В последние годы проблема эстетизации образовательно-воспитательного процесса стала одной из наиболее острых проблем не только педагогики, но и всего общества в целом. Необходимыми условиями формирования современного гармонически развитого человека являются: богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная свобода, высокий нравственный потенциал, хороший эстетический вкус, пластичность межличностного общения. Развитие всех этих качеств невозможно без создания эффективной системы эстетического образования и воспитания. Эстетика, выступая в тесном единстве с этикой, философией, культурологией, экологией, способна создать тот фундамент, на котором формируется разносторонне образованная и нравственно высокая личность.
Как показывает весь накопленный в данном направлении педагогический опыт, положительный эффект эстетического образования и воспитания достигается лишь в том случае, если воспитуемый не просто сталкивается время от времени с теми или иными явлениями искусства, но оказывается погруженным в определенную среду, обеспечивающую комплексное воздействие на все сферы чувственного восприятия.
Эстетическая воспитательно-образовательная среда представляет собой систему факторов, целенаправленно формирующих в человеке эстетическое и духовно-нравственное начало: чувство прекрасного, образное видение мира, развитый эстетический вкус, приверженность идеалом добра, справедливости, человеческого взаимопонимания.
К числу материальных факторов эстетической воспитательно-образовательной среды следует отнести: объекты и явления природы, произведения искусства (скульптура, живопись, драматургия, кино, музыка, литература).
Эстетическое воспитание — воспитание способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности.
Из всего многообразия проявлений эстетического красота природы наиболее близка и понятна человеку. Очень хорошо о красоте природы сказал В. А. Сухомлинский: «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика».
Именно с осмысленного понимания красоты рождается в людях и доброта, и человечность, и сердечность отношений.
Воспринимать красоту окружающего мира помогают художественные произведения. В литературе действительность отображена человеком с особой наблюдательностью, а потому работа с художественными текстами может развивать творческую наблюдательность, способность замечать, эстетически оценивать разные стороны жизни.
Присущая дошкольникам эмоциональная отзывчивость, любознательность, делают детский сад важным звеном в системе эстетического воспитания.
От воспитателя детского сада зависит многое: сможет ли он раскрыть глаза детей на окружающий мир, где они увидят звездное ночное небо, плывущие куда-то облака, услышат шорох листьев под ногами, или же останутся «слепы» ко всему, что их окружает.
Как помочь детям лучше познать мир? Какие методы можно применить при этом? С помощью, каких средств можно передать красоту окружающей действительности?
Дети чувствуют окружающий мир каждый по-своему. Им часто трудно выразить то, что они чувствуют, так как словарный запас у детей еще беден. Как обогатить речь воспитанников в аспекте речевых и изобразительно-выразительных средств?
Обогащение активного словаря воспитанников — одна из основных задач педагогов дошкольного образования. Среди разнообразных упражнений, направленных на расширение словарного запаса детей, особое место мы отвели работе с синонимами.
Необходимо показать детям, как красив русский язык. Чем больше в словаре синонимов, тем богаче, выразительнее речь.
Русский язык очень богат синонимами. В «Словаре синонимов» З. А. Александровой к слову «красивый» дано 14 синонимов, к слову «хороший» 33. Синонимы — это слова, обозначающие одно и тоже явление действительности, но по-разному. Синонимы могут различаться: оттенками лексического значения (луна) — месяц; эмоционально — экспрессивной окраской (пронеслись — пробежали — промчались); стилистической принадлежностью (лицо — лик — морда — рожа); степенью употребительности (аэроплан — самолет).
В синонимический ряд чаще всего входят слова одной части речи:
богатырь — геркулес — атлет — силач;
вежливый — учтивый — предупредительный — любезный — деликатный;
задержать — замедлить — затянуть — заморозить.
Наблюдая за явлениями, предметами окружающего мира дети имеют возможность усвоить следующие синонимические ряды:
луна — месяц; непогода — ненастье; холод — мороз — стужа; заря — рассвет; метель — вьюга — пурга; шорох — шелест; погожий — ясный — безоблачный — солнечный; ненастный — пасмурный; разноцветный — пёстрый; белый — белоснежный; сверкать — блестеть — сиять — переливаться — искриться; идти о «снеге» — валиться — лететь — падать. Все эти синонимы служат для описания явлений природы. Наблюдения за изменениями в природе проводятся на экскурсиях и образовательной области: «Познание».
Обогащению словаря помогают и антонимы.
Антонимы — слова с противоположным значением. Они используются в речи для контраста.
Антонимы могут быть как разнокоренными, так и однокоренными:
подземный — наземный; вливать — выливать; плохо — неплохо; черствый — свежий; зажечь — погасить; ночь — день.
Мы считаем, что использование произведений литературы как образцов художественной выразительности, влияет на развитие эстетического воспитания.
Знакомство с явлениями природы на страницах художественных произведений начинается тогда, когда мы читаем ребенку первую сказку, загадку, а затем позже поговорки, пословицы, песни, былины.
Привлечение произведений художественной литературы к изучению окружающего мира обогащает учебный процесс. Умело включенные в образовательную деятельность отрывки из рассказов, сказок, былин оживляют рассказ педагога, пробуждают и поддерживают интерес детей.
Можно использовать произведения Бориса Житкова, Виталия Бианки, Михаила Пришвина.
