Особенности формирования кадровой структуры образовательных учреждений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №37 (432) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 13.09.2022

Статья просмотрена: 259 раз

Библиографическое описание:

Аширова, Д. Н. Особенности формирования кадровой структуры образовательных учреждений / Д. Н. Аширова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 37 (432). — С. 29-31. — URL: https://moluch.ru/archive/432/94859/ (дата обращения: 30.04.2024).



В научной статье отмечено, что образовательные учреждения в настоящее время укомплектованы педагогическими кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения поставленных перед нею задач. Автор в статье подчеркивает, что в современных условиях концептуальные подходы к укреплению образовательной сферы ориентированы, прежде всего, на оптимизацию кадровых ресурсов, чьи знания, профессиональные навыки и мотивация, являются базовой основой, определяющей итоговые результаты и целостность проводимых преобразований. Переход современных образовательных учреждений к стратегическому подходу в управлении потребовал изменения отношения к кадрам. Пришло осознание того, что персонал является решающим ресурсом, способным создать конкурентное преимущество организации. Как результат, появилась осознанная потребность в управлении человеческими ресурсами в организации, что привело к переосмыслению роли и значения кадровой политики в деятельности учреждения. Проблема формирования кадровой политики и кадровой структуры образовательной организации является важным аспектом проблемы управления персоналом и требует глубокого изучения и анализа, что и определяет актуальность данного исследования.

Ключевые слова : кадры, кадровая структура, кадровая политика, образовательные учреждения, педагог, человеческие ресурсы, организация.

The scientific article notes that educational institutions are currently staffed with teaching staff who have the necessary qualifications to solve the tasks assigned to them. The author emphasizes in the article that in modern conditions, conceptual approaches to strengthening the educational sphere are focused primarily on optimizing human resources, whose knowledge, professional skills and motivation are the basic basis that determines the final results and integrity of the ongoing transformations. The transition of modern educational institutions to a strategic approach in management required a change in attitude towards personnel. The realization has come that the staff is a crucial resource that can create a competitive advantage of the organization. As a result, there was a conscious need for human resource management in the organization, which led to a rethinking of the role and importance of personnel policy in the activities of the institution. The problem of formation of personnel policy and personnel structure of an educational organization is an important aspect of the problem of personnel management and requires in-depth study and analysis, which determines the relevance of this study.

Keywords: personnel, personnel structure, personnel policy, educational institutions, teacher, human resources, organization.

Учреждения образования играют важную роль в решении социально значимых проблем регионов, муниципальных образований, выполняя возложенные на них функции:

Во-первых, разработка и реализация образовательных программ в соответствии с вектором социально-экономического развития территории, стратегией ее развития.

Во-вторых, формирование общественного мнения по различным аспектам общественной жизни, выполнение воспитательной функции применительно к подрастающему поколению.

В-третьих, формирование определенного уровня образованности населения, знаний и профессиональных компетенций, необходимых для воспроизводства трудовых ресурсов [2].

Поэтому проблема реализации кадровой политики применительно к деятельности образовательной организации сохраняет свою актуальность и в современных условиях. И здесь на повестку дня выносится целый комплекс вопросов: обеспечение оптимальной с точки зрения численности и профессионально-квалификационных характеристик кадровой структуры, развития кадрового потенциала педагогов, развитие мотивации и системы стимулов, направленных на отдачи сотрудников образовательного учреждения.

В рамках данной работы рассмотрим особенности формирования кадровой структуры на примере образовательных учреждений. Теоретическую базу исследования составили работы по вопросам управления персоналом, кадрового менеджмента, таких авторов как Алексеева Т., Бутурлина Е., Валиева О. В. Развитие кадрового потенциала образовательных учреждений, факторов, определяющих его формирование посвящены труды Масловой И. В., Грузных С. Н., Старых Н. П. и др.

Формирование кадровой структуры организаций в сфере образования сложный и многоступенчатый процесс, связанный с другими инструментами кадровой политики.

Отправной точкой является процесс планирования. Администрация школы должна точно понимать: в каких кадровых ресурсах нуждается организация, какие требования для отбора кадров являются определяющими. Образовательная организация может в процессе отбора кадров принимать во внимание уровень квалификации педагога, его личностные характеристики, уровень образования, стаж и опыт работы.

Особенность деятельности школьных образовательных учреждений заключается в том, что специализация многих педагогов достаточно узкая, поэтому ротация кадров внутри одной организации — редкий случай. Именно это и объясняет, что поиск сотрудников ведется во внешней среде. Для сравнения в дошкольных учреждениях научная специализация педагога менее важна, поэтому для кадров дошкольных учреждений присуща ротация.

