Предмет, объект и пределы прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №40 (435) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 05.10.2022

Статья просмотрена: 3288 раз

Библиографическое описание:

Дорофеева, М. Г. Предмет, объект и пределы прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях / М. Г. Дорофеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 40 (435). — С. 83-84. — URL: https://moluch.ru/archive/435/95260/ (дата обращения: 17.12.2024).



Прокурорский надзор за соблюдением установленного законом порядка разрешения заявлений и сообщений о готовящихся и совершенных преступлениях включает в себя соблюдение правил приема, регистрации, рассмотрения и разрешения заявлений и сообщений, сроков проведения проверок и порядок их продления, а также порядка проведения процессуальных действий, необходимых для правильного разрешения поступившего заявления, сообщения.

Объектом же прокурорского надзора, исходя из вышеуказанного предмета, будут являться государственные органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять деятельность по приему, регистрации, рассмотрению и разрешению сообщений о преступлениях, выявлению и расследованию преступлений.

Пределы прокурорского надзора имеют большое теоретическое и практическое значение, так как позволяют точно определить круг полномочий прокурора, а также единство надзорной деятельности. В научной литературе пределы прокурорской проверки определяются как границы должного, возможного и запрещенного поведения прокурора при выборе объекта проведения проверки, применении полномочий, связанных с ее проведением, а также средств прокурорского реагирования. Пределы прокурорского надзора раскрываются соответственно через перечень нормативных правовых актов, за исполнением которых прокурор должен осуществлять надзор, и поднадзорных объектов, а также через объем полномочий прокурора.

В силу ч. 1 ст. 37 УПК РФ предел прокурорского надзора можно очертить «процессуальной деятельностью» органов предварительного расследования — т. е. прокурор осуществляет надзор только за исполнением поднадзорными органами уголовно-процессуального законодательства, а методическая, организационная и иные виды деятельности органов предварительного расследования и их должностных лиц выходят за рамки прокурорского надзора. Однако, в следующей же части статья 37 УПК РФ содержит исключение из сделанного вывода: так, прокурор уполномочен давать дознавателю письменные указания о направлении расследования и производстве отдельных процессуальных действий [1].

Процессуальная самостоятельность следователей и дознавателей гарантирована законом, именно поэтому устанавливаются пределы прокурорского надзора, определяемые статьями УПК РФ, которые условно можно разделить на две группы:

1) статьи, закрепляющие полномочия прокурора в уголовном судопроизводстве (статья 37 УПК РФ и др.);

2) статьи, которые регламентируют основания и порядок обжалования должностными лицами органов предварительного расследования решений прокурора, его принявшего, вышестоящему прокурору (напр., п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 4 ст. 41, ч. 4 ст. 221 УПК РФ).

Надзорная деятельность прокурора по отношению к органам предварительного расследования носит характер последующей проверки законности принятых процессуальных решений, совершенных следственных и иных действий. В то же время по отношению к органам дознания деятельность прокурора может носить и превентивный характер, в случаях, когда осуществляется проверка законности и обоснованности планируемых к принятию процессуальных решений либо намечаемых к проведению процессуальных действий (например, при даче согласия на обращение в суд с ходатайством об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу).

Таким образом, прокурорский надзор за установленным порядком разрешения заявлений и сообщений о преступлениях — часть надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Цель прокурорского надзора за установленным порядком разрешения заявлений и сообщений о преступлениях состоит в том, чтобы:

1) были зарегистрированы все поступившие заявления и сообщения о преступлениях;

2) соблюдались сроки регистрации и разрешения заявлений и сообщений;

3) соблюдался процессуальный порядок оформления сообщений о преступлениях;

4) принятые решения по поступившим сообщениям были законными и обоснованными;

5) обеспечивались права и законные интересы лиц, в том числе и соблюдение обязательного уведомления заявителей о принятии заявлений;

6) принимались меры к устранению нарушений закона в этой области, причин и условий, способствовавших совершению этих нарушений, привлечению виновных в нарушении закона к установленной законом ответственности.

К нормативным актам, очерчивающим пределы прокурорского надзора, прежде всего относятся Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Федеральный закон «О прокуратуре РФ», приказы Генерального прокурора РФ.

Действенность прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях является одним из его ключевых критериев. Так, п. 1 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 5 сентября 2011 года № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» [2] обязывает начальников подразделений Генеральной прокуратуры РФ, прокуроров субъектов РФ, городов и районов, других территориальных, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур исходя из своей компетенции организовывать, обеспечивать и осуществлять постоянный и действенный надзор за неукоснительным исполнением органами дознания и предварительного следствия требований Уголовно-процессуального кодекса РФ и иных федеральных законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.

