Прокуратура в России была создана Указом Петра I от 12.01.1722 г., в котором говорилось — быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, а также во всякой коллегии по прокурору [1].
Учитывая особые полномочия генерал-прокурора. 27.04.1722 г., был издан Указ «О должности генерал-прокурора», согласно которому «Генерал прокурор повинен сидеть в Сенате и смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил и во всех делах, которые к сенатскому рассмотрению и решению подлежат, истинно, ревностно и порядочно, без потеряния времени, по регламентам и указам отправлял, разве какая законная притчина ко отправлению ему помешает, что все записывать повинен в свой юрнал» [2].
В сравнении с современными обязанностями прокурора, приходим к выводу, что суть осталась прежней.
Прокуратура в России была принципиально новым в истории российской государственности учреждением, представляющим интересы государства (по аналогии с современностью, в уголовных делах прокурор является государственным обвинителем). Основной функцией прокуратуры остается надзор за законностью всеми субъектами государства и гражданского общества.
Генеральный прокурор — «представитель верховной власти в государстве перед Сенатом», его функция — «надзор за всем управлением», который «отходит от Сената к Генерал-прокурору, под надзором которого состоял и сам Сенат».
Прокурорский надзор был распространен и на Сенат, «Генерал прокурор повинен сидеть в Сенате и смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил и во всех делах, которые к сенатскому рассмотрению и решению подлежат, истинно, ревностно и порядочно, без потеряния времени, по регламентам и указам отправлял, разве какая законная притчина ко отправлению ему помешает, что все записывать повинен в свой юрнал» [2].
Анализируя данный пункт, можно сделать вывод о наличии уже на тот момент, таких принципов работы прокуратуры как: независимость, равенство всех субъектов, объективность и законность.
Особый интерес юридического закрепления полномочий прокурора как надзирающего органа, представляет Циркулярный ордер от 22 сентября 1802 года [3]. В соответствии с п.5 Циркулярного ордера «По производству уголовных дел прокуроры наблюдают, с одной стороны, чтобы не происходило где кому пристрастных допросов, бесчеловечных истязаний и притеснений всякого рода на обвинения невиновности, а с другой — упущения и послабления преступления» [4].
В данном пункте заложена основа борьбы с пытками, истязаниями и иными нарушениями прав человека. Кроме того предусмотрено полное и всестороннее расследование, доказывание и исключение самооговора.
Отдельным государственным ведомством прокуратура стала в связи с учреждением Министерства юстиции. Манифестом от 25 июля 1811 года об «Общем учреждении министерств» в структуре Министерства юстиции была обособлена прокурорская служба, определены субординационные связи, иерархия прокурорских чинов, порядок их взаимодействия с судами, а также процедуры назначения и освобождения от должности [5].
Вплоть до начала правления Александра I, прокурорский надзор за следствием осуществлялся на основе норм, установленных Циркулярным ордером Г. Р. Державина.
Первые попытки по созданию специальных органов, ведающих вопросами производства расследования по уголовному делу, были сделаны канцелярией Собственной Его Императорского Величества [6]. Результатом такой деятельности явилось принятие законопроекта «О следствии» [7], в соответствии с положениями которого рассматриваемые функции были изъяты у полиции и переданы судебным следователям. С этого времени органы предварительного следствия были отнесены к числу судебных органов [8].
В соответствии с Уставом уголовного судопроизводства, прокуратура из органа надзорного типа трансформировалась в орган уголовного преследования. «Прокурор возбуждает уголовное преследование, руководит полицейским дознанием, наблюдает за предварительным следствием, участвует в придании суду, обвиняет на суде, протестует против неправильных судебных приговоров и определений и исполняет те их них, которые вошли в законную силу» [9].
Таким образом, в XIX веке прокурор осуществлял функции надзора и руководства расследованием. Само расследование общественно опасных, преступных деяний прокурор не вел, а, следовательно, функция уголовного преследования в деятельности прокурора не была одним из основных направлений деятельности. Прокурор осуществлял указанные функции посредством предоставленных полномочий до 1917 года, когда прокуратура и система органов предварительно следствия в лице судебных следователей была упразднена Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 24 ноября 1917 года «О суде».
