Малый бизнес и предпринимательство — основа развития экономики страны | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №12 (116) июнь-2 2016 г.

Дата публикации: 20.06.2016

Статья просмотрена: 3697 раз

Библиографическое описание:

Чупонов, С. О. Малый бизнес и предпринимательство — основа развития экономики страны / С. О. Чупонов, Ферузбек Собуров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 1521-1524. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31933/ (дата обращения: 17.12.2024).



Малый бизнес и предпринимательство — основа развития экономики страны

Малый бизнес имеет важное значение в экономике стран, ориентированных на любую разновидность рыночной экономики. Субьекты малого бизнеса играют важную роль в накоплении бюджета страны, в обеспечении занятости населения и диверсификации продуктов. Малый бизнес создает благоприятные условия для оздоровления экономики в целом: развивается конкурентная среда; идет насыщение рынка товарами и услугами, при этом заполняются рыночные ниши как на местном уровне, так и в более широких масштабах, вплоть до масштабов страны; создаются дополнительные рабочие места и условия, при которых уровень заработной платы напрямую связан с результатами труда, что повышает заинтересованность всех членов трудового коллектива; расширяется и динамично изменяется потребительский сектор; лучше используются местные сырьевые, трудовые и производственные ресурсы. В особенности, во время международных кризисов, резких изменений в мировой экономике субъекты малого бизнеса выполняют роль основных защитников экономики страны.

Малый бизнес содержит большой потенциал для оптимизации путей развития экономики и общества в целом. Характерной особенностью малого предприятия является высокая интенсивность использования всех видов ресурсов и постоянное стремление к оптимизации их количества, обеспечению их наиболее рациональными для данных условий пропорциями. Практически, это означает, что на малом предприятии не может быть лишнего оборудования, избыточных запасов сырья и материалов, лишних работников. Данное обстоятельство является одним из важнейших факторов достижения рациональных показателей экономики в целом.

Малое предпринимательство антимонопольно по самой своей сути, в силу существующих жестко детерминированных ограничений критериев отнесения предприятий к малым. В этой особенности малого бизнеса реализуется его роль в поддержании конкурентной среды в условиях рыночной экономики.

Если обратить внимание на степень развития малого бизнеса в развитых государствах, то получится следующая картина:

Таблица 1

Страны

Количество субъектов малого бизнеса

Количество предприятий малого бизнеса на 1000 чел.

Доля занятых вмалом бизнесе среди занятых вобщем (%)

Доля малого бизнеса вВВП (%)

Великобритания

2930

46

49

50–53

Германия

2290

37

46

50–54

Италия

3920

68

73

57–60

Франция

1980

35

54

55–62

США

19300

74

54

50–52

Япония

6450

50

78

52–55

Из таблицы видно, что в некоторых странах доля малого бизнеса в общей экономике достаточно высока и даже превалирующая. На сегодняшный день вкладмалых предприятий в валовой внутренний продукт в ряде развитых государств превышает 50 процентов.

После обретения независимости в целях создания первоначальной законодательной основы предпринимательский деятельности 25 февраля 1992 года был принят и введен в практику Закон “О предпринимательстве”. Принятие данной законодательной базы создало фундамент для улучшения из года в год деятельности субъектов малого бизнеса и предпринимательстве, увеличения их количества и расширению их рода деятельности.

Рис. 1. Динамика доли малого бизнеса в ВВП нашей страны [2]

По итогам 2015 года, в экономике Республики Узбекистан доля малого бизнеса и предпринимательстве в ВВП составил 56,7 процентов против 31,0 процента в 2000 году и это свидетельствует о том, что, как и во многих развитых странах мира, растет эта доля.

Отраден тот факт, что достаточно высокий уровень, этих показателей за последние годы достигается за счет роста продуктов (работ, услуг), вырабатываемых со стороны субъектов малого бизнеса и укрепления из-за этого места Узбекистана на мировой арене. К тому же, за последние 10 лет в республике доля малых предприятий имеет тенденцию к росту, эти обстоятельство прослеживается в экспорте продуктов страны и в доле товаро- и внешнеторгового оборота. Довольно высока доля малого бизнеса и в создании по республике новых рабочих мест и за последние годы эта тенденция также увеличивается. Это мы можем увидеть из данной таблицы 2.

Таблица 2

Название показателя

1997 г.

2007 г.

2010 г.

2015 г.

1

Население республики, тыс.чел.

