Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Хамитова, Д. М. Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан / Д. М. Хамитова, А. Б. Фаткуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 17.1 (255.1). — С. 28-29. — URL: https://moluch.ru/archive/255/58578/ (дата обращения: 22.12.2024).



В настоящее время в условиях мирового кризиса все большее внимание уделяется таким сферам экономики, как малый и средний бизнес. Как указано в Стратегии «Казахстан — 2050», развитое малое и среднее предпринимательство является залогом повышения уровня благосостояния большей части населения республики, залогом укрепления и развития национальной экономики [1].

Проблемы малого и среднего предпринимательства в настоящее время обусловлены разными факторами такими, как:

  1. Менталитет граждан, занимающихся малым и средним предпринимательством. Как правило, у населения еще не сформировалось правильное отношение к предпринимательской деятельности. Большинство воспринимает предпринимательство, как предмет улучшения своего финансового положения, не видя перспектив в развитии своего дела. Это оказывает влияние на то, что многие граждане из числа представителей сферы малого и среднего предпринимательства не развивают свой бизнес в выбранном направлении согласно требованиям современности, а это является необходимым условием для предпринимательской успешности.
  2. Отсутствие культуры предпринимательства, специального образования у людей, занимающихся малым и средним предпринимательством. Несмотря на то, что современная система образования предусматривает разные формы обучения населения предпринимательской культуре, навыкам введения бизнеса, большинство представителей малого и среднего бизнеса предпочитают не повышать свой культурный уровень в данной сфере, не считая это фактором успешности. Отсутствие специального образования, должного уровня культуры у предпринимателей не способствует развитию бизнеса, не позволяет предпринимателю использовать весь имеющийся потенциал в выбранном направлении.
  3. Нестабильность в отечественной экономике, обусловленной внутренними и внешними факторами, влиянием мировых экономических тенденций, кризисными явлениями. Мировой кризис оказывает негативное влияние на национальную экономику: сокращаются инвестиции в малый и средний бизнес, не выделяются в отдельных регионах средства на развитие предпринимательства. Как правило, большинство объектов малого и среднего бизнеса не могут противостоять негативным тенденциям мирового экономического кризиса в силу своей нестабильности и неразвитости.
  4. Кредитная несостоятельность большинства населения Казахстана и др. Данный фактор указывает на то, что большая часть населения Казахстана, в силу отсутствия специальной культуры в предпринимательской сфере, ряда других причин, оказывает влияние на то, что предприниматели не могут рационально распределить кредитные ресурсы. Не оценив свои финансовые возможности, представители малого и среднего бизнеса формируют «неблагоприятный кредитный портфель», который не позволяет им участвовать в дальнейшем в кредитно-денежных отношениях с банковскими структурами. Отсутствие возможности получить дополнительные финансовые ресурсы за счет кредитов, оказывают влияние на отрицательный исход предпринимательского дела конкретного бизнесмена.
  5. Отсутствием региональных программ поддержки предпринимательства и др. факторами. На республиканском уровне в настоящее время разработана нормативно-правовая база для поддержки представителей малого и среднего бизнеса. Однако, без нормативно-правовой поддержки регионального уровня невозможно реализовать большинство перспективных проектов в отношении малого и среднего уровня.

Основываясь на вышеизложенном, весь комплекс проблем, с которыми может столкнуться современный предприниматель, можно распределить по следующим группам:

- проблемы кредитного и инвестиционного обеспечения;

- проблемы республиканского и регионального финансирования;

- проблемы в организации и развитии бизнеса;

- проблемы материально-технического обеспечения и правовой поддержки и др.

В этой связи, в настоящее время для поддержки развития малого и среднего предпринимательства являются необходимыми следующие меры:

  1. Создание условий для создания новых объектов малого и среднего бизнеса гражданами Казахстана. Для достижения данной цели необходимо на региональном уровне продумать меры поддержки предпринимательских инициатив граждан, подкрепляемых грамотной и четкой нормативно-правовой базой.
  2. Привлечение в сферу малого и среднего предпринимательства иностранных инвесторов. Для достижения данной цели необходимо поддерживать предпринимательские инициативы наиболее востребованных сфер экономики, которые вызывают интерес не только как предмет предпринимательства, но и необходимы для большей части населения республики как потребителей продуктов деятельности отечественного бизнеса.
  3. Создание условий для повышения уровня образованности и уровня сформированности предпринимательской культуры. Для достижения данной цели необходимо продумать мероприятия по обеспечению представителей бизнеса необходимой информацией, которая вызовет интерес у данной категории населения к повышению уровня своей предпринимательской, а также финансовой грамотности.

Таким образом, в настоящее время в Республике Казахстан созданы все условия для развития малого и среднего предпринимательства, однако до сих пор отсутствует необходимый уровень специальной грамотности среди большинства населения, не сформирована региональная политика поддержки предпринимательской сферы, ограничен доступ к финансированию сферы предпринимательства, негативный бизнес-климат, проблемы с кадровыми ресурсами и рынками сбыта и т. д. Все это и является причиной возникновения целого ряда проблем в данной сфере.

Литература

  1. Назарбаев Н. А. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана. СТРАТЕГИЯ «Казахстан — 2050», 14 декабря. — Астана: Аккорда, 2012.
  2. Жарылкасынова А. К. Разработка экономической стратегии Казахстана. Вступление в ВТО — интеграция в мировую экономику // Вестник КАСУ. — 2015. — № 3. — С. 28–33.
  3. Токсанова А. Н. Развитие систем управления малым бизнесом в Республике Казахстан // Вестник КазНУ. Серия Экономическая. — Алматы. — 2012. — № 1. — С. 102–105.
Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, среднее, предпринимательство, большая часть населения республики, национальная экономика, предпринимательская культура, предпринимательская сфера, развитие бизнеса, региональный уровень, специальное образование.


Похожие статьи

Основные аспекты развития малого предпринимательства в Республике Таджикистан

Проблемы функционирования и перспективы развития крестьянских (фермерских) хозяйств в АПК Республики Беларусь

Современные проблемы и перспективы повышения эффективности государственного регулирования развития малого и среднего бизнеса в России

Развитие малого бизнеса и частного предпринимательства в Республике Узбекистан

Направления государственной поддержки и стимулирования развития малого бизнеса и частного предпринимательства в Республике Узбекистан

Проблемы правового регулирования отношений в сфере спорта Республики Казахстан

Особенности и возможности стратегического развития регионов в Республике Казахстан

Исторический аспект становления и развития малого предпринимательства в Российской Федерации

Современное состояние правового регулирования внутренней миграции в Республике Казахстан

Формирование и перспективы развития институтов гражданского общества в Республике Узбекистан

Похожие статьи

Основные аспекты развития малого предпринимательства в Республике Таджикистан

Проблемы функционирования и перспективы развития крестьянских (фермерских) хозяйств в АПК Республики Беларусь

Современные проблемы и перспективы повышения эффективности государственного регулирования развития малого и среднего бизнеса в России

Развитие малого бизнеса и частного предпринимательства в Республике Узбекистан

Направления государственной поддержки и стимулирования развития малого бизнеса и частного предпринимательства в Республике Узбекистан

Проблемы правового регулирования отношений в сфере спорта Республики Казахстан

Особенности и возможности стратегического развития регионов в Республике Казахстан

Исторический аспект становления и развития малого предпринимательства в Российской Федерации

Современное состояние правового регулирования внутренней миграции в Республике Казахстан

Формирование и перспективы развития институтов гражданского общества в Республике Узбекистан

Задать вопрос