватное развитие нравственной сферы ребенка.

Литература:

  1. Алябьева, Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками.: Просвещение, 2003. 130 с.
  2. Богуславская, З.М.; Смирнова, Е. О. Роль игры в нравственном развитии ребёнка. М.: Просвещение, 2011. 215 с.
  3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 421 с.
  4. Бойченко Н. А. «Сюжетно ролевые игры дошкольников», Киев «Радянская школа», 2012. 304 с.
  5. Буре Р. С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Р. С. Буре. М.: Академия, 2013. 129 с.
  6. Возрастная и педагогическая психология // Под ред. М. В. Гамезо и др. М.: Мысль, 2009. 123 с.
  7. Волков Б. С., Волкова Н. В. «Детская психология: от рождения до школы 4–е издание, переработанное»: СПб.: Питер; 2009. 110 c.
  8. Гаврилова, Т. П. О воспитание нравственных чувств. М.: Просвещение, 2006. 117 с.
  9. Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И. Б. СПб., 2002. 135 с.
  10. Эльконин Д. Б. «Психология игры» М.: Просвещение, 1978. 304 с.
Основные термины (генерируются автоматически): экспериментальная группа, ребенок, качество, контрольная группа, нравственная норма, старший дошкольный возраст, нравственное воспитание, поведение детей, высокий уровень, дошкольный возраст.


Задать вопрос