23348,6

26663,8

28001,4

31022,5

2

Количество субъектов малого бизнеса

101497

351986

432929

552408

3

Доля субъектов малого бизнеса в ВВП (%)

27,9

45,1

52,5

57,6

4

Количество новых рабочих мест

217600

513770

724495

1141930

В достижении таких успехов ощутимо влияние того, что в 2014 году субъектам малого бизнеса и предпринимательства выделено свыше 9 трлн. сумов кредита, что на 1,3 раза выше, чем в 2013 году и что, начиная с 1 января 2015 году для предпринимателей снижена ставка налога на прибыль была снижена на 15 % против 25 %, а для предприятий в сфере строительства с 6 % на 5 %.

Организация при национальном банке внешнеэкономической деятельности специального фонда по поддержке экспортной деятельности субъектов малого бизнеса и предпринимательства послужила еще большему расширению деятельности этой сферы.

При помощи этого фонда по выращиванию продуктов на экспорт с иностранными партнерами было подписано договоров на сумму свыше 501 миллиарда 250 миллионов долларов и в прошлом году в сфере малого бизнеса, частного предпринимательства и фермерских хозяйств был осуществлен экспорт товаров на сумму свыше 840 миллионов долларов.

По итогам 2014 года, доля частного бизнеса и частного предпринимательства в экспорте ВВП составил 25,9 %, в отличие от 6 % в 2005 году.

В контексте этого соотношения несомненно, что Постановление за № 2507 от 16.03.2016«О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности фонда поддержки экспорта субъектов малого бизнеса и частного предприниматеьства» в будещем сыграет решающую роль в экспорте выращиваемых со стороны малого бизнеса и частного предпринимательства продуктов за рубеж.

Несмотря на это, в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства также имеются проблемы, ожидающие своего решения. В качестве примера можно привести следующие слова Президента Республики Узбекистан И. А. Каримова: «Тысячи раз жаль, что до сих пор сохраняются различные пренятствия и преграды на пути развития малого бизнеса и частного предпринимательства. Мы должны в корне искоренить такие явления, сформировать систему сильной юридической нормы и гарантий права собственности и на этой основе создать широкий слой частных собственников, которые превратятся в экономическую и социальную опору нашего государства». [1]

В целях еще большего развития и совершенствования малого бизнеса и частного предпринимательства нужно осуществить следующие задачи:

− предпринять меры по изучению и своевременному искоренению проблем, которые мешают или могут помешать эффективной деятельности субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства;

− эффективная организация получения в короткие сроки точных сведений о пустующих или используемых неэффективно зданиях и сооружениях на территории и передачи их субъектам малого бизнеса и частного предпринимательства;

− определение своеобразия каждой территории по поводу создания более лучших условий в сфере субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства и исходя из этого аккумулировать все имеющиеся возможности;

− обратить внимание на процессы присоединения субъектов малого бизнеса территории к источникам энергии, газа, воды, канализации и тепла, другим инженерно — коммуникационным сетям и использование в данной сфере передовых опытов;

− определение имеющихся возможностей и путей развития семейного бизнеса в махаллях и на этой основе выработать рекомендации по поддержке примерных форм этого вида бизнеса;

− нахождение различных путей и возможност поощрения развития малого бизнеса и частного предпринимательства, опирающегося на передовые достижения науки при открытии своего бизнеса со стороны выпускников профессиональных колледжей, начале и развитии семейнойпредпринимательской деятельности;

− расширение участия в сфере внешнеэкономической деятельности субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства, расположенных на периферийных территориях;

− расширение объемов выделения льготных микрокредитов субъектам малого бизнеса и частного предпринимательства с целью создания ещё более удобной атмосферы для организации и осуществления их деятельности;

− нужно сделать так, чтобы малый бизнес и частное предпринимательство в нашей Республике превратились в такую крепкую экономическую отрасль, которую нужно всесторонние поддерживать, и чтобы эта сфера была конкурентоспособна и на внутреннем и на внешнем рынке, выпускающей качественную продукцию и оказывающий хороший сервис.

В общем, в нашей стране нужно стабильно развивать малый бизнес и частное предпринимательств, сферы обслуживания и сервиса, кустарниковое производство. Это приведет к развитию уровня жизни населения.

Литература:

  1. I. A. Karimоv. Ona yurtimiz baxtu iqboli vа buyuk kelajagi yo`lida xizmat qilish — eng oliy saodatdir. — T.: O`zbekiston, 2015.
  2. Отчеты Государственного Комитета Республики Узбекистан по статистике.
Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, частное предпринимательство, доля, конкурентная среда, малое предприятие, предпринимательство, путь развития, рыночная экономика, Узбекистан, цель создания.


Задать вопрос