Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Модель педагогической безопасности образовательной среды детского сада

Деятельность дошкольного учреждения
27.05.2022
298
Поделиться
Библиографическое описание
Потолова, Т. П. Модель педагогической безопасности образовательной среды детского сада / Т. П. Потолова, И. Г. Дорожинская, Т. Н. Пономарева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 6 (54). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/226/7390/.


Статья посвящена вопросам обеспечения педагогической безопасности образовательной среды дошкольной образовательной организации. Разработана модель педагогической безопасности образовательной среды детского сада. Отмечена целесообразность реализации модели, подтвержденная тремя мониторингами с восходящими показателями эффективности.

Ключевые слова: модель, дошкольники, педагогическая безопасность, образовательная среда, детский сад.

Введение. Актуальность проблемы исследования неоспорима и подтверждается научными выводами многих авторов. Объясняется это тем, что в современном дошкольном образовании педагогическое влияние на дошкольников имеет распределенный характер, и ключевую роль играют принципы, согласно которым строится окружение детей: насколько оно стимулирует социальную адаптацию, мотивацию к занятиям физической культурой и к непосредственной образовательной деятельности, учит самостоятельности и умениям проявлять инициативу. Как описывают ученые Габер И. В., Зарецкий В. В., Артамонова Е. Г., Калинина Н. В. «…образовательная среда — это все составляющие окружения человека, их характеристики и связи между ними. Образовательная среда должна способствовать сохранению здоровья, благополучия детей и максимальной реализации их возможностей» [3].

Педагогическая безопасность наряду с безопасностью психологической и социальной является одной из составляющих национальной безопасности. В контексте представлений об угрозах безопасности личности и образовательной среды, определяющих поведение человека и его межличностные отношения достаточно глубоко изучены в теории конфликтных ситуаций. Безопасность образовательной школьной среды также достаточно широко изучена. К примеру, авторы Выготский Л. С. Григорьева М.В, Дымова Е. Н., Тарабрина Н. В., Харламенкова Н. Е. Ерофеева М. А., Мироненкова О. Л, Журавлев А. Л. и другие ученые изучали факторы психологической безопасности: эмоциональный комфорт, успешная социализация, конструктивное развитие личности, безопасность в коммуникации и учет психологических угроз, повышение уровня индивидуальной защищенности человека путем формирования безопасного поведения и др [1], [3].

Концепция психологической безопасности образовательной среды в трудах Баевой И. А., Волковой Е.Н, Галашевой, О. И., Лактионовой Е. Б. и др. — это система взглядов на обеспечение безопасности участников образовательного процесса от угроз позитивному развитию и психическому здоровью в процессе педагогического взаимодействия [2].

Чиркина С. Е., Ахмеров Р. А., Бажин К. С., Царева Е. В. описывая содержание безопасности образовательной среды, считают, что такая среда является частью образовательного пространства. Образовательное пространство имеет территориальное обозначение и качественные характеристики, позволяющие удовлетворять потребности в развитии, социализации и гражданской идентификации детей при обязательном соблюдении их безопасности [4].

В связи с малой изученностью педагогической безопасности образовательной среды дошкольной образовательной организации, мы поставили цель провести теоретический анализ педагогической безопасности образовательной среды ДОО и на основе этого разработать, внедрить в образовательный процесс модель педагогической безопасности образовательной среды детского сада.

Объект исследования — педагогическая безопасность образовательной среды ДОО.

Предмет исследования — влияние образовательной среды ДОО на педагогическую безопасность дошкольников.

Задачи: провести теоретический анализ исследований феномена педагогической безопасности в научной литературе; разработать модель педагогической безопасности образовательной среды детского сада; проверить несколькими мониторинговыми срезами эффективность модели.

Методы исследования. Теоретические: анализ психологической и педагогической литературы; анализ состояния проблемы в существующей практике, изучение нормативной базы; провести констатирующий эксперимент по выявлению эффективности модели.

Исследуемые и участники эксперимента . В исследовании приняли участие педагоги и дошкольники МКДОУ «Центр развития ребёнка -детский сад № 3» р.п. Таловая Воронежской области.

В качестве мониторинга использовались игры: сюжетно ролевая игра «Семья тигренка»; дидактические игры «Смешарики в гостях у Винни-Пуха», «Волшебный шкаф», «Звуковые часы»; игры, направленные на развитие когнитивных процессов «Скрытые рисунки», «Когда это бывает?», «Сказка наоборот» и др.

Результаты и их обсуждение. Под педагогической безопасностью понимается среда взаимодействия, свободная от проявления любого насилия, имеющая образовательную значимость для субъектов образовательного процесса и характеризующаяся преобладанием гуманистической центрации на интересах заказчика образовательных услуг и отражающаяся в эмоционально-личностных характеристиках ее субъектов. Безопасность педагогической среды предполагает формирование здоровой личности, поддерживает и развивает её психическое здоровье и хранит психологическое благополучие.

Модель педагогической безопасности образовательной среды детского сада

Рис. 1. Модель педагогической безопасности образовательной среды детского сада

Описание модели . Педагогическая безопасность образовательной среды детского сада имеет риски, опасность и угрозы. Это естественные составляющие, так как в обществе происходят множественные контакты, действия, которые не всегда отвечают социальным нормам и правилам.

Осознаваемость образовательной среды. Степень осознаваемости образовательной среды — показатель сознательной включенности в нее всех субъектов образовательного процесса, а именно: обобщенность ОС, эмоциональность ОС, доминантность ОС, Когерентность ОС, социальная активность ОС, мобильность и устойчивость. Комплексная оценка показателей осуществляется через соблюдение принципов педагогической безопасности в детском саду: принцип опоры на развивающее образование и развитие физической, эмоциональной, интеллектуальной, социальной и духовной сфер сознания; принцип психологической защищенности; принцип развития коммуникативных умений; принцип непринуждения, а активации мотивации; принцип взаимоуважения; принцип социально-психологической умелости. В совокупности это способствует позитивному развитию личности ребенка. Проведенные мониторинги подтвердили эффективность модели.

Литература:

  1. Баева, И. А., Волкова, Е.Н, Лактионова, Е. Б. Психологическая безопасность образовательной среды: развитие личности/ под ред. И. А. Баевой. М., СПб, 2011.
  2. Галашева, О. И. Психологически безопасная образовательная среда в ДОУ / О. И. Галашева. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 3 (13). — С. 21–24. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/92/3327/ (дата обращения: 24.05.2022).
  3. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды. Методические рекомендации для руководителей общеобразовательных организаций / Авт.-сост.: Габер И. В., Зарецкий В. В., Артамонова Е. Г., Ефимова О. И., Калинина Н. В. 2-е изд. — М.: Группа МДВ, 2021. — 60 с.
  4. Чиркина С. Е., Ахмеров Р. А., Бажин К. С., Царева Е. В. Основы формирования психологически безопасной образовательной среды: учебно-методическое пособие / С. Е. Чиркина, Р. А. Ахмеров, К. С. Бажин, Е. В. Царева. Казань: Издательство «Бриг», 2015. — 136 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
модель
дошкольники
педагогическая безопасность
образовательная среда
детский сад

Молодой учёный