В статье рассматриваются вопросы возможности обсуждения проблем психологической практики понятия «экология отношений», экологичности отношений в образовательном процессе, конкретно на уроках английского языка.
Ключевые слова: экология общения, взаимоотношения учитель-ученик и ученик-ученики.
Обозримое окружение ребенка определяет становление психологических характеристик человека. За пределами общественной среды человек не имеет возможность изменяться и не станет развитой полноценной личностью: ребенок со своей удивительной возможностью впитывать все новое, усваивает все, что дается ему людьми, с которыми он общается, и если, в силу каких-то обстоятельств, он лишен этого общения, то он не станет полноценным, развитым человеком. От особенностей общественных и культурных норм общества зависит общественная система воспитания и обучения детей. С моей точки зрения, всякая внутренняя психологическая функция одного человека зависит от внешней социальной функции нескольких людей. Подобный психологический механизм перехода из внешнего во внутреннее воздействие получил даже специальное название интериоризации. В случае, если общественная среда обуславливает абсолютно конкретную систему обучения и воспитания, то вышеназванная система обязана быть организована тоже на основе правил и традиций, образуя тем наиболее своеобразную окружающую среду, именуемую образовательной.
Когда мы говорим об экологии общения, мы подразумеваем общение, построенное на уважении к людям и себе. В нашем конкретном случае это взаимоотношения между учителем и учениками и между детьми. Подобное общение помогает раскрыть наилучшие стороны личности и развить умение правильного общения между членами коллектива.
Важными являются эмоции, которыми мы делимся, вклад в дружбу. Очень важно разделять совместные радости и поддерживать друг друга в трудные дни. В наших традициях делить радости и трудности пополам с близкими людьми, важно довести до детей, что близкие люди не только члены их семей, но и все люди нашего государства. Это особенно важно в наше неспокойное время, когда все люди нашей страны должны объединиться. Поэтому, так важно сейчас говорить об экологии общения в школе, создавать правильную «атмосферу» отношений, общения и взаимодействия учеников, учителей, родителей. Мы должны, открыто с уважением и даже почтением относиться друг к другу. Для процесса формирования доверия, доброжелательности и бережного отношения друг к другу является внедрение таких часов внеурочной деятельности как «Разговоры о важном». На уроках английского языка мы продолжаем развивать не только коммуникативные умения, но, и говорим об общих делах, помогаем правильно общаться, вступать в диалог, отстаивать свое мнение и принимать правильное решение с учетом интересов других участников общения.
Вследствие этого, задача учителя — научить учеников с уважением относиться к себе, своему здоровью, всегда принимать во внимание и считаться с мнением других людей. Очень важно, довести до ученика осознание того факта, что он является членом огромного сообщества, гражданином огромной страны и от его умения общаться зависит жизнь нашего сообщества и отношение к нашей стране граждан других стран.
Без взаимоотношений человек не может функционировать. Общение помогает организовать совместную работу. На уроках мы обсуждаем планы и пути их реализации, обсуждаем традиции нашей страны, сравниваем их с устоями стран изучаемого языка. Важно понять, что знание и уважительное отношение к чужому языку и культуре дало возможность человеку достичь высот цивилизации. И именно общение формирует личность человека, его воспитание, образование и развитие интеллекта. Общение — важнейшая потребность человека.
Принципиально так построить обучение иностранному языку, чтобы научить детей взаимодействовать, повышая их культуру общения. Мы обсуждаем характерные для английского языка моменты общения, этикет и стараемся привить и внести лучшее из традиций изучаемого языка в правила общения на уроке.
Благодаря культурным ценностям страны изучаемого языка ученики обогащают свое культурное развитие. Процесс межкультурного общения очень важен и мы, учителя иностранных языков всегда стараемся воспроизводить определенные модели общения. На уроках часто отсутствует ролевое общение. Учителю необходимо разбить барьер официального статуса «учитель-ученик». Мы выстраиваем взаимодействие, на основе различных видов деятельности включая учебную деятельность. От пересказа заученных текстов мы переходим к их обсуждению, затрагивая личностные интересы детей. Необходимо не превращать урок в навязанный и скучный процесс. Включаем в урок личностное общение, даже взяв готовые темы, помогаем ученику на основе изученной лексики подготовить личное сообщение.
