На сегодняшний день проверка качества регионального законодательства осуществляется в следующих направлениях: прокуратурой в ходе осуществления организации надзора за законностью правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судом в соответствии с вступившим в законную силу Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) [1].
Применительно к законодательству Кировской области приказом прокурора Кировской области от 09.04.2019 № 93 утвержден регламент организации надзора за законностью правовых актов органов государственной власти Кировской области [2].
Так, прокуратура Кировской области обращалась в Кировский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 2.4 Порядка заключения инвестиционного договора о предоставлении налоговой преференции, подпункта 2.1.2.2 пункта 2.1 раздела 2, подпункта 4.1.6 пункта 4.1 раздела 4 и таблицы 2 приложения № 4, подпункта 2.1.2 пункта 2.1 раздела 2, подпункта 4.1.6 пункта 4.1 раздела 4 и таблицы 1 приложения № 7 к Порядку заключения инвестиционного договора о предоставлении налоговой преференции, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 20.12.2016 № 34/270 (в редакции постановлений Правительства Кировской области от 13.06.2018 № 282-П, от 28.12.2018 № 658-П). Решением Кировского областного суда от 16.12.2020 по делу № 3а-106/2020 в удовлетворении административных исковых требований было отказано. Суд указал, что нарушений оспариваемыми положениями требований нормативно-правовых актов, имеющих большую юридическую силу, не установлено [4].
Также главой 21 КАС РФ регламентирован порядок производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами. Согласно ст. 208 КАС РФ подать административное исковое заявление с требованием о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части могут лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы [1].
Таким образом, круг лиц, обладающих правом на оспаривание регионального нормативного правового акта, законодателем определен.
Так, общество с ограниченной ответственностью «Луч» обращалось в Кировский областной суд с административным исковым заявлением к Правительству Кировской области о признании недействующим постановления Правительства Кировской области от 5 апреля 2019 года № 176-П «Об утверждении перечня мест на территориях муниципальных образований Кировской области, отправление из которых одного и того же транспортного средства, используемого для перевозок пассажиров и багажа по заказу, более трех раз в течение одного месяца запрещается». Решением Кировского областного суда от 02.07.2019 по делу № 3а-37/2019 административный иск был удовлетворен частично, суд указал, что произвольное и необоснованное установление ограничений нарушает баланс интересов участников правоотношений, дает основания предполагать чрезмерное ограничение прав таких лиц [3].
21 апреля 2020 года Правительство России внесло в Госдуму законопроект № 945998–7 (далее — Законопроект), согласно которому данный круг расширяется: дополнительными полномочиями по оспариванию региональных и муниципальных нормативных правовых актов наделяется Министерство юстиции Российской Федерации [5].
Законопроект предполагает внесение изменений в статьи 208 и 209 КАС РФ. Согласно Законопроекту Министерство юстиции Российской Федерации наделяется правом на подачу административного искового заявления о признании нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования или муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования не действующим полностью или в части, если по результатам проведения правовой экспертизы будет выявлено, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушает права, свободы и законные интересы граждан. Срок, в течение которого Министерство юстиции Российской Федерации сможет реализовать данное право, — не ранее чем через 3 месяца со дня получения органом, принявшим оспариваемый нормативный правовой акт, заключения по результатам проведения правовой экспертизы.
Предполагается, что данный трехмесячный срок установлен для того, чтобы орган, принявший обжалуемый акт, смог привести указанный акт в соответствие с нормативным правовым актом, обладающим большей юридической силой. Если же это не произойдет, Министерство юстиции Российской Федерации сможет в судебном порядке оспорить не соответствующий законодательству акт.
Следует отметить, что имеются как сторонники принятия данного Законопроекта, так и противники. Последние утверждают, что реализация предлагаемых новелл приведет к дублированию полномочий Минюста России и органов прокуратуры. Однако с этим нельзя согласиться, поскольку предлагаемые изменения создадут дополнительные возможности для выявления и устранения норм, противоречащих федеральному законодательству. Если данным вопросом будет заниматься не один, а несколько уполномоченных органов государственной власти, то это позволит повысить качество регионального законодательства. Более того, предполагается, что указанные категории дел будут рассматриваться с привлечением прокурора для дачи заключения по делу.
Сторонники предлагаемых изменений обоснованно отмечают, что принятие Законопроекта будет способствовать более оперативному исключению из нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов и муниципальных актов норм, противоречащих законодательству, что повысит гарантии защиты прав граждан и обеспечения интересов государства. Представлять интересы Минюста России в судах по доверенности будут руководители территориальных органов Минюста России (созданы в каждом субъекте Российской Федерации). Поэтому реализация положений Законопроекта не потребует увеличения штатной численности Минюста России и выделения Минюсту России дополнительных финансовых средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Между тем, данный Законопроект так и не принят. Согласно Протоколу заседания Совета ГД ФС РФ от 20.05.2020 № 264, на котором Законопроект рассматривался, было принято решение направить Законопроект Президенту РФ, в комитеты, комиссию Государственной Думы, фракции в Государственной Думе, Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Правительство РФ, Счетную палату РФ, Общественную палату РФ, Верховный Суд РФ для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также на заключение в Правовое управление Аппарата Государственной Думы. Также было принято решение включить Законопроект в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в период весенней сессии 2020 года (июнь).
16.06.2020 правовое управление аппарата Государственной Думы дало заключение, согласно которому замечаний концептуального характера к Законопроекту не имеется.
В дальнейшем никаких действий по принятию Законопроекта не производилось. Представляется, что данный Законопроект необходимо принять. Представлять интересы Минюста России в судах по доверенности будут руководители территориальных органов Минюста России (созданы в каждом субъекте Российской Федерации). Поэтому реализация положений Законопроекта не потребует увеличения штатной численности Минюста России и выделения Минюсту России дополнительных финансовых средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Литература:
- Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 09.03.2015, № 10, ст. 1391.
- Приказ прокурора Кировской области № 93 от 09.04.2019 «Об утверждении регламента организации надзора за законностью правовых актов органов государственной власти Кировской области» // https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_43/documents/normative-act?item=9493654.
- Решение Кировского областного суда от 02.07.2019 по делу № 3а-37/2019 // СПС «КонсультантПлюс».
- Решение Кировского областного суда от 16.12.2020 по делу № 3а-106/2020 // СПС «КонсультантПлюс».
- Паспорт проекта Федерального закона № 945998–7 «О внесении изменений в статьи 208 и 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» (в части расширения состава органов, обладающих правом оспаривать положения нормативных правовых актов в суде)" (внесен Правительством РФ) // СПС «КонсультантПлюс».