Приоритетные направления развития малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №13 (147) март 2017 г.

Дата публикации: 04.04.2017

Статья просмотрена: 956 раз

Библиографическое описание:

Шоев, А. Х. Приоритетные направления развития малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане / А. Х. Шоев, О. А. Юсуфалиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13 (147). — С. 399-401. — URL: https://moluch.ru/archive/147/41033/ (дата обращения: 22.11.2024).



Малый бизнес и частное предпринимательство занимают особое место в социально-экономическом развитии Узбекистана. Малый бизнес стал важнейшим фактором наполнения внутреннего рынка конкурентоспособной и качественной продукцией, организации новых рабочих мест, что является наиболее актуальным для Узбекистана. Наряду с созданием новых рабочих мест малый бизнес способствует увеличению доходов и повышению благосостояния народа.

При этом следует отметить и то, что пока малый бизнес и частное предпринимательство в основном сосредоточены в сферах торговли, услуг, связи и переработки сельскохозяйственной продукции.

Подчеркивая это, первый Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов особо отметил: «Необходимо создать широкие возможности для развития малого бизнеса и частного предпринимательства в промышленных отраслях, организации современных высокотехнологичных инновационных производств: в сферах нанотехнологий, фармакологии и фармацевтики, информационно-коммуникационных и биотехнологий, применения альтернативной энергетики, одним словом, открыть путь развитию малого бизнеса и частного предпринимательства, основанного на передовых достижениях науки» [1, с. 6].

Правительством Узбекистана приоритетными направлениями социально-экономического развития республики в ближайшей перспективе определены:

− структурные преобразования и опережающее развитие высокотехнологичных современных отраслей и производств, направленное на повышение конкурентоспособности и укрепление позиций Узбекистана на мировых рынках;

− модернизация, техническое и технологическое перевооружение производства, ускоренное обновление ведущих отраслей экономики;

− техническая модернизация сельскохозяйственного производства;

− стимулирование привлечения прямых иностранных инвестиций;

− комплексное и ускоренное развитие инфраструктуры, транспортного и коммуникационного строительства;

− создание максимальной благоприятной деловой среды для развития бизнеса.

В Узбекистане приняты меры, направленные на улучшение координации развития науки и техники, финансирование инновационной деятельности, расширение связей между наукой и производством, реализуются государственные программы по модернизации, диверсификации и локализации производства. Все отрасли экономики республики осуществляют модернизацию производственной деятельности. Из общего объема затрат на технологические инновации, на приобретение машин и оборудования направляется 67,5 %. [2, с. 216].

Важнейшим показателем инновационной деятельности отраслей экономики является выпуск инновационной продукции. В выпуск инновационной продукции большой вклад вносят предприятия машиностроения и металлообработки, промышленности строительных материалов и топливной промышленности. В увеличении высокотехнологичной продукции ведущая роль принадлежит машиностроительной промышленности, особенно предприятий автомобилестроения, а также средств связи.

В республике функционирует более 220 научно-исследовательских учреждений, высших учебных заведений, опытно-конструкторских организаций, научно-производственных предприятий, малых инновационных центров. [3, с. 16].

Структурные преобразования национальной экономики и ее дальнейшая диверсификация позволят увеличит долю промышленности в структуре ВВП до 40,0 % к 2030 году, соответственно намечается дальнейшее развитие других отраслей экономики.

В Узбекистане в целях дальнейшего стимулирования увеличения выпуска современной конкурентоспособной экспортоориентированной и импортозамещающей продукции, укрепления внутриотраслевой и межотраслевой промышленной кооперации, в том числе между предприятиями малого бизнеса и крупными предприятиями республики, содействия занятости населения разработана Программа локализации производства готовой продукции, комплектующих изделий и материалов на основе промышленной кооперации. В эту Программу локализации включены более 1000 проектов по производству комплектующих узлов и деталей, готовых видов продукции, сырья и материалов на существующих и вновь создаваемых предприятиях республики, в том числе в малом и частном предпринимательстве.

