Несмотря на то, что правительством принимается ряд антикризисных мер по поддержке субъектов предпринимательской деятельности, по-прежнему актуальны проблемы давления на бизнес со стороны правоохранительных органов.
Достижению целей государственной политики в области развития предпринимательства нередко препятствует ненадлежащее исполнение своих полномочий органами публичной власти различных уровней.
Кроме этого, распространение новой коронавирусной инфекции в 2020 году показало, насколько уязвим бизнес, насколько зависит экономика страны от процветания субъектов предпринимательской деятельности. В условиях введения нерабочих дней, дистанционной работы, самоизоляции, представители предпринимателей испытывают огромные трудности, обусловленные отсутствием условий для нормальной деятельности, резкое уменьшение доходов, снижение потребительского спроса.
Законодательство стремительно меняется, создаются новые законы и подзаконные акты, которые не упорядочены и не систематизированы.
Несовершенстве правовой основы взаимоотношений власти и бизнеса, содержащей избыточные требования, обременительные обязанности и другие препоны.
Е. П. Губин определяет защиту прав предпринимателей как совокупность нормативно установленных мер (механизмов) по восстановлению или признанию нарушенных или оспариваемых прав и интересов их обладателей, которые осуществляются в определенных формах, определенными способами, в законодательно определенных границах, с применением к нарушителям мер юридической ответственности, а также механизма по практической реализации (исполнимости) этих мер. [1]
Большую роль в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности играют органы прокуратуры. Осуществление функций по надзору за исполнением законов в сфере предпринимательства является составной частью организации деятельности прокуратуры. Надзор за соблюдением прав предпринимательской деятельности входит в сферу прокурорского надзора.
Состояние законности в сфере предпринимательства, рост количества выявленных прокуратурой нарушений прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля, а также рост количества актов прокурорского реагирования в сфере надзора за соблюдением прав субъектов бизнеса также свидетельствует об актуальности этих вопросов.
На официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ отражены статистические данные о выявленных нарушениях и принятых в связи с этим мерах в сфере защиты прав предпринимателей. [2]
Наименование показателя |
2018г. |
2019г. |
% |
1 полугодие 2020 г. |
Выявлено нарушений |
181 317 |
186 948 |
3,1 |
126 080 |
Принесено протестов |
28 554 |
30 460 |
6,7 |
22 491 |
Направлено исков, заявлений в суд |
2 765 |
3 033 |
9,7 |
2 003 |
Внесено представлений |
45 069 |
46 684 |
3,6 |
34 434 |
По постановлению прокурора привлечено лиц к административной ответственности |
6 239 |
7 172 |
15,0 |
3 649 |
Основные направления прокурорского надзора в сфере соблюдения прав предпринимателей можно выделить из приказа Генерального прокурора России от 31.03.2008 № 53 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности».
Одним из приоритетных направлений деятельности прокуратуры в рассматриваемой сфере надзора является надзор за законностью правовых актов. [3]
А. А. Грошенков считает, что реализация превентивной функции прокуратуры позволяет не только реагировать на действующие незаконные правовые акты, но и предотвращать принятие незаконных актов муниципального нормотворчества, затрагивающих права предпринимателей в сфере торговой деятельности, на стадии изучения и оценки законности их проектов. [4]
Согласно статистике Генеральной прокуратуры, ежегодно прокурорами приносится около 30тыс. протестов на незаконные правовые акты в сфере защиты прав предпринимателей.
Также основным направлением прокурорского надзора, согласно приказe № 53? является надзор за исполнением законов государственными контролирующими и иными органами, уполномоченными на осуществление разрешительных, лицензионных, регистрационных и других процедур.
В целях реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Генеральной прокуратурой России 29.03.2009 издан приказ № 93.
Прокуроры проверяют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти, контролируют работу прокуратур субъектов Российской Федерации по согласованию проведения внеплановых выездных проверок хозяйствующих субъектов органами контроля (надзора).
Формирование прокурорами ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей позволяет значительно сократить число плановых мероприятий по контролю [5].
