В данной статье проанализированы меры, принимаемые сотрудниками органов Прокуратуры Российской Федерации по защите прав предпринимателей от коррупции должностных лиц. Основой работы послужили правовые и доктринальные источники. Автором использованы методы анализа, синтеза и сравнения.
Ключевые слова: коррупция, прокуратура, предприниматель, предпринимательская деятельность, защита.
В юридической доктрине является спорным вопрос об определении ряда мер прокурорского реагирования с точки зрения возникновения юридических казусов и несовершенства юридического законодательства, которое вызывает коллизии и споры в научном юридическом сообществе [2, 3].
Тем не менее, практика показывает, что существует ряд мер прокурорского реагирования, применяемых сотрудниками прокуратуры в ходе их служебной деятельности. Одной из актуальных сфер деятельности сотрудников органов прокуратуры Российской Федерации (как и зарубежных стран) является противодействие коррупции, направленное на защиту прав различных категорий граждан и организаций, страдающих от этого пагубного явления [4].
Среди субъектов такого рода нарушителей закона различной степени тяжести и отраслевой принадлежности следует выделить должностных лиц, поскольку они являются специальными субъектами и своими противоправными деяниями подрывают, в первую очередь, авторитет и основы конституционного строя государства. Пользуясь служебным положением, такие недобросовестные должностные лица сами осуществляют преступную деятельность и вынуждают зависящих от них граждан и организаций также принимать участие в преступлениях коррупционной направленности.
Для автора особый интерес представляет такая категория потерпевших от коррупции должностных лиц как предприниматели. В рамках перехода к капиталистической эпохе и становления малого и среднего бизнеса в России, предприниматели зачастую становятся жертвами коррупционного произвола должностных лиц. При открытии бизнеса и предоставлении обязательных отчетностей, предприниматели в России вынуждены контактировать с должностными лицами, от решения которых зависит дальнейшая судьба как организаций, так и индивидуальных предпринимателей, которые в соответствии с ст. 23 и 24 Гражданского кодекса рискуют личным имуществом (в том числе и денежными средствами) за несоблюдение законодательства, включающего в себя отчеты за установленные законом периоды.
Одним из наиболее эффективных способов защиты предпринимателей от коррупции должностных лиц являются действия сотрудников органов Прокуратуры Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации», Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов таможенной службы и других правоохранительных органов. Коррупция является преступлением (ст. 290–291.2 Уголовного кодекса Российской Федерации), следовательно, указанные лица координируют деятельность по борьбе с коррупцией в указанных органах (где работают в большинстве своем должностные лица).
VI часть Указа Президента РФ от 29.06.2018 № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018–2020 годы» называется «Совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере бизнеса, в том числе по защите субъектов предпринимательской деятельности от злоупотреблений служебным положением со стороны должностных лиц». Согласно положениям ст. 35 данного Указа, Генеральной прокуратуре Российской Федерации необходимо с участием Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной таможенной службы и Федеральной службы судебных приставов подготовить предложения по предотвращению злоупотреблений служебным положением со стороны должностных лиц правоохранительных и контрольных органов и необоснованного проведения оперативно-разыскных мероприятий, а также применения мер процессуального принуждения, препятствующих осуществлению хозяйственной деятельности организаций. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 1 ноября 2019 г. Помимо этого, Генеральной прокуратуре Российской Федерации с участием Следственного комитета Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации проанализировать практику применения меры пресечения в виде заключения под стражу при расследовании преступлений в сфере экономической деятельности, в том числе обоснованность применения указанной меры пресечения, и в случае необходимости подготовить предложения, направленные на сокращение ее применения к лицам, подозреваемым в совершении таких преступлений. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 1 сентября 2019 г.
Исходя из изложенного в анализируемом нормативно-правовом акте, можно сделать вывод о том, что мерами прокурорского реагирования по защите прав предпринимателей от коррупции должностных лиц являются:
– Разработка предложения по предотвращению злоупотреблений служебным положением со стороны должностных лиц правоохранительных и контрольных органов и необоснованного проведения оперативно-разыскных мероприятий, а также применения мер процессуального принуждения, препятствующих осуществлению хозяйственной деятельности организаций;
– контрольно-надзорные действия сотрудников органов прокуратуры различных органов за соблюдением положений уголовно-процессуального законодательства в отношении должностных лиц, совершающий коррупционные действия против предпринимателей.
Также благодаря регулярным проверкам сотрудников прокуратуры были выявлены случаи коррупционной составляющей со стороны должностных лиц в отношении предпринимателей. Согласно п. 4 с. 4 ст. 140 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании является одним из поводов для возбуждения уголовного дела. Данные действия играют роль как для общей, так и для частной превенции: совершившие коррупционные правонарушения должностные лица больше не будут действовать против интересов предпринимателей, поскольку будут находиться под наблюдением сотрудников органов государственной власти в ходе уголовного процесса и отбывания наказания, а их пример послужит на пользу другим должностным лицам.
Также отмечается, что одной из мер прокурорского реагирования являются анализ и мониторинг законодательства на коррупциогенность. Отмечается, что в органы прокуратуры по данному вопросу в основном обращаются представители общественных организаций, а также малого и среднего бизнеса, что также помогает с помощью действий сотрудников органов прокуратуры предотвратить коррупцию должностных лиц в отношении предпринимателей [1].
Литература:
- Акопджанова М. О. Особенности применения законодательства об антикоррупционной экспертизе // Административное и муниципальное право. 2014. № 8. С. 873–876.
- Ергашев Е. Р., Шваба Ф. В. Процессуальные средства прокурорского реагирования: проблемы правовой регламентации // Российское право: образование, практика, наука. 2019. № 1. С. 78–85.
- Ергашев Е. Р., Габышева Е. А. Правовые средства прокурора: проблемы осмысления, применения, и правового регулирования // Российское право: образование, практика, наука. 2018. № 5. С. 33–44.
- Турецкий Н. Н. Правовые и организационные средства противодействия коррупции в Республике Казахстан// Российское право: образование, практика, наука. 2017. № 35. С. 62–65.