Эффективность государственной поддержки малого бизнеса в Республике Узбекистан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Махкамова, М. А. Эффективность государственной поддержки малого бизнеса в Республике Узбекистан / М. А. Махкамова, Г. М. Рахманкулова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 1.3 (135.3). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/archive/135/37501/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье кратко изложено о совершенствовании инвестиционного климата и деловой среды Республики Узбекистан, о Государственной программе для улучшения предпринимательской деятельности в Узбекистане.

Ключевые слова: инвестиционный климат, деловая среда, предпринимательская деятельность, «одно окно», кредитования, ведения бизнеса.

In article is briefly stated about improvement of the investment climate and business ambience of the Republic Uzbekistan, about State program for improvement of business activity in Uzbekistan.

Keywords: investment climate, business ambience, business activity, "one window", lending, conduct of the business.

В Узбекистане государственная поддержка для стимулирования и развития малого бизнеса благотворно виляет на устойчивость экономики в целом. За последние годы в Узбекистане принят широкий комплекс мер по улучшению делового и инвестиционного климата, внедрению общепринятой в мировой практике системы критерий оценки условий ведения бизнеса и обеспечения на этой основе дальнейшего повышения международного рейтинга страны. В том числе, в Узбекистане сформирована и постоянно совершенствуется соответствующая законодательная и нормативно-правовая база.

Существенно упрощены и удешевлены процедуры государственной регистрации субъектов предпринимательства, кредитования, рассмотрения хозяйственных споров, ликвидации бизнеса. Осуществляется активная работа по повсеместному внедрению принципа "одно окно" при регистрации собственности, выделении земельных участков, выдаче разрешений на строительство, подключении к сетям электроснабжения.

Вместе с тем современное состояние деловой среды и условия ведения бизнеса в Узбекистане не отвечают еще в полной мере требованиям и принципам свободной рыночной экономики, общепринятым международным нормам. По-прежнему существует излишняя регламентация предпринимательской деятельности, не задействованы в полной мере возможности по эффективному внедрению бесконтактных форм взаимоотношений между государственными органами и субъектами предпринимательства. Не на должном уровне осуществляется практическое внедрение на местах принимаемых мер по улучшению условий для ведения бизнеса. [1]

В целях коренного улучшения для ведения предпринимательской деятельности, инвестиционного климата деловой среды приняты Указ Президента Республики Узбекистан (07.04.2014 г. N УП-4609) и Государственная программа. В этой программе предусмотрены дополнительные меры по дальнейшему улучшению инвестиционного климата и деловой среды, повышению эффективности стимулирования развития предпринимательской деятельности.

В Указе Президента РУз указано следующие:

- Министерствам, государственным комитетам, ведомствам, акционерным компаниям, ассоциациям, органам государственной власти на местах в месячный срок разместить с дальнейшим постоянным обновлением на своих официальных веб-сайтах информацию, регламентирующую вопросы взаимоотношений с субъектами предпринимательства. В том числе, объявит на этих сайтах порядок и сроки оформления и выдачи субъектам предпринимательства документов разрешительного характера, лицензий, сертификатов и другие, сроки и стоимость предоставления субъектам предпринимательства государственных и других видов услуг;

- продлить срок до 1 января 2017 года мораторий на проведение налоговых проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства, своевременно уплачивающих налоги и другие обязательные платежи, а также обеспечивающих устойчивые темпы роста и рентабельность производства (за исключением внеплановых проверок при ликвидации юридических лиц, в рамках возбужденных уголовных дел, а также связанных с использованием бюджетных и централизованных средств и ресурсов).

- Центральному банку Республики Узбекистан, коммерческим банкам отменить практику взимания платы за услуги банков при уплате субъектами малого предпринимательства с их расчетных счетов налогов и других обязательных платежей в Государственный бюджет Республики Узбекистан;

- приостановление операций по счетам хозяйствующих субъектов в коммерческих банках в случаях непредставления ими налоговой, финансовой отчетности и их отсутствия по заявленному адресу осуществляется органами государственной налоговой службы только по соответствующему решению суда;

- начиная с налогообложения за второй квартал 2014 года, вновь созданные субъекты малого предпринимательства (за исключением организаций розничной торговли) уплачивают единый налоговый платеж и единый социальный платеж, исходя из фактически выполненных объемов работ, без учета установленных минимальных размеров указанных платежей, в течение 6 месяцев с утверждения акта приемки законченного строительством объекта, но не более одного года с даты их государственной регистрации;

- с 1 января 2015 года субъекты малого предпринимательства представляют статистическую отчетность на годовой основе, с ежеквартальным проведением органами статистики выборочных обследований по соответствующим направлениям и сферам деятельности;

- увеличилась в два раза предельная среднегодовая численность работников малых предприятий с 1 июля 2014 года, в том числе, предельная численность работников составлятся в промышленности строительных материалов, легкой и пищевой промышленности 200 человек.

