Историко-правовые аспекты создания органов прокуратуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №22 (260) май 2019 г.

Дата публикации: 01.06.2019

Статья просмотрена: 1398 раз

Библиографическое описание:

Ковальчук, В. В. Историко-правовые аспекты создания органов прокуратуры / В. В. Ковальчук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 22 (260). — С. 315-317. — URL: https://moluch.ru/archive/260/59818/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье рассматривается исторический экскурс возникновения и становления прокуратуры, который необходим для правильных выводов о месте этого правоохранительного органа в системе государственных органов и направлениях дальнейшего его совершенствования в современных условиях борьбы с преступностью.

Ключевые слова: прокуратура, правоохранительный орган, борьба с преступностью, надзор

The prosecutor's office for many years undergone development problems that were associated with its status and place in the structure of the state. The historical insight into the emergence and formation of the prosecutor's office is necessary for correct conclusions about the place of this law enforcement agency in the system of state bodies and the directions for its further improvement in modern conditions of the fight against crime.

Key words: prosecutor's office, law enforcement, the fight against crime, supervision

Прокуратура прошла длительный и непростой исторический путь своего формирования и развивалась на протяжении пяти этапов.

Первая попытка системного контроля деятельности государственного аппарата со стороны Верховной власти была предпринята во второй половине XVII в., когда Алексей Михайлович Романов создал Приказ тайных дел, чтобы «его царские мысли исполнялись все по его хотению, а бояре и думные люди о том ничего не ведали».

Казанцев С. М., изучавший историю прокуратуры, полагает, что Приказ тайных дел скорее следует рассматривать как личную канцелярию царя, ведавшую интересующими его вопросами. В связи со смертью А. М. Романова (1676) он прекратил свое существование и поэтому его не следует рассматривать в качестве института контроля в системе органов власти» [5].

Но, несмотря на различную оценку функций данного учреждения, даже при исполнении им функции личной канцелярии царя, контрольные признаки в его деятельности, надо полагать, все же присутствовали, так как компетенция его распространялась на все виды государственной деятельности и государственных учреждений, и все, что делалось в данном Приказе, докладывалось царю.

Следующий этап создания прокуратуры в структуре органов государственной власти принадлежит Петру I. В период XVI в. и начала XVII в. наблюдался большой рост преступности, совершались должностные преступления, казнокрадство, «процветала» коррупция. Эти преступления дали «толчок» для формирования государственной службы по борьбе с такими противоправными деяниями.

12 января 1722 г. Петр I издает Указ о создании прокуратуры Российской империи, тогда же была введена должность генерал-прокурора, задачей которого был надзор за законностью деятельности, как Сената, так и других государственных органов. Со временем прокуроры стали занимать важное место в системе государственной службы. Постепенно формировался прокурорский корпус, на должности которого Петр I назначал исключительно умных, способных людей, которые были преданны государственным интересам.

В тот же исторический период создается губернская прокуратура, в состав которой вошли прокуроры надворных судов. Но далее, в 1802 г., последовало создание Министерства юстиции, и министр юстиции стал совмещать эту должность с обязанностями генерал-прокурора. Губернская прокуратура постепенно стала превращаться в орган юстиции на местах, так на тот момент не существовало единого законодательства об организации и деятельности прокуратуры.

Император Александр II продолжил реформирование уголовно-процессуального законодательства Российской империи. 20 ноября 1864 г. им были утверждены судебные уставы: «Устройство судебных установлений», «Устав уголовного судопроизводства», «Устав о наказаниях, которые накладывали мировые судьи». В этих документах были отражены полномочия органов прокуратуры. Так, например, Устав уголовного судопроизводства закрепил подчинение следователя губернскому прокурору [4]. Прокуратура получила полномочия по надзору «при судебных местах».

В этом виде российская прокуратура просуществовала до 1917 года.

20 декабря 1917 года Декретом о суде № 1 прокуратура была упразднена и четыре года её деятельность не возобновлялась.

Одним из первых законодательных актов, принятых после победы Октябрьской революции и прихода большевиков к власти, была отмена царских законов, роспуск старых судов и введение новых. Были созданы особые суды для рассмотрения дел политических врагов — революционные трибуналы. Декретом Совета народных комиссаров РСФСР «О суде» от 24 ноября 1919 г. вместе с судебными учреждениями, существовавшими на территории России до установления советской власти, ликвидирован также прокурорский надзор.

