Роль инновационного бизнеса в условиях углубления рыночных отношений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 20.03.2016

Статья просмотрена: 288 раз

Библиографическое описание:

Назарова, Г. Х. Роль инновационного бизнеса в условиях углубления рыночных отношений / Г. Х. Назарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 522-524. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27116/ (дата обращения: 21.11.2024).



В настоящее время малый бизнес играет важную роль в инновационной деятельности развитых стран мира, а также выступает ключевым элементом инновационного процесса. Но ключевым свойством современного малого предпринимательства считается способность к созданию и распространению научно-технических инноваций. Процессы формирования постиндустриального общества и «новой экономики» основаны на инновациях, что предопределяет заметную роль малого предпринимательства в экономике ведущих стран мира.

В условиях совершенствования механизмов хозяйствования и ужесточения конкуренции, перед хозяйствующими субъектами встаёт необходимость работать по-новому, считаясь с современными требованиями рыночных отношений. В связи с этим возрастает необходимость усиления развития инновационных процессов не только в промышленности, но и предпринимательской деятельности.

В условиях рыночной экономики развитие инновационного предпринимательства зависит от спроса со стороны потребителей на инновации, наличия развитого научно-технического потенциала национальной экономики, функционирования венчурных фирм и инвесторов, финансирующих рисковую инновационную деятельность.

Для обеспечения экономической устойчивости Узбекистана, характеризующейся финансовой устойчивостью, конкурентоспособностью продукции и технологии, эффективностью производства и реализации, предприятия осуществляют реактивные и стратегические инновации, обусловленные реакцией на преобразования конкурентов и изменения внешней среды.

Любая инновационная деятельность является предпринимательской и основана на:

 поиске новых идей (от нового продукта до новой структуры) и их оценке;

 поиске необходимых ресурсов;

 создании и управлении предприятием;

 получении денежного дохода и личном удовлетворении достигнутым результатом.

В период осуществления рыночных реформ в Узбекистане деятельность государства направлена на всемерное поощрение внедрения и распространение инноваций в области малого бизнеса.

В Узбекистане принимаются системные последовательные меры по созданию максимума благоприятных условий и делового климата, льгот и преференций, оказанию всесторонней поддержки для ускоренного развития инновационного предпринимательства, увеличению их доли в экономике страны. Развитие ускоренными темпами этой сферы позволяет успешно решать также задачи наполнения внутреннего рынка конкурентоспособной и качественной продукцией, создания новых рабочих мест, прежде всего для молодежи, и обеспечения на этой основе увеличения доходов и повышения благосостояния народа.

Становление Узбекистана как независимого государства происходит в условиях роста взаимозависимости национальных экономик. Такие тенденции на фоне изменяющегося мирового порядка выдвигают на передний план проблемы использования странами их конкурентных преимуществ. Инновационное предпринимательство, являясь основой конкурентного преимущества, способствует повышению уровня жизни населения на основе устойчивого экономического развития, обусловлено эффективным использованием интеллектуального потенциала, генерации, распространения и реализации новых знаний.

Малые предприятия являются эффективным и наиболее динамично развивающимся сектором, а также часто осуществляют свою деятельность в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Инновационная деятельность малых фирм создает базу для структурной перестройки всего хозяйства на наукоемкой основе. Малый бизнес служит основным источником нововведений, генератором новых решений, и само его присутствие создает предпосылки к инновационному развитию экономики. При оценке инновационного потенциала малого бизнеса следует исходить из положения, что малый бизнес инновационен по своей природе. Этому способствуют следующие характеристики организаций малого бизнеса:

 во-первых, малое предпринимательство обеспечивает подвижность и динамизм экономической системы в целом, способствует быстрой коммерциализации результатов исследований и разработок, а также быстрее адаптируется к изменению условий во всех сферах деятельности, тем самым оказывая значительное влияние на ускорение темпов инновационного развития;

 во-вторых, благодаря современным информационным технологиям меняется сама модель функционирования различных структур, обеспечивая доступ малых предприятий к новым видам деятельности, а также увеличивая долю малого предпринимательства на мировом рынке товаров и услуг;

 в-третьих, информационные технологии создают условия для снижения издержек производства, позволяя малым предприятиям повысить свою конкурентоспособность;

 в-четвертых, развитие малого бизнеса имеет большое значение для превращения экономики Узбекистана в конкурентоспособную, использующую достижения научно-технического прогресса.

Интенсивность инновационной деятельности предприятий во многом отражается на уровне экономического развития страны. Государство призвано формировать цели и принципы своей политики, и собственные приоритеты в области поддержки инноваций. Поддержка развития инновационной деятельности в малом бизнесе и предпринимательстве отмечено в Постановлении Президента Республики Узбекистан № 916 и в Постановлении Кабинета Министров Республики Узбекистан № 144 «О дополнительных мерах по стимулированию внедрения инновационных проектов в производство». В нашей стране основными целями научной и инновационной политики являются — увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны; обеспечение прогрессивных преобразований в сфере материального производства; повышение конкурентоспособности национального продукта как внутри страны, так и на мировом рынке.

В настоящее время инновационная деятельность в технологической сфере осуществляется преимущественно на промышленных предприятиях, а также в организациях малого бизнеса. В связи с этим необходимо разработать стратегию развития инновационных процессов для предприятий малого бизнеса по следующим направлениям:

 совершенствование механизмов системы привлечения банковского кредита для расширения инновационной деятельности для малых предприятий и микрофирм;

 государственное стимулирование и предоставление льгот малым предприятиям и микрофирмам, осуществляющим инновационную деятельность;

 создание специальных фондов НИОКР, поддерживающих осуществление инновационной деятельности малых предприятий и микрофирм;

 разработка системы использования лизинга как эффективного рыночного механизма для субъектов хозяйствования, разрабатывающих и производящих наукоемкую продукцию с использованием дорогостоящих приборов и оборудования.

Реализация стратегии развития инновационных процессов в малом бизнесе предложенных направлений позволит:

 активизировать инновационную деятельность малых предприятий и микрофирм;

 увеличить количество малых предприятий, осуществляющих инновационную деятельность за счет предоставления льгот и государственного стимулирования;

 увеличить количество инноваций созданных предприятиями малого бизнеса при поддержке специальных фондов НИОКР (инвестирование, научные консультации и др.).

Таким образом, развитие инновационных процессов в предпринимательстве и малом бизнесе будет способствовать созданию новых высококачественных продуктов, способных занять большие ниши отечественных и зарубежных рынков, а также решению многих экономических и социальных проблем.

Литература:

  1. Дергунов А. И. Системный подход к развитию национальной инновационной среды // Инновации. № 3. 2010, c. 110.
  2. Материалы Республиканской конференции ТФИ. Роль малого бизнеса и частного предпринимательства в развитии инновационных процессов в экономике — фактор экономического роста. 2015 г.
  3. Горбунов В. Л. Инновационное предпринимательство и условия его развития: Материалы международного форума «Инновационные технологии и системы». − Минск: ГУ «БелИСА», 2006. − 156 с.
  4. http://www.cbu.uz
  5. http://www.rae.ru
  6. http://www.chamber.uz
Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, инновационная деятельность, Узбекистан, инновационное предпринимательство, малое предпринимательство, предприятие, государственное стимулирование, инновационная деятельность малых предприятий, инновация, малый.


Задать вопрос