Внедрение Всероссийских проверочных работ в систему среднего профессионального образования: обзор реализации в 2021/2022 учебном году | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (418) июнь 2022 г.

Дата публикации: 10.06.2022

Статья просмотрена: 258 раз

Библиографическое описание:

Пикина, О. З. Внедрение Всероссийских проверочных работ в систему среднего профессионального образования: обзор реализации в 2021/2022 учебном году / О. З. Пикина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 23 (418). — С. 154-155. — URL: https://moluch.ru/archive/418/92757/ (дата обращения: 22.11.2024).



Актуальность выбранной темы связана с тем, что написание ВПР — новое явление для системы среднего образования, а сам мониторинг дает общие представления о работе системы образования и усвоении общеобразовательных предметов, но не является при этом узкоспециализированным мониторингом именно по функционированию системы СПО в целом

Ключевые слова: ВПР в системе СПО, мониторинг системы образования, оценка метапредметных результатов.

Всероссийские проверочные работы (ВПР) проводятся в целях осуществления мониторинга системы образования, в том числе мониторинга уровня подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральным компонентом государственного стандарта общего образования; совершенствования преподавания учебных предметов и повышения качества образования в образовательных организациях. Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) было утверждено расписание проведения всероссийских проверочных работ (ВПР) для обучающихся организаций среднего профессионального.

ВПР в 2021/22 учебном году проводились впервые, с 15 сентября по 9 октября во всех образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования, независимо от организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности (СПО). На примере метапредметной работы, написанной студентами ГПОУ ТО «Тульский Государственный коммунально-строительный техникум» в статье рассматриваются некоторые аспекты реализации ВПР.

ВПР появились в 2015 году, сначала в качестве эксперимента для 4-х классов, в 2016 их стали писать 5 и 11 классы, в 2018 году — 6 классы. В связи с таким поэтапным внедрением, студенты обучающиеся СПО, поступавшие в 2020 и 2021 году (2004–2005 года рождения), не принимали массового участия в написании данных работ во время обучения в школе (на примере ГПОУ ТО «Тульский Государственный коммунально-строительный техникум» — 83 % студентов не участвовали), так как у образовательных организаций был выбор — принимать ли участие в ВПР и если да, то по каким предметам. 21,8 % обучающихся не принимали участие в написании ВПР по причине инвалидности, получив освобождение от написания работы.

ВПР содержит единый стандарт оценки, что является плюсом при проведении мониторинга и позволяет объективно судить об уровне предметов, не задействованных при написании ОГЭ И ЕГЭ обучающимися, а так же направлена на формирование единого образовательного пространства в стране. Структура ВПР по гуманитарным дисциплинам для системы СПО несколько отличается от школьного варианта, т. к. содержит несколько блоков по ряду предметов — истории, обществознанию, географии и безопасности жизнедеятельности, т. е. работа направлена на оценку метапредметных результатов. Порядок проведения (на бланках или компьютере) и даты организация выбирала самостоятельно.

Большая часть работы приходится на историю и обществознание. Участие студентов первых курсов в написании работы является проверкой остаточных знаний, но, на мой взгляд, не может быть эффективно использована для мониторинга качества школьного образования, т. к. получаемый результат дает общее представление об уровне усвоения предметов и позволяет судить о степени эффективности системы образования в целом, выбирать направления, нуждающиеся в изменениях. Подробная выборка информации, которая могла бы позволить более подробно изучить некоторые участки работы системы образования, является достаточно трудоемкой и затратной по времени. Но, начиная со следующего учебного года (с учетом проведения работ), с помощью ВПР можно в динамике отследить процесс усвоения ряда предметов в СПО непосредственно самому учебному заведению и включить ВПР в перечень инструментов для внутреннего мониторинга не только уровня усвоения ряда предметов, но и для самостоятельной оценки эффективности работы педагога, наряду с контрольными работами, включенными в рабочую программу дисциплин, согласно ФГОС.

Работа проводится анонимно, оценки за написание ВПР не влияют на оценку по той или иной дисциплине у студента, так же не являются оценкой деятельности педагога для организации, но, а являются средством общей проверки качества образования и влияют на рейтинг учебного заведения и личные рейтинги преподавателя дисциплины.

Для студентов это обстоятельство является одной из причин низкой заинтересованности в участии, качественной подготовке и написании работы, но самостоятельно отказаться от участия в ней они не могут.

Существует ряд различий в подготовке и проведении ВПР в школе и в системе СПО. Школьная подготовка начинается задолго до проведения работ, и педагоги регулярно с начала учебного года выделяют некоторое время почти на каждом занятии, чтобы «натаскать» обучающегося, используют различные сборники и сайты с онлайн-тренажерами и другие цифровые ресурсы, например, onlinetestpad.com, skills4u.ru.

