Психолого-педагогическое сопровождение и безопасность личности в образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №25 (420) июнь 2022 г.

Дата публикации: 25.06.2022

Статья просмотрена: 156 раз

Библиографическое описание:

Трофимова, Н. Б. Психолого-педагогическое сопровождение и безопасность личности в образовании / Н. Б. Трофимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 25 (420). — С. 59-61. — URL: https://moluch.ru/archive/420/93547/ (дата обращения: 19.04.2024).



Статья посвящена рассмотрению проблемы безопасности личности в образовательном пространстве. Психолого-педагогическое сопровождение выступает как условие безопасности и имеет свои особенности, формы и методы, включенные в систему. Описана модель безопасности личности в образовании. Эффективность модели доказана результатами констатирующего эксперимента.

Ключевые слова: личность, безопасность, психолого-педагогическое сопровождение, образование.

Введение . Безопасность образовательной среды является проблемой исследования многих ученых. Необходимость обеспечения безопасности образовательного пространства связана с социальными, экономическими, техногенными вопросами жизнедеятельности человека. В связи с чем, актуальность проблемы безопасности в образовании определяются потребностями образовательных систем и существующими противоречиями:

— между необходимостью формирования у обучающихся здоровьесберегающих компетенций и непонимание ими серьезности проблем безопасности жизнедеятельности;

— между низким уровнем аутопсихологической компетенции участников образовательного процесса и необходимостью её формирования;

— между требованиями жизни в накоплении участниками образовательного процесса опыта безопасного поведения в быту и отсутствием научно обоснованной педагогической модели, направленной на формирование данного опыта;

— между существующей террористической угрозой и слабой системой безопасности и охраны образовательной организации.

Противоречий на самом деле намного больше, здесь же озвучены самые значимые, требующие особого внимания.

Анализ научных изданий и нормативных документов позволил выявить следующие аспекты безопасности образовательного пространства. Ученые И. А. Баевой, С. В. Тарасова определяют безопасность как определенные условия, необходимых для жизни, развития и деятельности. Образовательная среда, по мнению авторов, — это совокупность условий, в которых происходит формирование и развитие человека на протяжении значимого отрезка жизненного пути [1].

По мнению Л. И. Шаховой «…наиболее значимыми рисками нарушения психологической безопасности младших школьников, являются высокая информационная и психоэмоциональная нагрузка, низкий уровень развития у учеников самоконтроля и саморегуляции, неуверенность в себе, негативное отношение к школе, неумение выстраивать отношения и решать конфликтные ситуации со сверстниками» [4].

Мкртчан Л. М. доказывает, что «…в условиях сетевого пространства коммуникации под влиянием сетевых рисков и угроз, социальная безопасность личности деформируется, маркерами чего являются: феномен публичной приватности; инфантилизм; клиповость мышления; сетевой конформизм» [3].

Напрашивается вывод о том, что необходимо психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, которое подразумевает следование за естественным процессом обучения и воспитания, но отслеживая и предотвращая все негативные последствия и угрозы, возникающие в образовательном пространстве.

Концепция психологической службы в системе образования в Российской Федерации, принятой на период до 2025 года, ставит задачи, связанные с обеспечением психологической безопасности в образовательной среде. В её контексте рассматриваются условия реализации потенциала обучающихся формирование компетентной и инициативной личности, снижением рисков для дезадаптации и десоциализации обучающихся.

Целью данного исследования является разработка и научное обоснование модели безопасности личности в образовании.

Предмет исследования — безопасность личности в образовании.

Объект исследования — образовательное пространство.

Задачи :

— на основе теоретического анализа определить понятие безопасность в образовании;

— разработать и апробировать модель безопасности личности в образовании;

— подготовить методические рекомендации для образовательных организаций по обеспечению безопасности в образовательной среде.

Методы исследования: теоретические методы (анализ научной литературы), моделирование, проектирование результатов на различных этапах исследования.

Результаты и их обсуждение. Разработанная модель представляет собой систему и интеграцию методов, принципов, факторов по снижению рисков безопасности образовательной среды и обеспечение безопасности через психолого-педагогическое сопровождение. Показаны виды безопасности (психологическая, информационная, экологическая, учения и отдыха, социальная) и факторы риска для безопасности (повседневные и чрезвычайные ситуации). Для снижения риска безопасности необходимо обеспечить психолого-педагогическое сопровождение (профилактика, диагностика, коррекция и развитие, просвещение, экспертиза). Базируется психолого-педагогическое сопровождение на принципах: поддержки и развития индивидуальности; учета и соблюдения интересов субъектов образовательного процесса; гибкости и вариативности; непрерывности и системности сопровождения; взаимодействия всех сторон в ОО.

Модель безопасности личности в образовании

Рис. 1. Модель безопасности личности в образовании

Таким образом, магистрантам педагогического вуза, обучающимся по направлению «Психолого-педагогическое сопровождение и безопасность личности в образовании» необходимо знать научно-методологическую и практическую основу профессиональной деятельности по диагностике и формированию комфортной и безопасной среды образовательной организации. Будущие психологи должны владеть современными подходами к понятию психологической безопасности в ОО и способами оказания профессиональной помощи на основе нормативно-правовых, аналитических материалов. Одним из главных моментов, от которого зависит вся деятельность психолога — это владение технологиями экспертизы и анализа образовательной среды.