В последние годы в стране обеспечивается приоритетный рост инновационных секторов экономики, в частности сектора информационно-коммуникационных технологий. Повышаются производственные мощности предприятий информационной сферы, внедряются новейшие информационные системы и технологии в различные сферы жизни общества.

Так, реализуются широкомасштабные структурные преобразования, направленные на развитие системы предоставления интерактивных государственных услуг населению, созданию условий для внедрения современных информационных технологий, цифрового телерадиовещания, электронной цифровой подписи, дальнейшего развития национальной сети телекоммуникаций и национального сегмента сети Интернет в качестве основы формирования инфраструктуры национального информационного общества. [2, с. 219].

Высокими темпами растут высокотехнологичные и рыночные виды услуг, такие как услуги связи и информатизации, по компьютерному программированию, по ремонту и обслуживанию технологического оборудования и другие.

Разработаны и реализуются концепция и комплексная программа формирования системы «Электронное правительство», включая управленческие процессы, а также процессы оказания государственных услуг бизнесу и населению, создание Национальной системы, интегрирующей межведомственные и ведомственные комплексы информационных систем.

Современное учебно-лабораторное, компьютерное и производственное оборудование, которым оснащены профессиональные колледжи республики, позволяет учащимся не только получать полный объем знаний по общим предметам, но и осваивать в стенах учебного заведения современные технику и технологии.

Вместе с тем, руководством страны поставлена задача в кратчайший срок выйти в разряд передовых стран с высоким уровнем внедрения информационно-коммуникационных технологий. В реализации этой задачи важная роль принадлежит венчурному бизнесу — виду, в основном, малого бизнеса, ориентированного на практическое использование инноваций, технических и технологических новинок, результатов научных достижений еще не опробованных на практике. [2, с. 220].

Ведущие страны мира создали близкие к оптимальным условиям для быстрого и эффективного воплощения идей ученых в конкретные товары и продукты. Именно фундаментальные исследования, повышенные инвестиции в человеческий капитал и порождаемые ими новые прорывные технологии обеспечивают ведущим странам мира их лидерство. В этом большая заслуга и венчурного бизнеса.

В Узбекистане имеются большие возможности для ускоренного развития венчурного бизнеса. Для этого, в первую очередь, создается правовая база. В настоящее время в республики Узбекистан разработан законопроект «Об инновациях и инновационной деятельности». В этом документе одними из субъектов инновационной деятельности отмечены физические и юридические лица, т. е. и представители малого и частного бизнеса, создающие и реализующие инновации.

Источниками финансирования инноваций и инновационной деятельности могут быть Государственный бюджет Республики Узбекистан, собственные средства субъектов инновационной деятельности, инновационные и венчурные фонды, иностранные инвесторы. При этом государство обеспечивает финансирование государственных инновационных программ, проектов и научно-технических работ по важнейшим направлениям социально-экономического развития республики согласно приоритетам государственной инновационной политики из средств Государственного бюджета.

Средства, выделяемые из Государственного бюджета на реализацию инновационных проектов и закупку необходимого оборудования и технических средств, предоставляются субъектам инновационной деятельности на безвозмездной основе в виде грантов и субсидий, а также кредитов и иных заемных средств на возвратной основе.

Государственные гранты и субсидии в сфере инновационной деятельности предоставляются для реализации государственных инновационных проектов и научно-технических работ, являющихся победителями конкурсов по государственным инновационным программам.

Внебюджетное финансирование инновационной деятельности может осуществляться за счет собственных средств субъектов инновационной деятельности, привлеченных финансовых средств спонсоров и заказчиков работ, инвестиций, благотворительных пожертвований и иных средств, предоставляемых юридическими и физическими лицами, международными организациями, инновационными и иными фондами.

Международные организации также намерены оказывать помощь субъектам малого бизнеса в реализации инвестиционных проектов. Программа развития ООН будет содействовать расширению доступа к услугам микрофинансирования, консультационно-информационным услугам в сфере ведения бизнеса и услугам по поддержанию малого бизнеса, а также повышению потенциала по привлечению инвестиций, совершенствованию правовой основы микрофинансирования. Намечена также и организация в республике не менее 12 центров содействия бизнесу. [3, с. 224].

