Успех государственной инновационной политики во многом зависит от состояния и уровня развития малого бизнеса, который является источником инноваций, а также каналом трансферта знаний и технологий в производство. Малый бизнес вносит существенный вклад в трансформацию структуры различных секторов экономики, выступает основой формирования новых рынков. По имеющимся оценкам, на разработку большинства технических новшеств и доведение их до стадии промышленного образца, малые фирмы затрачивают примерно в четыре раза меньше времени, чем крупные предприятия. Таким образом, малый бизнес является важным фактором динамичного развития предпринимательской деятельности, а также необходимым условием функционирования инновационной экономики.
Проблема перехода к инновационной экономике не сводится к закупке современных технологий и модернизации отдельных производств. Первоочередным объектом модернизации должны быть государственные институты, обеспечивающие устойчивый спрос на инновационную продукцию, соблюдение государственных образовательных стандартов, благоприятный инвестиционный климат, необходимую для инноваций инфраструктуру и другие элементы национальной инновационной системы.
Надо сказать, что развитие инновационного предпринимательства идет в весьма жестких условиях. Главной причиной слабого развития инновационной деятельности в малом бизнесе являются отсутствие серьезного спроса на его продукцию и, соответственно, низкая доходность этой деятельности. Тем не менее, инновационная составляющая в малом бизнесе Узбекистана присутствует, она хорошо заметна в торговле, сервисе, мелком производстве и строительстве. Однако смысл этой инновационности заключается в адаптации иностранных технологий и материалов.
В последние годы в Узбекистане усиливается поддержка развития малого и частного предпринимательства. В этих целях приняты соответствующие решения, направленные на дальнейшую либерализацию, упрощение, удешевление и обеспечение прозрачности всех процедур, связанных с ведением бизнеса в стране и развития инновационной деятельности.
В соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан ПП-436 от 7 августа 2006 года «О мерах по совершенствованию координации и управления развитием науки и технологий» в Узбекистане сформирована по сути, принципиально новая система государственной поддержки развития науки, призванная обеспечить концентрацию сил и средств на решении наиболее актуальных для общества задач, являющаяся регламентирующим инновационную научно-техническую деятельность документом.
Фонд финансирования инновационной научно-технической деятельности, образованный Постановлением Президента Республики Узбекистан в 2002 г. (№ 436) в целях дальнейшего развития инновационной деятельности позволил сосредоточить и направить имеющиеся финансовые и материальные ресурсы на расширение инновационной деятельности.
Постановлением Президента Республики Узбекистан № ПП-916 от 15 июля 2008 года «О дополнительных мерах по стимулированию внедрения инновационных проектов и технологий в производство» утвержден комплекс мероприятий по развитию национальной науки в тесной взаимосвязи с производством, система взглядов на роль и значение науки в обеспечении независимости и процветания Узбекистана, а также принципов, определяющих механизм государственного регулирования инновационной деятельности.
Перспективы развития Узбекистана связаны с формированием инновационной экономической системы, которая призвана обеспечить повышение инновационной активности хозяйствующих субъектов и рост их числа для обеспечения технологической модернизации предприятий, повышения конкурентоспособности национальной экономики и, в конечном счете, роста благосостояния и качества жизни населения. В рыночной экономике основная масса инноваций реализуется предпринимательскими структурами как средство решения производственных и коммерческих задач.
Поиск и внедрение новых технологий, новых видов продукции с улучшенными потребительскими характеристиками, постановка и решение нестандартных задач хозяйственного развития обеспечиваются посредством реализации таких функций предпринимательства, как инновационность, творчество, новаторство и готовность к риску. Само зарождение и разработка инновации, ее воплощение, реализация и использование так же являются объектом предпринимательской деятельности.
Инновационной экономика становится тогда, когда нововведения служат основой экономического развития:
Экономический интерес предпринимателей состоит в продвижении инноваций, а инновации определяют важнейшие направления развития предпринимательской деятельности. Поэтому решение проблемы инновационной трансформации национальной экономики напрямую связано с использованием предпринимательства как фактора производства, необходимого для организации инновационного производства на основе как государственной, так и частной формы собственности. Такой подход, а также учет соответствующей социально-экономической среде ведущей роли государства в экономике, в соответствии с которой предпринимательство выступает не только частной инициативой, а составляющей государственной экономической политики, обусловливают исследование особенностей предпринимательской деятельности в национальной экономике.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
– провести анализ теоретических подходов к сущности категорий «предпринимательство» и «инновация»;
– рассмотреть институциональные факторы инновационной деятельности предпринимателей;
– оценить масштабы деятельности предпринимателей в экономике Узбекистана;
– выявить актуальные проблемы функционирования предпринимательских структур;
– оценить перспективы развития инновационной деятельности предпринимателей;
– провести анализ форм и методов государственной поддержки инновационного предпринимательства;
– предложить направления совершенствования форм и методов государственной поддержки инновационного предпринимательства.
В экономической системе Узбекистана государство является не только участником экономических процессов в различных формах, но и импульсом инновационного развития. Ведущая роль государства в экономике требует разработки конкретных форм и методов государственного регулирования нововведений, осуществляемых предпринимательскими структурами, что обеспечит инновационную направленность национальной экономики.
Литература:
- http://www.innovbusiness.ru/pravo/default.asp?dir=1&type=7
- http://www.gosbook.ru/node/29045
- http://mon.gov.ru/dok/fz/nti/898/
- http://www.kapital-rus.ru/articles/article/194174/
- http://www.rftr.ru/
- http://www.rg.ru/2011/07/26/nauka-dok.html