Библиографическое описание:

Скрыбченко М. А. Психологические особенности формирования нравственной ответственности подростков в семьях учителей [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 97-99. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/30/114/ (дата обращения: 13.12.2017).

В ситуации перестройки всех сфер современной жизни неуклонно возрастают требования к членам общества, их моральному облику. Нестабильность социальной ситуации в России, которая ведет к изменению духовно-нравственных ориентиров, смене ценностных ориентаций, определяет необходимость пристального изучения нравственного компонента развития личности. В настоящее время искажены нравственные ориентиры, подрастающее поколение обвиняют в безответственности, аморальности, бездуховности. Поэтому проблема формирования нравственной ответственности в подростковом возрасте, на наш взгляд, является максимально актуальной.

В рамках концепции модернизации российского образования отмечена необходимость формирования деятельностной личности, значительно более самостоятельной и ответственной, чем раньше, как за самого себя, так и за всю страну, человечество. Но, безусловно, образование само по себе не является гарантом высокого уровня нравственной ответственности, так как ответственность – это качество личности, определяющее способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми в обществе нормами и правилами. Вместе с тем, современное общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и специфическими чертами личности.

Сензитивным периодом для формирования нравственной ответственности личности выступает подростковый возраст, так как здесь закладываются основы для мировоззренческих и нравственных позиций. Но при этом, для подростка характерна нравственная неустойчивость, что в совокупности с неоднозначными требованиями общества к нравственному поведению проявляется в непоследовательности подростка, и его деятельность определяется собственными мгновенными желаниями, а не общепринятыми нормами.

Анализ психолого-педагогической литературы (В.А.Сухомлинский, А.С.Макаренко, Л.М. Архангельский, Л.Б.Божович, В.Н. Мясищев, Н.А.Головко, С.Ф.Анисимов, О.Г.Дробницкий, А.Я.Розенберг, Ю.С.Стребков, А.И.Титаренко и другие), позволил нам определить, что формирование нравственной ответственности представляет собой целенаправленный и специально организованный процесс, направленный на развитие эмоционально-волевых качеств личности, определяющих отношение к общепринятым нормам и правилам поведения.

Рассматривая психологические особенности формирования нравственной ответственности подростков в рамках структурно-функционального подхода, нами выделены следующие структурные компоненты нравственной ответственности личности - это когнитивно-смысловой (или ценностно-ориентационный, т.е. система усвоенных личностью знаний о сущности нравственно-ответственного поведения); мотивационно-потребностный (т.е. иерархия мотивов нравственно-ответственного поведения); эмоционально-деятельностный (собственно нравственное поведение и его рефлексия).

В качестве критериев формирования нравственной ответственности подростка выступают показатели каждого компонента. Так, показателями когнитивно-смыслового компонента являются: знания и представления о нравственно-ответственном поведении; знания санкций ответственности в случае нарушения ответственного поведения; ответственное отношение к общепринятым нормам и правилам поведения в обществе; личностные качества, определяющие нравственную ответственность. К показателям мотивационно-потребностный компонента относят: иерархию мотивов нравственно-ответственного поведения; направленность лично­сти на усвоение нравственных норм и принципов, сохранение и ум­ножение общественных ценностей, отражающая мотивы её нравственного поведения; общая мотивационная ориентация. В группу показателей эмоционально-деятельностного компонента входят: собственно нравственное поведение и поступки; оценка и контроль своего поведения и поведения окружающих, с точки зрения соответствия нормам нравственно-ответственного поведения; готовность принять санкции в случае нарушения поведения.

Спецификой формирования нравственной ответственности подростков, на наш взгляд, является наличие двух источников: специально организованный (образовательные учреждения, школы, кружки, секции, досуговые организации) и стихийный (способ воспитания в семье).

