Особенности связи эмоциональных состояний с цветовыми предпочтениями обучающихся в МБУ ДО ДДТ старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (419) июнь 2022 г.

Дата публикации: 19.06.2022

Статья просмотрена: 96 раз

Библиографическое описание:

Исаева, Г. И. Особенности связи эмоциональных состояний с цветовыми предпочтениями обучающихся в МБУ ДО ДДТ старшего дошкольного возраста / Г. И. Исаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 24 (419). — С. 552-554. — URL: https://moluch.ru/archive/419/93262/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья посвящена исследованию зависимости цветовых выборов от эмоциональных состояний старших дошкольников, которые обучаются по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам в Доме детского творчества города Азова Ростовской области.

Ключевые слова: цветовые предпочтения, эмоциональные состояния, старший дошкольный возраст.

Цвет — продукт света, вызывающий эмоции.

И. В. Гете

Современные исследования указывают на то, что каждая эмоция ассоциируется у индивида с определенным цветом и насыщенностью. Так, существуют данные, согласно которым происходят специфические изменения цветовой чувствительности глаза в зависимости от эмоционального состояния индивида.

Исследования Л. А. Шварц показали, что глаз становится более чувствительным к красно-желтой части цветового спектра при переживании индивидом положительных эмоций, а также к сине-зеленой части при отрицательных эмоциях [6]. Следует заметить, что такое изменение цветовой чувствительности происходит не только при непосредственном переживании эмоций, но и при воспоминаниях о приятных или неприятных моментах жизни [1].

Это подтверждается и даже дополняется в работах М. Э. Бразман и Э. Т. Дорофеевой, которые указали на то, что каждое эмоциональное состояние соответствует определенному изменению чувствительности глаза к трем основным цветам — красному, синему и зеленому [2].

В. Н. Ворсобин и В. Н. Жидкин изучали динамику предпочтения цветов дошкольников в зависимости от переживаемых ими эмоций. Когда дети испытывали радость, то по сравнению с фоновыми пробами, увеличивалось предпочтение красного, желтого и оранжевого цветов и уменьшалось — зеленого и голубого. При переживании чувства страха цветовой выбор происходил наоборот: чаще предпочитались зеленый и голубой цвета, реже — красный, синий и фиолетовые [1].

На основе теоретических данных было проведено исследование связи цветовых выборов с эмоциональными состояниями обучающихся в МБУ ДО ДДТ старшего дошкольного возраста, в котором приняли участие 64 ребенка. Для изучения связи цветовых выборов с эмоциональными состояниями были использованы следующие методики: восьмицветовой тест Люшера [4], тест «Домики» О.А Ореховой [5].

Проанализируем связь эмоционального состояния с цветовым выбором старших дошкольников, используя программу компьютерной обработки данных SPSS Statistics 23.0.

Для наглядности представим данные, полученные в результате расчёта корреляции Спирмена в виде рисунка (рис. 1).

Из рисунка 1 мы видим, что красный цвет имеет у старших дошкольников положительную связь с показателем «Счастье» по тесту «Домики», и отрицательную с настроением . Данное противоречие можно объяснить тем, что хорошее настроение дети не воспринимается как состояние счастья. Вероятно, находясь в хорошем настроении, дети настолько активны, что красный цвет только раздражает их. Также можно сказать, что красный цвет не является показателем определенного состояния человека, поскольку он является очень активным и имеет разные характеристики. Так, в равной степени он может символизировать противоположные показатели.

Взаимосвязь цветового выбора и эмоционального состояния старших дошкольников по критерию Спирмена

Рис. 1. Взаимосвязь цветового выбора и эмоционального состояния старших дошкольников по критерию Спирмена

Кроме того, настроение имеет отрицательную корреляцию с фиолетовым цветом. Это означает, что, находясь в плохом настроении, дети старшего дошкольного возраста сдержаны в выражении своих эмоций, отвергают желание мистической близости с другими, занимают критическую позицию по отношению к глубоким связям, имеют эстетическое чутьё и склонность к занятию творчеством при любой возможности.

Жёлтый цвет отвергается детьми старшего дошкольного возраста в состоянии горя , которое имеет положительную связь с чёрным цветом. Это говорит о том, что в состоянии горя дошкольник выражает протест, чувствует разочарование в надеждах, безнадёжность, уныние. Он раздражителен, проявляет негативизм и подозрительность по отношению к окружающим и их намерениям. Ведёт себя безрассудно и пытается оградить себя от изоляции и разочарований. Таким образом, можно утверждать, что к горю дети старшего дошкольного возраста имеют негативное отношение.

Одновременно с этим чёрный цвет имеет обратные связи с счастьем , дружбой и восхищением . Это говорит о том, что, испытывая эти чувства, старшие дошкольники не желают отказываться от чего-либо, в частности от дружбы, счастья, восхищения и тем, что с ними связано, и хотят сохранить контроль над своими решениями и действиями.

Также по рисунку 1 мы видим, что чувство обиды у старших дошкольников связано с предпочтением коричневого и отвержением зелёного и синего цветов. Это сигнализирует о снижении способности к самоутверждению, тревоге о возможной утрате репутации. Дети, испытывая чувство обиды, проявляют беспокойство, суетливость, напряжение, из-за чего снижается способность к концентрации внимания. У них наблюдается потеря способности к сопротивлению и настойчивости, сопровождающееся потребностью в ощущении безопасности и физической удовлетворённости, в избавлении факторов внешнего давления, которые вызывают чувство дискомфорта.

Для показателей «Ссора» и «Злоба» не выявлено корреляций с цветовыми предпочтениями.

Литература:

1. Базыма, Б. А. Психология цвета. Теория и практика / Б. А. Базыма. — Санкт-Петербург: Речь, 2005. — 208 c. — Текст: непосредственный.