Прокурорский надзор за деятельностью органов дознания и предварительного следствия при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлении необходим не только для своевременной защиты прав потерпевших, но и для правильной оценки складывающейся криминогенной обстановки (как в отдельно взятой местности, так и в масштабах страны в целом), а также для принятия соответствующих организационных и оперативно-тактических решений в сфере борьбы с преступностью. Это звучит особенно актуально в контексте модернизации сферы правовой статистики.

В этой связи стоит отметить значимость изменений, внесенных в ст. 51 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. № 487. В соответствии с данными поправками, Генеральная прокуратура Российской Федерации наделяется полномочиями осуществлять государственный единый статистический учет данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре, проводить федеральное статистическое наблюдение на основе первичных статистических данных, предоставляемых государственными органами.

С 1 января 2022 г. официальная статистическая информация, полученная в ходе осуществления государственного единого статистического учета, должна размещаться Генеральной прокуратурой Российской Федерации на официальном сайте Российской Федерации, определенном Правительством Российской Федерации, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных с учетом ограничений, установленных федеральными законами.

Перечень размещаемой интернете официальной статистической информации будет утверждаться Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с федеральными государственными органами и федеральными органами исполнительной власти, обладающими соответствующими первичными статистическими данными.

Для реализации полномочий в указанной сфере по заказу Генеральной прокуратуры Российской Федерации создано специальное программное обеспечение государственной автоматизированной системы правовой статистики. Центральным элементом данной системы является хранилище всех документов первичного учета в электронном виде. На основе имеющихся данных сформирован единый реестр уголовных дел, обеспечивается возможность объективной оценки хода и результатов их расследования. Главной целью создания системы является обеспечение прозрачности, достоверности и полноты учетных сведений о преступлениях и возможности проследить всю цепочку событий, начиная от сообщения о совершенном преступлении до исполнения судебного решения, исполнения уголовного наказания и снятия судимости.

В целях совершенствования этой работы в настоящее время активно проводится опытная эксплуатация модернизированного специального программного обеспечения государственной автоматизированной системы правовой статистики в пилотной зоне, в которую вошли несколько десятков прокуратур субъектов Федерации и приравненных к ним иных специализированных прокуратур.

Таким образом, эффективный прокурорский надзор на досудебной стадии уголовного судопроизводства способствует формированию объективных статистических данных, приближая их к адекватному отражению реальной ситуации с преступностью в нашей стране.

Литература:

  1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 19.04.2022) // СПС «КонсультантПлюс».
  2. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 5 сентября 2011 года № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» // СПС Консультант Плюс
Основные термины (генерируются автоматически): прокурорский надзор, Российская Федерация, РФ, Генеральная прокуратура, правовая статистика, предварительное расследование, преступление, разрешение сообщений, сообщение, государственная автоматизированная система.


Похожие статьи

Некоторые проблемы прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях

Акты прокурорского реагирования на нарушения закона в процессуальной деятельности органов дознания и органов предварительного следствия

Предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание в Вооруженных Силах Российской Федерации

Выявление и пресечение средствами прокурорского надзора случаев нерегистрации должностными лицами органов внутренних дел сообщений о преступлениях

Акты реагирования прокурора как субъекта прокурорского надзора за предварительным следствием

Понятие, задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания

Проблемы осуществления полномочий прокурора по надзору за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях

В статье анализируются актуальные проблемы осуществления полномочий прокурора по надзору за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.

Меры прокурорского реагирования при выявлении нарушений при исполнении законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в сфере незаконного оборота наркотических средств

Основные направления прокурорского надзора в сфере соблюдения прав субъектов предпринимательской деятельности

История возникновения и развития прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного следствия

Похожие статьи

Некоторые проблемы прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях

Акты прокурорского реагирования на нарушения закона в процессуальной деятельности органов дознания и органов предварительного следствия

Предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание в Вооруженных Силах Российской Федерации

Выявление и пресечение средствами прокурорского надзора случаев нерегистрации должностными лицами органов внутренних дел сообщений о преступлениях

Акты реагирования прокурора как субъекта прокурорского надзора за предварительным следствием

Понятие, задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания

Проблемы осуществления полномочий прокурора по надзору за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях

В статье анализируются актуальные проблемы осуществления полномочий прокурора по надзору за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.

Меры прокурорского реагирования при выявлении нарушений при исполнении законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в сфере незаконного оборота наркотических средств

Основные направления прокурорского надзора в сфере соблюдения прав субъектов предпринимательской деятельности

История возникновения и развития прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного следствия

Задать вопрос