В данной статье рассмотрено решение правовых и институциональных вопросов, связанных с дальнейшим совершенствованием инвестиционного климата, увеличением объемов притока иностранных инвестиций в экономику страны, является важным фактором производства конкурентоспособных товаров и услуг с выходом их на мировой рынок.
In given article the decision legal and institutional questions connected with the further perfection of an investment climate, are considered by increase in volumes of inflow of foreign investments into a national economy, the important factor of manufacture of the competitive goods and services with their exit on the world market.
Решение правовых и институциональных вопросов, связанных с дальнейшим совершенствованием инвестиционного климата, увеличением объемов притока иностранных инвестиций в экономику страны, является важным фактором производства конкурентоспособных товаров и услуг с выходом их на мировой рынок.
Создание благоприятных условий для развития малого бизнеса и частного предпринимательства является одной из актуальных проблем сегодняшнего дня. На ее решение направлено постановление Президента от 25 августа 2011 года «О мерах по устранению бюрократических барьеров и дальнейшему повышению свободы предпринимательской деятельности». [1]
Развитие частного сектора в Республике Узбекистан началось с выходом Указа Президента РУз от 24 января 2003 года. К субъектам малого бизнеса относятся микрофирмы и малые предприятия, индивидуальные предприниматели. 2011 год в Узбекистане объявлен Годом малого бизнеса и частного предпринимательства. Одним их приоритетов сегодняшнего дня является успешное развитие малого бизнеса и частного предпринимательства. Как подчеркнул Президент страны в докладе на заседании Кабинета Министров РУз «…Большим нашим достижением стало повышение доли малого бизнеса и частного предпринимательства в ВВП и его роли в развитии экономики страны. Если в 2006 году на долю этого активно развивающегося сектора экономики приходилось около 31 процента ВВП, то в 2010 году 52.5 процента». Если в 2002 году число зарегистрированных субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства составляло около 149 тысяч, то сегодня число зарегистрированных юридических лиц достигло свыше 506 тысяч единиц, из которых в сфере негосударственной собственности – 92,5 процента, из них 51 процента - фермерские и дехканские хозяйства, 21 процента - частные предприниматели, 1% - компании с иностранным капиталом и пр. Из 11,5 миллионов человек трудоспособного населения 74 процента занято в секторе малого бизнеса и частного предпринимательства. Из этого количества более миллиона человек сосредоточено в Ташкентской области, на втором месте находятся Фергана и Джизак, в каждом из которых трудится около 900 тыс. человек.
Согласно постановлению Президента от 25 августа 2011 года «О мерах по устранению бюрократических барьеров и дальнейшему повышению свободы предпринимательской деятельности» с 1 сентября 2011 года отменено действие 50 документов разрешительного характера в сфере предпринимательской деятельности, что способствовало предоставлению новых возможностей для успешного занятия собственным делом. Еще одна важная норма, введенная данным постановлением, состоит в том, что с целью создания благоприятных условий для субъектов малого бизнеса документы разрешительного характера должны быть выданы в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня предоставления заявления субъектами предпринимательства.
Вклад малого бизнеса в развитие экономики растет с каждым годом с соответствующим снижением доли государства. Так государственный сектор составляет 61 процента в транспортной отрасли, 22,6 процента в промышленности, 12.6 процента в строительстве. При этом сельским хозяйством полностью занимается частный сектор[2].
В качестве мер поддержки реального сектора экономики была разработана Антикризисная программа, включающая в себя 150 мероприятий. Утвержденная в 2008 году на пять лет, она предусматривает снижение ставок единого налога на прибыль, расценок по открытию счетов в банках, уменьшение на 30 процентов количества плановых проверок хозяйствующих субъектов. Если в 1996 году налог на прибыль составлял 38 процента, в 2004 году – 18 процента, в 2011 году – 9 процента.
В 2011 году объем кредитов, выданных банками субъектам малого бизнеса и частного предпринимательства составил 2,1 трлн. сумов, из которых 418 млрд. сумов- микрокредиты. Это в полтора раза больше, чем в 2010 году.
Введена новая организационная правовая форма бизнеса – семейный. Законодателями рассматриваются законы «О частных банках», «О разрешительных процедурах в сфере предпринимательской деятельности» и др. Будут внесены изменения в законы «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности», «О конкуренции».
В целях поддержки малого бизнеса и частного предпринимательства введена система ускоренной государственной регистрации «Одно окно», укреплены правовые нормы по защите прав предпринимателей, упрощены вопросы сдачи статистической отчетности, введена упрощенная системы налогообложения малого бизнеса.
Малый бизнес и частное предпринимательство решает вопросы обеспечения занятости населения в сфере услуг и сервиса, а также надомного труда, привлечения в сферу малого бизнеса и частного предпринимательства выпускников образовательных учреждений, участия субъектов бизнеса во внешнеэкономической деятельности и их выход на региональные и мировые рынки. [3]
Удельный вес малого бизнеса и частного предпринимательства в общем объеме капиталовложений составляет 25 процента. Его доля в ВВП страны увеличилась с 30 процента в 2001 году до 52,5 процента в 2010 году. В 2011 году доля малого бизнеса и частного предпринимательства в объеме ВВП уже составила 53 процента.
Из 45 тысяч ежегодно регистрируемых предприятий ликвидируется около 25 тысяч. Их большую часть составляют фермерские и дехканские хозяйства. Основной причиной выхода из бизнеса является плохое планирование, недостаточное обучение теории и практики менеджмента.
Ежегодно по этому направлению проходит обучение около 50 тысяч человек, свыше 20 тысяч обучает Торгово-промышленная палата РУз.
Необходимо особо отметить, что постановлением Президента «О мерах по устранению бюрократических барьеров и дальнейшему повышению свободы предпринимательской деятельности» запрещено введение органами государственного управления и органами государственной власти на местах новых видов разрешений и разрешительных процедур, не предусмотренных законодательством.
Таким образом, дополнительные льготы и преференции, предоставленные в рамках Государственной программы «Год малого бизнеса и частного предпринимательства» стали фактором дальнейшего кардинального улучшения делового климата, либерализации и ускоренного продвижения по пути углубления рыночных реформ и предоставления большей свободы предпринимательству, ликвидации барьеров для развития частного сектора, повышения его роли в экономике страны, развитии экспортного потенциала, обеспечении занятости и доходов населения.
Особое значение приобретает развитие на местах инвестиционной инфраструктуры, обеспечивающей предоставление качественных услуг в финансово-банковской и коммуникационной сферах, в информационно-консультационной поддержке инвесторов.
-
- Литература:
Й. Шумпетер Теория экономического развития. - М.: 1982. – 29 с.
Маслоу А. Г. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 1999. — 478 с.
М.С.Косимова, Ш.Ж. Эргашходжаева, А.Н. Самадов, И.Б.Шарипов. «Предпринимательства и малый бизнес ». Уч.пос. – Т.: 2010, – 274 с.