Послереволюционную правовую систему создавали главным образом репрессивные органы. Почти везде и всюду применялась смертная казнь, хотя такое понятие отвергалось.

Далее все же возникла необходимость создания единого органа для надзора за соблюдением революционной законности. Главное место в надзоре принадлежало рабоче-крестьянской инспекции (РКИ РСФСР), а также народному комиссариату юстиции (НКЮ РСФСР), местные органы которого состояли в системе губернских исполнительных комитетов. Надзору за соблюдением законов выполняли также и органы ВЧК. В 1922 году они были преобразованы в органы главного политического управления. Полномочия ВЧК по охране законности были переданы судебным органам.

Постановление ВЦИК о принятии «Положения о прокурорском надзоре» от 28 мая 1922 года было подписано председателем ВЦИК М. И. Калининым и секретарем ВЦИК М. И. Енукидзе.

Становлению единой прокуратуры и укреплению её органов помогло то обстоятельство, что следственный аппарат к этому времени был передан в ее систему в соответствие с Постановлением ВЦИК СНК от 3 сентября 1928 г. «О внесении изменений в Положение о судоустройстве РСФСР». Объединение органов прокуратуры и следствия дало хороший заряд их совместной деятельности в борьбе с преступностью.

Важной вехой в истории прокуратуры явилось Постановление Центрального исполнительного комитета Совет народных комиссаров СССР (ЦИК СНК СССР) от 20 июня 1933 г. «О создании Прокуратуры СССР», которое помогло укрепить организационное единство органов прокураторы и усилении её роли в деятельности всех правоохранительных органов.

Таким образом, была создана Прокуратура СССР, как самостоятельный орган, который объединил органы прокуратуры на всей территории Союза. На Прокуратуру СССР возлагалось общее руководство деятельностью прокуратур союзных республик.

Закон о создании Прокуратуры СССР 1933 г. предоставил ей большие полномочия надзору за единообразным и правильным соблюдением законов судебными органами. Прокуроры в судебном заседании одновременно отвечали и за обвинение, и за соблюдение законности судом [3]. В то же время, объединение органов прокуратуры и следствия стало хорошей основой для совместной деятельности в борьбе с преступностью.

Становление органов прокуратуры в 1933 г. и её централизация в 1936 г. положительно влияли на состояние следствия и дознания.

Оценивая деятельность прокуратуры и органов следствия в ее структуре, В. М. Савицкий писал, что «организационное укрепление прокуратуры существенно повлияло на усиление активности прокуроров в надзоре за законностью действий органов дознания и предварительного следствия. Прокуроры руководили органами расследования, объединяя и направляя их действия в борьбе с преступностью» [6].

В период серьезных испытаний Великой отечественной войной и в послевоенное время, когда восстанавливалось разрушенное войной социалистическое хозяйство, несмотря на то, что больше количество прокурорско-следственных работников было на фронте, сокращенный кадровый состав, проявляя высокий патриотизм и энтузиазм, в тяжелых военных условиях, решал задачи по борьбе с преступностью в тылу и на фронте.

После окончания войны кадровый состав прокуратуры и органов следствия стал пополняться пришедшими с фронта сотрудниками, для которых организовывались в юридических школах двухгодичные курсы обучения оперативной, следственной работе. Из этого пополнения сформировался профессиональный корпус в сфере раскрытия и расследования уголовных дел.

Для работников прокуратуры и следствия стал полной неожиданностью Указ Президиума Верховного Совета СССР «О предоставлении права производства предварительного следствия органам охраны общественного порядка» от 6 апреля 1963 г., в связи с чем, следственный аппарат был передан в орган дознания. Генеральная прокуратура СССР была обязана передать основную часть своих штатов в Министерство охраны общественного порядка СССР.

С 1987 г. начались демократические перемены в политической и государственной жизни СССР. Именно в это время был расширен круг вопросов, подлежащих ведению республик. Возможно, это и послужило основой для распада СССР в 1991 г., результатом чего стало становление самостоятельной российской государственности, принятие новых законов Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г. [1], предусматривает, что полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом. В соответствии с Законом «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202–1 [2], прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов, что стало важной вехой в истории прокуратуры. В указанном федеральном законе нашли отражение основополагающие принципы организации и деятельности органов прокуратуры на современном этапе.

