В статье рассмотрены основные процессы формирования и развития малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане. Малый бизнес и частное предпринимательство — это сфера приложения труда и источник доходов значительной части населения Узбекистана.
Ключевые слова: малый бизнес, предприниматель, формирования, предпринимательскую деятельность
Развитие малого бизнеса — одно из главных направлений структурных преобразований в экономике Узбекистана.
Мировой опыт и практика показывают, что малый бизнес позволяет создавать новые рабочие места, способствующие росту занятости населения, освобождает бюджет от расходов на выплаты пособий по безработице, обеспечивает рынок необходимыми товарами и услугами, усиливает конкуренцию и тем самым воздействует на повышение качества продукции и снижение цен. Пополнение бюджета за счет налогообложения предприятий малого бизнеса и заработной платы работников этих предприятий укрепляет финансовую базу социальной поддержки малоимущего населения. Именно на основе развития малых форм экономики должно состояться максимальное насыщение внутреннего рынка Узбекистана потребительскими товарами, решиться проблема занятости населения и, что особенно важно, сформироваться средний класс собственников средств производства, наличие которого способствует нормализации экономической и социальной обстановки в обществе, что предопределяет осуществление политической поддержки развития малого и частного предпринимательства в Республике Узбекистан.
Формирование рыночных отношений предполагает наличие эффективного развития малого бизнеса и частного предпринимательства, представляющих собой многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический уровень развития страны.
Наша страна сегодня занимает пятое место в мире среди государств с ускоренно развивающейся экономикой и это заслуженно высоко оценивается со стороны мирового сообщества и международных финансовых институтов. Дополнительный импульс осуществляемым в стране масштабным преобразованиям придала реализация принятой в начале текущего года Программы дальнейшего реформирования, структурных преобразований и диверсификации экономики на 2015–2019 годы. Данная программа включает в себя семь взаимоувязанных стратегических программных документов, одна из которых направлена на обеспечение надежной защиты частной собственности, увеличение ее доли и значения в экономике. В результате таких реализуемых комплексных мер по улучшению деловой среды, всесторонней поддержки и дальнейшего стимулирования развития малого бизнеса и частного предпринимательства в республике доля малого бизнеса и частного предпринимательства в валовом внутреннем продукте страны за год увеличилась и превысила более 56 %. В 2015 году доля малого бизнеса и частного предпринимательства в занятости населения выросла до 77,5 % [1].
Важным показателем развития частного сектора также является оценка международных экспертов. Согласно обнародованному 27 октября 2015 года Всемирным банком (ВБ) и Международной финансовой корпорацией рейтинг комфортности ведения бизнеса—Doing Business-2016, Узбекистан поднялся на 16 ступеней, что является позитивным сигналом для инвесторов и бизнес сообществ. Узбекистан поднялся с 103-го на 87-е место в рейтинге деловой активности среди 189 стран. При составлении рейтинга аналитики учитывали, прежде всего, прогресс, достигнутый благодаря реформированию экономической и правовой сферы за последний год. Наиболее заметное улучшение в Узбекистане отмечено в сфере получения кредитов — страна по этому показателю поднялась со 105-го на 42-е место или на 63 позиции [1].
В поддержку малого бизнеса и частного предпринимательства и с целью создания благоприятных условий для их саморазвития 15 мая 2015 года Президентом Республики Узбекистан был принят Указ № УП-4725 «О мерах по обеспечению надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятию преград для их ускоренного развития» [2]. Данный законодательный акт предусматривает реализацию комплексной программы мер, состоящей из 33 конкретных мероприятий по следующим ключевым направлениям:
– Повышение ответственности, вплоть до уголовной отв., должностных лиц государственных органов за воспрепятствование и незаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность;
– Усиление гарантий защиты частной собственности, продолжение процесса либерализации административного и уголовного законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность.
–Дальнейшее упрощение всех видов регистрационных, разрешительных и лицензионных процедур, процедур осуществления внешнеэкономической деятельности.
–Создание необходимых условий и возможностей для ускоренного развития частной собственности и частного предпринимательства, увеличения объемов их кредитования и улучшения бизнес-среды.
В соответствии с этими нормативными актами в Узбекистане с 1 января 2016 года государственная регистрация субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства осуществляется через Единый портал интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан. Новая система открыла ряд возможностей для предпринимателей. В частности, данная система позволяет в режиме реального времени оформить учредительные документы на основе типовых форм, представленных на портале, усовершенствовать механизм взаимодействия отдельных государственных органов при присвоении субъектам предпринимательства идентификационного номера налогоплательщика и основного кода предприятий и организаций. При этом предусматривается выдача зарегистрированных учредительных документов и свидетельств о регистрации в электронной форме, что значительно упрощает порядок предоставления документов для государственной регистрации частных предпринимателей, который ранее осуществлялся при личном участии заявителя. Подача заявления на регистрацию с приложением необходимых документов, а также выдача зарегистрированных учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации субъектов предпринимательства осуществляется в электронной форме с использованием электронной цифровой подписи.
В целом по Узбекистану за последние годы количество малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, а также численность занятых в данной сфере неуклонно увеличивается.
Нам представляется, что на каждом из этапов реализации рыночных преобразований государство должно соблюдать паритет в отношении форм и методов регулирования и либерализации экономики путем своевременной подготовки и принятия законодательных и нормативно-правовых актов, стимулирующих отечественных производителей к формированию конкурентной среды и росту конкурентоспособности их продукции на внутреннем и внешних рынках.
Актуальность формирования, развития и эффективного функционирования малых форм организации производства в условиях Узбекистана объясняется тем, что они в значительной мере могут способствовать решению таких важнейших проблем нынешнего периода, как насыщение потребительского рынка качественными товарами, усиление конкуренции, возрождение многих национальных форм производства, надомного труда [3].
При модернизации экономики для успешного дальнейшего развития малого предпринимательства в стране, на наш взгляд, необходимо решение целого комплекса задач организационно-экономического плана, включающего:
‒ расширение доступа малых предприятий к сырьевым ресурсам, рынкам оборудования, технологий и комплектующих изделий;
‒ развитие рыночной инфраструктуры, либерализацию взаимоотношений с банками, финансовыми, консалтинговыми и юридическими структурами;
‒ создание условий для привлечения в сферу предпринимательства инвестиций (в том числе и иностранных), современных технологий и оборудования, а также для развития институтов рыночной инфраструктуры;
‒ обеспечение субъектов предпринимательской деятельности правовой, статистической, производственно-технологической, научно-технической и иной информацией, необходимой для их эффективной деятельности.
Литература:
- Доклад Президента Республики Узбекистана Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2015 г. и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2016 г.
- Указ Президента Республики Узбекистана от 15 мая 2015 года № УП-4725 «О мерах по обеспечению надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятию преград для их ускоренного развития».
- Отажонов Ш. И. Управленческие инновации на малых предприятиях// Иқтисодиёт ва таълим. –Т.: 2010. –№ 5. –Б. 32–36.