2. Дорофеева, Э. Т. О возможных критериях распознавания эмоциональных состояний / Э. Т. Дорофеева. — Текст: непосредственный // Проблемы моделирования психической деятельности. — 1968. — № 2. — С. 279–280.

3. Люшер, М. Цвет вашего характера / М. Люшер. — 1997: Вече, Москва. — 240 c. — Текст: непосредственный.

4. Люшер, М. Цветовой тест Люшера / М. Люшер. — Москва, Санкт-Петербург: АСТ, Сова, 2005. — 190 c. — Текст: непосредственный.

5. Орехова, О. А. Цветовая диагностика эмоций ребёнка / О. А. Орехова. — Санкт-Петербург: Речь, 2002. — 112 c. — Текст: непосредственный.

6. Шварц, Л. А. Изменение цветоощущения в эмоциональных состояниях / Л. А. Шварц. — Текст: непосредственный // Проблемы физиологической оптики. — Москва: Академия наук СССР, 1948. — С. 314–320.

Основные термины (генерируются автоматически): старший дошкольный возраст, красный цвет, ребенок, SPSS, положительная связь, хорошее настроение, цветовой выбор, черный цвет, эмоциональное состояние, эмоциональное состояние старших дошкольников.


Ключевые слова

старший дошкольный возраст, эмоциональные состояния, цветовые предпочтения

Похожие статьи

Основные моменты математического развития современного ребенка в детском саду

Авторы рассуждают о значении познавательного развития, у современных детей, и дошкольников ОВЗ и указывают о том, как следует начать вызвать интерес к математике у детей с детского сада.

Специфика взаимоотношений подростков, обучающихся в образовательных организациях закрытого типа, и их родителей

В статье автор рассматривает особенности детско-родительских взаимоотношений между родителями и детьми, обучающимися закрытых образовательных организациях интернатного типа.

Песочная терапия для детей с расстройствами аутистического спектра

В данной статье описан опыт практической реализации программы проекта коррекционных занятий по песочной терапии в МБДОУ д/с № 67 города Белгорода. Проанализировано многовекторное положительное воздействие, направленное на удовлетворение широкого круг...

Формирование графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

В статье представлено обследование состояния графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в Муниципальном дошкольном образовательном бюджетном учреждении «Детский сад№ 28 «Аленький цветочек» города Минусинс...

К вопросу о формировании познавательной активности детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В статье автор рассматривает влияние особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья на выбор технологий, используемых в коррекционно-развивающей работе.

Применение проектной деятельности в ДОУ с целью развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Воспитательные возможности проблемных педагогических ситуаций в формировании моральных представлений у детей среднего дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы и воспитательные возможности, потенциал проблемных педагогических ситуаций в формировании моральных представлений у детей среднего дошкольного возраста, раскрыты воспитательный потенциал моделирования педагогических ...

Особенности обучения детей с нарушениями слуха в ресурсном классе

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, у которых имеются различные отклонения физического и психического характера. Такие отклонения не дают им полноценно вести жизнь и тормозят их общее развитие. Обучение детей с ОВЗ в ресурсном кл...

Особенности физической подготовленности старших дошкольников с задержкой психического развития

В статье представлены особенности физической подготовленности старших дошкольников с ЗПР. Проанализированы показатели физических качеств детей с ЗПР в сравнении с дошкольниками с нормальным темпом психического развития.

Особенности межличностных отношений со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации

В статье рассматриваются результаты исследования особенностей межличностных отношений со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации.

Похожие статьи

Основные моменты математического развития современного ребенка в детском саду

Авторы рассуждают о значении познавательного развития, у современных детей, и дошкольников ОВЗ и указывают о том, как следует начать вызвать интерес к математике у детей с детского сада.

Специфика взаимоотношений подростков, обучающихся в образовательных организациях закрытого типа, и их родителей

В статье автор рассматривает особенности детско-родительских взаимоотношений между родителями и детьми, обучающимися закрытых образовательных организациях интернатного типа.

Песочная терапия для детей с расстройствами аутистического спектра

В данной статье описан опыт практической реализации программы проекта коррекционных занятий по песочной терапии в МБДОУ д/с № 67 города Белгорода. Проанализировано многовекторное положительное воздействие, направленное на удовлетворение широкого круг...

Формирование графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

В статье представлено обследование состояния графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в Муниципальном дошкольном образовательном бюджетном учреждении «Детский сад№ 28 «Аленький цветочек» города Минусинс...

К вопросу о формировании познавательной активности детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В статье автор рассматривает влияние особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья на выбор технологий, используемых в коррекционно-развивающей работе.

Применение проектной деятельности в ДОУ с целью развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Воспитательные возможности проблемных педагогических ситуаций в формировании моральных представлений у детей среднего дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы и воспитательные возможности, потенциал проблемных педагогических ситуаций в формировании моральных представлений у детей среднего дошкольного возраста, раскрыты воспитательный потенциал моделирования педагогических ...

Особенности обучения детей с нарушениями слуха в ресурсном классе

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, у которых имеются различные отклонения физического и психического характера. Такие отклонения не дают им полноценно вести жизнь и тормозят их общее развитие. Обучение детей с ОВЗ в ресурсном кл...

Особенности физической подготовленности старших дошкольников с задержкой психического развития

В статье представлены особенности физической подготовленности старших дошкольников с ЗПР. Проанализированы показатели физических качеств детей с ЗПР в сравнении с дошкольниками с нормальным темпом психического развития.

Особенности межличностных отношений со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации

В статье рассматриваются результаты исследования особенностей межличностных отношений со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации.

Задать вопрос