Территориальная инклюзивность: зарубежный опыт и уроки для Казахстана | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №29 (371) июль 2021 г.

Дата публикации: 14.07.2021

Статья просмотрена: 73 раза

Библиографическое описание:

Сатпаева, З. Т. Территориальная инклюзивность: зарубежный опыт и уроки для Казахстана / З. Т. Сатпаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 29 (371). — С. 84-91. — URL: https://moluch.ru/archive/371/83248/ (дата обращения: 19.04.2024).



Статья посвящена изучению зарубежного опыта по инклюзивному развитию территорий страны. Основными методами исследования являются обобщение, систематизация и сравнительный анализ. Исходя из изучения опыта стран ОЭСР по сокращению социально-экономического неравенства территорий, выявлено, что инновации, в частности инклюзивные и связанные с цифровыми и информационно-коммуникационными технологиями, способствуют инклюзивному росту, повышая благосостояние населения, а основными направлениями государственной политики в данном направлении являются социальная, промышленная и территориальная инклюзивность. В статье определены основные направления по адаптации зарубежного опыта для сокращения социально-экономического неравенства в регионах Казахстана. Статья подготовлена в рамках проекта грантового финансирования Министерства образования и науки Республики Казахстан «Приоритеты и механизмы инклюзивного регионального развития Казахстана в условиях преодоления спада экономики» (ИРН AP09259004).

Ключевые слова : инклюзивность, территориальная инклюзивность, социальная инклюзивность, промышленная инклюзивность, социально-экономическое неравенство, инклюзивные инновации, ОЭСР, Казахстан.

С постановкой стратегической задачи по вхождению Казахстана в число 30 развитых стран мира основополагающими для республики стали показатели государств Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Одной из серьезных проблем, стоящих сегодня перед странами ОЭСР, является социально-экономическое неравенство. В связи с этим в последние годы в ОЭСР поднимаются вопросы о том, как и в какой степени политика может помочь сократить разрыв между ведущими и отстающими регионами внутри страны, чтобы минимизировать различия в производительности и благополучии [1]. Ответом на эти вопросы стала политика инклюзивного развития, в основе которой лежит одноименная концепция, где главный постулат — «развитие для всех». Подразумевается достижение такого экономического роста, который бы охватывал все сферы человеческой деятельности и способствовал вовлечению широких слоев населения в его обеспечение и пользование открывающимися при этом возможностями, связанными с трудоустройством, расширением доступности социальных благ. Следует отметить, что инклюзивный рост способствует сокращению неравенства между различными группами людей, в том числе в разных регионах страны, и направлен на усиление устойчивости общества, недопущение социальных взрывов и катаклизмов, смягчение последствий экономических кризисов и экологических угроз [2, 3].

Одним из измерений достижения целей инклюзивного развития является Индекс инклюзивного развития Всемирного экономического форума, охватывающий показатели экономического роста, социальной справедливости и устойчивого развития. Так, по данным 2018 года в топ-10 стран с высоким уровнем инклюзивного развития вошли такие страны ОЭСР, как Норвегия, Исландия, Люксембург, Швейцария, Дания, Швеция, Нидерланды, Ирландия, Австралия и Австрия. Учитывая, что данные страны являются лидерами в области инклюзивного развития, то можно говорить о том, что экономика этих стран является инклюзивной [4].

Изучение опыта сокращения социально-экономического неравенства в этих странах позволит определить эффективные механизмы инклюзивного развития страны и ее регионов, а также использовать лучшие практики в Казахстане. Так, в странах ОЭСР основным направлением государственной политики в данной области является социальная, промышленная и территориальная инклюзивность посредством инноваций (таблица 1).


Таблица 1

Политика инклюзивности посредством инноваций в странах ОЭСР

Критерий

Направление инклюзивности

Социальное

Промышленное

Территориальное

1

Цель

Включение всех слоев населения, в т. ч. бедных, женщин, молодежи, мигрантов, этнических меньшинств и т. п.