Реализация мер по созданию в стране максимально благоприятной среды для ускоренного развития малого бизнеса и частного предпринимательства должна обеспечить увеличение доли этого сектора в ВВП свыше 60,0 %, т. е. довести данный показатель до уровня развитых стран мира.

Но существующее в настоящее время в Узбекистане законодательство лишь в целом определяет гарантии и механизмы осуществления инновационной деятельности. В то же время в республике не существует методических материалов, рекомендаций, типовых положений, уставов, контрактов, документов о порядке и условиях деятельности, а также структуры, призванной содействовать организации всего комплекса работ и услуг по созданию венчурных фондов: разработке нормативно-правовой и учредительной документации, методической и справочной литературы, предоставлению информационных, консультативных, учебно-образовательных услуг и т. д. [4, с. 109].

В Узбекистане назрела необходимость развития венчурного финансирования в качестве перспективной формы поддержки инновационной деятельности малого и частного предпринимательства, совершенствование государственной политики в области венчурного финансирования, в том числе в системе налогообложения, прямой финансовой поддержки, а также формирование соответствующей институциональной инфраструктуры. Во многом эффективность венчурного финансирования будет определяться характером проявляемого интереса к данной сфере и самих субъектов малого бизнеса.

Литература:

  1. Каримов И. А. Последовательное продолжение курса на модернизацию страны — решающий фактор нашего развития // Народное слово, 8 декабря 2010 года.
  2. Абдурахманов К. Х., Зокирова Н. К., Шоюсупова Н. Т., Габзалилова В. Т., Абдурахманова Г. К. Формирование и совершенствование политики занятости населения в малом бизнесе и частном предпринимательстве. Монография. — Т.: «IQTISODIYOT», 2014 год.
  3. Национальная инновационная система Узбекистана. Оценка потенциала и результативности. — Т.: Институт прогнозирования и макроэкономических исследований, ПРООН в Узбекистане, 2011 год.
  4. Кадыров А. М., Севликянц С. Г., Отто О. Э., Ахмедиева А. Т. Информационно-инновационное развитие Узбекистана. — Т.: Иктисодиёт, 2011 год.
Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, инновационная деятельность, Узбекистан, частное предпринимательство, венчурное финансирование, венчурный бизнес, Государственный бюджет, дальнейшее развитие, инновационная продукция, собственное средство субъектов.


Похожие статьи

Роль и значение малого бизнеса и частного предпринимательства в экономике Узбекистана

Создание деловой среды и развитие малого бизнеса и частного предпринимательства в Республике Узбекистан

Развитие малого бизнеса и частного предпринимательства в Республике Узбекистан

Особенности государственной поддержки и развития малого бизнеса в Узбекистане

Основные направления повышения эффективности функционирования строительного бизнеса в Азербайджане

Анализ роста развития малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане

Приоритетные направления реализации промышленной политики Узбекистана

Основные направления развития нормативно-правовой базы в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства в Республике Узбекистан

Особенности финансово-экономической поддержки малого бизнеса и предпринимательства в Узбекистане

Приоритетные направления господдержки малого и среднего бизнеса в некоторых странах СНГ

Похожие статьи

Роль и значение малого бизнеса и частного предпринимательства в экономике Узбекистана

Создание деловой среды и развитие малого бизнеса и частного предпринимательства в Республике Узбекистан

Развитие малого бизнеса и частного предпринимательства в Республике Узбекистан

Особенности государственной поддержки и развития малого бизнеса в Узбекистане

Основные направления повышения эффективности функционирования строительного бизнеса в Азербайджане

Анализ роста развития малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане

Приоритетные направления реализации промышленной политики Узбекистана

Основные направления развития нормативно-правовой базы в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства в Республике Узбекистан

Особенности финансово-экономической поддержки малого бизнеса и предпринимательства в Узбекистане

Приоритетные направления господдержки малого и среднего бизнеса в некоторых странах СНГ

Задать вопрос