Инклюзивные инновации в Казахстане | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №36 (431) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 14.09.2022

Статья просмотрена: 175 раз

Библиографическое описание:

Сатпаева, З. Т. Инклюзивные инновации в Казахстане / З. Т. Сатпаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 36 (431). — С. 43-46. — URL: https://moluch.ru/archive/431/94755/ (дата обращения: 06.05.2024).



В статье рассматриваются существующие методы оценки инклюзивных инноваций, а также развитие инклюзивных инноваций в Казахстане. Основным методом исследования является метод системного литературного обзора. В ходе исследования было выявлено, что общепризнанной методологии по оценке инклюзивных инноваций на данный момент не существует. Развитие данного вида инноваций на уровне страны в Казахстане поддерживается в рамках займа Всемирного банка, большая часть из них в сфере ИКТ, медицины и машиностроения. Статья подготовлена в рамках проекта грантового финансирования Министерства образования и науки Республики Казахстан «Приоритеты и механизмы инклюзивного регионального развития Казахстана в условиях преодоления спада экономики» (ИРН AP09259004).

Ключевые слова : инновации, инклюзивность, методика оценки инклюзивных инноваций, Казахстан.

Универсального механизма, единого метода или общепризнанной модели оценки инклюзивного развития страны, в особенности инклюзивных инноваций, на данный момент не существует. Различными международными организациями, такими как Азиатский банк развития [1, 2], Европейская комиссия [3, 4], Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) [5, 6], Всемирный Банк [7], Всемирный экономический форум (ВЭФ) [8], Международный валютный фонд [9], разработаны различные индексы, оценивающие инклюзивность экономики страны. Также имеются индексы, разработанные отдельными центрами, например, Центр инклюзивного развития (Сenter for Inclusive Growth). Однако, он исследует проблему инклюзивного роста только в рамках Соединенных Штатов Америки (США) и Соединенного Королевства [10].

Так, согласно индексу инклюзивного развития ВЭФ, охватывающего показатели экономического роста, социальной справедливости и устойчивого развития, в 2018 году Казахстан занимал 15 место среди 74 стран с развивающейся экономикой со значением индекса 4,26, показав рост в 0,35 пунктов в течение пяти лет. При этом в данном индексе 29 стран с развитой экономикой рассматривались отдельно [7]. Согласно композитному индексу инклюзивного роста, разработанного Евразийской экономической комиссией, Казахстан в 2018 году занимал 30 место среди 86 стран со значением индекса 0,573624. К числу сильных сторон экономики Казахстана относится общий охват средним образованием и его доступность для мальчиков и девочек, а также соотношение участия женщин и мужчин в рабочей силе и различия между молодыми и взрослыми работниками [11]. Эти данные могут свидетельствовать о высоком уровне инклюзивного развития в республики.

При этом исследований по измерению уровня развития инклюзивных инноваций на национальном уровне мало, методика оценки инклюзивных инноваций на уровне регионов отсутствует. Фондом Бертельсмана проводилась работа по созданию Атласа инклюзивных инноваций на примере 21 азиатской страны. Методология Атласа построена на двух параметрах — «вызовы» (challenges) и «способности» (capacities), определяющих потенциал страны для создания инклюзивных инноваций. Для расчета данных параметров использовались конкретные показатели, основанные на данных, полученных из литературы по предметным областям, при этом фактическая распространенность инклюзивных инноваций в этих странах оценивалась посредством опроса экспертов, в том числе импакт-инвесторов, работников неправительственных организаций и ученых. Следует отметить, что Казахстан в данный рейтинг не вошел в связи с тем, что для окончательного рейтинга были отобраны только страны, попавшие в нижний 75-процентный квартиль параметра «вызовы», служившего фильтром наряду с фактическими потребностями в инклюзивных инновациях внутри страны. Авторами было решено, что Казахстан, как страна с высокими социально-экономическими, экологическими и инфраструктурными условиями жизни, не нуждается в ориентированных на спрос решениях [12].