Распределение мощностей и возможностей для участия всех компаний / отраслей в экономической деятельности

Сокращение региональных диспропорций социально-экономического развития

2

Задачи

1. Уменьшение дискриминации на рынке труда через развитие потенциала определенных социальных групп и изменение отношения работодателей и инвесторов к ним;

2. Содействие социальной мобильности и включение через интеграцию неблагополучных групп в более продуктивную экономическую деятельность

1. Решение проблемы двойной экономики за счет повышения конкурентоспособности менее инновационных фирм;

2. Продвижение предпринимательства из неблагополучных групп, чтобы способствовать появлению новой экономической активности (ранее недостаточно обеспеченные потребности)

1. Развитие более продуктивной и инновационно-интенсивной деятельности в отстающих регионах, предлагающей лучшие возможности для живущих там людей;

2. Усиление экономической устойчивости регионов и уменьшение их зависимости от трансферов из центрального правительства.

3

Подход к политике по отношению к неблагополучным группам

1. Наращивание мощностей (доступ к качественному образованию (научное, предпринимательское), выделение исследовательских грантов и др.);

2. Снижение дискриминации и работа со стереотипами (кампании по подъему осведомленности о деловом потенциале, программы наставничества и др.);

3. Стимулирование инвестирования в инклюзивные инновации (возвратные и безвозвратные гранты).

1. Обеспечение доступа к финансам (микрокредитование, обучение финансам и др.);

2. Поддержка развития бизнеса (информация, менторство, консалтинг, помощь в трансфере технологий и в доступе к новым рынкам, др.);

3. Вовлечение в нетворкинг бизнеса, науки и финансов (инновационные ваучеры, предпринимательские сети и др.);

4. Повышение доступа к талантам через малый бизнес.

1. Обеспечение доступа к глобальным знаниям и технологиям для решения местных проблем (обучение, финансирование, др.);

2. Максимизация потенциала существующих активов (определение секторов с потенциалом в регионе и обучение потенциальных региональных предпринимателей в этих секторах, защита интеллектуальной собственности в традиционных секторах, поддержка региональных правительств в реализации научно-технологических и инновационных проектов и развитии исследовательского потенциала, др.);

3. Привлечение инновационных фирм в периферийные регионы.

4

Цифровые технологии

Интернет вещей, аналитика больших данных, искусственный интеллект и др.

5

ИКТ приложения

Электронная коммерция, электронное правительство, электронное обучение, электронное здравоохранение и др.

Примечание — Составлено автором на основе источника [1]


Все три типа инклюзивности взаимосвязаны между собой, при этом промышленная и территориальная инклюзивность способствуют социальной инклюзивности.

Следует отметить, что географические аспекты промышленного и социального неравенства лежат в основе неравенства между городскими и сельскими районами или районами в одном и том же городе. Сокращение социально-экономического неравенства территорий страны требует разработки эффективной политики по территориальной инклюзивности. Для продвижения территориальной инклюзивности выделяют 8 инновационных инструментов, определяющих тип политики территориальной инклюзивности (таблица 2).

Успешная реализация перечисленных механизмов определяет успешность сокращения социально-экономического неравенства в регионах и формированию инклюзивной экономики в стране. Таким образом, согласно изученному зарубежному опыту в данной области можно выделить следующее:

1) социальная, промышленная и территориальная инклюзивность являются основными направлениями государственной политики в области сокращения социально-экономического неравенства посредством инноваций;

2) инновации, связанные с цифровыми технологиями (интернет вещей, аналитика больших данных, искусственный интеллект, блокчейн и др.), и приложениями ИКТ (электронное правительство, электронная коммерция, электронное обучение, электронное здравоохранение), способствуют инклюзивному росту, повышая благосостояние населения;

3) политика территориальной инклюзивности направлена на укрепление инновационного потенциала отстающих регионов путем поддержки предпринимательства и инвестиций в НИОКР;


Таблица 2

Политика территориальной инклюзивности в странах ОЭСР

Тип политики

Общий подход

Кейс

Страна

Механизм

1

Развитие бизнеса и инновационная поддержка фирм

1. Таргетинг фирм в определенных местах;

2. Таргетинг фирм, возглавляемый определенными группами населения

Австралия

Сеть региональных менеджеров «AusIndustry»

Исландия

Программы по поддержке предпринимателей и фирм с инновационными идеями за пределами столицы

Люксембург

Дома предпринимательства, школы предпринимательства, платформы «Equilibre.lu» и «LetzShop.lu» и др.