В связи с неустойчивостью морально-нравственных критериев в современном обществе, особое значение приобретает семья как естественная среда для человека, , как важный фактор социализации. Одним из важнейших аспектов в педагогической науке выступает проблема повышения педагогического потенциала семьи, условий её положительного влияния на ребенка, преодоления в ней негативных явлений, так как, именно семья обладает потенциалом для формирования нравственной ответственности подростка. Но, несмотря на многочисленные исследования, посвященные этой проблеме, педагогический потенциал семьи, пути его повышения, методика работы в этом направлении ещё недостаточно исследованы. Однако практика ощущает острую необходимость в научно обоснованных рекомендациях в этой области.

Принято считать, что педагогический потенциал семьи определяется психологической коммуникабельностью, нравственной направленностью, педагогической грамотностью родителей. В связи с этим, особый интерес заслуживают семьи, в которых родители обладают психолого-педагогическими знаниями о возрастных и индивидуальных особенностях детей - семьи учителей.

Традиционно учительская семья выступает как носитель фундаментальных духовно-нравственных ценностей, имеет мощный педагогический потенциал. Однако, происходящие в современной России значительные социально-экономические и социокультурные преобразования обусловливают особенно неблагоприятную эмоциональную ситуацию во многих семьях педагогов. Она связана с переосмыслением базовых ценностей, неудовлетворенностью родителей своим статусно-ролевым положением, неуверенностью родителей в будущем своих детей, что непосредственным образом отражается как на психологическом благополучии и личностном развитии детей, так и на их отношении к родителям и к семье в целом (Михно О.С. 2007).

Так же, как показывают различные психолого-педагогические исследования, современная преподавательская семья имеет противоречивые признаки и тенденции развития. Многие родители, имея высшее образование, проектируют и поддерживают детей в осуществлении карьеры, достижении высокого уровня образования. Но наряду с ними существуют отдельные семьи, не воспроизводящие в детях даже образовательный уровень родителей, что свидетельствует о потребности изучения исторического опыта домашнего воспитания, осознания и творческого использования педагогического потенциала преподавательской семьи (Сидорина И.А, 2002).

В связи с этим, целью нашего исследования, проводимого в г.Оренбурге и Оренбургской области в 2005-2008, стало определение психологических особенностей формирования нравственной ответственности подростков, воспитывающихся в семьях учителей. Для диагностики воспитанности нравственной ответственности подростков использовались методики «Самооценка нравственной ответственности» (Г.И.Биушкин) и метод «Незаконченные предложения», разработанный нами с целью определения сформированности когнитивно-смыслового, мотивационно-потребностного и эмоционально-деятельностного компонента нравственной ответственности.

В ходе проведенной опытно-экспериментальной работы мы обнаружили, что у подростков из учительских семей нравственная ответственность проявляется на четырех уровнях: эмпирическом, ситуативном, понятийном, рефлексивном (таблица 1).

Таблица 1

Уровневая характеристика воспитанности нравственной ответственности подростка


Показатели воспитанности компонентов нравственной ответственности подростка

Уровни

Когнитивно-смысловой компонент

Мотивационно-потребностный компонент

Эмоционально-деятельностный компонент

Эмпирический

отсутствие представлений о сущности нравственной ответственно­сти как этической ценности

отсутствие мотивации на ответствен­ную позицию, потребности вести себя ответственно и совершать нравст­венные поступки

отсутствие навыков принятия ответственных реше­ний, эмоционального удовлетворения от совершения нравственных поступков

Ситуативный

наличие абстрактных и тавтологических представлений о сущности нравственной ответственности

ситуативная позиция на ответственное поведение, низкий уровень сформированности личностной мотивация

ситуативная ориентация на нравственное поведение и отношение; внешний уровень субъективного контроля

Понятийный

сформированные представления о сущности нравственной ответственности

наличие четкой ответственной позиции и личностной мотивации на нравственно-ответственное поведение

наличие позитивного эмоционального опыта принятия нравственно-ответственных решений

Рефлексивный

четко сформированные знания о нравственной ответственности и способность их применение в новых ус­ловиях

высокая осознанность личностной мотивации на нравственно-ответственное поведение и потребность в саморазвитии