Революция 1917 года привела не только к смене власти, но и к смене привычных способов государственного управления и реализации прав граждан.
Первым важным историческим документом для прокуратуры в ранний советский период стал Декрет СНК РСФСР № 1 «О суде» от 24 ноября 1917 года [10]. В основных положениях Декрета было закреплено упразднение прокуратуры, дословно: «Упразднить доныне существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора, а равно и институты присяжной и частной адвокатуры. Впредь до преобразования всего порядка судопроизводства предварительное следствие по уголовным делам возлагается на местных судей единолично, причем постановления их о личном задержании и о предании суду должны быть подтверждены постановлением всего местного суда. В роли же обвинителей и защитников, допускаемых и в стадии предварительного следствия, а по гражданским делам — поверенными, допускаются все не опороченные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правами. Для принятия и дальнейшего направления дел и производств как судебных установлений, так и чинов предварительного следствия и прокурорского надзора, а равно и советов присяжных поверенных соответствующие местные Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов избирают особых комиссаров, которые принимают в свое ведение и архивы и имущества этих учреждений» [11].
Смысл революции состоял в создании полной демократии и управления народом во всех сферах жизни и государственного правления, что по-нашему мнению невозможно и нецелесообразно, так как полная демократия является лишь маскировкой хаоса, при котором руководить действиями и мышлением населения (масс) гораздо проще, чем при тоталитаризме.
Кроме того, прокурорский надзор подразумевал профессиональную оценку действий, а соответственно наличие образования, соответственно передав данную функцию рабочим смысл прокурорского надзора был утерян.
28 мая 1922 года III сессия ВЦИК утвердила Положение о прокурорском надзоре [12]. Так, прокуратура учреждалась в составе Народного Комиссариата Юстиции на правах отдела.
К обязанностям прокуратуры относилось поддержание государственного обвинения в суде, что аналогично и современным обязанностям прокурора. Кроме того, к обязанностям прокурора был отнесен контроль за соблюдением прав заключенных, надзор за законностью действий органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и частных лиц. То есть аналогичные современной прокуратуре направления прокурорского надзора: за органами предварительного расследования и общий надзор.
Постановлением ВЦИК от 25 мая 1922 года, был принят УПК РСФСР, который вступал в силу с 1 июля 1922 года [13].
В соответствии со статьей 9 УПК РСФСР «Прокуратура обязана возбуждать уголовное преследование перед судебными и следственными органами по всякому совершившемуся и подлежащему наказанию преступлению» [14].
А в соответствии с пунктом 4 статьи 96 УПК РСФСР, поводом к возбуждению уголовного дела являлось предложение прокурора.
Согласно положений УПК РСФСР прокурор был наделен полномочиями контролировать предварительное следствие на всех его стадиях, принимать соответствующие меры реагирования, давать указания следователю и т. д.
Отдельно была вынесена глава (Глава XIX), регламентирующая действия прокурора по прекращению дела и по преданию суду.
Обособление функций прокурора, анализ деятельности прокурора и целесообразность данного процессуального лица послужили основанием для создания прокуратуры как обособленного государственного органа.
В 1933 году ЦИК и СНК СССР приняли Постановление об образовании прокуратуры СССР [15], а 17 декабря 1933 года Положение о ней [16].
С 1936 года на прокуратуру было возложено проведение предварительного следствия по отдельной категории дел, что послужило образованием Следственного отдела в Прокуратуре СССР [17].
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года объявил деятельность прокуратуры была перестроена на военный лад [18].
Прокуроры выполняли функции по надзору за исполнением законов военного времени, обеспечивали исполнение законов о поставке военной продукции, оказании помощи фронту и укреплении тыла. Осуществление надзора прокурорскими работниками за следствием характеризовалось контролем за осуществлением расследования в максимально короткие сроки, правильной квалификацией совершенных преступлений, обоснованностью возбуждения уголовных дел [19].