Португалия

Программы ваучеров на НИОКР, предпринимательство и инновации: специальные требования для фирм из районов с низкой плотностью населения

Австрия

Программы бизнес-поддержки, ориентированные на горные регионы

Канада

Программы бизнес-поддержки в конкретном секторе, сильно привязанного к месту — «Инициатива по экономической диверсификации сообществ, зависящих от хризотила»

2

Кластеры и центры экспертиз

1. Единая программа для всех регионов, включая отстающие;

2. Политика второго направления для приграничных регионов;

3. Фокус на фирму, а не на исследования

Япония

Программа промышленных кластеров (мирового и регионального уровня)

Франция

Программа «Французские полюса конкурентоспособности» (мирового и регионального уровня)

Финляндия

Программы инновационных городов: поддержка небольших кластеров, которые затем могут наладить связи с более сильными кластерами страны

Австралия

Программа совместных исследовательских центров: проведение и коммерциализация передовых НИОКР и решение отраслевых проблем

Чили

Региональная программа научных и технологических исследований «CONICYT», включая отстающие регионы

Дания

Новая кластерная стратегия для улучшения рамочных условий для инноваций и обмена знаниями

Эстония

Схема грантов для создания и развития региональных центров компетенций при колледжах и университетах на основе ресурсов и ноу-хау, специфичных для региона

Исландия

Поддержка кластеров за пределами инновационных центров за счет средств региональных фондов роста, развитие инновационных хабов

Великобритания

Программа «Catapult»: сеть ведущих мировых центров в различных областях, некоторые из которых расположены в менее успешных регионах

3

Наращивание потенциала государственного сектора

1. Разработка региональной инновационной стратегии;

2. Сети профессионалов по регионам

Швеция

Региональная сеть для диалога по инновациям и развитию, координируемая Министерством предпринимательства и инноваций и Шведским агентством по инновациям

Великобритания

Cеть профессионалов инновационных программ в Агентствах регионального развития

Чили

Программа партнерских проектов: разработка и реализация региональных инновационных стратегий

Франция

Программа для развития региональных инновационных стратегий

Люксембург

Программы «BRIDGES» и «Industrial Fellowships program»: кооперация бизнеса и науки

Новая Зеландия

Межправительственная программа регионального роста: определение возможностей экономического роста в регионах (отраслевая специализация, инвестиционные возможности, др.) и их развитие за счет совместной деятельности местных властей, бизнеса и центрального правительства

Польша

Региональные операционные программы

Швейцария

Новая региональная политика: поддержка сети «Regiosuisse», оказывающей помощь кантонам и региональным агентствам (исследовательская сеть, интернет-портал, горячая телефонная линия, обучение, сообщества специалистов-практиков, др.)

Турция

Сеть агентств регионального развития, предоставляющая финансовую и техническую поддержку региональным кластерам

Южная Корея

Центры креативной экономики и инноваций в разных городах и провинциях страны

4

Наращивание потенциала субъектов инновационной деятельности

1. Фокус на публичные / квази государственные субъекты;

2. Включение отстающих регионов в со-заявители / соучредители

США

Экспериментальная программа по стимулированию конкурентных исследований «EPSCoR»: работа с исследовательскими центрами в регионах

Португалия

Развитие исследовательских центров в университетах, расположенных в городах среднего размера

Исландия

Развитие Fab Labs — лабораторий цифрового производства — в регионах, которые работают в тесном сотрудничестве со школами для продвижения STEM- и профессионального образования через творчество

Новая Зеландия

Создания региональных исследовательских институтов, расположенных за пределами Окленда, Веллингтона и Крайстчерча, для работы с региональными стейкхолдерами

5

Целевое финансирование НИОКР (сектора и места)

1. Фокус на конкретные сектора (например, сельское хозяйство);

2. Фокус на проблемы конкретных типов регионов

Норвегия

Агентство «Innovation Norway»: приоритеты для НИОКР разработаны с учетом потребностей развития региональных совладельцев

Австралия

Совместный исследовательский центр: сотрудничество со свыше 50 стейкхолдерами для решения проблем отдаленных районов

