Ключевые слова: предпринимательская деятельность, Узбекистан, орган, малый бизнес, финансово-хозяйственная деятельность, субъект хозяйствования.
За годы независимости были серьезные изменения политики малого бизнеса со стороны государства. В первую очередь это касается совершенствования нормативно-правовой базы. «Лицензирование процедур в предпринимательской деятельности», «Конкуренция», «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» в соответствии с законами и иными законодательными актами, гарантируют гражданам свободное участие в предпринимательской деятельности. Совершенствуются механизмы защиты законных прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности.
Законодательством Республики Узбекистан принят ряд законов и правоохранительных, регулирующие органы и административные органы в целях устранения вмешательства незаконной предпринимательской деятельности, а также большое внимание к повышению ответственности должностных лиц этих агентств. Права предпринимателей на взаимодействие предпринимателей с государством, правоохранительные и регулирующие органы создаются в принципе в приоритетном порядке. А также упрощение и облегчение функционирования предприятий с помощью более 40 нормативных изменений и дополнений к документу. В частности, новые правила, если лицо совершает преступление, связанное с неуплатой налогов или других обязательных платежей, и если оно совершает преступление впервые в течение 30 дней после обнаружения злоупотребления и покрывает полный ущерб государству, против него не возбуждается уголовное дело [1].
Большое внимание уделяется роли судебных органов в защите законных прав владельцев частной собственности и предпринимателей в вопросе усиления гарантий их деятельности. При рассмотрении иска судом, если предприниматель недоволен решением контролирующих органов, субъект хозяйствования вправе приостановить исполнение. Принята норма закона о том, что если субъект хозяйствования нарушает налоговое и таможенное законодательство, имущество может быть конфисковано только в соответствии с решением суда, и значительно сокращено до рассмотрения срока искового заявления. Теперь фирмы, предприятия малого бизнеса и фермерские хозяйства четыре раза в год и другие виды коммерческой деятельности проверяются раз в три года, чтобы проверять и контролировать органы, такие проверки могут проводиться только в соответствии с решением Государственного координационного совета. Финансово-хозяйственная деятельность, связанная с запланированным сроком реализации, была сокращена с 30 календарных дней до 10 календарных дней. Следует отметить, что этот закон распространяется и на частные банки и финансовые учреждения. Государственными правоохранительными и контролирующими органами проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности и были подняты меры по нарушению административной ответственности за государственные услуги [1].
Эта мера распространяется также на такие случаи, как принудительная деятельность хозяйствующих субъектов и незаконное прекращение операций с номерами их банковских счетов, информация о счетах бизнеса, благотворительная деятельность и другие виды деятельности, связанные с распределением средств. В то же время принят правовой механизм для государственных органов, органов местного самоуправления при принятии незаконных решений должностными лицами или их хозяйствующими субъектами в результате действий или убытков бездействия, в том числе для покрытия всей упущенной суммы прибыли.
Уголовная ответственность распространялась на сотрудников правоохранительных и других государственных органов в случае неоднократного нарушения права на свободу предпринимательской деятельности. Соответствующие нормы внесены в Уголовный кодекс Республики Узбекистан. Реализована новая система, с 2015 года в АК «Узбектелеком» работает Колл-центр, также весь день работает горячая линия Государственной прокуратуры, которая принимает заявления граждан.
Эта система управления государством, правоохранительными органами и предприятиями контролируется властями с целью предотвращения необоснованного вмешательства в предпринимательскую деятельность и подачи заявлений и жалоб на нарушения прав собственников. В течение последних полутора лет после внедрения этой системы прокуратура обратилась к более чем 1500 предпринимателям. Самое главное, что почти треть всех жалоб была решена в пользу предпринимателей. Взаимоотношения между государственными органами и бизнесом в связи с внедрением электронных форм в 2015 году на портале онлайн-сервисов общего пользования через Интернет зарегистрировали 42 тысячи 800 субъектов. У них есть доступ к 260 видам интерактивных услуг. 2013–2014 годы обслуживали более 102 предпринимателей и граждан, а в 2015 году этот показатель увеличился на 420 тысяч.
Сегодня 100 процентов налоговых и статистических отчетов в электронном виде через Интернет. С 1 января этого года во всех регионах страны действуют «единое окно» принципов предоставления государственных услуг предпринимателям как единым центрам. А также внедрение совершенно нового механизма подключения предпринимателей к инженерным и коммуникационным сетям. Согласно ей, этим региональным организациям был дан мандат на проведение работ сетей из технических условий для предприятий по внедрению всех инженерных и коммуникационных сетей, и они подготовлены к использованию предпринимателями [1]. За годы независимости Республики Узбекистан в результате реформ в области развития малого предпринимательства сектор изо дня в день находится в устойчивом развитии. В экономике Республики Узбекистан возрастает значительная роль в развитии малого бизнеса и частного предпринимательства, доля его валового внутреннего продукта в 2006 году составила 42,1 процента, тогда как в 2017 году этот показатель был повышен до 57,2 процента. (Таблица 1).
Таблица 1
Доля МБиЧП в ВВП Узбекистана (%)
Доля МБиЧП в ВВП |
Год |
|||||||||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
|
42,1 |
45,7 |
48,2 |
50,0 |
52,5 |
54,0 |
54,0 |
55,8 |
56,1 |
56,5 |
56,9 |
57,2 |
|
Работающие в сфере МБиЧП соотношение общей численности занятого населения. Следует отметить, что более 64 % новых рабочих мест в малом бизнесе усиливают стимулы для развития частного предпринимательства и фермерства, в частности, чтобы дать им новые привилегии и преференции, на 28 % больше, чем создание новых предприятий, расширение различных форм дома. 70 % от общего числа занятых в экономике развитых стран в сфере МБиЧП, работающей в Узбекистане в 2015 году, составили 77 % от занятого населения в этой области, что может быть признано в результате проведенных реформ [2]. МБиЧП в основном участвует в выращивании сельскохозяйственной продукции, строительстве, грузовых и пассажирских перевозках, но промышленный, инвестиционный и экспортный потенциал пропорциональной доли уровня остается низким.
Из вышесказанного видно, что малый бизнес стал основным фактором благосостояния населения. Следовательно, и разработки стратегической задачи. Исходя из социального измерения народного хозяйства, в любом случае при расчете финансовых результатов первичные не «представители бизнеса», а предпринимательство, направленное на повышение эффективности социальных выплат, будет в центре внимания. Следует также отметить, что, по сравнению с первыми годами независимости, несмотря на значительные достижения, в развитии сектора остался неиспользованный потенциал. Основными задачами является разработка инновационных форм бизнеса для использования этого потенциала.
Литература:
- https://stat.uz/uz/statinfo
- https://president.uz/ru/lists/news
- http://uza.uz/ru/business/strategiya-deystviy-osnova-ekonomicheskogo-razvitiya-27–01–2017