Малое предпринимательство является неотъемлемым и необходимым сектором рыночной экономики, формирующим конкурентную среду. Особенности этого сектора при достаточном уровне его развития способствуют экономической, социальной и политической стабильности общества. Финансовая структура малых предприятий отличается следующими особенностями: недостаток собственных средств; ограниченный доступ к кредитам в отличие от крупных фирм; нерегулярность финансирования. Внутренний потенциал малого бизнеса не сможет обеспечить интенсивного роста этого сектора, что обуславливает необходимость государственного стимулирования развития малого бизнеса.
В последние годы в Узбекистане усиливается поддержка развития малого и частного предпринимательства. В этих целях приняты соответствующие решения, направленные на дальнейшую либерализацию, упрощение, удешевление и обеспечение прозрачности всех процедур, связанных с ведением бизнеса в стране.
Меры государственной поддержки малых предприятий в Узбекистане представляют собой совокупность финансовых стимулов в виде прямой поддержки (доступ к льготным кредитам, налоговые льготы, возможное субсидирование продукции) и усилий по институционально организационному содействию ведению бизнеса (создание рыночной инфраструктуры, различных объединений предпринимателей).
Законодательство в сфере ведения бизнеса, развития экономики постоянно совершенствуется в соответствии с меняющимися условиями, развитием других сфер. Одним из последних изменений стало принятие поправок в ряд действующих законов. Так, было сокращено количество проверок микрофирм, малых предприятий и фермерских хозяйств. Отныне они будут проводиться не чаще одного раза в четыре года. Проверки других субъектов предпринимательства — не чаще одного раза в три года. Изменен и порядок ведения встречных проверок. Все это высвободит массу времени предпринимателей и позволит вести более эффективный бизнес.
В указанных документах особое внимание уделяется предоставлению широкого спектра льгот и преференций хозяйствующим субъектам, модернизации производства, внедрению инновационных технологий, конкретизирован ряд вопросов дальнейшего совершенствования документов разрешительного характера в сфере предпринимательской деятельности.
Развитие законодательно-нормативной базы свидетельствует о том, что процесс формирования правового поля для стимулирования развития малого предпринимательства в Узбекистане носит динамичный характер, направленный на максимальное сокращение субъективных факторов, препятствующих становлению класса реальных собственников. На сегодняшний день в Узбекистане есть все необходимые условия для устойчивого развития малого бизнеса и частного предпринимательства и, соответственно, роста их доходов.
Инфраструктура поддержки малого бизнеса представляет собой совокупность государственных и местных органов управления, общественных, финансово-кредитных, образовательных и научных организаций, осуществляющих регулирование деятельности, и оказывающих им образовательные, консалтинговые и другие услуги.
Для обеспечения нормального развития и функционирования предприятий малого и среднего бизнеса в республике созданы и успешно работает Палата товаропроизводителей и предпринимателей Узбекистана с сетью региональных подразделений в Республике Каракалпакстан и во всех областях, крупных городах и районных центрах. В свою очередь, ею учрежден ряд организаций, призванных оказывать услуги членам Палаты:
Центр содействия развитию малого и среднего бизнеса.
Центр развития рыночных навыков.
Центр деловых связей.
Центр подготовки кадров для малого и среднего бизнеса и др.
Имея структурные подразделения во всех регионах страны, в частности, 14 территориальных управлений, 127 информационно-консультационных и бизнес-центров, 14 третейских судов, 3 тренинго-ресурсных центра и 21 унитарное предприятие, ТПП эффективно сотрудничает с органами государственной власти и управления, что способствует неуклонному росту доверия предпринимателей и укреплению партнерства между ними и государством. Членами Палаты являются Фонд поддержки частного предпринимательства и малого бизнеса (Бизнес-фонд), страховое агентство «Мадад», коммерческий «Узтададбиркорбанк, Республиканская универсальная агропромышленная биржа, Республиканский бизнес-инкубатор. В качестве ассоциированных членов выступают Ассоциация деловых женщин, отраслевые и территориальные хозяйственные объединения.
Фонд поддержки экспорта субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства Узбекистана был создан в августе 2013 года при Национальном банке внешнеэкономической деятельности Узбекистана, крупнейшем банке в республике, с филиалами в регионах. Президент Узбекистана освободил Фонд сроком до 1 января 2019 года от уплаты всех видов налогов, сборов, пошлин и обязательных отчислений в государственные целевые фонды, за исключением единого социального платежа.
Субъекты малого бизнеса имеют право осуществлять через Фонд экспорт товаров и услуг за иностранную валюту без предварительной оплаты, открытия аккредитива или гарантии со сроком поступления выручки или обратного ввоза в течение 180 дней при наличии полиса по страхованию
С начала 2015 года Фондом поддержки экспорта субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства при Национальном банке ВЭД РУз оказано содействие 523 субъектам предпринимательства в экспорте их продукции на сумму свыше 980 миллионов долларов. Также 68 субъектам предпринимательства предоставлена финансовая помощь в размере 1,5 миллиарда сумов и оказано содействие в поиске зарубежных покупателей и заключении экспортных контрактов на общую сумму 11,6 миллиона долларов. [3]
Установленный законодательством Узбекистана специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения предоставляет субъектам малого предпринимательства возможность снижения налогового бремени, упрощения учета и отчетности, сокращения документооборота.
