Об освещении рабочих мест как о части производственного процесса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №27 (422) июль 2022 г.

Дата публикации: 07.07.2022

Статья просмотрена: 252 раза

Библиографическое описание:

Скорик, Ю. А. Об освещении рабочих мест как о части производственного процесса / Ю. А. Скорик. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 27 (422). — С. 37-39. — URL: https://moluch.ru/archive/422/93853/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье автор показывает важность оценки условий освещения с точки зрения производственного процесса в целом.

Ключевые слова: зрительная работа, интеллектуальное освещение.

Человек получает 40 % информации непосредственно через зрительную систему, в получении до 80 % информации зрение участвует совместно с другими системами [1]. Стоит ли говорить о важности обеспечения комфортных условий освещения на любом рабочем месте. Вместе с тем, наблюдается существенный разрыв в возможностях современной светотехники (например, появление интеллектуальных систем освещения с возможностью имитации условий естественного освещения) и ролью, которую отводят освещению при планировании производственной деятельности. Причем, неважно, идет ли речь о создании офисного рабочего пространства или организации условий труда в заводских цехах.

Безусловно, при организации производственных процессов в рамках выпуска продукции освещение относится к вспомогательным процессам [2]. При этом непосредственно зависящие от освещения зрительные функции (например, зрительная работоспособность и зрительное утомление) влияют на производительность труда, на совершение ошибок, приводящих к увеличению процента брака продукции, и даже возможность возникновения аварийных ситуаций.

Подход к проектированию осветительных установок (ОУ) с появлением научных данных о влиянии динамики ключевых параметров (спектре и уровне освещенности) на работу мозга [3; 4] существенно меняется. С обнаружением органических светочувствительных клеток сетчатки ганглия –ipRGCs (или, по-другому, меланопсинсодержащих ганглиозных клеток сетчатки — МГКС) стало окончательно ясно, что освещение (прежде всего естественное) влияет на синхронизацию биологических ритмов человека и, следовательно, на физиологические, биохимические и поведенческие функции организма. Для объективного подхода к созданию оптимальных сценариев освещения вводятся новые оценочные критерии, например, меланопическая чувствительность [5]. В рамках оценки условий освещения с точки зрения наблюдателя (человека, выполняющего зрительную работу в рамках ращения производственных задач) ставится вопрос о введение единого интегрального критерия. Для решения данной научной задачи автором разработана универсальная методика оценки влияния условий освещения на функциональные характеристики наблюдателя [6]. Методика оценки состояния наблюдателя (прежде всего его зрительных функций зрительного утомления и показателей зрительной работоспособности) испытывалась в условиях реального производственного предприятии, в офисной его части, где наблюдатели выполняли напряженную зрительную работу по подготовке и проверке чертежей. Хоть это и не являлось целью исследования, было отмечено, что с улучшением условий освещения, с применением динамики, повторяющей естественное освещение, по субъективным оценкам наблюдателей существенно выросла мотивация к труду на рабочем месте, увеличилась эффективность работы (снизилось время на выполнение поставленных задач, уменьшилось количество ошибок). Анализ данных говорит о том, что при применении подхода к улучшению качества освещения на производстве непосредственно на линиях выпуска продукции, можно повысить эффективность выпуска продукции. Тем более, что с современными методами диспетчеризации предприятий данную эффективность можно измерить и оценить.

Современная высокотехнологичная ОУ отражает принципы интеллектуального освещения: обеспечение необходимых уровня освещенности на рабочей, обобщенного показателя дискомфорта и коэффициента пульсации, учёт доли и спектра естественного освещения в течение дня, расположение рабочих мест, продолжительность нахождения наблюдателя в помещении, возможность получения данных о состоянии ОУ, ее дистанционного управления и связи с автоматизированной системой управления зданием. ОУ интеллектуального освещения позволяет решить следующие задачи:

— обеспечение комфортных условий работы наблюдателей в неблагоприятных с точки зрения распределения естественного освещения регионов (20 % территории РФ находится за полярным кругом [7]);

— обеспечение комфортных условий работы наблюдателей, по роду деятельности не имеющих доступ к естественному освещению (космонавты, подводники, ряд военных специалистов и т. п.);

— увеличение срока активной жизни, мотивации и лояльности высококвалифицированных специалистов, подготовка которых требует как материальных, так и существенных временных затрат;

— снижение зрительного утомления (как следствие, промахов и ошибок) и повышение работоспособности наблюдателей, занятых напряженной зрительной работой.

