Появление новых тенденций кардинально меняет структуру розничной торговли. Всё большее применение находят современные цифровые технологии, а также происходит изменение взглядов потребителей. В данной статье выявлены современные тенденции розничной торговли, их значение и перспективы.
Ключевые слова : розничная торговля, омниканальность, цифровые вывески, дополненная реальность, осознанное потребление.
The emergence of new trends is fundamentally changing the structure of retail trade. Modern digital technologies are being used more and more, and consumer views are changing. This article reveals modern trends in retail trade, their significance and prospects.
Keywords : retail, omnichannel, Digital Signage, augmented reality, conscious consumption.
За последние годы в ритейле произошли значительные изменения, которые связаны со стремительным развитием информационных технологий и изменением взглядов потребителей, вследствие чего появляются новые инструменты для привлечения покупателей.
Предметом исследования являются современные тренды розничной торговли (ритейла) и факторы их обусловившие.
Сфера розничной торговли является весьма динамичным сегментом экономики, чутко реагирующим на потребительские предпочтения и потребительское поведение. В этой связи торговля и тенденции ее развития постоянно находятся в фокусе исследовательского внимания [7, c.2].
В настоящее время в розничной торговле (ритейле) наблюдаются следующие тенденции: омниканальность, цифровые вывески (Digital Signage), дополненная реальность (AR), осознанное потребление.
Каждая из тенденций имеет своё значение для современной розничной торговли, для его выяснения подробно разберем каждую из них.
1) Омниканальность
Для успешного функционирования на современном рынке компания должна быть представлена как в онлайн торговле, так и в офлайн. В связи с этим широко распространяется омниканальность, которая связывает воедино все каналы коммуникации для более эффективного взаимодействия с покупателем. Покупатель воспринимает все точки соприкосновения с ритейлером как единый процесс. Он не выделяет отдельно коммуникацию с каким-либо сотрудником в магазине, службой поддержки в приложении или со специалистом по телефону, а оценивает это как единый опыт. Омниканальность позволяет сделать этот опыт одинаково единым и более успешным.
Омниканальность — создание последовательного, персонализированного пользовательского опыта для покупателей на всех каналах и устройствах, от десктопа до мобильных устройств, от онлайн к офлайн, а также на всех других точках соприкосновения [5]. Это подход позволят предприятиям сохранить конкурентоспособность в современных реалиях.
На сегодняшний день, в ритейле, покупателю предоставляется возможность начать покупку в онлайн магазине, выбрав из перечня товаров, которые представлены на сайте, затем визуально осмотреть и примерить товар в офлайн магазине, а закончить покупку уже в онлайн, где зачастую цены оказываются ниже.
Благодаря доступу к товарам в любое время при внедрении омниканальной модели у ритейлеров есть возможность увеличить продажи, а также получить более лояльных покупателей. Появляется возможность объединить покупателей в единую базу данных, а также осуществить в дальнейшем её исследование и анализ, на основании чего предоставлять клиентам более персонализированные предложения.
Благодаря переходу на омниканальную модель покупатели также получают ряд преимуществ. Они получают персонализированные предложения, доступ к товарам и информации по ним в любом удобном для них канале, выбор способа получения и оплаты товара и т. д.
2) Digital Signage (цифровые вывески)
Современные цифровые решения активно проникают в потребительский мир и дают большие возможности для коммуникации с клиентом. Одним из таких решений является Digital Signage (цифровые вывески), которое позволяет предоставлять информацию с цифровых носителей в общественных местах для осуществления персонализации рекламы, повышения качества взаимодействия с покупателями, проведения маркетингового анализа и повышения узнаваемости.
С помощью данной технологии решаются различные задачи:
— информационные (навигация в торговом зале, информация о товаре и скидках);
— рекламные (привлечение внимания, преимущества товара);
— развлекательные (привлечение внимания, геймификация процесса покупки).
Развлекательные и рекламные задачи связаны друг с другом, так как в их основе лежит привлечение внимания и обозначение преимуществ товара.
Применение систем Digital Signage :
— информационные табло, помогающие покупателям с навигацией в торговом пространстве, сообщающие о проходящих акциях и мероприятиях;
— реклама товаров, магазинов и брендов;
— трансляция визуального контента, позволяющему посетителям отдохнуть, переключить внимание от долгого хождения по магазинам.
Правильно выстроенные система Digital Signage повышает конкурентоспособность компании. Для крупных ритейлеров цифровые вывески становятся неотъемлемой частью омниканальной модели. Благодаря динамичному изображению, персонализированному подходу такой вид рекламы привлекает большое внимание покупателей.