В условиях реализации программ по общеобразовательным предметам в СПО такой возможности нет, т. к. согласно ФГОС СПО программа 1 курса включает в себя программу последних 2-х лет обучения в школе, и очень интенсивна, а на 2 курсе начинается изучение специализированных предметов, что еще больше снижает заинтересованность студентов в участии и качественной подготовке к ВПР. Также студенты нашего техникума не заинтересованы в глубоком изучении гуманитарных дисциплин, т. к. пришли обучаться на техническую специальность и их «спецпредметами» являются математика и физика, на которые они и делают основной упор, что демонстрируют результаты ВПР по эти предметам.

Еще одним нюансом является включение дисциплины «География» в ВПР с оценкой метапредметных результатов для студентов второго курса, осваивающих специальность, а не профессию. ФГОС СПО не предусматривает у них проведения этой дисциплины и без дополнительных занятий их остаточные школьные знания очень быстро утрачиваются. Аналогичная ситуация и с теми, кто осваивает профессию, т. к. они пишут ВПР на 1 и 3 курсе, а обучение по предмету проходит на 1 курсе, и в итоге они также быстро утрачивают остаточные знания по предмету к моменту написания работы. Конечно, в данной ситуации возможно проведение дополнительных занятий и консультаций, которые оплачиваются преподавателям в качестве дополнительной нагрузки по решению руководящего состава.

Демо-версия ВПР и образцы на сайте fioco.ru/demo-vpr-spo наглядно показали частичное несоответствие учебникам (кроме регионального компонента), рекомендованным Министерством.

Стоит заметить, что организация проведения во многом зависит от ряда факторов — есть ли наблюдатели, будут ли преподаватели и администрация помогать своим студентам, т. к. в большей степени, чем они, заинтересованы в результатах. Так же, на ряде специализированных форумов, например, урок.рф, было много негативных отзывов о внедрении ВПР в систему образования, проанализировав ответы участников дискуссии, можно выявить причины, которые вызывают недовольство педагогов:

— использование части занятия на подготовку, отсутствие оплаты за дополнительные занятия и участие в качестве организатора;

— непонимание задач ВПР;

— неточность формулировок заданий и их несоответствие учебным материалам, используемых в образовательной организации.

Литература:

  1. Методические рекомендации для проведения Всероссийских проверочных работ, официальный сайт Рособрнадзора https://obrnadzor.gov.ru/vpr/
  2. ВПР, официальный сайт Регионального центра оценки качества и информатизации образования https://rcokio.ru/vpr/
  3. Единая система оценки качества образования, официальный сайт Регионального центра оценки качества и информатизации образования https://rcokio.ru/esoko/
  4. Панкова Т. В. Нужны ли студентам ВПР? Дискуссия, сайт урок.рф https://урок.рф/discussion/706473.html?
  5. Федеральная государственная информационная система, официальный сайт Федерального реестра инвалидов https://sfri.ru/analitika/chislennost/chislennost-detei/chislennost-detei-po-vozrastu
  6. Методические рекомендации проведению ВПР СПО в 2021/2022 году учебном году https://fioco.ru/Media/Default/Documents/PDF_2020–02–10_1.PDF
Основные термины (генерируются автоматически): написание работы, предмет, качественная подготовка, оценка, работа, студент, участие.


Ключевые слова

ВПР в системе СПО, мониторинг системы образования, оценка метапредметных результатов

Похожие статьи

К вопросу адаптации методики ХАССП для сферы услуг дополнительного профессионального образования

В работе рассматривается разработанная автором методика АКТОУ, представляющая собой адаптацию методики ХАССП для учреждений дополнительного профессионального образования. Описаны методы идентификации и управления критическими точками, анализ проблемн...

Научно-техническое творчество студентов в парадигме современного среднего образования

В статье автор даёт определение научно-техническому творчеству учащихся, приведён краткий анализ понятия «творчество» с точки зрения философии. Раскрываются основные черты научно-технической деятельности молодёжи, её актуальности в свете изменения со...

Внедрение в образовательный процесс стандартов World Skills как фактор повышения уровня качества образования в ссузах

Данная статья исследует, каким образом могут быть применены стандарты World Skills для модернизации российской системы профессионального образования, призванного выпускать специалистов высокого уровня квалификации, знающих современные тенденции своей...

Формирование готовности педагогических кадров вуза к использованию смарт-технологий через внутрифирменное повышение квалификации в условиях центра рекрутинга

В статье авторами проведен теоретико-методологический анализ содержания понятия «готовность педагога к использованию SMART-технологий в образовательном процессе вуза»; выделены этапы конструирования образовательного процесса с использованием смарт-те...