Разработан подход к проектированию и применению ОУ интеллектуального освещения — освещение, направленное на человека, или Human Centric Lighting [8]. В рамках этой концепции реализуются проекты по внедрению ОУ с изменяемыми уровнем освещенности на рабочей поверхности и коррелированной цветовой температуры как параметра, отражающего изменение спектрального состава видимого излучения.

К сожалению, в силу высокой стоимости (несмотря на тенденции к снижению) чаще всего освещение с данными изменяемыми параметрами применяется в небольших помещениях офисного типа.

Всё же рассматривать создание световой среды необходимо совместно с выстраиванием рабочих процессов предприятия. При всей эффективности интеллектуального освещения с точки зрения повышения работоспособности, снижения утомляемости, перспективы увеличения активного срока жизни сотрудников его неуместно проектировать и реализовывать в помещениях с низкими требованиями к точности зрительной работы или непродолжительным нахождение сотрудников (например, в зоне отгрузки готовой продукции). В то же время такой действенный способ сбережения электроэнергии, как установка датчиков движения, будет неэффективен в офисной части производства, где постоянно находятся сотрудники, выполняющие систематическую работу за экранами мониторов персональных компьютеров. Назначение помещений, время нахождения сотрудников, необходимость работать с новыми средствами учета (например, с экраном планшета мастеру цеха) в результате оптимизации рабочих процессов предприятия может корректироваться. Именно поэтому такой важный вспомогательный (с точки зрения производства) процесс, как организация освещения рабочих мест на предприятии должен учитываться не в виде отдельной задачи, а как часть решения проблемы по повышению эффективности работы предприятия в целом.

Оценка эффективности освещения производственных помещений постепенно выходит за рамки простого расчета энергоэффективности применяемых источников света. Разрабатываются и применяются методики оценки освещения производственных помещений с точки зрения не просто энергосбережения, но и влияния улучшения количественных и качественных характеристик ОУ на зрительную работу, а, следовательно, на производительность труда [9]. С привлечением к работе светотехников специалистов в сфере управления производственными процессами, технических средств и возможностей специалистов в сфере информационных технологий возможно разработать и внедрить принципиально новое восприятие освещения с точки зрения выстраивания производственных процессов.

Литература:

  1. Auyang S. Y. What do you see, and how? The cognitive infrastructure of vision. — 1999.
  2. Бикулова Е. Н. Производственный процесс и принципы его формирования //Тенденции развития науки и образования. — 2018. — №. 44–2. — С. 15–16.

3. Wong K. Y., Dunn F. A., Berson D. M. Photoreceptor adaptation in intrinsically photosensitive retinal ganglion cells //Neuron. — 2005. — Т. 48. — №. 6. — С. 1001–1010.

4. Мирзоева Д. В., Большакова О. В. Меланопсин-содержащие ганглиозные клетки сетчатки //Advanced science. — 2017. — С. 184–187.

5. CIE International Standard CIE026:2018 CIE system for metrology of optical radiation for ipRGC-influenced responses to light, Vienna, 2018.

6. Скорик Ю. А. О влиянии освещения светодиодами и его динамики на зрительные функции и общее состояние наблюдателя //Светотехника. — 2020. — №. 1. — С. 27–30.

7. Красулина О. Ю. Арктическая зона Российской Федерации: особенности природно-экономических и демографических ресурсов //Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. — 2016. — №. 4 (48). — С. 51–58.

8. Houser K. W. et al. Human-centric lighting: Myth, magic or metaphor? //Lighting Research & Technology. — 2021. — Т. 53. — №. 2. — С. 97–118.

9. Железникова О. Е., Синицына Л. В., Агеев С. Н. Методология исследований эффективности светодиодного освещения производственных помещений //Проблемы и перспективы развития отечественной светотехники, электротехники и энергетики. — 2017. — С. 239–244.

Основные термины (генерируются автоматически): интеллектуальное освещение, естественное освещение, зрительная работа, зрительное утомление, уровень освещенности, зрительная работоспособность, комфортное условие работы наблюдателей, напряженная зрительная работа, рабочее место, рабочий процесс предприятия.


Ключевые слова

зрительная работа, интеллектуальное освещение

Похожие статьи

Цветовое восприятие объектов промышленной архитектуры

Представленная статья посвящена анализу цветового восприятия промышленной архитектуры на человека. Выявляется возможность улучшения психофизического состояния работников предприятия с помощью колористических решений. Рассматривается связь внутреннего...