Послевоенный период также требовал изменений в деятельности прокуратуры с учетом становления новых общественных отношений, экономической и политической ситуации. В связи с чем, в 1955 году Президиумом Верховного Совета СССР был принят указ об утверждении нового Положения о прокурорском надзоре [20].
С 1 января 1961 года Верховный Совет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики своим законом ввел в действие новый УПК [21]. Осуществлять предварительно следствие стали лишь следователи органов прокуратуры и органов государственной безопасности, милиция была освобождена от данной функции.
В 1979 году был принят Закон «О прокуратуре СССР» [22], основанный на, содержащий отдельные положения о прокуратуре. В соответствии со ст.2 «деятельность прокуратуры СССР направлена на всемерное укрепление социалистической законности и правопорядка и имеет задачей охрану от всяких посягательств.
Таким образом, закон не только закрепил равное и уважительное отношение граждан друг к другу, но и предусматривал борьбу с коррупцией путем общественного контроля.
Проанализировав историю становления прокуратуры как самостоятельного государственного органа в советский период, приходим к выводу необходимости данного периода на ранний советский период, в котором прокуратура была упразднена как орган, препятствующий осуществлению народного самоуправления, а затем возобновлена как орган осуществляющий профессиональный надзор за соблюдением законности. И послевоенный период, где прокуратура получила свою полную самостоятельность полноценного государственного органа, обладающего широким перечнем полномочий и призванного выступать стражей соблюдения прав и обязанностей всех субъектов общества и государства.
В части осуществления надзора за органами предварительного следствия следует отметить, что прокуратура имела процессуальные полномочия на всех стадиях расследования уголовного дела, а ряд уголовных дел подлежал рассмотрению исключительно следователями прокуратуры.
17 января 1992 году Президентом уже нового государства — Российской Федерации был принят Закон «О прокуратуре РФ», состоящий из шести разделов и 47 статей, действующий с соответствующими изменения и в нынешнее время. Кроме того, 12 декабря 1993 года на всероссийском референдуме была принята Конституция РФ. Статья 129 Конституции РФ, посвященная прокуратуре и вошедшая в главу «Судебная власть», закрепила прокуратуру как единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ, а также установила порядок назначения на должности и освобождения от должностей Генерального прокурора РФ и других прокуроров.
Таким образом, приходим к выводу, что после распада СССР прокуратура подвергалась реформированию, упразднении части своих полномочий в целях обеспечения полного, всестороннего и объективного прокурорского надзора за органами предварительного следствия на всех стадиях производства предварительного следствия.
По нашему мнению, абсолютно целесообразным было упразднение полномочий прокурора в части возбуждения уголовного дела, так как непосредственно орган предварительного следствия, в производстве у которого находится материал проверки, а в последующем уголовное дело, должен самостоятельно уметь правильно квалифицировать деяние, принимать решению по алгоритму осуществления процессуальных действий и т. д.
Литература:
- Российское законодательство X — XX веков. М., 1986. С. 186.
- Статья 1 Указа о должности генерал-прокурора от 27.04.1722 [Электронный ресурс] стр.196// http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/genprok.htm / дата обращения 28.12.2021
- Доклады министра юстиции // Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864–1883. Т. 7: Сочинения в прозе. — 1872. С. 382–390 [Электронный ресурс]// https://derzhavin.petrsu.ru/site/notes-view?id=32// дата обращения 29.12.2021
- П.5 Именной указъ, объявленный Сенату министромъ юстиціи/ Доклады министра юстиции // Сочинения Державина: [в 9 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — СПб.: изд. Имп. Акад. Наук: в тип. Имп. Акад. Наук, 1864–1883. Т. 7: Сочинения в прозе. — 1872. С. 382–390 [Электронный ресурс]// https://derzhavin.petrsu.ru/site/notes-view?id=32// дата обращения 29.12.2021
- Воронин О. В. Прокурорский надзор в Российской Федерации: вопросы Общей части: Учебное пособие -Томск: Изд-во НТЛ, 2007. С. 50.
