Проблемы правового статуса службы в органах прокуратуры РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №39 (434) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 29.09.2022

Статья просмотрена: 626 раз

Библиографическое описание:

Губина, Г. В. Проблемы правового статуса службы в органах прокуратуры РФ / Г. В. Губина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 39 (434). — С. 101-104. — URL: https://moluch.ru/archive/434/95189/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье анализируется специфика правового статуса службы в органах Прокуратуры Российской Федерации. Исследование правового статуса службы в органах Прокуратуры РФ касается, в том числе, законодательного регулирования данной службы. В статье раскрывается специфика правового регулирования статуса лиц, служащих в органах прокуратуры РФ.

Ключевые слова: прокуратура РФ, правовой статус, прокурорские работники.

This article analyzes the specifics of the legal status of the service in the Prosecutor's Office of the Russian Federation. The study of the legal status of the service in the Prosecutor's Office of the Russian Federation concerns, among other things, the legislative regulation of this service. The article reveals the specifics of the legal regulation of the status of persons serving in the Prosecutor's Office of the Russian Federation.

Keywords: Prosecutor's Office of the Russian Federation, legal status, prosecutorial staff.

Правовой статус службы в органах прокуратуры РФ регулирует, преимущественно, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». В частности, заслуживает внимания статья данного закона под номером 40 «Служба в органах и организациях прокуратуры» [3].

Чтобы раскрыть проблемы правового статуса службы в органах Прокуратуры Российской Федерации, следует учитывать, что в системе Прокуратуры РФ задействованы различные категории служащих. Так, прокурорские работники действуют в рамках федеральной государственной службы. В то же время государственные гражданские служащие прокуратуры РФ, соответственно, находятся в рамках государственной гражданской службы [5], при этом военные прокуроры относятся одновременно и к прокурорским работникам, и к лицам, находящимся на военной службе и обладающим, соответственно, правовым статусом военнослужащего. Следует учитывать, что данные лица должны иметь офицерское звание. Пункт 3 статьи 40 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» гласит, что порядок прохождения службы военными прокурорами регулируется настоящим Федеральным законом (статья 48 «Кадры органов военной прокуратуры») [3], Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» [7] и Федеральным законом «О статусе военнослужащих» [8]. Также в прокуратуре Российской Федерации работают лица на основании трудового договора, это граждане, не имеющие классных чинов, и, соответственно, не входящие в категорию прокурорских работников [3].

Служба в органах прокуратуры РФ обладает особым статусом, утвержденным на уровне Конституции РФ. Напомним, в основном законе Российской Федерации правовой статус прокуратуры регламентирован статьей 129, содержащейся в главе 7, это статья под названием «Судебная власть и прокуратура» [1].

Следует учитывать, что в 2020 году по инициативе Президента Российской Федерации, по итогам голосования, состоявшегося на территории всего государства, в Конституцию РФ были внесены определенные поправки, в том числе, в статью, посвященную службе в органах прокуратуры [6].

Хотя, как уже упоминалось, прокурорские работники действуют в рамках федеральной государственной службы, в регламентировании их деятельности есть определенные исключения из норм, касающихся данной службы. Так, прокурорские работники при поступлении на службу в прокуратуру РФ заключают не государственный контракт, как это принято на федеральной государственной службе, а трудовой договор, и их деятельность регламентируют не столько специальные нормативные правовые акты, сколько Трудовой кодекс РФ. Так, например, именно Трудовой кодекс РФ регламентирует порядок заключения трудового договора с прокурорскими работниками, рабочее (служебное) время, время отдыха (кроме отпусков), трудовой распорядок; охрану труда; материальную ответственность прокурорских работников [2].

Хотя деятельность лиц, осуществляющих трудовую деятельность в органах прокуратуры, как правило, называется «службой», в разнообразных нормативных актах в частности, в своде законов нашего государства в целом, не имеется федерального закона о «службе» в прокуратуре РФ.

Субъекты службы в прокуратуре РФ — это государственные служащие, нанимателями которых являются Российская Федерация или субъекты РФ в лице их представителей. Соответственно, поскольку государственные служащие служат в государственных органах, прокуратура РФ также относится к государственным органам. Прокурорские работники действуют от имени государства и представляют Российскую Федерацию, это специфическая характеристика правового статуса службы в органах прокуратуры РФ. Поскольку служба в органах прокуратуры является, по сути своей, государственной службой [10], правовой статус работников прокуратуры также основывается на законодательно утвержденной государством системе ограничений, запретов и гарантий [3].

С. П. Матвеев в статье «Организация государственной службы в органах прокуратуры Российской Федерации» подчеркивает, что служба в органах прокуратуры определяется в качестве «государственной службы иных видов» [13, с. 195].