Израиль

Программа развития центров исследований и разработок крупных компаний на периферии страны через предоставление грантов и сотрудничество с местными университетами для выявления талантливых студентов

Мексика

Программа по созданию 3 особых экономических зон в менее развитых регионах страны

Южная Корея

Создание свободных экономических зон в целях сбалансированного территориального развития

6

Вовлеченность университетов в развитие регионов

1. Образовательные программы, актуальные для региональных фирм;

2. Поддержка совместных НИОКР;

3. Участие в региональных стратегиях социально-экономического развития

Япония

Программа содействия региональному возрождению университетов как центров сообщества (COC+): субсидирование региональных университетов

Австралия

Совместные исследовательские сети для структурной перестройки исследовательского потенциала небольших, региональных и менее исследовательских университетов в системе высшего образования

Чили

Программа региональных государственных университетов: 1) национальный исследовательский проект и его компоненты, 2) установление стратегической связи между региональными правительствами и государственными университетами

Великобритания

Финансирование университетов через Совет по финансированию высшего образования Англии (HEFEC) и City and Growth Deal; их поддержка региональным фондом роста

7

Научные и индустриальные парки

1. На базе университета;

2. Фокус на промышленность

Южная Корея

Развитие технопарков, обеспечение инфраструктуры (инкубаторов, др.) и центров НИОКР: поддержка стратегических отраслей региона

Мексика

Создание четырех особых экономических зон в периферийных регионах (три отстающих региона на юге страны)

8

Фонды венчурного капитала

1. Государственные фонды;

2. Государственное софинансирование при частной поддержке

Южная Корея

Кредиты на НИОКР, венчурный и начальный капитал

США

Федеральные выплаты тем юрисдикциям (штатам), которые получили небольшую поддержку НИОКР за последние три года (≤0,75 % от общего бюджета Национального фонда науки)

Колумбия

Программа роялти для развития науки, технологии и инновации в регионах с низкой инновационная активностью

Примечание — Составлено автором на основе источника [1, 5]


4) существует 8 инновационных инструментов, определяющих тип политики территориальной инклюзивности: развитие бизнеса и инновационная поддержка фирм, кластеры и центры экспертиз, наращивание потенциала государственного сектора и субъектов инновационной деятельности, целевое финансирование НИОКР, вовлеченность университетов в развитие регионов, научные и индустриальные парки, а также фонды венчурного капитала.

Важным заключением анализа зарубежного опыта является необходимость разработки и распространения в стране инклюзивных инноваций, характеризующихся следующими чертами: доступность, устойчивое производство, товары и услуги, обеспечивающие средства к существованию, охват разных слоев населения (местные сообщества, сельские жители, малоимущие, женщины, пожилые люди, люди с ограниченными возможностями). Их важное преимущество состоит в том, что в их основе чаще всего лежат не научные разработки и высокие технологии, а менее сложные технологии среднего уровня, которые выступают результатом ранее накопленного опыта и устойчивых контактов с потребителями. Они не требуют привлечения высоких капитальных затрат и работников высокой классификации, с их помощью можно организовать несложные производства, привлекая местные ресурсы и обеспечивая локальные потребности. К числу приоритетных секторов модно отнести сельское хозяйство, ремесла, образование, здравоохранение, солнечная и ветровая энергетика.

Пандемия с особой силой выявила роль инклюзивных инноваций. В ее условиях в мире ускоренными темпами стала развиваться цифровизация многих видов деятельности и услуг. Вместе с тем обострилась проблема широкого доступа к системам здравоохранения и образования, к товарам и услугам жизненной надобности. Из-за цифрового неравенства половина мирового населения осталась неохваченной полноценным интернетом, особенно жители сельских населенных пунктов. Поэтому наилучшие перспективы имеют информационно-коммуникационные технологии. Для населения сельских районов становится жизненно необходимыми недорогие мобильные телефоны и персональные компьютеры.

