Принципы, достоинства и недостатки современной системы инклюзивного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 декабря, печатный экземпляр отправим 15 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №42 (384) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 18.10.2021

Статья просмотрена: 45 раз

Библиографическое описание:

Попова, Д. В. Принципы, достоинства и недостатки современной системы инклюзивного образования / Д. В. Попова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 42 (384). — С. 200-202. — URL: https://moluch.ru/archive/384/84659/ (дата обращения: 03.12.2021).



Инклюзивное образование является одним из основных направлений реформы и трансформации системы специального образования во многих странах мира, цель которой — реализация права на образование без дискриминации.

Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование, инвалидность, люди с ограниченными возможностями здоровья, школа, образование.

Inclusive education is one of the main directions of the reform and transformation of the special education system in many countries of the world, the purpose of which is the realization of the right to education without discrimination.

Keywords: inclusion, inclusive education, disability, people with disabilities, school, education.

Инклюзивный образовательный процесс предполагает создание особых условий, позволяющих учащимся получать образование в комфортных условиях. В то же время дети с отклонениями в развитии и инвалидностью обучаются вместе со здоровыми детьми. В этом и заключается специфика инклюзивного образования. Не существует отдельных государственных учебных заведений, которые обеспечивают подготовку людей с ограниченными возможностями развития, инвалидов. Образовательная политика Российской Федерации была направлена на организацию среды, удобной для общего образования всех категорий граждан и создания всех необходимых условий. Организация интегрированного образования — сложный и трудоемкий процесс, требующий привлечения ряда технических, финансовых и трудовых ресурсов, разработки новых технологий и методов обучения.

Программы инклюзивного образования могут легко изменяться в случае необходимости, включать инновационные технологии для дальнейшего обучения, методы, которые позволяют гражданам усваивать образовательные программы. Интегрированное образование фокусируется на едином учебном процессе, единой образовательной среде и условиях для образования и развития граждан, позволяющих им стать полноправными и полноценными членами общества, адаптироваться к условиям и эффективно взаимодействовать с окружающим миром.

Организация инклюзивной системы образования базируется на следующих основных принципах:

— Принцип ценности личности, независимо от ее уровня развития, способностей и состояния здоровья. Это означает, что в центре образовательной системы стоит личность, на развитие которой и ориентировано обучение и воспитание. Оно не допускает ущемление прав личности, обусловленное ее недостатками в физическом или интеллектуальном развитии, ограниченными способностями и возможностями.

— Принцип опоры на то, что каждый индивид способен чувствовать и думать. Это означает, что каждый индивид, независимо от ограничений в его развитии и интеллектуальных возможностей может развить свои мыслительные процессы, чувственную и эмоциональную сторону. Для этого нужен особый подход и специфические условия.

— Принцип всеобщего права на общение. Каждый индивид наделен правами выражать свои мысли, посредством общения, он может слушать и имеет право быть услышанным другими людьми.

— Принцип взаимопомощи, взаимосвязи и взаимоподдержки. Для нормального развития, индивиду необходима поддержка со стороны другого человека. Каждый человек нуждается в опоре, построении связей различного характера с другими людьми.

— Принцип взаимосвязи подлинного образования с построением взаимоотношений с другими людьми. Обучение будет результативным только при построении системы коммуникативных связей с другими людьми, коллективном труде и творчестве.

— Принцип прогрессивного развития. Прогрессивное развитие должно быть ориентировано на раскрытие природных задатков индивида и оказание им помощи в выполнении тех действий, которые ему доступны и понятны. Нельзя акцентировать внимание на том, что человек делать, не способен.

— Принцип разнообразия. Он предполагает, что разнообразная деятельность, привлечение к совместной работе и построению взаимоотношений в коллективе приводит к развитию всех сторон личности.

Достоинства инклюзивного образования:

— Понимание проблем инвалидов, улучшение социальной системы.

— Уверенность ребенка в себе.

— Общение со сверстниками.

— Воспитание отзывчивости у здоровых детей, гуманизация общества.

— Адаптация и интеграция в социум.

— Полноценное образование.

Развитие интегрированного образования в Российской Федерации происходит довольно медленно. В то же время оно неравномерно. В некоторых крупных, промышленно развитых регионах оно реализуется довольно активно. Что касается провинциальных городов, то здесь ситуация сложнее. Программы интегрированной подготовки реализуются медленно и не всегда эффективно. Опыт развития инклюзивного образования в крупных регионах, как правило, используется в качестве опоры, без учета специфики, экономического статуса и социального положения их территории.

Именно инклюзивное образование обеспечивает детям с особыми образовательными потребностями равными с их здоровыми сверстниками возможностями развития, необходимого для максимальной адаптации и полноценной интеграции в обществе.

В развитии инклюзивного образования России можно выделить ряд остро стоящих проблем, которые требуют особого внимания:

— Дефицит школ. Общеобразовательных школ, специализирующихся на обучении детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, очень мало, а в имеющихся часто условия обучения не являются достаточно комфортными и рациональными.

— Недостаточная квалификация педагогического состава. Педагоги не всегда способны найти должный подход к «особенным» детям, либо им не хватает на них времени и учащимся приходится обучаться самостоятельно.

— Отсутствие технологий, позволяющих совместить обучение здоровых граждан и лиц с ограниченными возможностями.

— Моральный дисбаланс у учащихся. Инвалиды могут тяжело воспринимать свои недостатки, видя рядом с собой нормальных, здоровых детей.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, обучающийся в специальном учреждении для инвалидов, отделен от реального общества, что еще больше ограничивает его развитие. Он, как и любой другой ребенок, нуждается в образовании, воспитании и общении со сверстниками. Здоровые дети, которые участвуют в инклюзивном образовании, проявляют больше сочувствия, сопереживают и относятся с большим пониманием, они становятся более терпимыми, что особенно актуально для общества с крайне низким уровнем толерантности. Инклюзивное образование резко снижает иерархические проявления учебного коллектива.

Инклюзивный подход ставит вопрос таким образом, что барьеры и трудности в обучении, с которыми сталкиваются ученики с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных школах, происходят из-за существующей организации и практики учебного процесса, а также из-за устаревших негибких методов обучения. При инклюзивном подходе необходимо не адаптировать учеников с теми или иными трудностями в обучении к существующим требованиям стандартной школы, а реформировать школы и искать иные педагогические подходы к обучению таким образом, чтобы было возможно наиболее полно учитывать особые образовательные потребности всех тех учащихся, у которых они возникают.

Литература:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ

2. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2019)» ст.19, «Образование инвалидов» гл. 4

3. Алехина С. В. Современные тенденции развития инклюзивного образования в России [Текст] / С. В. Алехина // Развитие современного образования: теория, методика и практика: материалы V Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 14 авг. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015.

Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, интегрированное образование, развитие, ребенок, инклюзивный подход, образование, ограниченная возможность здоровья, построение взаимоотношений, прогрессивное развитие, Российская Федерация.


Задать вопрос