Особенности перехода от традиционного правового регулирования к экспериментальному в области цифровых технологий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №39 (434) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 27.09.2022

Статья просмотрена: 158 раз

Библиографическое описание:

Алипова, К. А. Особенности перехода от традиционного правового регулирования к экспериментальному в области цифровых технологий / К. А. Алипова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 39 (434). — С. 81-84. — URL: https://moluch.ru/archive/434/95139/ (дата обращения: 18.11.2024).



Статья содержит анализ механизмов экспериментального правового регулирования отношений, возникающих в результате внедрения инновационных технологий, а также предложения по масштабированию гибкого регулирования на иные сферы деятельности. В статье приводится анализ правовых актов, а также мнения российских и зарубежных экспертов.

Ключевые слова: экспериментальные правовые режимы, инновационные технологии, апробация, цифровая трансформация, регуляторная «песочница».

Правовое регулирование общественных отношений в любой сфере деятельности является инструментом обеспечения их легитимности. Официальной классификации правового регулирования на традиционное и экспериментальное, на жесткое и гибкое не принято. Однако исследование причинно-следственных связей между процессами изменения общественных отношений и адаптации норм права в связи с такими изменениями свидетельствует о том, что правовое регулирование за последние несколько лет стало более гибким. Разумеется, речь идет не о таких правовых актах, как Конституция Российской Федерации или федеральные законы, речь идет о подзаконных актах, в частности актах Правительства Российской Федерации.

Особенно заметна «гибкость» норм права в сфере внедрения информационных технологий, и в особенности, инновационной деятельности. Это связано с тем, что рынок инновационной технологической продукции чрезвычайно динамичен. В качестве примера по последним данным аналитиков Gartner (ноябрь 2021 года), объем мирового рынка информационных технологий по итогам 2021 года составил 4,24 трлн долл., в 2022 году — 4,47 трлн долларов. По сведениям Tadviser [1] динамика мирового рынка информационных технологий за период 2007–2018 гг. достаточно хорошо коррелирована с динамикой темпов роста ВВП. Однако в последние годы рынок ИКТ растет примерно в 2 раза быстрее ВВП.

Пандемия 2020 года привела к повсеместному и, в некотором роде, вынужденному переходу к цифровому формату организации процессов жизнедеятельности. Эта ситуация значительно повысила важность использования цифровых технологий и переориентировала пользователей на удаленный формат работы и использование дистанционных технологий. Такие изменения повлияли как на жизнь людей, так и на устройство экономики в целом. При этом органы публичной власти также стали искать механизмы стимулирования внедрения информационных технологий путем изменения подхода в правовом регулировании.

Однако еще задолго до пандемии, как отмечет А. В. Лапин, в 2017 г. генеральный секретарь ОЭСР Хосе Анхель Гурриа назвал в качестве конфликтных ситуаций, часто возникающих в цифровой экономике, отсутствие ясных подходов к ее правовому регулированию и предположил, что правовые основы цифровизации быстро устаревают [2]. Х. А. Гурриа предлагает в современных условиях стремительных цифровых инноваций и с учетом широкого применения цифровых технологий в экономике следующее: «предоставить экспериментальное пространство для законодательства и рассмотрение саморегулирования отрасли — это два варианта поиска путей достижения устойчивого баланса между «мягким юридическим вмешательством в регулирование цифровизации экономики и жестким юридическим вмешательством» [2].

Переводя процитированное на понятийный аппарат российского регулирования речь идет о так называемых регуляторных песочницах — экспериментальных правовых режимах, позволяющих апробировать тот или иной подход в рамках эксперимента до момента его запуска в тираж. Необходимо отметить, что такой подход начал применяться в России уже в 2016 году с момента выпуска постановления Правительства Российской Федерации от 11 августа 2016 г. № 787 «О реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха» и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2016 г. № 235», постановления Правительства Российской Федерации от 30 мая 2018 г. № 620 «О проведении эксперимента по маркировке средствами идентификации обувных товаров на территории Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2019 г. № 224 «Об утверждении Правил маркировки табачной и никотинсодержащей продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной и никотинсодержащей продукции», постановления Правительства Российской Федерации от 3 июня 2019 г. № 710 «О проведении эксперимента по повышению качества и связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах» и иных.