Подобное выражение присутствует в тексте статьи 2 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», согласно которой государственная служба как таковая может быть государственной гражданской службой, военной службой либо вышеупомянутой государственной службой иных видов [4].

А. С. Каинов отмечает, что прокуратура представляет собой специфический правоохранительный орган [12, с. 102]. При этом, по утверждению Ю. С. Забудько, в то же время, государство возлагает на прокуратуру функции защиты прав, свобод и законных интересов, как отдельных граждан, так и прочих субъектов права вне зависимости от их подчиненности [11, с. 116].

Правовой статус службы в органах прокуратуры РФ детерминирует также закрепленный на уровне основного закона государства (то есть, Конституции РФ) особый вид деятельности. Это надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, который осуществляется лицами, находящимися на службе в органах прокуратуры РФ, от имени государства [1].

В общем и целом, правовой статус службы в органах прокуратуры РФ регламентируется Конституцией РФ [1], Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» [3], и прочими федеральными законами и международными договорами Российской Федерации, в частности, Федеральным законом № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [9]. Правовой статус службы в органах прокуратуры РФ также детерминируют указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации. Играют роль также, что закономерно, ведомственные нормативные акты Генеральной прокуратуры РФ.

В то же время ряд исследователей в области права придерживаются мнения, что в настоящее время существуют определенные проблемы, касающиеся правового статуса службы в органах прокуратуры РФ, соответственно, для решения данных проблем необходимо усовершенствовать законодательную базу. Так, С. П. Матвеев указывает на чрезмерно широкий диапазон нормативных актов, которые одновременно регулируют службу в органах прокуратуры нашего государства [13, с. 200].

В. Ю. Шобухин предлагает свести к минимуму количество подобных нормативных актов и выдвигает предложение о принятии специального закона относительно правового статуса лиц, служащих в органах прокуратуры. В подобном законе предлагается утвердить ограничения, запреты и обязанности, установленные для прокурорских работников, при этом исключить из Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» существующую в данный момент отсылку к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [14].

При этом статус Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» исследователь предлагает повысить до статуса федерального конституционного закона либо ввести в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» новую норму, утверждающую службу в органах прокуратуры РФ в качестве именно федеральной государственной службы [14].

Таким образом, можно прийти к выводу, что правовой статус службы в органах прокуратуры РФ регулирует, преимущественно, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». При этом в настоящее время существуют определенные проблемы, касающиеся правового статуса службы в органах прокуратуры РФ. Чтобы эффективно решить вышеуказанные проблемы, предлагается модернизировать законодательную базу: сократить количество разнообразных нормативных актов, регулирующих службу в органах прокуратуры РФ, и принять отдельный федеральный закон, регламентирующий правовой статус лиц, служащих в органах прокуратуры.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) с учетом поправок, внесенных Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ // Российская газета. 2020. 4 июля.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с изм. и доп. от 14.07. 2022) // // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (часть I). Ст. 3.
  3. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I (с изм. и доп. от 11.06. 2022) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 8. Ст. 366.
  4. О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 238-ФЗ (с изм. и доп. от 02.07. 2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 22. Ст. 2063.
  5. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (с изм. и доп. от 01.01. 2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 31. Ст. 3215.
  6. О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти: Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 11. Ст. 1416.
  7. О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (с изм. и доп. от 25.07. 2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 13. Ст. 1475.
  8. О статусе военнослужащих: Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ (с изм. и доп. от 14.07. 2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 22. Ст. 2331.
  9. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 52 (часть I). Ст. 6228.
  10. О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы: Указ Президента РФ от 31 декабря 2005 г. № 1574 (с изм. и доп. от 22.08. 2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 1. Ст. 118.
  11. Забудько Ю. С. Участие органов прокуратуры в обеспечении защиты конституционного права на неприкосновенность частной жизни // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. 2014. № 5. С. 114–118.
  12. Каинов А. С. Прокуратура как особый правоохранительный орган // Юридическая наука. 2016. № 3. С. 101–105.
  13. Матвеев С. П. Организация государственной службы в органах прокуратуры Российской Федерации // Вестник Воронежского государственного университета. 2021. № 4 (47). С. 193–204.
  14. Шобухин В. Ю. Служба в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации: учебное пособие для вузов. М: Юрайт, 2022. 117 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, орган прокуратуры РФ, правовой статус службы, орган прокуратуры, государственная служба, прокуратура РФ, служба, федеральная государственная служба, военная служба, государственная гражданская служба.


Похожие статьи

Современные проблемы определения правового статуса прокуратуры Российской Федерации

В данной статье раскрывается проблематика правового статуса органов прокуратуры Российской Федерации.

К вопросу о правовом положении прокуратуры в Российской Федерации

В статье автором анализируется правовое положение прокуратуры Российской Федерации.