Таким образом, в Казахстане статистическое наблюдение за развитием инклюзивных инноваций в стране, в том числе в регионах, не ведется. В связи с этим отсутствуют соответствующие статистические данные. Следует отметить, что вопросы инклюзивного развития в Казахстане рассматриваются в основном в области образования [13–16], где основными инструментами инклюзии служат ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) и цифровые технологии. В то время как вопросы развития инклюзивных инноваций, в особенности на уровне регионов, практически не рассмотрены, в том числе в научной литературе и средствах массовой информации (аналитические статьи). С июня 2021 по декабрь 2022 года реализуется проект Лаборатории роста (Growth Lab) Гарвардского университета совместно с Международным финансовым центром «Астана» по продвижению исследований для разработки политики, направленной на стимулирование экономического роста и развития в Казахстане, с особым акцентом на сокращении социально-экономического неравенства [17]. Также авторами данного исследования проводилась попытка оценки инклюзивного развития территорий страны на основе изучения межрегиональной диспропорции социально-экономического развития регионов Казахстана. В ходе исследования было выявлено, что высокий уровень социально-экономического развития наблюдается в г. Нур-Султан, Алматы и Актюбинской области, средний — в Акмолинской, Карагандинской и Северо-Казахстанской областях, низкий — в Алматинской области и южных регионах страны. При этом различия между регионами приводят к возникновению в стране депрессивных регионов, социальных конфликтов, связанных с неравенством ресурсов, и негативно сказывается на безопасности страны, в связи с чем поднимается важность разработки инклюзивной политики в стране [18]. Следует отметить, что на государственном уровне отсутствует концепция и/или программа инклюзивного развития страны, включая развитие инклюзивных инноваций [19], в том числе в рамках существующих национальных проектов по развитию регионов и инноваций в стране [20, 21] несмотря на то, что с 2016 года совместно со Всемирным банком реализуется проект «Стимулирование продуктивных инноваций» общей стоимостью 81,2 млн. долларов США, состоящий из нескольких компонентов, один из которых Программа «Консорциумы инклюзивных инноваций» [22].

Программа «Консорциумы инклюзивных инноваций» (КИИ) направлена на улучшение качества и обеспечение социальных услуг (здравоохранение, образование, ИКТ, охрана окружающей среды, доступ к питьевой вода, возобновляемые источники энергии, сельское хозяйство, городская и сельская инфраструктура, рациональное использование природных ресурсов) для повышения уровня жизни городского и сельского населения, в том числе социально-уязвимых и неохваченных групп населения, на долгосрочной устойчивой основе со значительным охватом. При этом предлагаемые проекты должны включать в себя такие характеристики, как инновационность, прямой социальный эффект, коммерческая устойчивость, доступность и масштабируемость [23, 24]. В рамках данной программы было отобрано 9 заявок (таблица 1) из 95, предусматривающих софинансирование со стороны бизнеса, а именно 15 % [25].

Таблица 1

Список победителей по грантовой программе «Консорциумы инклюзивных инноваций»

№ заявки

Контактное лицо

Направление проекта

1

APP-IIC-18/023P

Сахнов Сергей Владимирович

Н/Д

2

APP-IIC-18/027P

Абдикенов Бейбит Болатгазыевич

ReLive — платформа для нейрореабилитации при поддержке искусственного интеллекта, в частности разработка экзоскелета — робота-манипулятора верхней конечности

3

APP-IIC-18/043P

Головко Олег Викторович

Н/Д

4

APP-IIC-18/045P

Кушимов Нурхат Манасович

Н/Д

5

APP-IIC-18/055P

Баубеков Сабит Джумабаевич

Производство швейного робота для слабозрячих и слепых

6

APP-IIC-18/061P

Жайлаубек Асхат Муканулы

Н/Д

7

APP-IIC-18/068P

Дахымбаева Жулдыз Исламгалиевна

Н/Д

8

APP-IIC-18/069P

Каратай Жанат Каиркенкызы

Инклюзивный туристический продукт с реабилитацией для детей-аутистов

9

APP-IIC-18/091P

Есельбаев Жаксылык Ермекович

Н/Д

Примечания:

1) Н/Д — нет данных;

2) Составлено авторами на основе источников [26–30]

Согласно официальной странице программы КИИ в социальной сети «Facebook» (публикация от 11 ноября 2019 года) [31] на тот момент было реализовано 8 проектов с суммой софинансирования в размере 19,1 % от общей суммы выделенных грантов, из которых 4 в сфере информационных технологий, 2 — машиностроение, 1 — строительство, 1 — медицина. Так, в рамках данной программы в сфере строительства реализован проект по созданию мобильного мини-завода на базе 20 футового контейнера по производству строительных материалов и возведению быстровозводимого жилья [32]. На стыке сфер ИКТ и медицины был реализован проект «IMEDHUB» — цифровая платформа, помогающая дистанционно диагностировать заболевания легких [33].

В Казахстане в г. Нур-Султане зарегистрировано Общественное объединение инвалидов «Global Inclusive Innovation», руководителем которого является изобретатель Габдрешов Г. Е. [34], который разработал 3 инклюзивных инновационных продукта, а именно: аппарат трафаретной подписи для незрячих, создающий карту-автограф, электротактильный тренажер шрифта Брайля для самостоятельного использования и биолокационное устройство «SEZUAL» как «альтернативное зрение» [35]. В Казахстане также ведутся другие разработки технологий для незрячих людей, например, проект «Oqyp qor», представляющий собой устройство, связанное с мобильным приложением, которое при наведении камеры смартфона на текст, озвучит его или отправит на устройство-принтер шрифта Брайля [36].

Таким образом, общепризнанной методологии по оценке инклюзивного развития страны, в особенности инклюзивных инноваций, на данный момент не существует. Согласно международным индексам, Казахстан показывает высокий уровень развития инклюзивной экономики, в особенности связанной с социальной инклюзией в целом и образованием в частности. При этом в стране отсутствуют государственные программы по инклюзивному развитию как на национальном, так и на региональном уровне. Также отсутствуют методика и статистические данные для оценки уровня, динамики и региональных различий в развитии инклюзивных инноваций. Развитие данного вида инноваций на уровне страны поддерживается в рамках займа Всемирного банка. Большая часть из них в сфере ИКТ, медицины и машиностроения.

Литература:

  1. Key Indicators for Asia and the Pacific 2011: Framework of Inclusive Growth Indicators, special supplement. — Mandaluyong City, Philippines: Asian Development Bank, 2011. — 57 р.
  2. Inclusive Growth Criteria and Indicators: An Inclusive Growth Index for Diagnosis of Country Progress. — Mandaluyong City, Philippines: Asian Development Bank, 2010. — 36 р.
  3. Composite Indicators & Scoreboards Explorer. — URL: https://composite-indicators.jrc.ec.europa.eu/explorer/search?query=Inclusive. (дата обращения 05.05.2022).
  4. EU Multidimensional Inequality Monitoring Framework. — URL: https://composite-indicators.jrc.ec.europa.eu/multidimensional-inequality. (дата обращения 05.05.2022).
  5. Report on the OECD framework for inclusive growth. OECD, 2014. 58 р.
  6. Inclusive growth. — URL: https://www.oecd.org/inclusive-growth/. (дата обращения 08.05.2022).
  7. Shared Prosperity: Monitoring Inclusive Growth. — URL: https://www.worldbank.org/en/topic/poverty/brief/global-database-of-shared-prosperity#:~:text=It %20is %20defined %20as %20the,together %20with %20eradicating %20extreme %20poverty. (дата обращения 12.05.2022).
  8. The Inclusive Development Index 2018: Summary and Data Highlights. Geneva: World Economic Forum, 2018. 25 р.
  9. Inclusive Growth: Measurement and Determinants. International Monetary Fund, 2013. 26 p.
  10. Methodology. Data-driven insights to measure and track inclusive growth. — URL: https://inclusivegrowthscore.com/. (дата обращения 12.05.2022).
  11. Inclusive growth of the Eurasian Economic Union Member States: assessments and opportunities. — EEC, UNCTAD, Interstate Bank, 2019. — 67 р.
  12. Kroll H., Neuhäusler P. Inclusive Innovation Atlas. — Gütersloh: Bertelsmann Stiftung, 2019. — 90 р.
  13. Турлубекова М. Б., Бугубаева Р. О. Инклюзивное образование в Казахстане: анализ процесса организации и возможности дальнейшего его развития // Central Asian Economic Review. — 2021. — № 3. — С. 89–109. https://doi.org/10.52821/2224–5561–2021–3-89–109
  14. Жетписбаева Б. А., Жетписбаева М. А. Особенности инклюзивного образования в Республике Казахстан // Вестник Карагандинского университета. Серия «Педагогика». — 2017. — № 1(85). — С. 22–27.
  15. Комарова А. В., Пустовалова В. Г. ИКТ как средство интеграции детей c ограниченными возможностями в образовательный процесс // Вестник Северо-Казахстанского университета им. Манаша Козыбаева. Серия «Педагогика». — 2014. — № 4(25). — С. 5–10.
  16. Ахметова Д. З., Артюхина Т. С., Бикбаева М. Р., Сахнова И. А., Сучков М. А., Зайцева Э. А. Цифровизация и инклюзивное образование: точки соприкосновения // Высшее образование в России. — 2020. — № 2. — С. 141–150. https://doi.org/10.31992/0869–3617–2020–29–2-141–150
  17. Sustainable and inclusive growth in Kazakhstan. — URL: https://growthlab.cid.harvard.edu/policy-research/kazakhstan. (дата обращения 02.06.2022).
  18. Nurlanova N., Satybaldin A., Brimbetova N., & Kireyeva A. Reduction of Economic Disparities in the Regions of Kazakhstan Based on Inclusive Development // Journal of Asian Finance Economics and Business. — 2019. — № 6(2). — Рр. 299–307. https://www.doi.org/10.13106/jafeb.2019.vol6.no2.299
  19. Государственные программы Республики Казахстан. — URL: https://primeminister.kz/ru/documents/gosprograms. (дата обращения 12.06.2022).
  20. Постановление Правительства Республики Казахстан. Об утверждении национального проекта «Сильные регионы — драйвер развития страны»: утв. 12 октября 2021 года, № 729.