- Высочайшие постановления за 1860 г. [Электронный ресурс]// https://www.prlib.ru/item/329067 / дата обращения 29.12.2021
- Цеков М. А. Возникновение и развитие системы органов дознания // Молодой ученый. — 2018. — № 21 (207). — С. 409–414
- Гавриленко, Н. С. Органы предварительного следствия в России в дореволюционный период (1864–1916 гг.) / Н. С. Гавриленко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 47 (337). — С. 263–265. — URL: https://moluch.ru/archive/337/75337/ (дата обращения: 12.01.2022).
- Муравьев Н. В. Общие основания прокурорской деятельности по уголовным делам // Дореволюционные юристы о прокуратуре: сборник статей / науч. ред.: С. М. Казанцев. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2001.С. 25.
- Становление народных судов и Наркомат юстиции РСФСР, (1917–1922 гг.): диссертация... кандидата юридических наук: 12.00.01: защищена 26. 6.2006 / Коссов Иван Александрович; Российский государственный гуманитарный университет. — Москва, 2006. — 214 с. [Электронный ресурс]// https://www.prlib.ru/item/453840/ дата обращения 30.12.2021
- Декреты и декларации 2-го Всероссийского съезда советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и Совета Народных комиссаров. — Петроград: Отд. Мест. упр. Комиссариата вн. дел, 1917. — 26 см Сб. 1: (За окт., нояб. и по 12 дек. 1917 г.). — 1917. — [1], 140, III с.//Президентская библиотека [Электронный ресурс]// https://www.prlib.ru/item/330559/ дата обращения 30.12.2021
- Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства, издаваемое Народным Комиссариатом Юстиции. — Москва: Народный Комиссариат Юстиции. Источник электронной копии: ПБ 18 июня 1922 г. № 36. Отд. 1. — [1922]. -569–584 с. [Электронный ресурс]// https://www.prlib.ru/item/729575/ дата обращения 30.12.2021
- Постановление ВЦИК от 25.05.1922 «Об Уголовно-Процессуальном Кодексе» (вместе с «Уголовно-Процессуальным Кодексом Р. С. Ф.С.Р».) [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=ESU&n=4006#uJg2XuSb3ZZKZvWA/ дата обращения 30.12.2021
- УПК РСФСР, утвержденный Постановлением ВЦИК от 25.05.1922 «Об Уголовно-Процессуальном Кодексе» (вместе с «Уголовно-Процессуальным Кодексом Р. С. Ф.С.Р».) [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=ESU&n=4006#uJg2XuSb3ZZKZvWA/ дата обращения 30.12.2021
- Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 20.06.1933 «Об учреждении Прокуратуры Союза ССР» [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n= 14394#6aM6XuSGaisEsRQk2/ дата обращения 30.12.2021
- Постановление ЦИК СССР N 84, СНК СССР N 2621 от 17.12.1933 «Положение о прокуратуре Союза ССР» [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=31115# Rzy6XuSsv64tDbyE// дата обращения 30.12.2021
- Постановление СНК СССР от 05.11.1936 N 1961 «О структуре Прокуратуры Союза ССР» [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=31926#HBW8XuSfEzAfWfld/дата обращения 30.12.2021
- Указ Президиума ВС СССР от 22.06.1941 (с изм. от 07.07.1943) «О военном положении» [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=9366#MvOBXuSi7pDRTpb1/ дата обращения 30.12.2021
- Ласкина Н. В. Прокурорский надзор: Учебник. — М.: Юстицинформ, 2012 г. С.71
- Указ Президиума ВС СССР от 24.05.1955 «Об утверждении Положения о прокурорском надзоре в СССР» [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n= 19140#xNFDXuSpc2c0DB26/ дата обращения 30.12.2021
- Закон РСФСР от 27.10.1960 б/н «Об утверждении Уголовно-процессуального кодекса РСФСР»/ Ведомости Верховного Совета РСФСР от 1960 г., N 40, ст. 592/
- Закон СССР от 30.11.1979 N 1162-X «О прокуратуре СССР» [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=44512#HWpJXuSU4QaDWxq31/ дата обращения 30.12.2021