Малый бизнес и частное предпринимательство — это сфера приложения труда и источник доходов значительной части населения. Это наиболее гибкая часть рынка труда, поглощающая основную массу трудовых ресурсов невысокой квалификации и с недостаточным опытом, желающих иметь гибкий рабочий день. Часто только здесь могут найти работу социально уязвимые слои населения: женщины, молодые люди, впервые ищущие работу, имеющие невысокий уровень образования и трудового опыта
Малый бизнес стал одним из важных факторов экономического развития и в нашей стране.Развитие малого бизнеса — одно из главных направлений структурных преобразований в экономике Узбекистана. Этот сектор создает необходимую атмосферу конкуренции, способствует созданию дополнительных рабочих мест и росту доходов населения.
Для развития малого бизнеса и частного предпринимательство в Республике Узбекистан имеются большие возможности, так как наш народ испокон веков занимается мелким предпринимательством: гончары, ювелиры, кондитеры, ткачи и другие ремесленники производили домашнюю утварь, орудия труда, ювелирные украшения, золотошвейные изделия, одежду, обувь и другие продукты индивидуально или с членами своих семейств в своих маленьких мастерских. Основная часть этих товаров отправлялась на продажу по Великому шелковому пути. Развитию малого бизнеса способствовали благоприятные природно-климатические условия, трудолюбие народа, богатые сырьевые ресурсы.
В современном Узбекистане малый бизнес представляют индивидуальные предприниматели, микрофирмы, малые предприятия, а также дехканские и фермерские хозяйства.
Для обеспечения максимально благоприятной бизнес-среды субъектам предпринимательства предоставляются различные льготы и преференции, а также оказывается всесторонняя поддержка. Приватизация является основой формирования многоукладной экономики и дальнейшего развития рыночных отношений. За годы независимости приватизировано около 86,7 тысячи единиц государственных предприятий и объектов. В результате возник новый для Узбекистана социальный слой общества — класс собственников численностью около 6,5 млн. человек. Наряду с приватизацией высокими темпами развивался и малый бизнес, что в свою очередь составляло основу формирования рыночной экономики и конкурентной среды в Узбекистане.
Как было отмечено в докладе Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2015 г. и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2016 г., доля малого бизнеса и частного предпринимательства в формировании ВВП выросла за период с 2010 г. с 31 % до 56 %, а в производстве промышленной продукции — с 12,9 % до 31, %. В настоящее время в этой сфере экономики трудятся более 76,5 % всего занятого населения против 49,7 % в 2015 г.
С целью ускоренного развития этого сектора экономики важнейшим приоритетом определено создание благоприятных условий, льгот и преференций, оказание всесторонней поддержки предпринимателям. Именно на это направлена деятельность Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан, созданной по инициативе Президента Ислама Каримова. Имея структурные подразделения во всех регионах страны, в частности, 14 территориальных управлений, 127 информационно-консультационных и бизнес-центров, 14 третейских судов, 3 тренинг-ресурсных центра и 21 унитарное предприятие, ТПП эффективно сотрудничает с органами государственной власти и управления, что способствует неуклонному росту доверия предпринимателей и укреплению партнерства между ними и государством.
Более того, правительством Республики Узбекистан осуществляется определенная работа в деле создания в стране всесторонне благоприятной бизнес-среды для предпринимательской деятельности и инвестиционного климата, в том числе, совершенствования нормативно-правовой базы, обеспечения целостности льгот и преференций, создаваемых для субъектов малого бизнеса и иностранных инвесторов, предотвращения бюрократических барьеров и преград, возникающих в налаживании и ведении предпринимательской деятельности. В частности, проект закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан “О гарантиях свободы предпринимательской деятельности” направлен на дальнейшее стимулирование развития предпринимательства, предоставление большей свободы для деятельности субъектов предпринимательства и упрощение действующей процедуры их организации. В проект закона введена отдельная норма о презумпции правоты субъекта предпринимательства, в соответствии с которой все противоречия и неясности, возникающие при осуществлении предпринимательской деятельности, толкуются в пользу субъекта предпринимательства, а это способствует более полной и надежной защите их законных прав и интересов.
Основная цель Закона “О семейном предпринимательстве” заключается в создании необходимой законодательной базы для развития семейного предпринимательства в различных сферах экономики в качестве важной формы малого бизнеса и частного предпринимательства, усилении правовых гарантий для семейного бизнеса и организации новых рабочих мест. Законом конкретно определены участники семейного предприятия, намечен четкий механизм их регистрации и упразднения, упрощены процедуры подключения семейного предприятия к инфраструктуре. Также намечено упрощенное осуществление процедуры бухгалтерского учета и налогообложения семейных предприятий.
В поддержке субъектов предпринимательства с помощью экономических стимулов важную роль играют налоговые льготы.
Налоговые льготы — это полное или частичное освобождение от уплаты налога юридических или физических лиц, имеющих налогооблагаемую базу согласно налоговому законодательству. Эти льготы внедряются на основе Налогового кодекса Республики Узбекистан, указов и постановлений Президента Республики Узбекистан.
Для семейных предприятий имеются и налоговые послабления: они освобождены от уплаты ЕНП по выручке, которая получена от реализации изделий художественных промыслов и прикладного искусства собственного изготовления (перечень утверждается Кабинетом Министров). Семейная фирма образуется на основе учредительного договора, который заключен между членами семьи, с указанием обязательств личного трудового участия и перечня общего или долевого имущества, вовлеченного в деловой оборот. Также договором, по желанию участников, могут быть определены и условия распределения прибыли, приносимой семейным бизнесом. Прибыль после уплаты налогов и других обязательных платежей поступает в распоряжение участников и налогообложению не подлежит.
