Ценностные ориентиры духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальных классов | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 февраля, печатный экземпляр отправим 10 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (29) июнь 2020 г.

Дата публикации: 29.05.2020

Статья просмотрена: 64 раза

Библиографическое описание:

Паршина, Е. Н. Ценностные ориентиры духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальных классов / Е. Н. Паршина, М. В. Романова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 3 (29). — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/168/5320/ (дата обращения: 23.01.2021).



В статье поднимаются актуальные вопросы духовно-нравственного воспитания обучающихся младшего школьного возраста. Авторы делают акценты на способы формирования данных качеств личности, показывая методы и приемы работы.

Ключевые слова: воспитание, внеурочная деятельность, духовность.

Вопросы нравственного воспитания были актуальны всегда. В наше время они особенно остры. События нового столетия, происходящие в нашей стране, привели к потере духовных ценностей. Модернизация образования направлена на эффективное усвоение и применений знаний обучающимися, тем временем как развитие духовных сторон личности остается в тени. Без духовно-нравственного фундамента нет государства, послабляются все сферы жизни и самые важные научные достижения становятся ненужными.

Проблемы духовно-нравственного развития привлекали не только ученых, они волновали представителей различных конфессий. По мнению А. Каменец «духовно-нравственное воспитание — это не механическая совокупность знаний, это определенная система ценностей, формируемая в «картине мира» каждой личности» [2,с. 35]. Недостаток моральных ценностей, человечности, добра, уважения, духовности в личности необходимо восполнять и начинать этот процесс нужно как можно раньше. Непременно, первый нравственный опыт дети должны получать в семьях. Учиться любить, уважать, ценить, тех кто дал им жизнь. Именно родители помогают детям приобретать систему неких ценностей. Затем формирование духовных качеств должно продолжаться в дошкольном учреждении, где дети с помощью игр и художественной литературы познают основы морали. Конечный этап — это школа, со своими методами и формами работы над данной проблемой. Но в современном информационно-развитом обществе цепь формирования личности часто нарушена. И нам, воспитателям, учителям, преподавателям, нужно создавать реальные условия, которые помогут сформировать высокую личность, богатую духовно. Из этого следует, что работа с обучающимися именно в этом направлении очень весома для современного общества.

В воспитательном процессе соединяются воедино культурные и общечеловеческие ценности и это приводит к всестороннему развитию личности обучающегося. В Федеральном государственном стандарте начального общего образования также отмечается, что образование должно быть направлено на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. В плане по воспитательной работе этот раздел идет отдельным блоком.

История нашего государства всегда была неразрывно связана с Православием, оно являлось основой формирования культуры станы. «Вспомнить и вернуться к православным началам педагогики особенно важно сейчас, когда особенно остро заметен уход от моральных и нравственных ценностей» [1, с. 5].

Сформировать и воспитать личность, развитую духовно — емкий процесс, требующий приложения старания и усердия ученика и вложения души педагога. Необходимо приобщать детей к православной вере, ценностям, которые имеют мировое культурное значение — это и есть условие, которое формирует духовно-нравственного гражданина, желающего принести пользу своей малой Родине и государству в целом.

Вследствие всего описанного выше учеными, педагогами все сильнее осознается необходимость обучения и воспитания детей на широком фоне религии, культуры, истории России, родного края. Как же сделать так, чтобы педагогические усилия достигали своей цели и приводили к развитию личности? Отвечая на этот вопрос, хочется показать, как мы, учителя МОУ «Лицей 26» г. Саранск, раскрываем данный блок воспитательной работы.

В условиях современной начальной школы процесс духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника ориентирован на:

– формирование жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества;

– воспитание нравственных качеств на основе общечеловеческих ценностей;

– организацию личностной и социально ценной, многообразной деятельности.

Занятия по внеурочной деятельности проводятся по курсу «Азбуковник», автором-составителем которого является Светлана Николаевна Тюменцева — заместитель директора по воспитательной работе, учитель начальных классов. Программа курса «Азбуковник» по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).

Данный курс учитывает возрастные психологические особенности детей. Он предназначен для обучающихся 3-х классов четырехлетней начальной школы и рассчитан на 35 занятий. Также предусмотрен контроль: текущий, тематический и итоговый. Все виды контроля проходят в форме: викторин, выставок, защиты проектов и творческих работ.

Преподавание данного курса позволяет формировать духовно- нравственные качества обучающихся, важные моральные ориентиры, уважительное отношение к истории страны. Наследуя духовную культуру, ребенок становится не только ее носителем, но и продолжателем, проводником ее традиций. Цель программы курса «Азбуковник» по внеурочной деятельности: формирование интереса к основам культуры и традиции православия. Задачи курса: развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений литературного, художественного, музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Программа состоит из 5 разделов, каждый из которых включает в себя несколько тем. Связь нравственности и духовности несомненно велика. Эти понятия издавна переплелись между собой, образуя некое единство.

Развивать духовно-нравственные качества и чувства обучающихся нам помогают нравоучительное чтение и использование притч. Притча хорошо запоминается. В своей работе использую следующие нравоучительные рассказы: «Кто чем богат», «Любящее сердце», «Возвращение», «Слеза», «Беда в доме», «Наставление юного монаха», «Сияние души», «Духовный выбор», «Лучший и худший», «Первый шаг», «Лесной лекарь», «Помощь Бога», «Бог везде». На занятиях мы много говорим о дружбе, о доброте, об отношениях между людьми. Но говорить о добре и творить добро — это не одно и тоже. Очень часто дети, под руководством учителя составляют памятки «Как стать добрым?», «Какие хорошие поступки сделал я?» Самым действенным моментом на занятиях является диалог обучающихся с одноклассниками и с самим собой: «Стал ли я лучше?», «Как я могу в жизни применить полученные знания?». Идёт размышление о своём внутреннем состоянии.