высокий уровень рефлексии; приоритетный выбор нравственно-ответственного, способа решения сложившихся жизненных ситуаций

Результаты исследования показали, что у большинства подростков (48 %) преобладает ситуативный уровень само­оценки нравственной ответственности, когда подросток не ориенти­руется в жизненных ситуациях, поддается влиянию других; приблизительно равными оказались группы с понятийным и эмпирическим уровнем самооценки (25 % и 22% соответственно). При понятийном уровне самооценки, человек редко страдает от «комплекса неполноценности» и лишь время от времени старается подделаться под мнения других, что в нашем исследовании отражает положительную тенденцию в воспитании нравственной ответственности подростков. Эмпирический же уровень самооценки указывает, что подростки болез­ненно переносят критику в свой адрес, часто страдают от «комплекса неполноценности», в связи с несформированностью внутренних нравственных критериев вообще, и нравственной ответственности в частности. Лишь у 5 % испытуемых был определён рефлексивный уровень самооценки, при котором человек адекватно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях.

Таким образом, большинство подростков не обладает устойчивой самооценкой нравственной ответственности, проявляя ситуативный или эмпирический уровень. Эти показатели подтвердились и результатами методики «Незаконченные предложения», где мы анализировали знания и представления о нравственной ответственности; иерархию мотивов нравственно-ответственного поведения; и собственно нравственное поведение и поступки. В результате оказалось, что представления подростков из учительских семей о нравственной ответственности отличаются размытостью и неконкретностью («нравственная ответственность – это правильное поведение в обществе», «… - это когда человек ощущает ответственность»). При этом отмечено, что 62% подростков могут совершить безнравственное поведение, «если оно не будет преступным, ради другого человека, ради веселья и шалости». И меньше половины 48% испытывают «угрызения совести, стыд» если поступают безнравственно.

В результате изучения ценностных ориентаций у подростков из учительских семей нами выделены 3 группы: подростки, у которых имелась в достаточной мере дифференцированная структура ценностных ориентаций - (16,6%);подростки, у которых дифференцированная структура ценностных ориентаций начинала формироваться - (56,8%); подростки, у которых дифференцированная структура ценностных ориентаций еще не сложилась - (26,6%).

Место нравственных ценностей в системе ценностных ориентаций мы определяли по приписываемому подростком рангу. В ходе анализа выяснилось, что в категории терминальных (82%) и инструментальных (91%) ценностей большинство подростков считали нравственные ценности максимально значимыми (приписывая 5 баллов). Таким образом, мы определили, что у подростков, воспитывающихся в семьях учителей, отмечается высокий уровень развития нравственных ценностей, с приоритетной ориентацией на нормативность поведения.

В итоге, даже в семьях учителей и педагогов, проблема воспитания нравственной ответственности подростков в современном обществе не решается столь однозначно. Необходимо создавать специально организованные условия, проводить групповые тренинги и индивидуальные консультации, с целью повышения педагогического потенциала семьи в воспитании нравственной ответственности подрастающего поколения.


Литература:

  1. Библер, B.C. Нравственность, культура, современность. (Философские размышления о жизненных проблемах) / B.C. Библер. - М.: Знание, -1990. - Сер. "Этика", № 4. - 64 с.

  2. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М., 1994

  3. Целуйко В.М. Психология современной семьи: Кн. Для педагогов и родителей. – М., 2004.

Врезка1

Основные термины (генерируются автоматически): нравственной ответственности, формирования нравственной ответственности, нравственной ответственности подростков, ценностных ориентаций, нравственно-ответственного поведения, мотивов нравственно-ответственного поведения, нравственной ответственности подростка, нравственной ответственности личности, воспитании нравственной ответственности, структура ценностных ориентаций, семьях учителей, особенности формирования нравственной, дифференцированная структура ценностных, нравственное поведение, компонента нравственной ответственности, уровня нравственной ответственности, формирование нравственной ответственности, компоненты нравственной ответственности, воспитания нравственной ответственности, воспитанности нравственной ответственности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос