Организация работы по рассмотрению обращений в органах военной прокуратуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №46 (493) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 16.11.2023

Статья просмотрена: 246 раз

Библиографическое описание:

Аджимамудова, Л. В. Организация работы по рассмотрению обращений в органах военной прокуратуры / Л. В. Аджимамудова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 46 (493). — С. 163-167. — URL: https://moluch.ru/archive/493/107813/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье анализируется деятельность органов военной прокуратуры в области защиты прав и свобод военнослужащих при рассмотрении обращений. Рассматриваются положения ряда нормативных правовых актов в данной области. Кроме того, автор рассматривает вопросы практической деятельности военной прокуратуры. Поднимается проблематика организации работы военной прокуратуры в практической деятельности и в рамках военно-правовой науки в целом.

Ключевые слова: прокуратура, военная прокуратура, военнослужащие, рассмотрение обращений граждан.

Защита прав и свобод человека является важнейшей обязанностью российского демократического государства. В современных условиях права и свободы определяют смысл, содержание и применение законов органами публичной власти и обеспечиваются правосудием [1]. Крехов Александр Савельевич справедливо отмечает, что отечественная прокуратура по праву занимает особое место в системе государственных органов, являясь одним из важнейших конституционных правоохранительных институтов нашего государства [10].

Конституционным правом гражданина РФ является право на обращение. Он имеет право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления [1]. Сергей Иванович Ожегов определяет толкование слова «обращение» как призыв, речь или просьба, обращенные к кому-либо [11]. Инструкция о рассмотрении обращений, утвержденная Генеральным прокурором РФ определяет «обращение» как: «изложенные в письменной, устной форме или в форме электронного документа предложение, заявление, жалоба или ходатайство» [7].

На важность работы с обращениями граждан в органах прокуратуры обращает особое внимание глава российского государства. Он отметил, что обращения, которые поступают в Приемную Президента РФ, к губернаторам, в органы военной прокуратуры, к Уполномоченному по правам человека, говорят о том, что «далеко не все эти вопросы решены и необходимо разбираться в каждом конкретном случае» [3].

Из этого следует, что обращение является важнейшим, наиболее простым и доступным каналом связи между личностью и государством. Генеральный прокурор РФ подчеркивает: «Обращения являются одним из инструментов для восстановления нарушенных прав. Как правило, они высвечивают наиболее острые проблемы, волнующие людей» [6].

В настоящее время такие же принципы используют офицеры органов военной прокуратуры в своей деятельности. Так, на одной из коллегий в Главной военной прокуратуре военный прокурор Тбилисского гарнизона Аджимамудов Виктор Артемович отметил, что обращения граждан в органы военной прокуратуры вызваны их личными затруднениями, сложными ситуациями, обидами, переживаниями. По характеру это разные люди, со своими взглядами, образованием, характерами, с неодинаковыми просьбами, но всех их объединяет одно: «каждый себя считает в чем-то ущемленным и обиженным, просит восстановить справедливость».

По этой причине разрешение обращений граждан должно производиться с особой тщательностью и вниманием, в строгом соответствии с законом. Прокурорские работники при рассмотрении обращений, в первую очередь, руководствуются Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» (статья 10 посвящена рассмотрению обращений) и Приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ».

В Инструкции установлены принципы и подходы в вопросах рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры РФ, особенности порядка и сроков рассмотрения обращений, связанных с реализацией заявителями процессуальных прав и законных интересов в уголовном и гражданском судопроизводстве, вытекающих из международных отношений и обязательств, рассмотрения обращений и запросов депутатов, органов законодательной и исполнительной власти, обращений военнослужащих и иных обращений [7].

Обращения, содержащие сведения о нарушениях охраняемых законом прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства, поступают в органы военной прокуратуры в письменной или устной форме: по почте, факсимильной связи, с использованием информационных систем общего пользования, в ходе личного приема. Заявления, принятые по «телефону доверия», дополнительно фиксируются в протоколах принятия телефонного сообщения.

В соответствии с Положением об организации и проведении по поручению Президента РФ личного приема граждан, утвержденным распоряжением Администрации Президента РФ от 17.12.2009 № 1876, Московский городской военный прокурор каждое полугодие проводит личный прием в Администрации Президента РФ.

В случае если поднятый на личном приеме вопрос, не относится к компетенции военной прокуратуры, посетителю разъясняется в какой орган следует обратиться. Во время личного приема определяется характер обращения посетителя: является ли он жалобой или юридической консультацией. Это имеет значение, как для рассмотрения по существу, так и для правильного отражения результатов работы в статистической отчетности.

В военных прокуратурах окружного и гарнизонного звеньев учет контроля за исполнением несекретных документов осуществляется в АИК «Надзор-WEB», документов, имеющих гриф секретности — в автоматизированных базах данных контроля, в журнале контроля или с помощью контрольных карточек с соблюдением требований, предъявляемых для обращения с документами, содержащими информацию, составляющую государственную тайну.

Значимую роль при организации работы по рассмотрению обращений в органах военной прокуратуры играет регистрация обращений. В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 31.05.2021 № 286 «О проведении опытной эксплуатации автоматизированного информационного комплекса «Надзор-WEB», регистрация обращений при передаче между органами прокуратуры осуществляется автоматически в день поступления электронного документа в картотеку органа военной прокуратуры с сохранением первоначально присвоенного регистрационного номера.

В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов, которые подлежат обязательной регистрации в течение 3 дней с момента поступления в органы прокуратуры [4]. Парламентский запрос, депутатский запрос, обращения члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ о предоставлении информации по вопросам, связанным с их деятельностью, запросы Уполномоченного по правам человека в РФ, запрос Общественной палаты РФ, регистрируется в день поступления [7].

Необходимо подчеркнуть, что документы в органах военной прокуратуры регистрируются в АИК «Надзор-WEB» однократно. В соответствии с пунктом 8.7 приказа Генерального прокурора РФ от 31.05.2021 № 286 — в случае несогласия с передачей обращения для рассмотрения согласно компетенции в структурное подразделение его возврат в картотеку подразделения, осуществлявшего первичное рассмотрение, не допускается.

Приказ Генерального прокурора РФ от 01.12.2021 № 713 «О внесении изменений в приказ Генерального прокурора РФ от 14.09.2017 № 627 «Об утверждении Концепции цифровой трансформации органов и организации прокуратуры до 2025 года» и Концепцию, утвержденную этим приказом «Этап 3» (2021–2025 годы) включает в себя:

трансформацию ФГИС ЕРП в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий;

ввод в эксплуатацию ГАС ПС;

дальнейшее развитие (модернизацию) государственных и ведомственных информационных систем, и автоматизированных информационных комплексов органов прокуратуры;

внедрение электронного документооборота в органах прокуратуры в целях перехода на безбумажное делопроизводство;

обеспечение работников органов прокуратуры сертификатами ключей проверки электронной подписи и др.

Хотелось бы акцентировать особое внимание на одном из пунктов данного списка: обеспечение возможности гражданам подавать обращения и записываться на прием в органы прокуратуры на Едином портале государственных и муниципальных услуг, что является удобным для подачи обращений граждан.

Ранее в органах военной прокуратуры учет обращений велся в автоматизированной базе ЕИСУ «Обращения», в которой присутствовали все необходимые тематики обращений, отсутствующие в АИК «Надзор-WEB», но в недавнем времени были добавлены, такие как: призыв, прохождение военной службы, увольнение с военной службы, денежное довольствие военнослужащих по контракту и призыву, жилищные вопросы военнослужащих, материально-бытовое обеспечение военнослужащих по контракту и другие.

В органах военной прокуратуры рассматриваются обращения граждан и организаций, обусловленные несогласием с действиями сотрудников территориальных органов Федеральной службы безопасности РФ, за исключением жалоб, связанных с оперативно-розыскной деятельностью, которую осуществляют соответствующие подразделения. Важно отметить, что в ЕИСУ «Обращения» при регистрации карточки жалобы отмечалась информация о том, на кого жалуется гражданин, а точнее отмечалась графа «чьи действия обжалуются» — должностных лиц военных комиссариатов, должностных лиц воинских частей, органов дознания Федеральной службы безопасности РФ, следователей Федеральной службы безопасности, прокурорских работников, работников следственного комитета и иных органов.

В случае если обжаловались действия должностных лиц воинских частей, указывался номер воинской части и база выдавала автоматически — каким военному округу и гарнизону поднадзорна войсковая часть, что в АИК «Надзор»-WEB отсутствует для ведения статистики и точного заполнения данных о заявителе и обращении.

Нельзя не упомянуть про то, что обращения могут поступить в органы прокуратуры на иностранном языке. В связи с этим, данные заявления и другие документы переводятся штатными или внештатными переводчиками. Они же при необходимости приглашаются на личный прием граждан. Обращения и приобщенные к ним документы переводятся обзорно с обязательным указанием данных, необходимых для их регистрации. Полный перевод обращения осуществляется по требованию прокурорского работника [8].

Нередко, разрешение поступающих вопросов не относится к полномочиям органов военной прокуратуры, а является исключительной компетенцией командования, судебных органов, органов федеральной службы безопасности и другие. В таких случаях принимается решение о перенаправлении обращения в соответствующий орган.

Жалобы в органы военной прокуратуры поступают по самому широкому кругу вопросов, относящихся к уголовному, гражданскому, трудовому, семейному, жилищному, пенсионному и иным видам законодательства. В Инструкции приведена следующая классификация решений по предварительному рассмотрению поступивших обращений в органы прокуратуры:

о принятии к разрешению;

об оставлении без разрешения;

о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры;

о направлении в другие органы;

о прекращении рассмотрения обращения;

о приобщении к ранее поступившему обращению;

о возврате заявителю [7].

Отдельное внимание стоит уделить мобильным и временным приемным в военных прокуратурах. Так, например, в Московской городской военной прокуратуре действует «Положение о мобильных и временных приемных Московской городской военной прокуратуры и подчиненных военных прокуратур гарнизонов», которое регламентирует задачи и направления деятельности указанных приемных, среди которых:

оперативное реагирование на обращения либо сведения, размещенные в средствах массовой информации, сети «Интернет» и имеющие общественный резонанс, о систематическом ущемлении прав и свобод военнослужащих, членов их семей и иных граждан, многочисленных или грубых нарушениях закона, требующих вмешательства органов военной прокуратуры;

выявление причин и условий, способствующих увеличению числа обращений в Московскую городскую военную прокуратуру и подчиненные военные прокуратуры гарнизонов, принятие мер по соблюдению требований закона и недопущению нарушения прав граждан;

проведение личного приема заявителей в труднодоступных населенных пунктах, отдаленных гарнизонах и воинских частях, учреждениях, территориальных образованиях;

оказание правовой помощи военнослужащим, членам их семей, лицам, уволенным с военной службы и иным гражданам, в первую очередь относящимся к социально незащищенной категории населения: ветеранам, узникам концлагерей, инвалидам, несовершеннолетним, многодетным семьям и малоимущим.

Мобильные приемные создаются в целях осуществления оперативных выездов, в том числе в труднодоступные населенные пункты, места дислокации поднадзорных воинских частей, организаций и учреждений для приема военнослужащих, членов их семей и иных граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, представителей общественных объединений и организаций, бизнес-сообщества в соответствии с заранее утвержденными планами выездов и графиками личных приемов, а также при наличии иных оснований.

Следует учитывать, что освещение в средствах массовой информации итогов деятельности мобильных и временных приемных рассматривается как один из приоритетов этой работы. Проекты сообщений по наиболее резонансным случаям с примерами помощи в восстановлении нарушенных прав заявителей направляются в вышестоящую военную прокуратуру для предания гласности.

Отдельной частью поступивших обращений являются содержащие нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица или членов его семьи. Они могут быть оставлены без ответа по существу с уведомлением заявителя о недопустимости злоупотребления предоставленным ему законом правом на обращение. Стоит отметить, что при наличии в таких обращениях данных, указывающих на признаки преступления, они направляются для проведения проверки в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом РФ [7]. Обращения, лишенные по содержанию логики и смысла, в случаях, когда у гражданина имеется решение суда о признании заявителя недееспособным в связи с наличием у него психического расстройства, также остаются без разрешения.

Поток обращений граждан в эти органы имеет постоянную тенденцию роста. За 2022 год в Генеральную прокуратуру РФ поступило максимальное количество обращений от граждан за 20 лет — 5 576 362 (+ 8,8 % по сравнению с 2021 г.). По мнению Генерального прокурора РФ, рост показателей говорит о доверии граждан к ведомству. Как свидетельствует статистика, показатель разрешенных жалоб, заявлений и иных обращений увеличился на 30 % (с 2 162 453 до 2 811 932). Из них удовлетворено в 2022 г. 537 187 (+28 % по сравнению с 2021 г.). Граждан, принятых на личном приеме в 2022 г. — 1 123 813 (+11,5 % по сравнению с 2021 г.) [9]. После объявления частичной мобилизации в РФ Указом Президента РФ № 647, повысился процент количества поступающих обращений [2]. Руководитель надзорного ведомства подчеркнул: «Эти данные являются объективным показателем доверия граждан РФ к прокуратуре, который прокуроры должны будут укреплять».

Выполнение органами военной прокуратуры своих задач возможно лишь при условии их тесной связи с поднадзорными войсками и командованием, знания особенностей и проблем практического применения нормативных актов, владения особенностями развития того или иного региона.

Итоги работы прокурора по рассмотрению заявлений, жалоб и иных обращений отражаются в отчете в соответствии с Приказом Генерального прокурора РФ от 08.07.2020 № 362 «Об утверждении и о введении в действие статистического отчета «О работе прокурора по рассмотрению заявлений, жалоб и иных обращений» по форме ОЖ.

Помимо основного отчета, в котором отражаются статистические данные о рассмотрении и разрешении обращений имеются статистические отчеты по иным формам: ВК, НСиД, ВПМ и ОН-В, в каждом из которых присутствует строка «об обращениях граждан». В обязательном порядке при формировании отчета ОЖ производится сверка с отчетом по форме НСиД жалоб, рассмотренных в порядке статьи 124 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Работа по рассмотрению и разрешению обращений является основополагающим решением задач обеспечения защиты и охраны прав и свобод человека и гражданина, укрепление законности и правопорядка. Каждое обращение должно получить объективное и окончательное разрешение в той прокуратуре, к компетенции которой относится решение изложенного в заявлении вопроса.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что правильная организация работы в органах военной прокуратуры необходима и для первичной обработки обращений, их регистрации, так и для самого процесса рассмотрения обращения и его учета в статистическом отчете формы ОЖ. Призванные осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов, офицеры органов военной прокуратуры обязаны принимать решения в соответствии с действующим законодательством. Любое отступление от этого принципа, неправильное или нечеткое разъяснение в ответ на просьбу или жалобу, подрывает веру в авторитетность и компетентность прокурорского работника, побуждает военнослужащих и граждан обращаться в вышестоящие инстанции с ходатайствами о защите своих законных прав, повторные обращения в тот же орган, в вышестоящую прокуратуру, в суд об обжаловании действий военного прокурора, что затягивает время на защиту прав граждан.

Литература:

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС КонсультантПлюс.
  2. Указ Президента РФ от 21.09.2022 № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
  3. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 21.02.2023 // СПС КонсультантПлюс.
  4. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
  5. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
  6. Доклад Генерального прокурора Российской Федерации в Совете Федерации 2021 г. // СПС КонсультантПлюс.
  7. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
  8. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 29.12.2011 № 450 «О введении в действие инструкции по делопроизводству в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
  9. Статистические данные // Генеральная прокуратура РФ. — URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/statistics (дата обращения: 15.08.2023).
  10. История зарождения и развития органов военной прокуратуры, Крехов А. С., Вестник науки. 2020. Т. 1. № 12 (33). С. 150.
  11. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова — 4-е изд., доп. — Москва: Азбуковник, 2000–940 с.
Основные термины (генерируются автоматически): военная прокуратура, Генеральный прокурор РФ, обращение, орган прокуратуры, орган, рассмотрение обращений, гражданин, личной прием, военная служба, Московская городская военная прокуратура.


Похожие статьи

Проблемы правового статуса службы в органах прокуратуры РФ

В данной статье анализируется специфика правового статуса службы в органах Прокуратуры Российской Федерации. Исследование правового статуса службы в органах Прокуратуры РФ касается, в том числе, законодательного регулирования данной службы. В статье ...

Проблемные аспекты прокурорского надзора в современной России

В статье автор проводит обзорный анализ действующего законодательства в сфере прокурорского надзора. Делается вывод о наличии проблем правового регулирования прокурорского надзора в современной России.

Основные направления прокурорского надзора за деятельностью органов внутренних дел

Данная научная статья освещает основные направления прокурорского надзора за деятельностью органов внутренних дел. В работе рассматриваются основные принципы проведения прокурорского надзора, включая проверку законности и обоснованности действий прав...

Проблемы прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов, осуществляющих предварительное следствие, при приёме, регистрации и разрешении сообщений о преступлении

В статье автор анализирует существующие проблемы в сфере прокурорского надзора и предлагает пути их решения. Это позволит повысить эффективность работы органов предварительного следствия и укрепить законность в процессуальной деятельности.