  21. Постановление Правительства Республики Казахстан. Об утверждении национального проекта «Технологический рывок за счет цифровизации, науки и инноваций»: утв. 12 октября 2021 года, № 727.
  22. Kazakhstan: Fostering Productive Innovation Project. — URL: https://projects.worldbank.org/en/projects-operations/project-detail/P150402. (дата обращения 21.05.2022).
  23. Инновационные консорциумы. — URL: http://www.fpip.kz/index. php/ru/technology-commercialization/innovation-consortiagosprograms. (дата обращения 15.06.2022).
  24. Грантовая программа «Консорциумы инклюзивных инноваций» (КИИ). — URL: http://fpip.kz/images/Presentation_IIC_rus.pdf. (дата обращения 15.06.2022).
  25. Наука и бизнес объединяются в Казахстане. — URL: https://toppress.kz /article/nauka-i-biznes-obedinyayutsya-v-kazahstane. (дата обращения 15.06.2022).
  26. Список победителей с экологическими категориями по грантовой программе «Консорциумы инклюзивных инноваций». — URL: http://fpip.kz/ index.php/ru/grant-programs/consortia. (дата обращения 15.06.2022).
  27. Kapsalyamov A., Hussain Sh., Sharipov A., Jamwa P. Brain–computer interface and assist-as-needed model for upper limb robotic arm // Advances in Mechanical Engineering. — 2019. — № 11(9). — Рр. 1–9. https://www.doi.org/10.1177/1687814019875537
  28. Баубеков Сабит Джумабаевич. — URL: https://www.famous-scientists.ru/13553/. (дата обращения 15.06.2022).
  29. Капышева У. Н., Каратай Ж. К., Бахтиярова Ш. К., Жаксымов Б. И. Влияние умеренно гипоксической среды среднегорья и дозированных физических нагрузок на укрепление иммунитета у детей с РАС // Аутизм и нарушения развития. — 2020. — Т. 18, № 4. — С. 43–51. https://www.doi.org/10.17759/autdd.2020180405.
  30. Капышева У. Н., Каратай Ж. К., Бахтиярова Ш. К., Жаксымов Б. И. Влияние гипоксической среды на показатели крови у детей с расстройствами аутистического спектра // Природные ресурсы Земли и охрана окружающей среды. — 2020. — Т. 1., № 10–12. — С. 60–65. https://www.doi.org/10.26787/nydha-2713–203X-2020–1-10–11–12–60–65.
  31. Консорциумы инклюзивный инноваций. — URL: https://www. facebook.com/photo/?fbid=1447606168728833&set=pb.100026331826160.-2207520000.. (дата обращения 20.06.2022).
  32. Новости. — URL: http://www.fpip.kz/index.php/ru/events/news. (дата обращения 20.06.2022).
  33. Women of Central Asia — Leading in Inclusive Innovation. — URL: https://www.worldbank.org/en/news/video/2021/03/11/women-of-central-asia-leading-in-inclusive-innovation. (дата обращения 24.06.2022).
  34. Общественное объединение инвалидов «Global Inclusive Innovation». — URL: https://www.goszakup.gov.kz/ru/registry/show_supplier/359949. (дата обращения 29.06.2022).
  35. Панченко Т. Казахстанец изобрел революционные устройства для незрячих и получил номинацию на премию ООН. — URL: https://forbes.kz/ process/science/kazahstanskiy_izobretatel_rasskazal_forbeskz_o_svoih_razrabotkah_dlya_nezryachih/. (дата обращения 29.06.2022).
  36. Байтелова Ж. Разработка 15-летней школьницы из Алматы сделает образование доступным для незрячих. — URL: https://forbes.kz/process/ technologies/razrabotka_15-letney_shkolnitsyi_sdelaet_obrazovanie_dostupnyim _dlya_nezryachih_lyudey/?utm_source=forbes&utm_medium=incut&utm_campaign=180199. (дата обращения 29.06.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, инновация, инклюзивное развитие, Всемирный банк, инклюзивное развитие страны, развитие, высокий уровень, инклюзивный рост, общепризнанная методология, экономический рост.