Становление инклюзивной экономики в республике и сокращение социально-экономического неравенства в регионах Казахстана возможно при формировании собственной модели инклюзивного развития, учитывающей национальные особенности и основанной на эффективном синтезе лучших практик за рубежом. При этом принцип инклюзивности должен иметь особый приоритет на селе, потому что сельское население — 40 % населения страны — пока еще мало вовлечено в процесс индустриально-инновационного развития. Имеется в виду не только низкая доступность его результатов для сельского населения, но и еще более низкий уровень вовлеченного последнего в создание новых проектов и новых бизнесов. Как следствие такого положения наблюдается отставание роста доходов населения села, а особенно по сравнению с доходами населения городов, тормозится решение многих социальных проблем [6].

На основе изученного зарубежного опыта предлагаются следующие направления по развитию инклюзивной экономики в республике и сокращению социально-экономического неравенства в регионах Казахстана:

1) обеспечение доступа к широкополосному интернету для жителей сельских территорий, прежде всего за счет прокладки волоконно-оптических линий связи;

2) создание в селах филиалов крупных трудоемких производств на базе местных ресурсов — развитие ремесленничества, экологический туризм. В частности, во многих местах, имеется потенциал для производства биогумуса, органических удобрений, развитие туристической рыбной ловли и охоты;

3) развитие электронного правительства, электронной коммерции, электронного обучения и электронного здравоохранения, в том числе посредством цифровых технологий;

4) обучение сельских жителей и других уязвимых слоев населения цифровым технологиям и ИКТ, а также обеспечение их компьютерами, ноутбуками и планшетами хорошего качества по приемлемой цене;

5) поддержка и развитие инновационных фирм, в т. ч. стартапов по инклюзивным инновациям, в отстающих регионах на базе их конкурентных преимуществ и/или кластерных инициатив при участии всех стейкхолдеров;

6) развитие «мягкой» и «твердой» инновационной инфраструктуры в отстающих регионах, в частности в городах среднего размера или сельских территориях, на основе изучения их экономического потенциала;

7) создание региональных институтов развития по инклюзивному развитию и разработка соответствующих региональных стратегий (дорожных карт, концепций), включающих вопросы как территориальной, так и промышленной и социальной инклюзивности;

8) стимулирование НИОКР в области сокращения социально-экономического неравенства, разработка предложений и рекомендаций для государственной политики в данной области и их дальнейшая реализация с мониторингом и оценкой регулятивного воздействия на постоянной основе.

Таким образом, инклюзивные инновации для Казахстана важны в целом, потому что их распространение позволяет учесть интересы всего общества, уменьшает неравный доступ к инновациям для различных слоев населения, обеспечивает улучшение качества жизни и развитие человеческого капитала уязвимых слоев населения, вовлечение его в продуктивную деятельность, тем самым способствуя сокращению социально-экономического неравенства территорий страны.

Литература:

  1. Making Innovation Benefit All: Policies for Inclusive Growth. — OECD, 2017. — 254 p.
  2. Бирюков, А. В. Инклюзивное развитие как ответ на вызов глобализации по-американски / Материалы международной научной конференции «Геополитика многополярного мира». Выпуск 3. — Москва, 2012. — URL: http://www.geopolitika.ru/magazine/vypusk-3-materialy-mezhdunarodnoy-nauchnoy-konferencii-geopolitika-mnogopolyarnogo-mira#.VEjJ_iKsUSw
  3. Добрецова, Н. Н. Что такое «Местное инклюзивное экономическое развитие»? // Муниципалитет. — 2021. — № 6 (116). — URL: http://www.municipalitet.kg/ru/article/full/2523.html
  4. The Inclusive Development Index 2018: Summary and Data Highlights. — Geneva: World Economic Forum, 2018. — 25 р.
  5. National plan for smart, sustainable and inclusive growth: Luxembourg 2020. — URL: https://ec.europa.eu/info/sites/default/files/2018-european-semester-national-reform-programme-luxembourg-en.pdf (дата обращения 21.05.2021).
  6. Днишев, Ф. М. Развитие инклюзивных инноваций как фактор роста качества жизни / Качество жизни: социально-экономические приоритеты и основные направления роста благосостояния населения / Под ред. академика НАН РК Сатыбалдина А. А. — Алматы: Институт экономики КН МОН РК, 2021. — С. 56–63.
Основные термины (генерируются автоматически): социально-экономическое неравенство, инклюзивное развитие, регион, инновация, развитие, австралия, Казахстан, программа, государственная политика, южная Корея.