Паламарчук А. В. утверждал, что наделение прокуроров полномочиями в сфере согласования проверок привело к существенному снижению административного давления на предпринимателей, способствует созданию благоприятных условий для развития бизнеса и инвестиционного климата в стране. Принимаемые меры стали важной составляющей правозащитной деятельности прокуроров, стимулирующей органы контроля более ответственно подходить к реализации своих функций. [6]
Кроме этого, особое внимание прокуроров уделено соблюдению прав инвесторов. Прокурорам предписано лично контролировать рассмотрение поступивших обращений от инвесторов, на заседаниях межведомственных рабочих групп по защите прав предпринимателей вырабатывать конкретные меры по обеспечению их прав, проверять законность использования бюджетных средств, выделенных на поддержку инвесторов, выполнения органами государственной власти, местного самоуправления и организациями мероприятий по созданию инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития, предусмотренных соответствующими соглашениями и планами-графиками, предоставления ими публичных услуг, полноту исполнения государственных и муниципальных контрактов в рамках реализации государственных и иных программ, предусматривающих социально-экономическое развитие отдельных территорий Российской Федерации.
Наряду с указанными направлениями деятельности прокуратуры на постоянной основе осуществляется надзор за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» в части, касающейся защиты прав субъектов предпринимательской деятельности.
Так, при проверках исполнения поднадзорными прокуратуре органами законодательства, регламентирующего прием, регистрацию, проверку и разрешение сообщений о преступлениях, уделяется особое внимание сообщениям о преступлениях, совершенных в отношении хозяйствующих субъектов.
Таким образом, к основным направлениям работы прокуратуры в сфере соблюдения прав субъектов предпринимательской деятельности относятся:
– надзор за законностью правовых актов;
– проверка ежегодных планов проведения плановых проверок и ведение единого реестра проверок;
– соблюдение Закона о развитии малого и среднего предпринимательства;
– соблюдение прав инвесторов;
– соблюдение Закона об оперативно-розыскной деятельности.
Литература:
- Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник (3-е изд., перераб. и доп.) (отв. ред. Е. П. Губин, П. Г. Лахно)//«НОРМА», «ИНФРА-М», 2017 https://demo.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&ts=196630130904070613409320869&cacheid=FE01C6BFF63B3B0A81ECAA8EE80FD181&mode=splus&base=CMB&n=18307&dst=108105&rnd=9179E622F168B49B3B83806638321426#64s4mwx6jy дата обращения 19.07.2020
- Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ https://genproc.gov.ru/upload/iblock/5fb/0112_2019.pdf (дата обращения 29.06.2020, 08.08.2020)
- Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности: Приказ Генерального прокурора от 31.03.2008 № 53. URL:https://genproc.gov.ru/documents/orders/document-14284/ (дата обращения 05.07.2020)
- Статья: Роль прокуратуры в обеспечении соблюдения прав предпринимателей в сфере государственного и муниципального регулирования торговой деятельности (Грошенков А. А.) («Безопасность бизнеса», 2013, N 3) {КонсультантПлюс} дата обращения 08.08.2020
- Статья: О практике защиты прав хозяйствующих субъектов от необоснованных внеплановых проверок (Егупов Д. А.) («Прокурор», 2016, N 1) {КонсультантПлюс} дата обращения 08.08.2020
- Прокурорский надзор за исполнением законов о защите прав предпринимателей: научно-методическое пособие /под общей редакцией начальника Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации, государственного советника юстиции 2 класса, кандидата юридических наук, заслуженного юриста Российской Федерации А. В. Паламарчука. — М., 2014.–192 с. https://genproc.gov.ru/upload/iblock/53f/пособие %20по %20предпринимателям.pdf (дата обращения 05.07.2020)
- Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» «Российская газета», N 266, 30.12.2008,
- О реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»: Приказ Генерального прокурора от 30.03.2009 № 93 URL: https://genproc.gov.ru/documents/orders/document-14259/ (дата обращения 05.07.2020