Принципы стимулирования, обеспечивающие развитие малого бизнеса и частного предпринимательства — это предоставление налоговых льгот, применение упрощенной системы налогообложения, льготное кредитование, сокращение периодичности и сроков представления налоговой и бухгалтерской отчетности в государственные налоговые и статистические органы, пути сокращения периодичности налоговых и других проверок.
Зарубежный опыт показывает, что в развитых государствах малые предприятия составляют от 80 до 97 процентов общего числа предприятий, обеспечивают рабочими местами более половины трудоспособного населения, производят до 70 процентов национального продукта. К примеру, в Сингапуре в малом бизнесе занято около 80 процентов всего занятого населения. Оно обеспечивает примерно 4–5 процентов прироста ВВП. В Китае малый бизнес производит большую часть продукции и услуг. Основная часть экспортируемых товаров Китая приходится именно на долю малого бизнеса.
Малый бизнес стал одним из важных факторов экономического развития и в Узбекистане. По итогам 2015 года его доля в производстве валового внутреннего продукта составила 52,5 процента, а в 2010 году — 31 процент. Доля занятых в этой сфере из общей численности занятого населения в 2015 году выросла до 74,6 процента по сравнению с 49,7 процента в 2010 году.
Проведенные исследования показали, что за годы независимости в Узбекистане создана прочная законодательная база, закрепляющая приоритет частной собственности − основы рыночной экономики. Сформированы благоприятный деловой климат и надежные правовые гарантии ускоренного развития малого бизнеса и частного предпринимательства как важнейшего фактора формирования среднего класса собственников, устойчивого развития экономики страны, создания новых рабочих мест и роста доходов населения.
В результате, за последние десять лет доля малого бизнеса и частного предпринимательства в структуре ВВП страны возросла с 31,0 % в 2015 году до 54,0 % в 2015 году, общий уровень занятости в различных отраслях экономики за те же годы увеличился с 49,7 % до 74,8 %. В целом доля доходов от предпринимательской деятельности составляет свыше 47 % от совокупных доходов населения.
Если рассматривать по отраслям национальной экономики страны, то в 2015 году доля малого бизнеса и частного предпринимательства в сельском хозяйстве составила 97,9 %, производимой продукции, промышленности — 21,0 %, сфере инвестиций — 31,6 %, строительстве — 69,0 %, торговле — 47,0 %, оказании платных услуг — 46,4 %, грузообороте — 42,0 %, пассажирообороте — 81,3 %, экспорте — 18,8 % и импорте — 37,4 %.
Был существенно упрощен и стал более прозрачным порядок государственной регистрации субъектов предпринимательства и их подключения к инженерно-коммуникационным сетям. Так, в два раза сокращены ставки государственной пошлины за регистрацию, значительно расширен перечень видов деятельности, по которым предельная среднегодовая численность работников малых предприятий увеличена до ста человек, разработан и внедрен механизм по масштабному вовлечению субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства в процесс государственных закупок.
Развитие этого сектора сыграло немаловажную роль и в структуре внешней торговли страны. В 2007 году доля малого бизнеса в экспорте товаров и услуг составила 10,2 процента, в 2015-м — 14,8 процента. Это свидетельствует о том, что производимые отечественными предпринимателями товары и предоставляемые услуги имеют высокую конкурентоспособность и за рубежом. Динамичное развитие малого бизнеса идет благодаря либерализации экономики и созданию качественно новой деловой среды. Это привело к снижению уровня издержек при ведении бизнеса и повышению эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, позволило вкладывать больше средств в развитие производства.
С первых лет создания основ рыночной экономики руководство Узбекистана уделяло большое внимание разработке законодательно-правовой базы, организации финансовой поддержки, защите прав предпринимателей, подготовке и переподготовке кадров, развитию рыночной инфраструктуры, обслуживающей малое предпринимательство. Сегодня мы видим плоды этой работы. Количество зарегистрированных субъектов малого бизнеса выросло с 182947 в 2000 году до 852975 в 2016-м. Определены основные приоритеты развития этого сектора — создание максимально благоприятной деловой среды для развития бизнеса, реализация мер по предоставлению большей свободы предпринимательству, дальнейшее масштабное сокращение вмешательства государственных и контролирующих органов в финансово-хозяйственную деятельность субъектов предпринимательства и расширение доступа малого бизнеса к кредитным, сырьевым ресурсамсоздание необходимых организационных, правовых и финансовых механизмов и условий для развития экспортного потенциала этого сектора.
Достигнутые результаты и осуществленные меры за годы независимости, направленные на развитие малого бизнеса и частного предпринимательства, — яркое свидетельство того, что сформирован благоприятный деловой климат, есть все возможности для дальнейшего развития экономики Узбекистана.
Литература:
- Балашевич М. И. «Малый бизнес: отечественный и зарубежный опыт». Учебное пособие. Минск-2001
- Серван-Жрейбер Ж. Л. «Ремесло предпринимателя». Москва-2002г.
- Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на расширенном заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2015 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2016 год
- Примова А. А. «Тексты лекций по курсу «Малый бизнес и предпринимательство» Бухара -2013г.
- www. Biblioteka. Uz