Управление персоналом в образовательных системах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (311) май 2020 г.

Дата публикации: 26.05.2020

Статья просмотрена: 1036 раз

Библиографическое описание:

Макеев, В. А. Управление персоналом в образовательных системах / В. А. Макеев, Т. А. Султанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 673-676. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70424/ (дата обращения: 20.04.2024).



«Система образования в России перешла на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС), в основе которого заложен компетентностный подход, предполагающий развитие и формирование качеств личности в ходе образовательного процесса. Реформирование российского общества потребовало изменений в содержании, формах и методах организации образовательного процесса в школе, переоценки результатов ее функционирования. В воспитании подрастающего поколения важнейшим является создание условий для освоения детьми социальных навыков и ролей, развития культуры их социального поведения с учетом динамики социально-экономических изменений в российском обществе». [2.c.159].

«Основополагающим государственным документом в России является — Национальная доктрина образования. Данный документ устанавливает приоритет образования в государственной политике и определяет цели обучения и воспитания, а также пути их достижения при помощи государственной политики в сфере образования. Результат развития системы образования ожидается на период до 2025года» [5. с.1].

Исходя из вышесказанного, целью современного Отечественного образования является повышение качества обучения, воспитание учеников, формирование личностного потенциала, овладение прочными знаниями, а также умения и навыки, которые в дальнейшем можно применить на практике.

Выполнение современной образовательной организацией задач, направленных на достижение качества образовательного процесса, напрямую зависит от результативности взаимодействия управленческого аппарата и педагогического персонала. Специфика функционирования образовательной системы устанавливает необходимость соединения подходов управления традиционного и общего менеджмента со специфичными подходами управления с целью применения их к управлению педагогическим персоналом. Необходимость данного сочетания обуславливается тем, что педагогический персонал — это часть трудового коллектива общеобразовательного учреждения, которую представляют учителя, соц. педагоги, психологи, воспитатели, классные руководители, педагоги доп. образования, административный аппарат учреждения. Весь педагогический состав общеобразовательного учреждения включен в процесс реализации педагогических функций, административный аппарат соответственно управленческих.

Как ранее нами говорилось, персонал общеобразовательного учреждения состоит преимущественно из педагогов, а соответственно на них сильно влияет специфика их деятельности, такая как воспитание, учебный процесс, подача образцового примера и другое, то и необходимо управлять таким персоналом, учитывая педагогические условия управления персоналом. Предоставленная позиция полагает, что руководитель образовательного учреждения в своей управленческой работе должен учитывать фактор влияния на сознание и поведение своих сотрудников характерных особенностей педагогического труда. В нынешнее время в науке и практике управления общеобразовательным учреждением разрабатываются различные модели управления. Проведенный нами анализ предлагаемых вариантов, не всегда обеспечивает комплексность их действия на качество образования, так как не учитывает целого ряда новых и вновь открывшихся факторов и особенностей нынешних образовательных условий. Это связано с переоценкой роли контроля, а также других отдельно взятых управленческих функций в ущерб общественно-психологической стороне управления. «Осознавая важность роли прогнозирования в управлении образовательным учреждением, большинство руководителей считают свою собственную прогностическую компетентность недостаточной». [3. с. 136]

В последнее время в науке и образовании происходит реорганизация целей и функций образования. Главная роль в нынешнее время отводится проблемам качества образования. Непосредственно с данным понятием авторы сходятся во мнении о том, что помимо ответственности за качество образования, система менеджмента образовательных учреждений должна понимать, что существенной и самой важной задачей является не только контроль за качеством самого образования, но и в том, что необходимо обеспечить условия. В таком случае, непосредственно контроль за качеством образования необходимо рассматривать как инструмент управления качеством. Для того чтобы достичь необходимого и оптимального качества образования нужно в первую очередь обратить внимание на целый ряд факторов. К таким факторам нужно относить методическое мастерство педагогов, качество управления педагогическим составом, управленческую компетентность административного аппарата учебного учреждения и иные показатели, которые можно относить к качеству образования. Если обеспечить целый комплекс педагогических условий, то управление педагогическим коллективом образовательного учреждения будет более эффективным.

Данная сфера позволяет построить модель эффективного сотрудничества и руководства в различных службах образовательного учреждения. В фундамент модели эффективного сотрудничества заложены различного рода подходы. К таким подходам можно отнести системный, оптимизационный, диалогический, личностно-ориентированный. Управленческая модель педагогическим коллективом образовательного учреждения состоит из трех компонентов:

– организационный;

– технологический;

– кадровый.

К организационному компоненту относятся:

  1. Цели, задачи, результаты, сущность деятельности;
  2. Критерии эффективности;
  3. Существенные объекты управления.

К технологическому компоненту относятся:

  1. Педагогические условия управления коллективом образовательного учреждения:

– совмещение личностного, гуманистического, подходов в управлении педагогическим коллективом;

– принцип педагогического взаимодействия и сотрудничества в менеджменте;

– развитие позитивного психоэмоционального климата в коллективе;

– создание условий профессионального роста для педагогического состава.