Особого внимания заслуживает сам факт, что в Узбекистане не только не увеличили ставки налогов, как это сделали многие страны в рамках антикризисных программ, но и, наоборот, снизили ставку единого налогового платежа для малых предприятий, освободили сроком на 5–7 лет от уплаты налога предприятия, специализирующиеся на производстве востребованных потребительских товаров, полностью освободили от таможенных платежей предприятия, осуществляющие техническую и технологическую модернизацию и обновление.В 2016году ставка единого налога для малых предприятий и микрофирм, действующих в сфере услуг, снижена на 1 процент относительно 2015 года и установлена в размере 5 процентов. Это оптимальная ставка в мировом масштабе.За счет снижения ставки единого налогового платежа в нынешнем году ожидается, что в микрофирмах и на малых предприятиях экономия средств составит в целом 58,4 миллиарда сумов. (курс ЦБ РУ на 04.02.2016, 1$= 2836.87 сум).[3]
Произошло существенное снижение (на 40 %) ставки единого социального платежа для субъектов малого предпринимательства — микрофирм, малых предприятий, а также фермерских хозяйств. Снижение ставки предусмотрено вне зависимости от того уплачивают ли они налоги по упрощенной системе или являются плательщиками общеустановленных налогов. Реализация этой меры позволит сократить нагрузку на фонд оплаты труда хозяйствующих субъектов и оставить в распоряжении малых предприятий значительные средства более 440 миллиардов сумов.
В соответствии со статьей 354 Налогового кодекса Республики Узбекистан плательщики единого налога с момента регистрации имеют право продлить на один год срок выплаты единого налога. После истечения льготного срока пролонгированная сумма в соответствии с законодательными документами в равных долях выплачивается в течение двенадцати месяцев.[1] Для микрофирм и малых предприятий это является мощным стимулом для организации работы в первый год деятельности.
В соответствии со статьей 356 Налогового кодекса определено уменьшение налогооблагаемой базы в течение пяти лет на приобретение нового технологического оборудования, внедрение систем управления качеством, проведение сертификации продукции на соответствие международным стандартам, приобретение комплексов для проведения лабораторных тестов и испытаний, а на технологическое оборудование — с момента ввода его в эксплуатацию не более чем на 25 процентов налогооблагаемой базы. Это тоже предоставило условия для развития и координации деятельности предприятия в соответствии с требованиями времени. Вместе с тем до 1 января 2017 года продлен срок действия льгот по налогам на прибыль и единому налогу для малых предприятий и микрофирм, действующих в сфере услуг. Предоставляемые возможности для развития бизнеса и предпринимательства служат важным фактором повышения благосостояния нашего народа и процветания страны. Кроме того, комплексные меры по развитию обслуживания и сервиса на 2016–2019 годы позволят значительно понизить налоговое бремя для предприятий сферы обслуживания. Налоговая политика на 2016 год послужит дальнейшему улучшению инвестиционного климата в стране, модернизации, техническому и технологическому переоборудованию производства, поддержке малого бизнеса и частного предпринимательства, повышению конкурентоспособности экономики, стимулированию создания рабочих мест, расширению налоговой базы, а также дополнительным источником пополнения оборотных средств, модернизации и технологического переоборудования производства и стимулирования труда работников. Предусмотрен ряд льгот и привилегий по предприятиям с иностранными инвестициями и в части налогов. Так, освобождаются от налогов на имущество предприятия с иностранными инвестициями, производящие ориентированную на экспорт и импортозамещающую продукцию с долей иностранного капитала в уставном фонде не менее 500 тыс. долл. США. Для производственных предприятий с иностранными инвестициями, осуществляющих капиталовложения в проекты, включенные в Республиканскую инвестиционную программу, установлен срок освобождения от налога на прибыль в 7 лет, а вновь создаваемые подобные предприятия освобождаются от уплаты налога на прибыль сроком на 5 лет с момента начала производства. Предусмотрен и ряд других льгот.
Важное место занимает в развитии малого бизнеса кредитная система. Обобщая все предложения по кредитованию малого бизнеса можно выделить 8 адресных групп:
- Кредиты для образования стартового капитала. Выдаются только вновь созданным и прошедшим государственную регистрацию (не далее 6 месяцев) микрофирмам, дехканским хозяйствам, малым предприятиям и фермерским хозяйствам.
- Кредиты на пополнение оборотных средств. Выдаются на формирования оборотных средств, для создания ТЭО инвестиционного проекта и на приобретение оборудования.
- Кредиты на расширение бизнеса. Выдаются на приобретение основных средств, модернизацию производства, финансирование новых проектов и строительств.
- Кредиты для субъектов семейного предпринимательства. Выдаются на организацию производства семейного предприятия.