Ведущие специалисты в сфере лингвистического образования считают более действенной коммуникативную методику, т. к. именно она позволяет давать задания коммуникативного характера и подразумевает индивидуализацию обучения. Для выстраивания экологичного общения необходимо использовать различные методы. Один из моих любимых — метод проектов. Этот метод активно помогает развивать самостоятельность ученика и дает возможность настраивать правильные коммуникативные связи с окружающими и на практике применять полученные знания и умения [3].
Проектная методика позволяет внедрять групповую работу при выполнении заданий, что важно для улучшения навыков экологичного общения. Для выполнения проекта необходимо осознание индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания проекта. Проектная методика позволяет выстроить близкие, дружественные отношения, что так необходимо для построения экологичной атмосферы в коллективе, готовит ребенка применять эти умения в жизни.
Учителю при выборе темы проекта необходимо опираться на интересы и потребности учеников, подчеркнуть значимость хороших, экологичных отношений между наставником и учеником и между ребятами вместе выполняющих проект. Это позволяет, нам учителям лучше узнать детей. Роль учителя-наставника при подготовке учащихся к работе над проектом включает в себя не только помощь в выборе темы, помощи учащимся при планировании работы, но и выстроить отношения так, чтобы сформировать устойчивые экологичные отношения [2]. Хотелось бы подчеркнуть, что главное в методе проектов заключается в том, чтобы различного виды упражнений являлись базой для активного общения учащихся при выполнении совместной творческой работы, равноценными партнерами которой выступают я и мои ученики. Это и предполагает равноценное, уважительное общение, т. е. экологичное общение людей с разным жизненным опытом.
Преподавание иностранных языков на сегодняшний момент испытывает острую потребность в пересмотре основных своих положений. Новое время, новые условия требуют не только пересмотра, как общей методологии, конкретных методов и приемов преподавания иностранных языков, но и экологическому общению. Я практикую метод рефрейминга для исправления поведенческих проблем, в том числе речевых и предполагает открытое выражение мнений и идей учащихся. На все можно посмотреть под другим углом и найти позитивное. Юмор, уместен во всех ситуациях, поскольку он облегчает запоминание, создает позитивную социальную и эмоциональную атмосферу в группе и общую психологическую связь между учениками и учителями. Но важно помнить, что юмор должен быть привязан к предметной области передаваемых знаний, быть понятным для всех, то есть не задевать индивидуальные особенности детей. Нормальное общение между учителем и учеником базируется на уважении к желаниям и потребностям близких, прислушиванию к их мнению без ущерба себе. Равенство и отсутствие оценки, если не спрашивают, тоже важно. Для всего этого нужна эмпатия, умение чувствовать человека, не прибегая к словам или читая между строк.
Подводя итоги, постараемся коротко ответить на вопрос, в чем актуальность экологичного общения. Неэкологичностью пропитаны буквально все сферы современной российской жизни и мы, учителя можем повлиять на эту ситуацию и сделать окружающий мир лучше. Для решения глобальных проблем современности необходимо воздействовать на сферу социокультурных коммуникаций, воспитывая новый тип ценностных ориентаций, так как именно в школе сегодня происходит формирование культуры, индивидуального и общественного сознания. Для этого требуется общее «очищение», оздоровление общения с позиций социальной ответственности и долга перед будущими поколениями, а также формирование, эколого-ориентированного мировоззрения и возникающего на его основе уважения к ценностям народов и культур изучаемого языка, пространства доверия, позволяющего мыслить. На решение на этих проблем и направлена экология общения в школе.
Литература:
- Личностное общение на уроке английского языка. Как сделать каждый урок интересным и значимым для ученика? [Электронный ресурс] // Режим доступа: pedsovet.su
- Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка. // ИЯШ — 1991 — № 2 С.3–10.
- Теслина О. В. Проектные формы работы на уроке английского языка. // ИЯШ. 2002, № 3. С. 41–46.