  1. Система работы с кадровым составом;
  2. Формы, средства, методы и стиль управления.

К кадровому компоненту относятся:

  1. Профессиональный состав управленцев образовательного учреждения;
  2. Дополнительные требования к профессиональной компетентности управленцев:

– самооценка профессиональных качеств;

– способность к выработке алгоритма действий, реализации, анализу и коррекции.

  1. Обстоятельства повышения квалификации педагогического состава и управленческого.

Внедрение в систему организационного компонента — подсистемы модели цели и результатов в качестве необходимой и основной составляющей определено тем, что цель выступает системообразующим фактором в соответствии с требованиями непосредственно системного подхода. Цель выступает в качестве фундаментального основания для планирования и прогнозирования деятельности. Также она определяет организационные способы, средства и формы влияния, и воздействия исполнения принятых решений. Служит экспертизой (нормой контроля) и оценкой фактических результатов, также позволяет корректировать и регулировать весь педагогический процесс, поведение и деятельность всех участников процесса.

Целевой компонент представляет собой определенную гармоничную и логическую систему и иерархию целей, и функций. В свою очередь, данная система и иерархия целей и функций призвана реализовывать данную модель в системе деятельности инновационного образовательного учреждения. Стратегический уровень такой системы представляет именно основная цель образовательного учреждения, которая направлена на выполнение общественного заказа, которая в свою очередь сформулирована в принятой Концепции модернизации образования России: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны» [6. с.3] Данная цель связана с развитием нынешней личности при помощи средств образования.

Следующим уровнем целевого компонента выступает тактический, который обуславливает цель управленческой структуры образовательного учреждения. Данная цель представляет собой обеспечительно-оптимальные условия качественного образовательного процесса. При помощи данного процесса образовательное учреждение взаимодействуя с другими общественными институтами, создаёт личность. Таким образом, данный уровень целевого компонента включает в себя организационные, особенные цели, которые учитывают потенциальные возможности образовательной организации.

К третьему уровню целевого компонента относится специальный, который говорит о специфических целях. Для конкретизации общих целей используют частные, оперативные и краткосрочные цели, которые применяются к руководителям и подчиненным. В свою очередь, общие цели связывают с осознаваемыми и представленным целями, сформировавшихся индивидуальных и профессиональных направленных потребностей.

Организационный компонент включает в себя определение главного содержания деятельности, а также объекты управления, такие как педагогический персонал и его профессиональные формирования.

Технологический компонент модели содержит в себе непосредственно педагогические условия управления образовательным учреждением:

– сочетание личностно-ориентированного и гуманистического подходов в управлении педагогическим коллективом;

– принцип взаимодействия и педагогического сотрудничества в управлении;

– развитие позитивного психоэмоционального климата в педагогическом персонале;

– обеспечение обстоятельств, способствующих профессиональному росту педагогов.

Также технологический компонент модели включают средства, методы, формы и стили управления. Система работы с персоналом также входит в данный компонент и включает в себя:

– кадровую политику образовательного учреждения;

– систему аттестации педагогов и специалистов, методов оценки педагогических кадров, оценку их проф. потенциала и др.;

– стандартные модели карьерного роста в образовательных учреждениях. Планирование условий и оплаты труда, движение кадрового состава;

– адаптацию — испытательный срок, наставничество и консультирование;

– обучение — профессиональную подготовку и переподготовку, повышение квалификации кадрового состава, непосредственно саму методическую работу.

Кадровый компонент содержит в себе профессиональный состав управленцев образовательного учреждения. Также к кадровому компоненту относятся дополнительные требования и условия к профессиональной компетентности управленческого состава, условия повышения квалификации управленческо-административного аппарата и педагогического состав.

Литература:

  1. Ерофеева Н. Ю. «Управление образовательными системами». Учебно-методическое пособие // УДК 373.1.02 (075). Ижевск. Изд-во «Удмуртский университет», 2014. с.133
  2. Колесникова Т. А. «Педагогические условия формирования социальности младших школьников во внеурочной деятельности» // электронная статья, УДК: УДК 373.31. — 2018. — С. 159–166
  3. Султанова Т. А. Исследование готовности менеджеров образования к реализации прогностической деятельности [Электронный ресурс] / Султанова Т. А. // Оренбург. Дискуссия, 2014. — № 4 (45). — С. 133–138.. — 6 с.
  4. Фархатдинов Н. Г. «Модели управления общеобразовательной организацией в условиях реформ: опыт социологического анализа» // Н. В. Евстигнеева, Д. Ю. Куракин, В. М. Малик. Вопросы образования. 2015. № 2
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751 г. Москва «О национальной доктрине образования в Российской Федерации»
  6. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 N 1756-р «О Концепции модернизации российского образования»
Основные термины (генерируются автоматически): образовательное учреждение, педагогический персонал, педагогический состав, качество образования, общеобразовательное учреждение, педагогический коллектив, целевой компонент, кадровый компонент, кадровый состав, образовательный процесс.


