Для любого коммерческого предприятия, в том числе сферы АПК, стратегия повышения экономической эффективности деятельности сегодня есть необходимое условие не только процветания, но и просто выживания в конкурентной борьбе. Повышения экономической эффективности деятельности предприятия АПК необходимо для обеспечения устойчивости работы в условиях нестабильности внешней среды как самого предприятия, так и всей страны в целом для обеспечения продовольственной безопасности, которая сейчас, как никогда, встает на первый план.
Ключевые слова: стратегия, эффективность, сельское хозяйство, подходы, финансовые результаты, прибыль, рентабельность.
В условиях рыночной экономики повышение конкурентоспособности отечественных предприятий, в том числе и АПК, все в большей мере зависит от формирования рыночной структуры и отраслевого состава производственного, экономического и рыночного потенциалов, т. е. эволюции современных экономических и производственных систем.
Важность проблемы состоит еще и в том, что нахождение экономики России в рыночных отношениях вызывает необходимость совершенствования и повышения экономической эффективности деятельности предприятия и оценки использования созданного потенциала на предприятиях страны [2, c. 4].
Управление организацией сегодня — это управление ее стратегическим развитием. Стратегия организаций на современном этапе развития рынка требует полного и всеобъемлющего анализа рыночной ситуации и выявления проблем, которые наиболее сильно влияют на их эффективность.
Стратегия — план руководства, ориентир, направление развития, основной способ действия организации, особы маневр, с целью перехитрить конкурента [4, с. 114].
Следует отметить, что стратегическое развитие является только частью стратегического управления, во главу угла которого положены стратегия и принятие управленческих решений через призму стратегического анализа.
Основой стратегического управления выступает система стратегий, состоящая из взаимосвязанных специализированных бизнес и управленческих стратегий [5, с. 350].
Стратегия является заранее спланированной реакцией организации на изменение внешней среды, линию ее поведения, выбранную для достижения желаемого результата. Стратегическое развитие является неотъемлемой частью стратегического управления, отличаясь от него целями и масштабностью решаемых задач [1, с. 233].
Таким образом, основная задача стратегического развития на предприятиях состоит в обосновании важнейших целей и выработке правильной стратегии долгосрочного развития.
Оценим эффективность деятельности организации.
Общество с ограниченной ответственностью Агрофирма «Победа» (далее в работе — ООО Агрофирма «Победа») создано в соответствии с Гражданский кодексом РФ и Федеральным законом от 08.02.1998г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Местоположение ООО Агрофирма «Победа»: 617231, Пермский край, Карагайский район, с. Нердва, ул. Ленина, д.3.
Ведущее место в деятельности ООО Агрофирма «Победа» занимает молочное скотоводство. Кроме того, ООО Агрофирма «Победа» является производителем элитных семян высокоурожайных сортов зерновых и других полевых культур для сельхозпредприятий региона. Отдельными видами деятельности ООО Агрофирма «Победа» может заниматься только на основании лицензии.
Используя данные бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах ООО Агрофирма «Победа», проанализируем финансовые результаты деятельности организации (табл. 1).
Таблица 1
Финансовые результаты деятельности ООО Агрофирма «Победа»
Показатели |
2019 г. |
2020 г. |
Изменение |
2021 г. |
Изменение |
||
+,- |
% |
+,- |
% |
||||
Выручка от продаж, тыс. руб. |
379195 |
472837 |
+93642 |
124,7 |
531241 |
58404 |
112,4 |
Себестоимость продукции, тыс. руб. |
344571 |
438356 |
+93785 |
127,2 |
475130 |
36774 |
108,4 |
Валовая прибыль, тыс. руб. |
34624 |
34481 |
-143 |
99,6 |
56 111 |
21630 |
162,7 |
Коммерческие расходы, тыс. руб. |
2066 |
1983 |
-83 |
96,0 |
2 266 |
283 |
114,3 |
Прибыль от продаж, тыс.руб. |
32558 |
32498 |
-60 |
99,8 |
53845 |
21347 |
165,7 |
Проценты к получению, тыс. руб. |
612 |
739 |
+127 |
120,8 |
713 |
-26 |
96,5 |
Проценты к уплате, тыс. руб. |
2002 |
1217 |
-785 |
60,8 |
320 |
-897 |
26,3 |
Прочие доходы, тыс. руб. |
46400 |
74361 |
+27961 |
160,3 |
99244 |
24883 |
133,5 |
Прочие расходы, тыс. руб. |
6410 |
21195 |
+14785 |
330,7 |
18416 |
-2779 |
86,9 |
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. |
71158 |
85186 |
+14028 |
119,7 |
135066 |
49880 |
158,6 |
Налог на прибыль, тыс. руб. |
243 |
410 |
+167 |
168,7 |
2455 |
2045 |
598,8 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
70915 |
84776 |
+13861 |
119,5 |
132611 |
47835 |
156,4 |
Выручка от продаж увеличилась в 2021 году по сравнению с 2020 годом, на 12 %, т. е. на 58404 тыс.руб. Прибыль от продаж повысилась на 21347 тыс.руб.
ООО «Агрофирма «Победа» работало, получая положительный чистый финансовый результат. Например, в 2019 г. сумма чистой прибыли составила 70915 тыс. руб., в 2020 г. — 84776 тыс. руб.; в 2021 г. — 132611 тыс. руб. То есть течение анализируемого периода сумма чистой прибыли выросла почти в 2 раза, что положительно характеризует ситуацию с финансовыми результатами агрофирмы.
Рентабельность — это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Анализ показателей рентабельности ООО Агрофирма «Победа» представлен в таблице 2.
Таблица 2
Показатели рентабельности деятельности ООО Агрофирма «Победа», %
Показатели |
2019 год |
2020 год |
Изменение за 2020–2019 гг. (+,-) |
2021 год |
Изменение за 2021 -2020 гг. (+,-) |
Рентабельность производства |
9,4 |
7,4 |
-2 |
11,3 |
3,9 |
Рентабельность продаж |
8,6 |
6,9 |
-1,7 |
10,1 |
3,2 |
Рентабельность активов |
9,7 |
10,4 |
+0,7 |
12,7 |
2,3 |
Рентабельность капитала |
10,9 |
11,6 |
+0,7 |
14,8 |
3,2 |
Как видно из показателей таблицы 2, основная деятельность предприятия (производства) рентабельна. В 2020 г. значение соответствующего показателя составляло 7,4 %; в 2021 г. — оказалось равным 11,3 %. Можно сказать, что производственная деятельность ООО Агрофирма «Победа» рентабельна, рост показателя свидетельствует о благоприятном состоянии предприятия.
Продажи предприятия являлись рентабельными. В 2019 г. значение данного показателя составляло 8,6 %; в 2020 г. — оказалось равным 6,9 %; в 2021 г. — 10,1 %. Здесь также прослеживается достаточная доходность деятельности.
Использование активов предприятия на протяжении анализируемого периода было рентабельным. В 2019 г. значение данного показателя составляло 9,7 %; в 2020 г. — оказалось равным 10,4 %, в 2021 г. повысилось до 12,7 %. В целом за рассматриваемый период рентабельность активов повысилась, что позитивно характеризует произошедшие изменения.
Примерно такая же ситуация с рентабельность собственного капитала — на протяжении анализируемого периода его использование рентабельно, а положительная динамика рассматриваемого показателя позитивно характеризует использование данного вида ресурса.
Таким образом, в целом эффективность работы ООО Агрофирма «Победа» на достаточном уровне.
В течение производственного цикла на уровень рентабельности влияет ряд факторов. Эти факторы можно разделить на внешние и внутренние, которые, в свою очередь, подразделяются на производственные и внепроизводственные.
Внешние факторы — это факторы, которые связаны с воздействием на деятельность предприятия, рынка, государства, географического положения. Выявление вышеуказанных факторов, которые влияют на рентабельность, в процессе анализа, дает возможность уберечь от внешнего воздействия показатели эффективности [3, c. 41].
Рассмотрим факторы, которые напрямую связанны с деятельностью предприятия. Факторы, которые предприятие может регулировать и изменять в соответствии с поставленными перед ним целями и задачами, то есть внутренние факторы. Внутренние факторы подразделяются на производственные и внепроизводственные. Производственные факторы — это факторы, которые непосредственно связанны с основной деятельностью предприятия, а внепроизводственные факторы — это факторы, которые непосредственно не связаны с производством продукции и с основной деятельностью предприятия [6, с. 390].
Факторы, которые влияют на рентабельность деятельности предприятия представлены ниже, на рисунке 1.
Внешние условия включают расширение рынков сбыта продукции за счет снижения цен на поставляемую продукцию. Внутренние: увеличить выход продукции, уменьшите себестоимость производства, увеличить доходность основных фондов и так далее.
Рис. 1. Факторы, влияющие на рентабельность
При динамичных макроэкономических условиях развития, агропромышленные предприятия сталкиваются с необходимостью диверсификации производственных мощностей и выбора востребованных на рынке направлений. И к тому же важно обеспечивать выгодность каждого направления инвестирования, ликвидировать непроизводственные потери и расходы, а самое главное — рационально использовать ресурсы агропромышленного предприятия [7, c. 68].
Таким образом, повышение эффективности деятельности предприятий в современных условиях приобретает первостепенную роль, и руководству организаций необходимо использовать все возможные пути повышения данного показателя, с целью увеличения прибыли, что в итоге отразится на улучшении эффективности деятельности самого хозяйственного субъекта в целом.
Литература:
- Агафонова, В. А. Экономическая эффективность деятельности предприятия / В. А. Агафонова // Молодой ученый. — 2020. — № 14(304). — С. 233–236.
- Алейникова, А. И. Роль экономической эффективности в хозяйственной деятельности компаний / А. И. Алейникова, В. И. Милета // Экономика и менеджмент инновационных технологий. — 2019. — № 11(98). — С. 4.
- Григоренко, О. О. Рентабельность организации — важнейший показатель финансового состояния организации // Достижения и проблемы современной экономики: теория и практика. — 2020. — С. 40–44.
- Григорян, Е. С. Управление предприятием на основе стратегии организации производства // В сборнике: Advaced science: Сборник статей IX Международной научно-практической конференции. — 2019. — С. 114–118.
- Смышляева, Е. Г. Организация производственного процесса как часть стратегии развития промышленного предприятия / Е. Г. Смышляева // Бюллетень науки и практики. — 2019. — Т. 5. — № 3. — С. 350–356.
- Столярова, А. Н. Методы и методики комплексной оценки экономической эффективности деятельности организации / А. Н. Столярова, М. А. Пономарева // Феномен рыночного хозяйства: от истоков до наших дней. Синтез цифровых технологий и инновационных решений: Сборник научных трудов IX Международной научно-практической конференции по экономике, посвященной памяти доктора экономических наук, профессора А. Ф. Сидорова, Сочи, 31 марта — 04 2021 года. — Майкоп: ООО «Электронные издательские технологии», 2021. — С. 388–397.
- Шарафуллина, Р. Р. Способы повышения рентабельности фирмы / Р. Р. Шарафуллина, Р. Ф. Рамазанова // Журнал У. Экономика. Управление. Финансы. — 2021. — № 2(24). — С. 62–69.