В Программе о дополнительных мер по дальнейшему улучшению состояния инвестиционного климата и деловой среды, повышению эффективности стимулирования развития предпринимательской деятельности разработаны следующие преимущество для улучшения деловой среды республики: [2]

 привлечение технического содействия ПРООН для разработки дополнительных предложений по формированию максимально благоприятной бизнес-среды в стране, внедрению общепризнанных норм международного права и практики ведения бизнеса, постоянного совершенствования законодательства, направленного на улучшение правовых и экономических условий осуществления предпринимательской деятельности, на основе привлечения ведущих международных финансовых организаций, использования их методологических рекомендаций и законодательства зарубежных стран;

 упрощение системы кредитования субъектов предпринимательства путем активизации работ по интеграции коммерческих банков, страховых компаний, государственных нотариальных контор, органов внутренних дел, государственного кадастра, государственной налоговой службы и органов по государственной регистрации субъектов предпринимательства в систему обмена кредитной информацией, направленной на создание благоприятных условий для развития предпринимательства;

 сокращение финансовых затрат субъектов предпринимательства во взаимоотношениях с коммерческими банками за счет отмены взимания платы за услуги банков при уплате субъектами малого предпринимательства налогов и других обязательных платежей с расчетных счетов;

 расширение доступа субъектов предпринимательства к кредитным ресурсам путем утверждения порядка высвобождения части залогового обеспечения, предоставленного при получении кредитов, с учетом погашенной задолженности по кредиту;

 установлен порядок уплата единого земельного налога в следующие сроки: до 1 сентября отчетного года - 30 процентов от годовой суммы налога; до 1 декабря отчетного года - оставшаяся сумма налога;

 увеличение срока действия сертификата ключа электронной цифровой подписи с 12 до 24 месяцев.

На основе данного Указа Президента РУз деятельности малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане кратким сроке достигли большие достижения. В том числе, в истекшем 2014 году в экспортную деятельность вовлечено свыше 500 новых предприятий, прежде всего субъектов малого бизнеса, внешнеторговый баланс определился с положительным сальдо в 180 миллионов долларов, золотовалютные резервы возросли на 1,6 миллиарда долларов. [2]

Всевозрастающая роль в этом отводится созданному при Национальном банке внешнеэкономической деятельности специальному Фонду поддержки экспорта субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства.

В 2014 году Фондом оказаны юридические, финансовые и организационные услуги 2 тысячам 400 субъектам предпринимательства по продвижению их товаров и услуг на внешние рынки. При содействии Фонда субъектами предпринимательства заключены экспортные контракты в размере 1,25 миллиарда долларов, из которых в истекшем году осуществлен экспорт товаров на сумму более 840 миллионов долларов.

Активную поддержку со стороны Фонда получают предприниматели в изучении внешних рынков и поиске зарубежных партнеров, участии в международных тендерных торгах, а также составлении экспортных контрактов, получении международных сертификатов, разрешительных документов и по таможенному оформлению.

Разумеется, всяческой поддержки заслуживают меры по улучшению деловой среды и созданию еще более благоприятных условий для развития малого бизнеса и частного предпринимательства.

Широкое распространение получает внедрение принципа "одно окно" при регистрации собственности, выделении земельных участков, получении лицензий на занятие отдельными видами деятельности, выдаче разрешений на строительство, подключении к сетям электроснабжения.

Значительно упрощен механизм представления субъектами малого бизнеса статистической и налоговой отчетности. В настоящее время до 98 процентов субъектов предпринимательства сдают налоговую и статистическую отчетность, оформляют таможенные декларации в бесконтактной форме - в электронном виде.