Замечательные картины природы мы встречаем в произведениях Пришвина. Например: «Когда старые березы цветут и золотистые серёжки скрывают от нас уже раскрытые маленькие листы, внизу, на молодых, везде видишь ярко-зеленые листики величиной в дождевую каплю, но всё — таки весь лес ещё серый или шоколадный. Кукушка поёт самым сочным голосом». «Соловей учится, настраивается…», «… черемуха тут же на глазах одевалась в свои прозрачные, сделанные как будто из зеленого шума одежды».
Над текстом можно поработать. Найти сравнения (одежды, сделанные как будто из зеленного шума), эпитеты (золотистые серёжки, лес серый или шоколадный, прозрачные одежды). В зарисовках Пришвина встречается много названий птиц: соловей, дрозды, иволги, зяблики.
В рассказах Пришвина встречается очень много названий растений: анютины глазки, шиповник, ромашки. Природа — одухотворенное существо, со страниц «доносятся звуки», запахи. И эти звуки нужно донести до детей.
Прекрасные картины природы в произведениях Ивана Сергеевича Тургенева.
«И как же самый лес хорош поздней осенью. Ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни движенья, ни шума; в мягком воздухе разлит осенний запах; тонкий туман стоит над желтыми полями».
«Но вот наступает вечер, заря запылала пожаром и обхватила полнеба. Солнце садится. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стеклянный; вдали ложится мягкий пар, тёплый на вид; вместе с расой падает алый блеск на поляны».
Не то, что мните Вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф. Тютчев
Раскрыть душу природы мы обязаны перед детьми. И в этом нам помогут произведения писателей и поэтов.
Художественной выразительности литературного изображения способствуют и такие широко распространенные средства языка, как эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, аллегория (иносказание). При помощи этих средств писатели имеют возможность выделить те или иные признаки или стороны изображаемых предметов.
Эпитет — художественное определение, отмечающее существенную, для определенного контекста, черту в изображаемом явлении. У Лермонтова:
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и жёлтые листы
Шумят под робкими шагами.
Здесь слово «жёлтые» является эпитетом. Эпитетом могут быть различные части речи. Чаще всего — прилагательные, но не редко встречаются и существительные («волшебница зима», «мороз — красный нос»).
Важным изобразительно-выразительным средством языка является сравнение. Писатели прибегают к нему тогда, когда выделение существенных признаков в изображенном может быть особенно выразительно осуществлено при помощи сопоставления его с чем-то знакомым и похожим. Сравнение выражается в уподоблении одного какого-либо явления другому при помощи слов как, словно, будто это.
У Сергея Александровича Есенина:
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые.
У Самуила Яковлевича Маршака:
А разряженные ёлки
Словно в заячьем пуху.
Большое место в нашей речи занимают тропы — слова, употребляемые в переносном смысле. В ряде случаев путём перенесения признаков с одного предмета на другой можно подчеркнуть существенную особенность характеризуемого предмета более конкретно, ярко и точно, чем прямым определением его. Отмечая твердость характера того или иного человека, мы говорим «железный человек» или «железный характер». Слово «железный» употреблено нами не в буквальном смысле, а в переносном. Иногда мы говорим «погода хмурится», перенося на погоду свойство, присущее человеку.
Метафора— скрытое сравнение. Например, «сны золотые», «шёлковые ресницы», «утро седое». В этих случаях метафоричны только определения (это метафорические эпитеты).
Особым видом метафоры являются олицетворения. Олицетворение переносит признаки живого существа на явления природы.
У М. Ю. Лермонтова:
Заря алая подымается;
Разметала кудри золотистые,
Умывается снегами рассыпчатыми.
У С. А. Есенина
А вьюга с рёвом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злиться всё сильней
Поёт зима — аукает,
Мохнатый лес — баюкает.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.
Близка метафоре аллегория (иносказание). Аллегория охватывает всё произведение в целом. Аллегоричны во многих случаях пословицы, народные загадки, басни.
Аллегория, как и другие тропы, выделяет существенное, главное в изображаемом.
Изобразительно-выразительные средства помогают ярко и выразительно рисовать существенные черты изображаемых явлений.
Начинать работу над выразительными средствами надо как можно раньше. Нужно научить детей видеть красоту и поэтичность речи. Работу эту проводить, используя произведения классиков литературы, обращать внимание на изобразительно-выразительные средства.
Мы старалась определить пути обогащения эстетического виденья окружающей действительности. Пришли к тому, что работая над речевыми и изобразительными средствами, обогащается активный словарь воспитанников, повышается способность выразительнее передать свои ощущения, своё видение окружающей действительности.
Литература:
- Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! — М.: Просвещение, 1988.
- Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой.-М.: Просвещение, 1973.
- Выготский А. С. Психология искусства. -М.: Педагогика,1987.
- Герасимов С. А. Система эстетического воспитания.-М.: Педагогика, 1983.
- Григоренко В. А. Стихотворение Тютчева Ф. И. «Чародейкою зимою», Журнал «Начальная школа», № 12, с.6,1999.
- Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года.- С.-П.: Детство — пресс, 2004.
- Курдюмова Т. Ф. Пейзаж — средство эстетического воспитания. — М.: Просвещение, 1965.
- Кушаева Н. А. Основы эстетического воспитания.-М.: Просвещение, 1986.
- Лабковская Г. С. Эстетическая культура. — М.: Просвещение, 1983.
- Разин А. В. Воспитание красотой.-М.: Просвещение, 1980.
- Шанский Н. А. Русский язык. Лексика. –М.: Просвещение, 1975.