Работая в группах, включаются элементы устного народного творчества, ведь в пословицах и поговорках очень много народной мудрости, которая легко запоминается детьми. Очень интересными являются такие формы работы: мини-сочинения по темам: («Кто является духовным человеком?», «Как выглядит моя душа?», «Что такое любовь?», «В чем я вижу красоту?», «А какой хороший поступок я совершил сегодня?», «Нравственность — это…», составление кроссвордов, рисование по темам: («Буквы славянского алфавита», «Святой Александр Невский», «14 марта — День православной книги, «Монастыри России», «Мой ангел хранитель», выполнение поделок приобщенных к праздникам Рождество, Пасха, составление вопросов по изучаемой теме, организации книжных выставок, просмотр и прослушивание произведений искусства.

Большое внимание оказывается встречам с деятелями искусства, служителями церкви, Ветеранами труда, Ветеранами Великой Отечественной войны и работниками тыла, участниками боевых действий в Афганистане.

Рефлексия часто проходит в форме синквейна, обучающиеся легко его составляют с ключевыми понятиями занятия (добро, душа, семья, личность, взаимопомощь, уважение). На особом месте находится работа с семьей, ведь именно родители — это пример для подражания ребенка. Создать духовную атмосферу в семье — это особый труд. Опыт показал, родители очень активно принимают участие в мероприятиях совместно со своими детьми, что благоприятно влияет на укрепление дружеских отношений между ее членами.

Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся — процесс продолжительный и трудоемкий, который должен проходить в последовательности: семья — учреждения дошкольного образования и образовательные учреждения. Но в современном обществе прослеживается отсутствие системной работы, направленной на становление именно духовно развитой личности. Учебным заведениям рекомендуется, решая задачи воспитания, опираться на нравственное в человеке, раскрывать в каждом ребенке ценностные ориентиры и доносить до них чувство ответственности за сохранение моральных основ общества.

Литература:

  1. Дивногорцева С. Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. — М: ПСТГУ, 2010. — 340 с.
  2. Каменец А. В., Селезнева Е. Н. Основы духовно-нравственного воспитания в системе дополнительного образования: учеб. пособие. — М.: РГСУ, 2015. — 318 с.
Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, воспитательная работа, духовно-нравственное развитие, ребенок, занятие, начальное общее образование, программа курса, работа, семья, современное общество.

Похожие статьи

Духовно-нравственное воспитание младших школьников...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности.

духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственное развитие, внеурочная деятельность, ребенок, процесс воспитания, образовательное учреждение...

О духовно-нравственном воспитании младших школьников...

Внеурочная деятельность выступает как средство духовно-нравственного воспитания

внеурочная деятельность, духовно-нравственное воспитание, занятие, ребенок

Внеурочная деятельность является составной частью системы образования и воспитания...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников во...

Ключевые слова:духовно-нравственное воспитание, внеурочная деятельность, совместная деятельность школы, семьи и общественности, воспитательный потенциал ФГОС. Человек, ты можешь духовно расти, только помогая другому быть человеком.

План воспитательной работы в начальной школе

Коллективная творческая деятельность сплачивает детей, помогает развитию талантов

Методы воспитательной работы. В работе по программе духовно-нравственного

Духовно-нравственное воспитание — это целенаправленный процесс самосогласования...

Духовно-нравственное развитие учащихся в условиях...

Духовно-нравственное развитие учащихся в условиях реализации ФГОС посредством внеурочной деятельности.

Ключевые слова: духовно-нравственное развитие, ФГОС общего образования. Вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся посвящены...

Художественная литература как средство нравственного...

духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственное развитие, внеурочная деятельность, ребенок

Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС НОО

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) большое внимание уделяет внеурочной деятельности обучающихся, определяет ее важное место в образовательном процессе.

Духовно-нравственное воспитание учащихся в группе...

Государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы через урочную и внеурочную деятельность.

Духовно-нравственное воспитание современного младшего...

Соответственно, духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения — важнейшая задача школы, поставленная в новом Федеральном...

Похожие статьи

Духовно-нравственное воспитание младших школьников...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности.

духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственное развитие, внеурочная деятельность, ребенок, процесс воспитания, образовательное учреждение...

О духовно-нравственном воспитании младших школьников...

Внеурочная деятельность выступает как средство духовно-нравственного воспитания

внеурочная деятельность, духовно-нравственное воспитание, занятие, ребенок

Внеурочная деятельность является составной частью системы образования и воспитания...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников во...

Ключевые слова:духовно-нравственное воспитание, внеурочная деятельность, совместная деятельность школы, семьи и общественности, воспитательный потенциал ФГОС. Человек, ты можешь духовно расти, только помогая другому быть человеком.

План воспитательной работы в начальной школе

Коллективная творческая деятельность сплачивает детей, помогает развитию талантов

Методы воспитательной работы. В работе по программе духовно-нравственного

Духовно-нравственное воспитание — это целенаправленный процесс самосогласования...

Духовно-нравственное развитие учащихся в условиях...

Духовно-нравственное развитие учащихся в условиях реализации ФГОС посредством внеурочной деятельности.

Ключевые слова: духовно-нравственное развитие, ФГОС общего образования. Вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся посвящены...

Художественная литература как средство нравственного...

духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственное развитие, внеурочная деятельность, ребенок

Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС НОО

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) большое внимание уделяет внеурочной деятельности обучающихся, определяет ее важное место в образовательном процессе.

Духовно-нравственное воспитание учащихся в группе...

Государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы через урочную и внеурочную деятельность.

Духовно-нравственное воспитание современного младшего...

Соответственно, духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения — важнейшая задача школы, поставленная в новом Федеральном...

Задать вопрос