Как правило, информация о вакансиях выкладывается на сайт школы или в средства массовой информации, передается в соответствующие отделы образования. Во многом это связано с тем, что сами педагоги, в процессе поиска работы, обычно редко размещают свои резюме в интернете. Низкая географическая мобильность учителей, особенно в сельской местности, ограничивает возможность использования работных сайтов. В крупных городах возможности этих ресурсов используются более активно [1].

На следующем этапе — этапе отбора персонала, проходит оценка кандидатов на вакантные должности. На данном этапе представители администрации школ стремятся понять уровень профессиональных умений и знаний, выявить ценности кандидата на должность, соотнести их с ценностями образовательной организации, оценить мотивационные стимулы трудовой деятельности. Из личностно — психологических характеристик, по мнению руководителей образовательных учреждений, особенно важны такие традиционно значимые свойства личности как: гуманизм, любовь к детям, справедливость, терпение и др. Новые условия организации образовательного пространства выдвигают и новые требования к учителям: активность и инициативность, стремление к саморазвитию, творческие подход к решению профессиональных задач.

Исследователи [3] указывают на то, что формирование человеческих ресурсов школы должно основываться на принципе Парето. В самом общем виде данное правило предполагает, что 20 % усилий дают 80 % результата, а остальные 80 % усилий — лишь 20 % результата. Для образовательного учреждения это означает, что администрация школы должна правильно сформировать контингент самых важных сотрудников, с помощью которых можно быстро получить значительную часть от планируемого полного результата. Это предполагает в процессе формирования кадровой структуры образовательного учреждения сосредоточить усилия на творческих и инициативных педагогах. Роль творческих и инициативных работников, в жизнедеятельности школ очень значима. Они выступают социальной базой для реализации различных инноваций, которые могут стать экспертами и наставниками для молодых специалистов, активно участвуют в различных формах проектной деятельности, своим личным примером могут стать стимулом для более активной деятельности других педагогов.

Таким образом, отбор претендентов на вакантные должности учителей должен быть тщательным. Вместе с тем, многие учебные заведения, особенно в сельской местности сталкиваются с проблемой дефицита кадров. Поэтому отбор кадров очень часто превращается в формальность.

К сожалению, в российских школах набирает развитие еще одна негативная тенденция — старение педагогических кадров. Возникновение подобной ситуации можно объяснить комплексом проблем: [4]

— низкий уровень заработной платы учителей в школе;

— снижение престижа профессии учителя в российском обществе;

— увеличение трудовой нагрузки на педагогов.

Как результат большая доля выпускников с педагогическим образованием находит работу не по специальности. Поэтому в современных условиях также важно обеспечить правильное соотношение молодых специалистов и педагогов — стажистов. Если первые привносят собой в деятельность школы современные знания в области педагогики и дидактики, информационных технологий, для них характерны гибкость и мобильность.

В условиях пандемии, перехода к различным формам дистанционного обучения способность молодежи быстро осваивать информационное пространство, активно пользоваться интернет-ресурсами очень востребована. В свою очередь наличие педагогов со стажем в кадровой структуре школ позволяет развивать институт наставничества, как одной из форм внутреннего обучения. Это предполагает личный патронаж более опытного сотрудника над отдельным молодым специалистом, который был принят недавно в организацию. Кроме этого, через наставничество осуществляется привитие общей культуры стажеру, с целью минимизации периода его адаптации и обучения и периода овладения необходимыми образовательными и коммуникационными технологиями.

Стремясь удержать нового сотрудника в школе, администрация проводит комплекс мероприятий, с целью быстрой адаптации нового сотрудника. К ним относятся:

— знакомство нового педагога с коллегами, нормами организационной культуры,

— знакомство с правилами трудовой дисциплины, локальными актами, регламентирующими деятельность образовательной организации;

— развитие института наставничество, вовлечение в реализацию совместных проектов;

— контроль со стороны администрации за профессиональной деятельностью педагогов.

Еще один важный этап в формировании оптимальной кадровой структуры образовательной организации связан с повышением квалификации педагогов. Современные реалии жизнедеятельности школы таковы, что требования к уровню квалификации педагогов, постоянно повышаются. Это предполагает использование различных видов и форм развития персонала.