Только в 2020 году был принят Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации», который закрепил особенности применения специальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций, круг участников экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций, а также порядок установления, реализации, изменения, приостановления, прекращения, мониторинга, оценкой эффективности и результативности таких режимов.

Рассматриваемый федеральный закон также определил ключевые направления разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций:

1) медицинская деятельность, в том числе с применением телемедицинских технологий и технологий сбора и обработки сведений о состоянии здоровья и диагнозах граждан, фармацевтическая деятельность;

2) проектирование, производство и эксплуатация транспортных средств, в том числе высокоавтоматизированных транспортных средств и беспилотных воздушных судов, аттестация их операторов, предоставление транспортных и логистических услуг и организация транспортного обслуживания;

3) сельское хозяйство;

4) финансовый рынок;

5) продажа товаров, работ, услуг дистанционным способом;

6) архитектурно-строительное проектирование, строительство, капитальный ремонт, реконструкция, снос объектов капитального строительства, эксплуатация зданий, сооружений;

7) предоставление государственных и муниципальных услуг и осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, осуществление иных полномочий и функций государственными органами и органами местного самоуправления;

8) промышленное производство (промышленность);

9) иные направления разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций, установленные Правительством Российской Федерации.

Главная особенность указанного федерального закона — предоставление возможности законного обхода действующих норм права, которым противоречит подход, сформулированный экспериментом. Говоря простым языком, порядок движения беспилотных транспортных средств (без участия водителя) вступает в противоречие с действующим законодательством, однако в рамках эксперимента законодатель как бы «закрывает глаза» на этот нюанс и разрешает тестировать такие беспилотники на территории региона. И это становится абсолютно законным.

Во исполнение указанного Федерального закона были приняты постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2020 г. № 1750 «Об утверждении перечня технологий, применяемых в рамках экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций», постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2020 г. № 1979 «Об утверждении Правил ведения реестра экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций и доступа к нему» и иные правовые акты, дополняющие новую регуляторику в том числе в области экспериментов в области лицензирования, маркировки биологически активных добавок к пище и т. д.

Общий смысл такого экспериментального подхода — «пощупать» новую технологию, понять, как она работает, апробировать ее в разрез с действующими правовыми нормами в целях получения вывода о том, насколько целесообразна такая технология к внедрению и соответствующему финансированию из федерального бюджета. Апробация осуществляется, как правило, в условиях ограниченного времени.

Для получения статуса участника регуляторной песочницы, субъект предпринимательской деятельности должен представить программу экспериментального режима. Программа должна предусматривать описание инновационной бизнес-модели (сервиса или продукта), основанной на цифровой инновации, должны быть проанализированы ее потенциал и возможные риски, определены способы их минимизации. В случае одобрения представленной программы участник экспериментального правового режима получает возможность протестировать в условиях реального рынка с реальными потребителями, но с применением определенных регуляторных послаблений (специального регулирования), в определенный программой срок [3]. Как правило, такой срок составляет от 3 до 12 месяцев (Великобритания, Китай, Индия, Австралия), однако законодательством отдельных стран, например, ОАЭ, устанавливается срок до двух лет, России — до пяти лет [3].

Представляется, что такие эксперименты имеют эффективность, что особенно видно на примере активного использования системы маркировки разных видов товаров в целях их идентификации цифровыми способами. Кроме того, представляется, что применение экспериментального (временного) подхода позволит минимизировать как социальные, так и экономические риски от возможного массового внедрения бесполезной технологии.

При этом, как отмечает Баракина Е. Ю., важно сбалансировать данную систему таким образом, чтобы одновременно и стимулировать их развитие, и предупредить негативные последствия в условиях формирования новых общественных отношений, складывающихся в сфере использования искусственного интеллекта, роботов и объектов робототехники [4]. Автор на основе материалов международного опыта применения регуляторных «песочниц» имеет ввиду, в частности, следующие негативные последствия:

– нарушение конкурентной среды по причине предоставления доступа к «песочнице», например, лицензированных и нелицензированных (то есть изначально не равноправных);

– ограниченность тестирования в трансграничной среде — бизнес в «песочнице» не получает выгод от важной функции регулирования — стандартизации деятельности, которая позволяет осуществлять трансграничный обмен;

– отсутствие выгод от тестирования.