Ключевые слова

инновации, Казахстан, инклюзивность, методика оценки инклюзивных инноваций

Похожие статьи

Территориальная инклюзивность: зарубежный опыт и уроки для...

Одним из измерений достижения целей инклюзивного развития является Индекс инклюзивного развития Всемирного экономического форума, охватывающий показатели экономического роста, социальной справедливости и устойчивого развития.

Внедрение инклюзивного образования в Казахстане

Термин «инклюзивное образование» принес в Казахстан Национальный научно-практический центр коррекционной педагогики. В 1999 году Центр совместно с ЮНЕСКО реализовал проект по инклюзивному образованию, а в 2002 году при поддержке Фонда Сорос—Казахстан провел...

Актуальность внедрения технологии интегрированного...

Актуальность внедрения технологии интегрированного (инклюзивного) обучения в высшие учебные заведения Республики Казахстан. Авторы: Коростелева Наталья Александровна, Мартынова Елена Александровна. Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы.

Развитие инклюзивного образования в России

Развитие инклюзивного образования в России. Авторы: Огольцова Елена Геннадиевна, Тимохина

В широком смысле инклюзивное образование — особый подход к построению общего

В заключение можно сказать, что инклюзивное образование важно в каждой стране.

Развитие инновационной деятельности в условиях...

Развитие инновационной системы для любой страны позволяет развивать как экономику отдельного региона и города, так и экономику страны в целом. От уровня успеха инновационной деятельности будут зависеть непросто возможности страны по созданию...

Проблемы инновационного развития Казахстана

Проблемы инновационного развития Казахстана. Автор: Спанова Лаззат Кабылбаевна.

- глобализация заставляет компании конкурировать на все более высоких уровнях

В среднем по странам — членам Организации экономического сотрудничества и развития оно возросло...

Цифровизация как фактор устойчивого развития: сравнительный...

Однако уровень и значимость влияния также зависят от среднего уровня экономического развития в регионе.

Библиографическое описание: Мамыкин, М. С. Цифровизация как фактор устойчивого развития: сравнительный анализ стран Восточной и Западной Европы / М. С...

Инклюзивное образование: риски и задачи | Статья в журнале...

Необходимость создания в России системы инклюзивного образования («образования для всех») обусловлена рядом причин, среди основных: развитие идеи гуманизма и осознание ценности человеческой личности, рост числа детей с ограниченными возможностями.

Принципы, достоинства и недостатки современной системы...

 Инклюзивное образование является одним из основных направлений реформы и трансформации системы специального образования во многих странах мира, цель которой — реализация права на образование без дискриминации.

Похожие статьи

Территориальная инклюзивность: зарубежный опыт и уроки для...

Одним из измерений достижения целей инклюзивного развития является Индекс инклюзивного развития Всемирного экономического форума, охватывающий показатели экономического роста, социальной справедливости и устойчивого развития.

Внедрение инклюзивного образования в Казахстане

Термин «инклюзивное образование» принес в Казахстан Национальный научно-практический центр коррекционной педагогики. В 1999 году Центр совместно с ЮНЕСКО реализовал проект по инклюзивному образованию, а в 2002 году при поддержке Фонда Сорос—Казахстан провел...

Актуальность внедрения технологии интегрированного...

Актуальность внедрения технологии интегрированного (инклюзивного) обучения в высшие учебные заведения Республики Казахстан. Авторы: Коростелева Наталья Александровна, Мартынова Елена Александровна. Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы.

Развитие инклюзивного образования в России

Развитие инклюзивного образования в России. Авторы: Огольцова Елена Геннадиевна, Тимохина

В широком смысле инклюзивное образование — особый подход к построению общего

В заключение можно сказать, что инклюзивное образование важно в каждой стране.

Развитие инновационной деятельности в условиях...

Развитие инновационной системы для любой страны позволяет развивать как экономику отдельного региона и города, так и экономику страны в целом. От уровня успеха инновационной деятельности будут зависеть непросто возможности страны по созданию...

Проблемы инновационного развития Казахстана

Проблемы инновационного развития Казахстана. Автор: Спанова Лаззат Кабылбаевна.

- глобализация заставляет компании конкурировать на все более высоких уровнях

В среднем по странам — членам Организации экономического сотрудничества и развития оно возросло...

Цифровизация как фактор устойчивого развития: сравнительный...

Однако уровень и значимость влияния также зависят от среднего уровня экономического развития в регионе.

Библиографическое описание: Мамыкин, М. С. Цифровизация как фактор устойчивого развития: сравнительный анализ стран Восточной и Западной Европы / М. С...

Инклюзивное образование: риски и задачи | Статья в журнале...

Необходимость создания в России системы инклюзивного образования («образования для всех») обусловлена рядом причин, среди основных: развитие идеи гуманизма и осознание ценности человеческой личности, рост числа детей с ограниченными возможностями.

Принципы, достоинства и недостатки современной системы...

 Инклюзивное образование является одним из основных направлений реформы и трансформации системы специального образования во многих странах мира, цель которой — реализация права на образование без дискриминации.

Задать вопрос