Похожие статьи

Система управления персоналом образовательного учреждения

Определяя педагогический персонал образовательного учреждения как организованную часть трудового коллектива общеобразовательного учреждения, включенную в процесс реализации осуществляемых им педагогических функций и представленную учителями...

Формирование кадрового потенциала в образовательных...

В статье представлены этапы формирования кадрового потенциала организации среднего образования.

Кутукова, М. А. Формирование кадрового потенциала в образовательных организациях общего среднего образования / М. А. Кутукова, Н. А. Галимова, О. В. Терехова.

Управление качеством образовательного процесса...

Течиева, В. З. Управление качеством образовательного процесса в общеобразовательной организации / В. З. Течиева, М. Н. Зарабекова.

Явно иное выявление демократизации и гуманизации педагогического процесса управления образовательными системами создано...

Создание модели управления инновационными процессами...

качество образования, образовательная деятельность, образовательный процесс, управление качеством, образовательное учреждение

инновационная деятельность, детский сад, дошкольное учреждение, учреждение, управление, педагог, педагогический коллектив...

инновационная деятельность, образовательное учреждение...

инновационная деятельность, образовательное учреждение, профессиональная деятельность, педагогический коллектив, педагогическая деятельность, мотивационно-ценностный компонент, инновационное...

Эффективность педагогической системы управления качеством...

Мерой качества педагогической системы управления качеством образования в условиях модернизации является ее эффективность.

профессиональное образование, образовательное учреждение, образовательный процесс, качество, всеобщее управление...

Управление дошкольной образовательной организацией...

качество образования, образовательное учреждение, педагогический коллектив, образовательная организация, качество, внешняя среда, дошкольная образовательная организация, дошкольное образовательное...

молодой педагог, образовательное учреждение, молодой...

Вступая в педагогическую деятельность, молодой педагог попадает в новую для него социальную и профессиональную среду, а также в новые режимы умственных и физических нагрузок, в новую сферу отношений и взаимодействия.

Кадровый потенциал инновационных процессов...

качество образования, образовательная деятельность, образовательный процесс, управление качеством, образовательное учреждение, область качества, стратегическое планирование, качество... Качество образования как педагогическая проблема.

Проблемы кадрового обеспечения СПО (на примере...)

Оренбургский государственный педагогический университет. Цель данной статьи — выявить проблемы кадрового обеспечения СПО (на примере образовательных заведений Оренбургской области). В настоящее время среднее профессиональное образование...

Похожие статьи

Система управления персоналом образовательного учреждения

Определяя педагогический персонал образовательного учреждения как организованную часть трудового коллектива общеобразовательного учреждения, включенную в процесс реализации осуществляемых им педагогических функций и представленную учителями...

Формирование кадрового потенциала в образовательных...

В статье представлены этапы формирования кадрового потенциала организации среднего образования.

Кутукова, М. А. Формирование кадрового потенциала в образовательных организациях общего среднего образования / М. А. Кутукова, Н. А. Галимова, О. В. Терехова.

Управление качеством образовательного процесса...

Течиева, В. З. Управление качеством образовательного процесса в общеобразовательной организации / В. З. Течиева, М. Н. Зарабекова.

Явно иное выявление демократизации и гуманизации педагогического процесса управления образовательными системами создано...

Создание модели управления инновационными процессами...

качество образования, образовательная деятельность, образовательный процесс, управление качеством, образовательное учреждение

инновационная деятельность, детский сад, дошкольное учреждение, учреждение, управление, педагог, педагогический коллектив...

инновационная деятельность, образовательное учреждение...

инновационная деятельность, образовательное учреждение, профессиональная деятельность, педагогический коллектив, педагогическая деятельность, мотивационно-ценностный компонент, инновационное...

Эффективность педагогической системы управления качеством...

Мерой качества педагогической системы управления качеством образования в условиях модернизации является ее эффективность.

профессиональное образование, образовательное учреждение, образовательный процесс, качество, всеобщее управление...

Управление дошкольной образовательной организацией...

качество образования, образовательное учреждение, педагогический коллектив, образовательная организация, качество, внешняя среда, дошкольная образовательная организация, дошкольное образовательное...

молодой педагог, образовательное учреждение, молодой...

Вступая в педагогическую деятельность, молодой педагог попадает в новую для него социальную и профессиональную среду, а также в новые режимы умственных и физических нагрузок, в новую сферу отношений и взаимодействия.

Кадровый потенциал инновационных процессов...

качество образования, образовательная деятельность, образовательный процесс, управление качеством, образовательное учреждение, область качества, стратегическое планирование, качество... Качество образования как педагогическая проблема.

Проблемы кадрового обеспечения СПО (на примере...)

Оренбургский государственный педагогический университет. Цель данной статьи — выявить проблемы кадрового обеспечения СПО (на примере образовательных заведений Оренбургской области). В настоящее время среднее профессиональное образование...

Задать вопрос