Ключевые слова

Казахстан, ОЭСР, социально-экономическое неравенство, инклюзивность, территориальная инклюзивность, социальная инклюзивность, промышленная инклюзивность, инклюзивные инновации

Похожие статьи

Особенности и возможности стратегического развития регионов...

 Социально-экономическое развитие каждого из регионов Республики Казахстан в период экономического кризиса при внезапности изменений внешней и внутренней сред, инфляций и темпов экономического роста, нуждается в применении системы планирования на...

Внедрение инклюзивного образования в Казахстане

Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы

Саламанская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми образовательными потребностями, Федерико Майор,07–10.1994г.

Современные проявления внутристранового экономического...

Внутристрановое неравномерное социально-экономическое развитие регионов является актуальной проблемой для большинства стран мира. В той или иной степени межрегиональные неравномерности проявляются уже на уровне распределения общественно-значимых благ...

Региональная инновационная политика: проблемы...

Механизмы государственной поддержки развития регионов в рамках пространственной стратегии

Это — целевые государственные программы, создание особых бюджетных режимов, специальных

Социально-экономическая политика развития дотационного...

Разработка комплексных программ социально-экономического...

– обоснование стратегии комплексного социально-экономического развития региона

– осуществимость мер государственной поддержки социально-экономического развития

Социально-экономическая политика развития регионов прослеживается не только из...

Социальная политика Республики Казахстан: теоретический...

Социальная политикаполитика правительства в сфере социального обеспечения, а также изучение

Немногие исследователи пытались осмыслить развитие социальной политики

Государственная политика Республики Казахстан в сфере предоставления социальных...

Инструменты регулирования процесса формирования...

Будущий прогресс в социально-экономическом развитии Казахстана во многом определяется уровнем развитости его регионов, в частности — областей. Каждая область республики представляет собой административно-хозяйственный комплекс.

Казахстан в системе экономических интеграционных процессов

Развитие интеграционных процессов будет способствовать разрешению этих экономических, политических, социальных проблем, улучшению политического климата каждой из этих стран, укреплению дружбы народов их населяющих и имеющих много общего в истории.

Похожие статьи

Особенности и возможности стратегического развития регионов...

 Социально-экономическое развитие каждого из регионов Республики Казахстан в период экономического кризиса при внезапности изменений внешней и внутренней сред, инфляций и темпов экономического роста, нуждается в применении системы планирования на...

Внедрение инклюзивного образования в Казахстане

Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы

Саламанская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми образовательными потребностями, Федерико Майор,07–10.1994г.

Современные проявления внутристранового экономического...

Внутристрановое неравномерное социально-экономическое развитие регионов является актуальной проблемой для большинства стран мира. В той или иной степени межрегиональные неравномерности проявляются уже на уровне распределения общественно-значимых благ...

Региональная инновационная политика: проблемы...

Механизмы государственной поддержки развития регионов в рамках пространственной стратегии

Это — целевые государственные программы, создание особых бюджетных режимов, специальных

Социально-экономическая политика развития дотационного...

Разработка комплексных программ социально-экономического...

– обоснование стратегии комплексного социально-экономического развития региона

– осуществимость мер государственной поддержки социально-экономического развития

Социально-экономическая политика развития регионов прослеживается не только из...

Социальная политика Республики Казахстан: теоретический...

Социальная политикаполитика правительства в сфере социального обеспечения, а также изучение

Немногие исследователи пытались осмыслить развитие социальной политики

Государственная политика Республики Казахстан в сфере предоставления социальных...

Инструменты регулирования процесса формирования...

Будущий прогресс в социально-экономическом развитии Казахстана во многом определяется уровнем развитости его регионов, в частности — областей. Каждая область республики представляет собой административно-хозяйственный комплекс.

Казахстан в системе экономических интеграционных процессов

Развитие интеграционных процессов будет способствовать разрешению этих экономических, политических, социальных проблем, улучшению политического климата каждой из этих стран, укреплению дружбы народов их населяющих и имеющих много общего в истории.

Задать вопрос