Повышение квалификации важно для всех. Руководитель должен обладать управленческими знаниями и навыками. Ему важно конкретизировать задачи, ставить цели, видеть стратегию развития организации и персонала, правильно распределять ресурсы и т. д. Учителям важно быть в курсе новых методов и технологий организации образовательного процесса, формировать навыки работы в информационно-коммуникационной среде.

Для оценки уровня соответствия работника квалификационным требованиям в школьных образовательных учреждениях проводится аттестация. Аттестацию педагогические работники проходят один раз в пять лет. В результате аттестации, комиссия принимает решение о соответствии либо несоответствии педагога, о присвоении или отказе ему в присвоении первой (высшей) категории.

Одним из ресурсов создания оптимальной кадровой структуры является формирование и развитие организационной культуры и регулирование трудовых отношений между сотрудниками. По мнению автора, организационная культура является для руководителя сложным, но в то же время перспективным объектом управления. Автор отмечает, что хоть и есть внешняя схожесть образовательных учреждений различных уровней, но реальная культура в них отличается по самым разным критериям. Организационная культура может, как способствовать развитию кадрового потенциала работников, так и сдерживать его. Именно это определяет внимание руководителя образовательного учреждения к вопросам развития институтов взаимопомощи в организации, признания инноваций, доброжелательных отношений между коллегами, формирования мотивации к саморазвитию.

В заключение можно отметить, что для обеспечения эффективного развития кадрового потенциала и формированию кадровой структуры образовательных учреждений следует выполнить ряд требований:

— повысить престиж профессии учителя, признать со стороны общества значимость этой профессии и ее вклад в сохранении нематериальных ценностей цивилизации;

— обеспечить непрерывный характер повышения квалификации учителей образовательных учреждений, который основан на принципах менеджмента знаний;

— использовать процессный подход к формированию содержания повышения квалификации;

— содействовать интеграции моделей традиционного и дистанционного обучения.

Литература:

  1. Коноплева Г. И., Борщенко А. С. Понятие кадрового потенциала и стратегии его развития / Г. И. Коноплева, А. С. Борщенко // Альманах современной науки и образования. — Тамбов: Грамота, 2019 — № 2 (81). — C. 87.
  2. Левченко, О. Ю. Подготовка педагогических кадров для общеобразовательных организаций / О. Ю. Левченко // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. — 2022. — № 2. — С. 409–425.
  3. Мухина, И. А. Оценка и развитие персонала по компетенциям в образовательном учреждении / И. А. Мухина, Е. С. Медведицына // Менеджмент: теория и практика. — 2022. — № 1–2. — С. 62–67.
  4. Шевченко О. М., Шемаханова В. В. Необходимость оценки системы управления персоналом образовательного учреждения //Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности. Международной научно-практической конференции (Пермь,09 ноября 2017). /В 4 ч. Ч. 2- Стерлитамак: АМИ, 2017. — С.167–171.
Основные термины (генерируются автоматически): кадровая структура, образовательная организация, кадровая политика, образовательное учреждение, организационная культура, учреждение, формирование, дистанционное обучение, кадровый потенциал, оптимальная кадровая структура.


Похожие статьи

Формирование кадрового потенциала в образовательных...

Формирование кадрового потенциала в образовательных организациях общего среднего образования.

Отбор кадров начинается с публикации вакансии на сайте школы либо в сети internet.

Сознательно проводимая политика по созданию кадрового потенциала способствует

корпоративный потенциал, кадровый потенциал, среднее образование.

Проблемы и рекомендации по совершенствованию кадрового...

Ключевые слова: кадровый состав, человеческий ресурс, кадровый потенциал, развитие

Кадровой структуре образовательного учреждения присущи различные характеристики.

организация целевого обучения в учреждениях высшего образования

Кузьменко Н. И. Особенности кадровой политики в образовательных организациях / Н.И Кузьменко.

Кадровый потенциал организации: особенности формирования...

Личный состав учреждения, предприятия, фирмы или часть этого состава, выделенная по признаку

Кадровый потенциал является неотъемлемым элементом системы управления персоналом.

Особое внимание уделено понятию «кадровый потенциал организации» и процессному подходу к его...

Формирование кадрового потенциала в образовательных...

Формирование кадрового потенциала современной организации

Следует также отметить, что многие руководители уверены, что формирование кадрового потенциала организации происходит за счёт вклада в развитие не только hard skills (профессиональные навыки и умения), но и в soft skills (личные качества).