Ключевая фигура производственного обучения

В статье говорится о том, насколько важна роль мастеров производственного обучения в системе образования. А также о проблемах системы общего образования и необходимости саморазвития мастера производственного обучения.

Игра как средство развития интереса к предмету

В данной статье раскрывается содержание понятия «игра». Основное внимание автора обращено на сущность игры, как средства развития интереса к предмету. В работе приведен пример использования игры на уроке, как средство развития интереса. Автор статьи ...

Основы производственной эстетики

В статье кратко рассмотрены эстетическое совершенствование условий труда и отдыха на производстве и ее роль в эстетической организации производственной среды, приобретение все большего значения этих аспектов в процессе повышения качества продукции и ...

Развитие внимания младших школьников при изучении окружающего мира методом наблюдения

В статье рассмотрены направления развития внимания младших школьников при изучении окружающего мира. Представлена позиция ведущих ученых. Рассмотрены свойства детского внимания. Определена важность методов наблюдения при изучении предмета «Окружающий...

Роль и место наглядных средств обучения в активизации учебного процесса при изучении истории

В статье авторы рассматривают необходимость применения наглядного метода на уроке истории как способа активизации учебного процесса.

Экология общения

В статье рассматриваются вопросы возможности обсуждения проблем психологической практики понятия «экология отношений», экологичности отношений в образовательном процессе, конкретно на уроках английского языка.

Использование игровых методов в учебном процессе начальной школы

В данной статье рассматриваются вопросы использования игровых методов в образовательном процессе начальной школы. Автор подчеркивает важность игровых методов для повышения эффективности обучения и развития познавательных способностей учащихся. Также ...

Влияние визуальной среды на психоэмоциональное состояние горожан

В статье автор исследует влияние визуального образа города на психоэмоциональное состояние учителей и обучающихся старших классов.

Диагностика в дошкольном образовательном учреждении

В статье говорится о роли диагностики в работе педагога дошкольного образовательного учреждения. Автором рассматриваются методы педагогической диагностики. Более подробно описывается значение педагогического наблюдения.

Похожие статьи

Цветовое восприятие объектов промышленной архитектуры

Представленная статья посвящена анализу цветового восприятия промышленной архитектуры на человека. Выявляется возможность улучшения психофизического состояния работников предприятия с помощью колористических решений. Рассматривается связь внутреннего...

Ключевая фигура производственного обучения

В статье говорится о том, насколько важна роль мастеров производственного обучения в системе образования. А также о проблемах системы общего образования и необходимости саморазвития мастера производственного обучения.

Игра как средство развития интереса к предмету

В данной статье раскрывается содержание понятия «игра». Основное внимание автора обращено на сущность игры, как средства развития интереса к предмету. В работе приведен пример использования игры на уроке, как средство развития интереса. Автор статьи ...

Основы производственной эстетики

В статье кратко рассмотрены эстетическое совершенствование условий труда и отдыха на производстве и ее роль в эстетической организации производственной среды, приобретение все большего значения этих аспектов в процессе повышения качества продукции и ...

Развитие внимания младших школьников при изучении окружающего мира методом наблюдения

В статье рассмотрены направления развития внимания младших школьников при изучении окружающего мира. Представлена позиция ведущих ученых. Рассмотрены свойства детского внимания. Определена важность методов наблюдения при изучении предмета «Окружающий...

Роль и место наглядных средств обучения в активизации учебного процесса при изучении истории

В статье авторы рассматривают необходимость применения наглядного метода на уроке истории как способа активизации учебного процесса.

Экология общения

В статье рассматриваются вопросы возможности обсуждения проблем психологической практики понятия «экология отношений», экологичности отношений в образовательном процессе, конкретно на уроках английского языка.

Использование игровых методов в учебном процессе начальной школы

В данной статье рассматриваются вопросы использования игровых методов в образовательном процессе начальной школы. Автор подчеркивает важность игровых методов для повышения эффективности обучения и развития познавательных способностей учащихся. Также ...

Влияние визуальной среды на психоэмоциональное состояние горожан

В статье автор исследует влияние визуального образа города на психоэмоциональное состояние учителей и обучающихся старших классов.

Диагностика в дошкольном образовательном учреждении

В статье говорится о роли диагностики в работе педагога дошкольного образовательного учреждения. Автором рассматриваются методы педагогической диагностики. Более подробно описывается значение педагогического наблюдения.

Задать вопрос