Минимизации негативных последствий может служить прямой диалог между регулятором и участниками эксперимента, а также предварительно проведенная оценка рисков эксперимента. Причем, по мнению Баракиной Е. Ю., специальное регулирование со стороны инициатора (регулятора) должно включать следующие основные составляющие: регламент взаимодействия регулятора и субъектов; процедуры приобретения, приостановления и прекращения статуса субъекта площадки; введение обязательных условий участия (например, получение лицензий, разрешений и т. д.); регламент проведения мониторинга деятельности субъекта площадки; формирование обязательной системы защиты от негативных последствий применения ИИ, роботов и объектов робототехники [4].

В продолжение следует отметить, что гибкое правовое регулирование может быть распространено помимо инновационной деятельности на иные сферы регулирования общественных отношений. В частности, в области поддержки развития промышленного производства, машиностроения, образования, социального обеспечения представляется возможным внедрить аналогичные инструменты апробации, не связанные с применением цифровых технологий.

Таким образом справедливым является вывод о том, что в Российской Федерации, как и за рубежом поддерживается тенденция правового регулирования отношений с использованием цифровой технологии в рамках экспериментального правового режима в виде последовательных шагов:

– определение определенной сферы эксперимента;

– определение состава участников на добровольных условиях;

– определение сроков и границ проведения эксперимента;

– обязательная оценка результатов его проведения;

– принятие на основе оценки результатов эксперимента решения об успешности или неуспешности эксперимента, а также о возможности его закрепления в виде постоянного (традиционного) регулирования и распространения на всех участников сферы.

Справедливым также является и вывод о том, что такой подход имеет как положительные, так и отрицательные стороны, однако выявление негативных результатов на этапе апробации технологии бесспорно влечет меньше рисков, чем их выявление после массового внедрения в ходе устранения последствий таких результатов.

Литература:

  1. IT-отрасль в России и мире: как растет рынок информационных технологий. — 2022. URL: https://delprof.ru/press-center/open-analytics/it-otrasl-v-rossii-i-v-mire-kak-rastet-rynok-informatsionnykh-tekhnologiy/ (дата обращения: 10.06.2022).
  2. Лапин А. В. Развитие национальной инновационной системы как обязательное условие технологических изменений и роста производства // Административное и муниципальное право. 2018. № 4. С. 26–41.
  3. Громова Е. А. О роли специальных и экспериментальных режимов в развитии конкурентоспособных цифровых технологий // Юрист. 2021. № 11. С. 34–38.
  4. Баракина Е. Ю. К вопросу об установлении экспериментального правового режима в области применения искусственного интеллекта // Российская юстиция. 2021. № 2. С. 64–67.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, постановление Правительства, правовое регулирование, инновация, режим, инновационная деятельность, мировой рынок, промышленное производство, специальное регулирование, экспериментальный правовой режим.


Похожие статьи

Реализация компетентностного подхода при переходе на новые образовательные стандарты

Теоретический подход к решению вопроса открытия и внедрения интернет-магазинов в условиях рыночной экономики

Разработка и внедрение цифровых технологий в области налогового контроля

Научные подходы к пониманию объекта уголовно-правового воздействия

Практико-ориентированный подход к проведению аудита на современном этапе экономических отношений

Переход Российской Федерации к циркулярной экономике с учетом международного опыта

Политическое участие молодёжи в избирательном процессе в эпоху перехода к информационному обществу

Роль инновационного бизнеса в условиях углубления рыночных отношений

К вопросу о понятии коррупции в области публичного управления

Системный подход к формированию и развитию инновационного потенциала

Похожие статьи

Реализация компетентностного подхода при переходе на новые образовательные стандарты

Теоретический подход к решению вопроса открытия и внедрения интернет-магазинов в условиях рыночной экономики

Разработка и внедрение цифровых технологий в области налогового контроля

Научные подходы к пониманию объекта уголовно-правового воздействия

Практико-ориентированный подход к проведению аудита на современном этапе экономических отношений

Переход Российской Федерации к циркулярной экономике с учетом международного опыта

Политическое участие молодёжи в избирательном процессе в эпоху перехода к информационному обществу

Роль инновационного бизнеса в условиях углубления рыночных отношений

К вопросу о понятии коррупции в области публичного управления

Системный подход к формированию и развитию инновационного потенциала

Задать вопрос