Важным решением в системе мер по стимулированию развития малого бизнеса в трудоемких отраслях промышленности, таких как легкая, пищевая и производство строительных материалов, стало увеличение предельной численности работников со 100 до 200 человек.

Коммерческими банками в 2014 году выделено субъектам малого бизнеса и частного предпринимательства кредитов на сумму свыше 9 триллионов сумов, или в 1,3 раза больше, чем в предыдущем году, в том числе микрокредитов - в размере около 2 триллионов сумов, с ростом на 39 процентов. За последние пять лет объем кредитования малого бизнеса увеличился почти в 5 раз.

Значительно расширен доступ частных предпринимателей к сырьевым ресурсам, прежде всего за счет увеличения объемов их реализации на биржевых и ярмарочных торгах. Так, в 2014 году ими было закуплено на Республиканской товарно-сырьевой бирже сырья и материалов почти на 3 триллиона сумов, или в 1,6 раза больше, чем в 2013 году. Наряду с этим через биржевые торги они реализовали собственную продукцию в объеме 1 триллион 500 миллиардов сумов, или с ростом к прошлому году в 1,7 раза.

В результате принятых мер по стимулированию развития малого бизнеса и частного предпринимательства в истекшем году создано свыше 20 тысяч новых субъектов малого бизнеса без учета фермерских и дехканских хозяйств, а их общее количество составило свыше 195 тысяч, что в 2 раза больше по сравнению с 2000 годом.

Доля малого бизнеса и частного предпринимательства в формировании ВВП выросла за период с 2000 года с 31 процента до 56 процентов, а в производстве промышленной продукции - с 12,9 до 31,1 процента.

В 2014 году в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства было создано более 480 тысяч новых рабочих мест, или каждое второе. В настоящее время в этой сфере экономики трудится более 76,5 процента всего занятого населения против 49,7 процента в 2000 году.

В опубликованном Всемирным банком обновленном рейтинге стран по уровню экономического развития, определяемого по размеру валового внутреннего продукта, рассчитанного по паритету покупательской способности, среди 190 стран мира Узбекистан поднялся с 72-го места в 2010 году на 66-е место.

Узбекистан в 2014 году по рейтингу, характеризующему условия ведения бизнеса, поднялся на восемь позиций, а по налогообложению - на 61 позицию. По оценке ПРООН, Узбекистан вошел в первую десятку стран по количеству проведенных реформ в области облегчения ведения бизнеса за последний год.

Сегодня модель развития Узбекистана демонстрирует ежегодный устойчивый рост ВВП на уровне 8 %. Для малого бизнеса нет ограничений по вождению в рынок. В Узбекистане малые предприятия в сфере промышленности платят всего лишь 5 %. Это единый налог. Нет ни НДС, ни налога на землю, ни налога на имущество. Поэтому происходит количественный рост малых предприятий в республике. Наше государство поощряет тех, кто сделал ставку на развитие, особенно высокотехнологического производства. Кроме того, в республике создана три свободные индустриальные зоны – Навои, Джизак и Ангрен. В этих зонах созданы специальные условия для бизнеса. Подобные льготы имеются и в других 12 регионах республики.

Литература:

  1. Указ Президента Республики Узбекистан. 07.04.2014 г. N УП-4609. //Источник: www.lex.uz.
  2. Приложение N 1к Указу Президента РУзот 07.04.2014 г. N УП-4609. Программадополнительных мер по дальнейшему улучшениюсостояния инвестиционного климата и деловой среды,повышению эффективности стимулирования развитияпредпринимательской деятельностина 2014-2015 годы. //Источник: www.lex.uz.
Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, Узбекистан, предпринимательская деятельность, деловая среда, инвестиционный климат, субъект предпринимательства, частное предпринимательство, малое предпринимательство, государственная налоговая служба, Государственная программа.


Похожие статьи

Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан

В научной статье приводится обзор текущего состояния государственной поддержки в развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан.

Региональные особенности развития малого бизнеса и частного предпринимательства

В статье показаны региональные факторы развития малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане на примере Наманганской области. Освещена совершенная работа по развитию малого бизнеса и частного предпринимательства, а также работа, котора...

Создание благоприятных условий для бизнеса и частного предпринимательства, повышения деловой активности населения Узбекистана

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме создания благоприятных условий, льгот и преференций, оказанию всесторонней поддержки предпринимателям, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата в Узбеки...