Литература:

  1. Безопасная образовательная среда: моделирование и развитие: учеб. пособие / под науч. ред. И. А. Баевой, С. В. Тарасова. — СПб.: ЛОИРО, 2017. — 265 с.
  2. Беляева П. И. Психологическая безопасность личности младшего школьника в образовательной среде школы. Дисс...кандидата психологических наук. Санкт-Петербург, — 2013, — 238 с.
  3. Мкртчян, Л. М. Социальная безопасность личности в сетевом коммуникативном пространстве. Дисс…кандидата философских наук. Ставрополь, 2018, — 168 с.
  4. Шахова Л. И. Обеспечение психологической безопасности младших школьников, учащихся кадетских классов. Дисс…к.псих.наук. Санкт-Петербург, 2019, — 223 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Психолого-педагогическое сопровождение, образовательная среда, образовательное пространство, модель безопасности личности, образование, образовательный процесс, психологическая безопасность, безопасность личности, обеспечение безопасности, образовательная организация.


Похожие статьи

Управление психологической безопасностью образовательной...

Психологическая безопасность – это состояние, характеризующее образовательное

-включённости личности студента в образовательный процесс в субъектной позиции

Принципы обеспечения психологической безопасности в образовательной среде колледжа

Психолого-педагогические условия создания безопасной...

 Психолого-педагогические условия создания безопасной образовательной среды впроцессе творческой самореализации подростков. Беганцова Ирина Серафимовна, кандидат психологических наук, доцент; Козлов Роман Сергеевич, студент.

Работа психолога по созданию психологически безопасной...

Психологическая безопасность – это состояние психологической защищённости, а также способность человека и среды отражать

Психологическая безопасность образовательной среды должна исходить из того, что все участники учебного процесса должны быть защищены.

Обеспечение психологической безопасности...

Обеспечение психологической безопасности образовательного процесса как условие

Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение

«Психологическая безопасность среды в социальном аспекте определена как состояние...

Пути совершенствования безопасной образовательной среды

Важным условием является обеспечение психологической безопасности во

Цель: выявление психолого-педагогических условий безопасности образовательной среды в

Психологическая безопасность — это состояние среды, в которой ее участники ощущают...

Изучение психологической безопасности образовательной...

Ключевые слова: психологическая безопасность, образовательная среда, психологическое насилие, безопасность личности, защищенность, рефератная значимость среды. Проблема обеспечения психологической безопасности индивиды и общества в целом, связана с...

Система мониторинга психологической безопасности...

В статье рассматривается понятие «психологическая безопасность», анализируются основные показатели психологической безопасности

Библиографическое описание: Офицерова, Т. А. Система мониторинга психологической безопасности образовательной среды в процессе...

Психологически безопасная образовательная среда в ДОУ

 Что такое психологически безопасная образовательная среда, что к ней относится?

Психологическая безопасность в образовательной среде позволяет создать эти условия для

Психолого-педагогические условия создания безопасной образовательной среды...

Психологическая безопасность образовательной среды вуза

Психологическая безопасность личности — «состояние защищенности личности, обеспечивающее ее цельность как активного социального

2013. № 9. С. 897–902. Гаязова Л. А. Обеспечение комплексной безопасности образовательной среды и ее психологическое...

Похожие статьи

Управление психологической безопасностью образовательной...

Психологическая безопасность – это состояние, характеризующее образовательное

-включённости личности студента в образовательный процесс в субъектной позиции

Принципы обеспечения психологической безопасности в образовательной среде колледжа

Психолого-педагогические условия создания безопасной...

 Психолого-педагогические условия создания безопасной образовательной среды впроцессе творческой самореализации подростков. Беганцова Ирина Серафимовна, кандидат психологических наук, доцент; Козлов Роман Сергеевич, студент.

Работа психолога по созданию психологически безопасной...

Психологическая безопасность – это состояние психологической защищённости, а также способность человека и среды отражать

Психологическая безопасность образовательной среды должна исходить из того, что все участники учебного процесса должны быть защищены.

Обеспечение психологической безопасности...

Обеспечение психологической безопасности образовательного процесса как условие

Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение

«Психологическая безопасность среды в социальном аспекте определена как состояние...

Пути совершенствования безопасной образовательной среды

Важным условием является обеспечение психологической безопасности во

Цель: выявление психолого-педагогических условий безопасности образовательной среды в

Психологическая безопасность — это состояние среды, в которой ее участники ощущают...

Изучение психологической безопасности образовательной...

Ключевые слова: психологическая безопасность, образовательная среда, психологическое насилие, безопасность личности, защищенность, рефератная значимость среды. Проблема обеспечения психологической безопасности индивиды и общества в целом, связана с...

Система мониторинга психологической безопасности...

В статье рассматривается понятие «психологическая безопасность», анализируются основные показатели психологической безопасности

Библиографическое описание: Офицерова, Т. А. Система мониторинга психологической безопасности образовательной среды в процессе...

Психологически безопасная образовательная среда в ДОУ

 Что такое психологически безопасная образовательная среда, что к ней относится?

Психологическая безопасность в образовательной среде позволяет создать эти условия для

Психолого-педагогические условия создания безопасной образовательной среды...

Психологическая безопасность образовательной среды вуза

Психологическая безопасность личности — «состояние защищенности личности, обеспечивающее ее цельность как активного социального

2013. № 9. С. 897–902. Гаязова Л. А. Обеспечение комплексной безопасности образовательной среды и ее психологическое...

Задать вопрос