Таким образом, замысел создания прокуратуры в России возник не в целях наказания, а в целях обеспечения справедливости и законности.

Первым этапом создания прокуратуры можно считать вторую половину XVII в., когда царь Алексей Михайлович Романов создал Приказ тайных дел для контроля в системе органов власти.

Второй этап — возрождение Прокуратуры в новом облике при Петре I, как результат осознанной необходимости дополнения существующих органов контроля новым органом, который наделен широкими надзорными полномочиями;

Третий этап — реформирование уголовно-процессуального законодательства Российской империи при императоре Александре II, которым были утверждены судебные уставы.

Четвертый этап — принятие 28 мая 1922 г. Положения о прокурорском надзоре, утвержденное Постановлением ВЦИК. Также в этот период происходит объединение органов прокуратуры и следствия, что усилило в борьбу с преступностью.

Пятый этап — принятие 20 июня 1933 г. Постановления ЦИК СНК СССР «О создании Прокуратуры СССР», которое помогло укрепить организационное единство органов прокураторы и усилении её роли в деятельности всех правоохранительных органов.

Шестой этап — формирование в период Великой Отечественной войны профессионального корпуса в сфере раскрытия и расследования уголовных дел.

Седьмой этап — распад СССР и принятие Закона «О Прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202–1., в связи с чем, Прокуратура Российской Федерации стала составлять единую федеральную централизованную систему органов.

В разное время, даже в условиях одной и той же формы правления и правового режима, прокуратура играла разную роль в государственном механизме. Она была как непосредственно подчинена верховной власти, так и отнесена ею к числу институтов судебной или исполнительной власти, причем у нее преобладала как надзорная, так и обвинительная функции.

Современная система органов государственной власти в Российской Федерации не может существовать без органов прокуратуры в принципе. Эффективность функционирования органов государственной власти в России напрямую зависит и будет зависеть в будущем от качественной работы органов прокуратуры в сфере надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации: в ред. федер. конст. закона: от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31, ст. 4398.
  2. О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон от 17.01.1992 № 2202–1: вред. от 30.10.2018 г. // Российская газета. 1992. № 39.
  3. Амирбеков К. И. Развитие обвинительной функции прокуратуры России в судебных стадиях уголовного судопроизводства // Законность. 2012. № 6. — С.64–87.
  4. Грудинин Н. С., Ходакова О. Н. История становления и развития института прокуратуры в Российской Федерации // Nauka-rastudent.ru. — 2015. — №. 12 — С.12–13.
  5. Казанцев С. М. История царской прокуратуры. СПб., 1993. 214 с.
  6. Савицкий В. М. Прокурорский надзор за дознанием и предварительным следствием. М.:Госюриздат, 1959. — 262 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, орган, государственная власть, история прокуратуры, надзор, объединение органов прокуратуры, прокуратура, прокурорский надзор, Российская империя, Великая Отечественная война.


Похожие статьи

Некоторые проблемы организации органами прокуратуры координационной деятельности государственных органов в сфере борьбы с преступностью

В статье анализируются отдельные виды проблемные аспекты координирующей функции прокуратуры по борьбе с преступностью, а также рассматриваются вопросы взаимодействия в рамках осуществления данной деятельности с правоохранительными органами. Также ана...

Историко-правовой анализ влияния государственной власти на изменение правового статуса прокуратуры

В данной статье дается историко-правовой анализ становления института прокуратуры России, и оценка влияния государственной власти на изменение правового статуса органов прокуратуры

Прокурорский надзор в судебном процессе

В данной статье рассматривается роль и значение прокурорского надзора в судебном процессе. Авторы анализируют функции прокурора как надзорного органа и его влияние на законность и справедливость судебных решений. Особое внимание уделяется вопросам ко...

К вопросу о прокурорском надзоре за органами дознания

В статье автор рассматривает вопросы, посвященные проблемам осуществления прокурорского надзора за органами дознания на современном этапе. Анализирует точки зрения ученых, а также законодательных актов, на основе которых определяет понятие надзорной ...

Прокуратура как координирующее звено в борьбе с преступностью

В статье рассматривается деятельность прокуратуры в борьбе с преступностью. Автор отмечает большое значение органов прокуратуры в рассматриваемой сфере, а также отмечает необходимость внесения изменений в законодательство.