Организация работы по рассмотрению обращений в органах военной прокуратуры

В статье анализируется деятельность органов военной прокуратуры в области защиты прав и свобод военнослужащих при рассмотрении обращений. Рассматриваются положения ряда нормативных правовых актов в данной области. Кроме того, автор рассматривает вопр...

Некоторые вопросы организации работы органов прокуратуры в Российской Федерации

В статье рассматривается организация работы прокуратуры в Российской Федерации. Выделяются следующие принципы организации работы прокуратуры в Российской Федерации: принцип законности, принцип единства, принцип централизации, принцип гласности, принц...

К вопросу о прокурорском надзоре за органами дознания

В статье автор рассматривает вопросы, посвященные проблемам осуществления прокурорского надзора за органами дознания на современном этапе. Анализирует точки зрения ученых, а также законодательных актов, на основе которых определяет понятие надзорной ...

Прокуратура Российской Федерации как уникальный орган государственной власти. Основы компетенции

В научной статье предложен анализ основ компетенции прокуратуры Российской Федерации на современном развития отечественного государства и права. Подчеркивается уникальность надзорной и ненадзорной деятельности.

Основные направления прокурорского надзора за деятельностью органов внутренних дел

Данная научная статья освещает основные направления прокурорского надзора за деятельностью органов внутренних дел. В работе рассматриваются основные принципы проведения прокурорского надзора, включая проверку законности и обоснованности действий прав...

Проблемные аспекты прокурорского надзора в современной России

В статье автор проводит обзорный анализ действующего законодательства в сфере прокурорского надзора. Делается вывод о наличии проблем правового регулирования прокурорского надзора в современной России.

Правовое обеспечение государственной службы в органах внутренних дел

Данная статья посвящена вопросам правового обеспечения государственной службы в ОВД. Важность эффективного функционирования ОВД на сегодняшний день сложно переоценить, в связи с чем, необходимо постоянно анализировать законодательство, регламентирующ...

Проблемы прокурорского надзора за соблюдением законности

В статье рассматриваются актуальные проблемы прокурорского надзора и вызовы, стоящие перед прокурорским надзором в России в свете современных событий. При реализации прокурорского надзора на территории Российской Федерации возникают организационные и...

Похожие статьи

Современные проблемы определения правового статуса прокуратуры Российской Федерации

В данной статье раскрывается проблематика правового статуса органов прокуратуры Российской Федерации.

К вопросу о правовом положении прокуратуры в Российской Федерации

В статье автором анализируется правовое положение прокуратуры Российской Федерации.

Организация работы по рассмотрению обращений в органах военной прокуратуры

В статье анализируется деятельность органов военной прокуратуры в области защиты прав и свобод военнослужащих при рассмотрении обращений. Рассматриваются положения ряда нормативных правовых актов в данной области. Кроме того, автор рассматривает вопр...

Некоторые вопросы организации работы органов прокуратуры в Российской Федерации

В статье рассматривается организация работы прокуратуры в Российской Федерации. Выделяются следующие принципы организации работы прокуратуры в Российской Федерации: принцип законности, принцип единства, принцип централизации, принцип гласности, принц...

К вопросу о прокурорском надзоре за органами дознания

В статье автор рассматривает вопросы, посвященные проблемам осуществления прокурорского надзора за органами дознания на современном этапе. Анализирует точки зрения ученых, а также законодательных актов, на основе которых определяет понятие надзорной ...

Прокуратура Российской Федерации как уникальный орган государственной власти. Основы компетенции

В научной статье предложен анализ основ компетенции прокуратуры Российской Федерации на современном развития отечественного государства и права. Подчеркивается уникальность надзорной и ненадзорной деятельности.

Основные направления прокурорского надзора за деятельностью органов внутренних дел

Данная научная статья освещает основные направления прокурорского надзора за деятельностью органов внутренних дел. В работе рассматриваются основные принципы проведения прокурорского надзора, включая проверку законности и обоснованности действий прав...

Проблемные аспекты прокурорского надзора в современной России

В статье автор проводит обзорный анализ действующего законодательства в сфере прокурорского надзора. Делается вывод о наличии проблем правового регулирования прокурорского надзора в современной России.

Правовое обеспечение государственной службы в органах внутренних дел

Данная статья посвящена вопросам правового обеспечения государственной службы в ОВД. Важность эффективного функционирования ОВД на сегодняшний день сложно переоценить, в связи с чем, необходимо постоянно анализировать законодательство, регламентирующ...

Проблемы прокурорского надзора за соблюдением законности

В статье рассматриваются актуальные проблемы прокурорского надзора и вызовы, стоящие перед прокурорским надзором в России в свете современных событий. При реализации прокурорского надзора на территории Российской Федерации возникают организационные и...

Задать вопрос