Управление персоналом в образовательных системах

кадровую политику образовательного учреждения; – систему аттестации педагогов и специалистов, методов оценки педагогических кадров, оценку их проф. потенциала и др.; – стандартные модели карьерного роста в образовательных учреждениях.

Проблемы формирования кадрового потенциала...

Современный кадровый потенциал в структуре законодательства в сфере образования выступает в качестве

Формирование кадрового потенциала в образовательных...

Кадровая политика образовательного учреждения включает в себя.

Кутукова, М. А. Формирование кадрового потенциала в образовательных организациях общего среднего...

Отечественный и мировой опыт управления персоналом...

Ключевые слова: кадровый менеджмент, управление персоналом, образовательное учреждение, повышение

Перминов С. П. К вопросу о культуре управления персоналом в образовательной

Система развития кадрового потенциала в японских компаниях.

В статье рассматриваются современная система найма и развития кадров в Японии.

К вопросу развития кадрового потенциала в вузах

Библиографическое описание: Зеленина, Э. Е. К вопросу развития кадрового потенциала в вузах / Э. Е

Сознательно проводимая политика по созданию кадрового потенциала способствует.

Кадровый потенциал организации: особенности формирования... Кадры.

Похожие статьи. Формирование кадрового потенциала в образовательных...

Кадровая политика государственных учреждений

...государственное учреждение, кадровая политика, государственная кадровая политика.

Кадровые службы государственных учреждений в соответствии со ст. 44 Федерального закона «О

формирование кадрового резерва, организация работы с кадровым резервом и его

Организационный механизм работы с персоналом государственного учреждения...

Похожие статьи

Формирование кадрового потенциала в образовательных...

Формирование кадрового потенциала в образовательных организациях общего среднего образования.

Отбор кадров начинается с публикации вакансии на сайте школы либо в сети internet.

Сознательно проводимая политика по созданию кадрового потенциала способствует

корпоративный потенциал, кадровый потенциал, среднее образование.

Проблемы и рекомендации по совершенствованию кадрового...

Ключевые слова: кадровый состав, человеческий ресурс, кадровый потенциал, развитие

Кадровой структуре образовательного учреждения присущи различные характеристики.

организация целевого обучения в учреждениях высшего образования

Кузьменко Н. И. Особенности кадровой политики в образовательных организациях / Н.И Кузьменко.

Кадровый потенциал организации: особенности формирования...

Личный состав учреждения, предприятия, фирмы или часть этого состава, выделенная по признаку

Кадровый потенциал является неотъемлемым элементом системы управления персоналом.

Особое внимание уделено понятию «кадровый потенциал организации» и процессному подходу к его...

Формирование кадрового потенциала в образовательных...

Формирование кадрового потенциала современной организации

Следует также отметить, что многие руководители уверены, что формирование кадрового потенциала организации происходит за счёт вклада в развитие не только hard skills (профессиональные навыки и умения), но и в soft skills (личные качества).

Управление персоналом в образовательных системах

кадровую политику образовательного учреждения; – систему аттестации педагогов и специалистов, методов оценки педагогических кадров, оценку их проф. потенциала и др.; – стандартные модели карьерного роста в образовательных учреждениях.

Проблемы формирования кадрового потенциала...

Современный кадровый потенциал в структуре законодательства в сфере образования выступает в качестве

Формирование кадрового потенциала в образовательных...

Кадровая политика образовательного учреждения включает в себя.

Кутукова, М. А. Формирование кадрового потенциала в образовательных организациях общего среднего...

Отечественный и мировой опыт управления персоналом...

Ключевые слова: кадровый менеджмент, управление персоналом, образовательное учреждение, повышение

Перминов С. П. К вопросу о культуре управления персоналом в образовательной

Система развития кадрового потенциала в японских компаниях.

В статье рассматриваются современная система найма и развития кадров в Японии.

К вопросу развития кадрового потенциала в вузах

Библиографическое описание: Зеленина, Э. Е. К вопросу развития кадрового потенциала в вузах / Э. Е

Сознательно проводимая политика по созданию кадрового потенциала способствует.

Кадровый потенциал организации: особенности формирования... Кадры.

Похожие статьи. Формирование кадрового потенциала в образовательных...

Кадровая политика государственных учреждений

...государственное учреждение, кадровая политика, государственная кадровая политика.

Кадровые службы государственных учреждений в соответствии со ст. 44 Федерального закона «О

формирование кадрового резерва, организация работы с кадровым резервом и его

Организационный механизм работы с персоналом государственного учреждения...

Задать вопрос