Прокурорский надзор за законностью исполнения наказаний осужденными без изоляции их от общества на современном пути совершенствования уголовно-исполнительной системы

В статье рассматриваются актуальные вопросы совершенствования уголовно исполнительной системы и в целом деятельности органов, осуществляющих исполнение наказаний.

Проблемы прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов, осуществляющих предварительное следствие, при приёме, регистрации и разрешении сообщений о преступлении

В статье автор анализирует существующие проблемы в сфере прокурорского надзора и предлагает пути их решения. Это позволит повысить эффективность работы органов предварительного следствия и укрепить законность в процессуальной деятельности.

Актуализированные аспекты организационно-правовых основ криминологической безопасности в учреждениях уголовно-исполнительной системы

В данной статье нами были рассмотрены актуальные организационно-правовые основы криминологической безопасности осужденных, а также совершенствование некоторых указанных аспектов.

Проблемные аспекты нормативно-правового закрепления полномочий прокурора

В статье автор исследует проблемные аспекты нормативно-правового закрепления полномочий прокурора и предлагает пути решения данных проблем.

Проблемы прокурорского надзора за соблюдением законности

В статье рассматриваются актуальные проблемы прокурорского надзора и вызовы, стоящие перед прокурорским надзором в России в свете современных событий. При реализации прокурорского надзора на территории Российской Федерации возникают организационные и...

Похожие статьи

Некоторые проблемы организации органами прокуратуры координационной деятельности государственных органов в сфере борьбы с преступностью

В статье анализируются отдельные виды проблемные аспекты координирующей функции прокуратуры по борьбе с преступностью, а также рассматриваются вопросы взаимодействия в рамках осуществления данной деятельности с правоохранительными органами. Также ана...

Историко-правовой анализ влияния государственной власти на изменение правового статуса прокуратуры

В данной статье дается историко-правовой анализ становления института прокуратуры России, и оценка влияния государственной власти на изменение правового статуса органов прокуратуры

Прокурорский надзор в судебном процессе

В данной статье рассматривается роль и значение прокурорского надзора в судебном процессе. Авторы анализируют функции прокурора как надзорного органа и его влияние на законность и справедливость судебных решений. Особое внимание уделяется вопросам ко...

К вопросу о прокурорском надзоре за органами дознания

В статье автор рассматривает вопросы, посвященные проблемам осуществления прокурорского надзора за органами дознания на современном этапе. Анализирует точки зрения ученых, а также законодательных актов, на основе которых определяет понятие надзорной ...

Прокуратура как координирующее звено в борьбе с преступностью

В статье рассматривается деятельность прокуратуры в борьбе с преступностью. Автор отмечает большое значение органов прокуратуры в рассматриваемой сфере, а также отмечает необходимость внесения изменений в законодательство.

Прокурорский надзор за законностью исполнения наказаний осужденными без изоляции их от общества на современном пути совершенствования уголовно-исполнительной системы

В статье рассматриваются актуальные вопросы совершенствования уголовно исполнительной системы и в целом деятельности органов, осуществляющих исполнение наказаний.

Проблемы прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов, осуществляющих предварительное следствие, при приёме, регистрации и разрешении сообщений о преступлении

В статье автор анализирует существующие проблемы в сфере прокурорского надзора и предлагает пути их решения. Это позволит повысить эффективность работы органов предварительного следствия и укрепить законность в процессуальной деятельности.

Актуализированные аспекты организационно-правовых основ криминологической безопасности в учреждениях уголовно-исполнительной системы

В данной статье нами были рассмотрены актуальные организационно-правовые основы криминологической безопасности осужденных, а также совершенствование некоторых указанных аспектов.

Проблемные аспекты нормативно-правового закрепления полномочий прокурора

В статье автор исследует проблемные аспекты нормативно-правового закрепления полномочий прокурора и предлагает пути решения данных проблем.

Проблемы прокурорского надзора за соблюдением законности

В статье рассматриваются актуальные проблемы прокурорского надзора и вызовы, стоящие перед прокурорским надзором в России в свете современных событий. При реализации прокурорского надзора на территории Российской Федерации возникают организационные и...

Задать вопрос