Проблемы прокурорского надзора за соблюдением законности

В статье рассматриваются актуальные проблемы прокурорского надзора и вызовы, стоящие перед прокурорским надзором в России в свете современных событий. При реализации прокурорского надзора на территории Российской Федерации возникают организационные и...

Проблемы современной прокуратуры и пути их решения (на примере г. Хабаровска)

В статье анализируется деятельность прокуратуры в наше время, а также выявляются проблемы в ее деятельности. Автор детально анализирует пути решения проблем на основе интервьюирования работников прокуратур г. Хабаровска выявляя пути их решения в деят...

О статусе прокурора в гражданском процессе

Настоящая статья посвящена теме участия прокурора в гражданском судопроизводстве. В представленной работе была поставлена цель: рассмотреть некоторые аспекты процессуального статуса прокурора, определить права прокурора и формы его участия в гражданс...

Социальная и правовая защита сотрудников прокуратуры

В статье рассматривается понятие социальной и правовой зашиты. Анализируется законодательство, касающееся социальной и правовой защиты сотрудников прокуратуры, а также исследуются недочеты, связанные с данным вопросом.

Современные проблемы организации работы органов прокуратуры первичного звена прокурорской системы

В статье рассматриваются основные проблемы, возникающие в ходе организации работы органов прокуратуры первичного звена прокурорской системы. Представлены позиции ученых-правоведов по каждой проблеме, а также предложены пути решения данных проблем.

К вопросу о прокурорском надзоре за органами дознания

В статье автор рассматривает вопросы, посвященные проблемам осуществления прокурорского надзора за органами дознания на современном этапе. Анализирует точки зрения ученых, а также законодательных актов, на основе которых определяет понятие надзорной ...

Похожие статьи

Проблемы правового статуса службы в органах прокуратуры РФ

В данной статье анализируется специфика правового статуса службы в органах Прокуратуры Российской Федерации. Исследование правового статуса службы в органах Прокуратуры РФ касается, в том числе, законодательного регулирования данной службы. В статье ...

Проблемные аспекты прокурорского надзора в современной России

В статье автор проводит обзорный анализ действующего законодательства в сфере прокурорского надзора. Делается вывод о наличии проблем правового регулирования прокурорского надзора в современной России.

Основные направления прокурорского надзора за деятельностью органов внутренних дел

Данная научная статья освещает основные направления прокурорского надзора за деятельностью органов внутренних дел. В работе рассматриваются основные принципы проведения прокурорского надзора, включая проверку законности и обоснованности действий прав...

Проблемы прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов, осуществляющих предварительное следствие, при приёме, регистрации и разрешении сообщений о преступлении

В статье автор анализирует существующие проблемы в сфере прокурорского надзора и предлагает пути их решения. Это позволит повысить эффективность работы органов предварительного следствия и укрепить законность в процессуальной деятельности.

Проблемы прокурорского надзора за соблюдением законности

В статье рассматриваются актуальные проблемы прокурорского надзора и вызовы, стоящие перед прокурорским надзором в России в свете современных событий. При реализации прокурорского надзора на территории Российской Федерации возникают организационные и...

Проблемы современной прокуратуры и пути их решения (на примере г. Хабаровска)

В статье анализируется деятельность прокуратуры в наше время, а также выявляются проблемы в ее деятельности. Автор детально анализирует пути решения проблем на основе интервьюирования работников прокуратур г. Хабаровска выявляя пути их решения в деят...

О статусе прокурора в гражданском процессе

Настоящая статья посвящена теме участия прокурора в гражданском судопроизводстве. В представленной работе была поставлена цель: рассмотреть некоторые аспекты процессуального статуса прокурора, определить права прокурора и формы его участия в гражданс...

Социальная и правовая защита сотрудников прокуратуры

В статье рассматривается понятие социальной и правовой зашиты. Анализируется законодательство, касающееся социальной и правовой защиты сотрудников прокуратуры, а также исследуются недочеты, связанные с данным вопросом.

Современные проблемы организации работы органов прокуратуры первичного звена прокурорской системы

В статье рассматриваются основные проблемы, возникающие в ходе организации работы органов прокуратуры первичного звена прокурорской системы. Представлены позиции ученых-правоведов по каждой проблеме, а также предложены пути решения данных проблем.

К вопросу о прокурорском надзоре за органами дознания

В статье автор рассматривает вопросы, посвященные проблемам осуществления прокурорского надзора за органами дознания на современном этапе. Анализирует точки зрения ученых, а также законодательных актов, на основе которых определяет понятие надзорной ...

Задать вопрос