- Кредиты под бизнес проекты выпускников лицеев и колледжей. Выдаются выпускникам профессиональных колледжей, а также зарегистрированных ими предприятий, в которых 50 % сотрудников являются выпускниками профессиональных колледжей и/или руководителем является выпускник колледжа.
- Кредиты женскому предпринимательству. Выдаются под бизнес-проекты частных предпринимательниц, предприятий, руководителями в которых являются женщины, а также малых предприятий с преобладанием женского труда.
- Кредиты от Фонда льготного кредитования. Выделяются преимущественно для финансирования высокотехнологичных и инновационных проектов в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства, производственных микрофирм, малых предприятий, дехканских и фермерских хозяйств, расположенных в отдаленных и труднодоступных районах, а также в районах и городах с избыточными трудовыми ресурсами.
- Особые кредитные проекты. Речь идет о так называемых «программных» кредитах, которые осуществляются банками в рамках Программ с различными зарубежными финансовыми институтами.
В 2001–2014 годах объем направляемых в данный сектор кредитов коммерческих банков увеличился в более чем 11 раз. В соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по увеличению кредитования субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства». Доходы банков от выдачи кредитов за счет ресурсов Фонда льготного кредитования с условием их целевого направления освобождены от налога на прибыль на период до 1 января 2016 года.
С 1 сентября 2011 года отменено взыскание платы с субъектов малого бизнеса за открытие ими банковского счета в национальной валюте, внедрена практика рассмотрения банками их заявлений о выделении им кредитов в трехдневный срок.
Надо отметить, что процентная ставка по льготному кредитованию малого бизнеса в Узбекистане не превышает ставки рефинансирования Центрального банка (на сегодняшний день 9 %). По условиям некоторых предложений процентная ставка может быть и меньше. Кредитование малого бизнеса не по льготным условиям предоставляется на условиях годовых выплат от 18 % до 36 %.
В число банков, которые предоставляют льготное кредитование малому бизнесу входит большинство отечественных коммерческих банков. Анализ их предложений показал, что средний срок для кредитов, предоставляемых малому бизнесу, составляет от 12 до 36 месяцев. Размер кредитов — от 100 до 2 тыс. минимального размера заработной платы (МРЗП).
Для поддержки предпринимательской деятельности и организации малых производств в первом квартале 2016 года субъектам малого бизнеса выделены кредиты в размере 3,6 триллиона сумов, с ростом в 1,3 раза к аналогичному периоду предыдущего года, в том числе 773 миллиарда сумов микрокредитов, освоены кредитные линии международных финансовых институтов в объеме около 40 миллионов долларов. При поддержке Фонда финансирования подготовки проектной документации по инвестиционным проектам при Ассоциации банков Узбекистана осуществлено финансирование 16 проектов на сумму свыше 10 миллиардов сумов.Значительный вклад в создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса создан в ходе реализации Государственной и региональных программ поддержки развития малого бизнеса и частного предпринимательства. Созданная благодаря этому система поддержки малого и среднего бизнеса позволяет предпринимателю получать не только финансовую помощь, в том числе на льготных условиях через коммерческие банки и специально организованные фонды, но и пользоваться услугами института инфраструктуры с сетью региональных подразделений. При помощи сугубо экономических регуляторов, свойственных рыночному хозяйству: налогообложения, кредитования, инвестирования, государство побуждает принимать желаемые варианты хозяйственной деятельности, удовлетворяющие общественные потребности.
Дальнейшая концентрация финансовых средств, используемых для поддержки малого бизнеса в Узбекистане будет осуществляться на создание системы гарантий(поручительств), массовое освоение микрофинансирования и микрокредитования, эффективное использование возможностей финансового лизинга.
Принимаемые меры по формированию благоприятной деловой среды способствовали созданию в течение первого квартала 2016 года более 8,4 тысячи новых субъектов малого бизнеса, из них наибольшее количество (30,8 процента) — в сфере промышленности и строительстве, увеличению доли малого бизнеса в ВВП с 41,7 процента в первом квартале 2015 года до 43,1 процента, в промышленности — с 32,6 до 37,3 процента, в инвестициях — с 31,5 до 40,2 процента, в экспорте — с 20,9 до 24,4 процента и в занятости — с 76,7 до 77,1 процента.
Одним из важных показателей проводимых в Узбекистане экономических мероприятий по поддержки малого бизнеса является тот факт, что в рейтинге Всемирного банка в последние годы Узбекистан занимает достойное место среди десяти государств мира с наилучшими показателями в сфере создания благоприятной деловой среды для предпринимательской деятельности.
Литература:
- Налоговый кодекс Республики Узбекистан. -Т.: «Адолат». 2013
- Указ Президента Республики Узбекистан “О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию инвестиционного климата и деловой среды в Республике Узбекистан” от 07.04.2014 г. № ПП-4609
- Финансы Узбекистана. Статистический сборник. –Т.: Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике. 2015.
- Курпаяниди К. И. Некоторые вопросы конкурентных преимуществ предприятий малого бизнеса //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2013. — №. 2.