Переход от очной формы образования к дистанционной. Особенности и проблемы

В статье рассматриваются факторы формирующие информационное взаимодействие в процессе обучения, так же перенос образовательного процесса в дистанционный формат. Проведен анализ негативных моментов при реализации подобного класса информационных систем...

Развитие взаимодействия субъектов образовательного процесса в высшей школе

В статье анализируются критериальные характеристики профессионализма педагога, определяются их показатели. Автор рассматривает согласованность субъектов образовательного процесса, как взаимодействие, от которого зависит качество образования. На основ...

Оценка родительским сообществом качества дошкольного образования: региональный контекст

Одну из ведущих тенденций модернизации российского образования, в том числе дошкольного, составляет усиление внимания к проблеме совершенствования его качества. Для родителей, являющихся участниками образовательных отношений, качество дошкольного обр...

Сущность профильного обучения в старшей школе (иностранный язык)

Данная статья посвящена анализу сущности и особенностей профильного обучения на старшем этапе общеобразовательной школы. Нами подробно рассматриваются ведущие принципы, цель, задачи, средства, методы данного вида обучения, обоснована необходимость вн...

Тенденции оценочной деятельности в Приморском крае

Оценочная деятельность в России — это один из элементов процесса реструктуризации экономики и соответствия государства требованиям мирового сообщества. Оптимальное представление результатов оценки должно учитывать особенности ценообразования в строит...

Использование современных инновационных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно-образовательном процессе

В данной статье рассматриваются проблемы интерпретации инновационной деятельности педагогов в дошкольном учебном заведении. Были проанализированы и очерчены условия и виды инновационной деятельности педагогического коллектива, а также инновационные х...

Похожие статьи

К вопросу адаптации методики ХАССП для сферы услуг дополнительного профессионального образования

В работе рассматривается разработанная автором методика АКТОУ, представляющая собой адаптацию методики ХАССП для учреждений дополнительного профессионального образования. Описаны методы идентификации и управления критическими точками, анализ проблемн...

Научно-техническое творчество студентов в парадигме современного среднего образования

В статье автор даёт определение научно-техническому творчеству учащихся, приведён краткий анализ понятия «творчество» с точки зрения философии. Раскрываются основные черты научно-технической деятельности молодёжи, её актуальности в свете изменения со...

Внедрение в образовательный процесс стандартов World Skills как фактор повышения уровня качества образования в ссузах

Данная статья исследует, каким образом могут быть применены стандарты World Skills для модернизации российской системы профессионального образования, призванного выпускать специалистов высокого уровня квалификации, знающих современные тенденции своей...

Формирование готовности педагогических кадров вуза к использованию смарт-технологий через внутрифирменное повышение квалификации в условиях центра рекрутинга

В статье авторами проведен теоретико-методологический анализ содержания понятия «готовность педагога к использованию SMART-технологий в образовательном процессе вуза»; выделены этапы конструирования образовательного процесса с использованием смарт-те...

Переход от очной формы образования к дистанционной. Особенности и проблемы

В статье рассматриваются факторы формирующие информационное взаимодействие в процессе обучения, так же перенос образовательного процесса в дистанционный формат. Проведен анализ негативных моментов при реализации подобного класса информационных систем...

Развитие взаимодействия субъектов образовательного процесса в высшей школе

В статье анализируются критериальные характеристики профессионализма педагога, определяются их показатели. Автор рассматривает согласованность субъектов образовательного процесса, как взаимодействие, от которого зависит качество образования. На основ...

Оценка родительским сообществом качества дошкольного образования: региональный контекст

Одну из ведущих тенденций модернизации российского образования, в том числе дошкольного, составляет усиление внимания к проблеме совершенствования его качества. Для родителей, являющихся участниками образовательных отношений, качество дошкольного обр...

Сущность профильного обучения в старшей школе (иностранный язык)

Данная статья посвящена анализу сущности и особенностей профильного обучения на старшем этапе общеобразовательной школы. Нами подробно рассматриваются ведущие принципы, цель, задачи, средства, методы данного вида обучения, обоснована необходимость вн...

Тенденции оценочной деятельности в Приморском крае

Оценочная деятельность в России — это один из элементов процесса реструктуризации экономики и соответствия государства требованиям мирового сообщества. Оптимальное представление результатов оценки должно учитывать особенности ценообразования в строит...

Использование современных инновационных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно-образовательном процессе

В данной статье рассматриваются проблемы интерпретации инновационной деятельности педагогов в дошкольном учебном заведении. Были проанализированы и очерчены условия и виды инновационной деятельности педагогического коллектива, а также инновационные х...

Задать вопрос