Некоторые вопросы улучшения инвестиционного климата в Узбекистане

В работе проведен системный анализ инвестиционной привлекательности в Республике Узбекистан. На основе выявленных показателей авторы предложены направления по активизации инвестиционных процессов в стране.

Современное развитие малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане

В статье рассматривается развитие малого бизнеса и частного предпринимательство в современном этапе. В ней проанализирована деятельность частного сектора и определены современные проблемы субъектов малого бизнеса.

Совершенствование финансовых инструментов стимулирования инновационного предпринимательства в РФ

В статье приведен анализ действующих финансовых инструментов стимулирования инновационного бизнеса в России. Рассмотрен уровень инновационной активности предприятий в различных отраслях. Предложены рекомендации по совершенствованию финансовых инструм...

Динамика изменения предпринимательского климата и финансовой активности малого и среднего бизнеса в Европе

В данной статье авторами показана динамика изменения предпринимательского климата в Европе, а так же рассмотрена финансовая активность МСБ, определены основные проблемы развития малого и среднего бизнеса в Европе.

Экономический рост инновационной активности АПК Азербайджанской Республики

В статье анализируется состояние инвестиционной активности аграрной экономики в последние годы, его влияние на улучшение и рост основных макроэкономических показателей и повышения конкурентоспособности сельского хозяйства.

Организация инновационной деятельности в сельском хозяйстве Республики Узбекистан

В статье рассматриваются вопросы перехода экономики Узбекистана на инновационный путь развития на примере сельского хозяйства. Анализируются формы и методы экономического метода развития инновации в сельском хозяйстве.

Результаты государственного регулирования предпринимательской деятельности в контексте административной реформы

Статья посвящена вопросам регулирования органами государственной власти предпринимательской деятельности. Анализируется влияние административной реформы на эффективность правового регулирования бизнеса. Основой нового подхода стала модель управления ...

Похожие статьи

Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан

В научной статье приводится обзор текущего состояния государственной поддержки в развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан.

Региональные особенности развития малого бизнеса и частного предпринимательства

В статье показаны региональные факторы развития малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане на примере Наманганской области. Освещена совершенная работа по развитию малого бизнеса и частного предпринимательства, а также работа, котора...

Создание благоприятных условий для бизнеса и частного предпринимательства, повышения деловой активности населения Узбекистана

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме создания благоприятных условий, льгот и преференций, оказанию всесторонней поддержки предпринимателям, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата в Узбеки...

Некоторые вопросы улучшения инвестиционного климата в Узбекистане

В работе проведен системный анализ инвестиционной привлекательности в Республике Узбекистан. На основе выявленных показателей авторы предложены направления по активизации инвестиционных процессов в стране.

Современное развитие малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане

В статье рассматривается развитие малого бизнеса и частного предпринимательство в современном этапе. В ней проанализирована деятельность частного сектора и определены современные проблемы субъектов малого бизнеса.

Совершенствование финансовых инструментов стимулирования инновационного предпринимательства в РФ

В статье приведен анализ действующих финансовых инструментов стимулирования инновационного бизнеса в России. Рассмотрен уровень инновационной активности предприятий в различных отраслях. Предложены рекомендации по совершенствованию финансовых инструм...

Динамика изменения предпринимательского климата и финансовой активности малого и среднего бизнеса в Европе

В данной статье авторами показана динамика изменения предпринимательского климата в Европе, а так же рассмотрена финансовая активность МСБ, определены основные проблемы развития малого и среднего бизнеса в Европе.

Экономический рост инновационной активности АПК Азербайджанской Республики

В статье анализируется состояние инвестиционной активности аграрной экономики в последние годы, его влияние на улучшение и рост основных макроэкономических показателей и повышения конкурентоспособности сельского хозяйства.

Организация инновационной деятельности в сельском хозяйстве Республики Узбекистан

В статье рассматриваются вопросы перехода экономики Узбекистана на инновационный путь развития на примере сельского хозяйства. Анализируются формы и методы экономического метода развития инновации в сельском хозяйстве.

Результаты государственного регулирования предпринимательской деятельности в контексте административной реформы

Статья посвящена вопросам регулирования органами государственной власти предпринимательской деятельности. Анализируется влияние административной реформы на эффективность правового регулирования бизнеса. Основой нового подхода стала модель управления ...

Задать вопрос