В статье автор пытается изучить пути повышения эффективности обучения устной речи на уроках английского языка с использованием современных педагогических технологий (на примере проектной деятельности).
Ключевые слова: проект, типы проектов, урок иностранного языка.
Когда ты работаешь учителем английского языка, всегда стараешься провести урок так, чтобы он запомнился, заинтересовал учащихся. Учитель — это та профессия, которая требует постоянного развития, самообразования, изучения новых технологий, внедрение их в процесс обучения. При введении таких педагогических техник трансформируются формы обучения, реализуются деятельностные подходы, увеличивается самостоятельность учащихся, в разы нарастают объемы используемых средств обучения, расширяются рамки каждой учебной темы.
В изучении иностранного языка, по моему мнению, самой основной целью является развитие коммуникативной компетенции, суть которой заключается в практическом владении иностранным языком, а также способность различать информацию, уметь ее преобразовывать, получать необходимые знания и умения, развивать в себе критическое и творческое мышление.
Для воплощения важных задач современной концепции образования отечественная педагогика направила силы на развитие личностно-ориентированного подхода. Было доказано, что достичь этого возможно путем применения метода проектов, т. к. он выражает фундаментальные понятия личностно-ориентированного подхода.
Действенность метода проектов очень высока, поскольку это один из популярнейших методов в достижении целесообразного, рационального использования теоретических познаний и их практического применения для решения конкретной проблемы в совместной деятельности учащихся.
Актуальность метода проектов определена тем, что позволяет решать следующие задачи: 1) формирование творческих способностей учащихся; 2) усовершенствование знаний и умений; 3) самостоятельность применения знаний для решения познавательных и практических задач, 4) понимание информационного пространства, выбор нужного источника информации.
Что же представляет собой проектная деятельность? Проект — это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта [2].
Проектирование важно тем, что в ходе его разрабатывания, учащиеся развивают навык самостоятельного применения знания, получают огромный опыт анализирования и выбора нужной информации в процессе учебной деятельности.
Проектная методика характеризуется высокой коммуникабельностью и предполагает высказывание учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, выработка чувства ответственности за свои действия.
История возникновения метода проекта относится к 1920 году, в это время в США считали, что необходимо найти способы и пути развития самостоятельного мышления ребенка, научить его не только запоминать, но и уметь применять знания, полученные в ходе обучения, на практике.
Метод проектов с успехом эволюционировал благодаря Дж. Дьюи, а также его учеников В. Х. Килпатрика, Э. У. Коллингса.
Э. У. Коллингс рекомендовал разделять проекты на следующие типы:
1) экскурсионные — подразумевает ответы на вопросы: «Почему?», «Почему именно здесь?», «А если..?»;
2) трудовые — предполагают развитие трудовых навыков и умений (к примеру, смастерить кормушку для птиц, испечь пирог или кексы и т. д.);
3) игровые — представляют собой возможность, с помощью игры развить навыки воспитательного процесса, патриотического воспитания, где прославляются герои (к примеру, кукольный театр, масленица и т. д.);
4) проекты рассказывания — представляет собой рассказы детей, пение песен [1].
Что же представляет собой проект и как он строится? Отвечая на это вопрос можно выделить следующие его этапы:
- Подготовка к проекту
Важно изучить индивидуальные способности детей, их интересы, понять, что для них будет захватывающим и увлекательным, не забывая, выбрать тему проекта, сформулировать проблему.
- Организация участников проекта
Изначально формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача.
- Выполнение проекта
Связано, прежде всего, с поиском новой информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта.
- Презентация проекта
Весь подготовленный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект.
- Подведение итогов проектной работы
Этап проверки и оценки результатов:
Проанализировать выполненный проект, какие результаты были достигнуты учащимися и что возможно не получилось реализовать. Конечно, не забывая про самоанализ учащихся.
Пример проектной деятельности учеников 5 «б» класса Кадырбулатовой Гюнай и Бобковой Насти, которая была посвящена теме «Английский двухэтажный автобус — символ Великобритании».
Задачей учащихся было изучить историю двухэтажного английского автобуса. Узнать, почему автобус красный. Почему он популярен сейчас? Почему он стал символом Великобритании?
Предполагаемым результатом работы было создание макета автобуса.
Учащиеся начали с изучения истории двухэтажного английского автобуса. Узнали, что первый автобус в Англии появился 24 декабря 1801 года. По удивительному совпадению, это был первый автобус в мире. Их, конечно, запрягли лошадьми и назвали «омнибусами». Чтобы повысить их эффективность, автобусы начали предлагать два класса услуг: комфортного для более состоятельных граждан, и экономного для простых людей. Так появились прототипы современных двухэтажных автобусов. Постепенно омнибусы изменились. Чтобы облегчить лошадям работу, для омнибусов они клали рельсы. С появлением электричества в лошадях не было необходимости — были параллельные трамваи и моторизованные омнибусы, позже переименованные в «автобусы». Также участники проекта узнали очень много фактов производства автобусов, просмотрели видео и аудиоматериалы для создания проекта. Даже узнали о мистическом факте, о существовании призрачного автобуса № 7 на пересечении Сен-Маркс-роуд и Кембридж-Гарденз.
Проект получился очень познавательным, интересным не только для самих участников, но и для их слушателей. Итогом проекта был настоящий макет автобуса, который учащиеся сделали самостоятельно. Проиллюстрируем это на рис. 1.
Рис. 1. Макет двухэтажного автобуса- символа Великобритании
Проектное обучение неразрывно связно с мотивацией обучающихся. Очень важно также и то, что, работая над проектом учащиеся учатся сопереживать друг другу, поддерживать в любой ситуации, тем самым совершенствовать свои нравственные ценности, помогать окружающим, соблюдать социальные нормы поведения, организовывать плодотворное обучение, воспитание, тем самым активно практиковать владение иностранным языком.
Литература:
- Витлин Ж. Л. Эволюция методов обучения иностранному языку в XX веке /Иностр. языки в школе. — 2001г.
- Князев М. Н. Проблемы технологии обучения иностранному языку на современном этапе. / Иностр. языки в школе. — 2001г.