3) Дополненная реальность (AR)
Ещё одним из современных цифровых инструментов, который активно развивается в нынешнее время, является дополненная реальность (Augmented Reality), которая позволяет совместить виртуальное и реальное в одном пространстве для дополнения информации об окружающей нас действительности. Такой цифровой контент можно увидеть с помощью смартфонов, планшетов или специальных очков дополненной реальности. В онлайн торговле AR позволяет в реальной жизни попробовать товары, которые мы видим на сайте, и это дает невиданные возможности онлайн-ритейлу. Это может быть примерка одежды и обуви, подбор мебели и различных элементов интерьера и т. д.
При офлайн покупках AR также дает множество дополнительных возможностей. Дополненная реальность помогает покупателю в поиске товара, изучение его характеристик, сравнение цены с другими магазинами, также существуют различные варианты геймификации процесса покупки с помощью AR и многое другое.
Ещё несколько лет назад эта технология была чем-то абсолютно новым, а сегодня уже широко распространена, и через несколько лет станет неотъемлемой частью ритейла, без которой компания не сможет быть конкурентоспособной.
4) Осознанное потребление
Помимо развития информационных технологий на ритейл оказывают влияние множество факторов. Помимо удовлетворения потребностей при покупке люди начинают придавать большое значение её влиянию на окружающую природу и своё собственное здоровье.
Осознанное потребление — это стремление поступать так, как действительно необходимо для себя и для своей планеты, удовлетворять свои потребности экологичным путём. Среди принципов осознанного потребления — отказ от одноразовых товаров, повторное использование, сокращение объемов потребления, правильное питание и здоровый образ жизни, использование отходов и переработка. Такое потребление также называют этичным потреблением. Осознанное потребление — это реальная польза, которую люди могут принести себе и окружающему миру.
В условиях осознанного потребления важно пользоваться ресурсами только по мере необходимости. Покупатели стремятся получить максимум сведений о товаре (о составе продукта, способе производства, политике компании-изготовителя), чтобы понять, отвечает ли тот их этическим предпочтениям и взглядам. Если покупатель разделяет морально-этическую позицию производителя и доволен степенью прозрачности его информационной политики, он станет лояльнее к компании.
Таким образом, на современную розничную торговлю большое влияние оказывает внедрение инновационных цифровых технологий и изменение взглядов и поведения потребителей, которые всё более выборочно относятся к своим покупкам. В связи с этим набирают обороты омниканальность, Digital Signage, дополненная реальность, а также осознанное потребление. Данные тенденции в дальнейшем будут приобретать всё большее значение. В эпоху цифрового ритейла конкурентную борьбу выигрывает тот, кто первым улавливает новые течения и адаптирует их под потребности покупателя.
Литература:
- Аренков И. А. Омниканальность в управлении покупательским опытом / И. А. Аренков, Я. М. Шагиева // Креативная экономика — № 2 (13), 2019. С. 357–370.
- Бондаренко В. А. Digital Signage как эффективный инструмент маркетинга в розничной торговле / В. А. Бондаренко, О. В. Иванченко // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского — № 3 (69), 2018. С. 42–51.
- Иващенко А. П. Омниканальность в ритейле: преимущества и проблемы обеспечения / А. П. Иващенко // Управление и экономика народного хозяйства России. — 2020. С. 109–111.
- Макаров Е. Д. Дополненная реальность в сфере продуктового ритейла / Е. Д. Макаров, М. Ю. Абабкова // Неделя науки СПБПУ. — 2019. С. 38–40.
- Панасенко С. В. Направления развития современной розничной торговли/ Панасенко С. В., Стукалова И. Б., Мазунина Т. А. // Российское предпринимательство — 2018, Т. 19. № 3, С. 599–608.
- Развитие экономических систем в цифровой экономике: маркетинг, сфера услуг, логистика: монография/ кол. авторов под редакцией И. Б. Стукаловой, Р. Р. Сидорчука, О. В. Сагиновой, М. Э. Сейфуллаевой, Н. А. Зайцевой. — Москва: РУСАЙНС. 2020. С. 7–23.
- Стукалова И. Б. Перспективы развития электронной торговли: возможности и угрозы / И. Б. Стукалова // Теоретическая и прикладная экономика. — 2021. — № 4. — С. 29–40. DOI: 10.25136/2409–8647.2021.4.36909 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=36909