О некоторых вопросах при рассмотрении судами споров, связанных
В статье анализируются вопросы, связанные с предоставлением членам семьи военнослужащего социальных гарантий и компенсаций. Указывается на то, что защита прав военнослужащего и членов его семьи — функция государства, являющаяся ответом на исполнение военнослужащими своих обязанностей по его охране и защите. Проанализирована судебная практика, дан ответ на вопрос о том, кого следует понимать под лицом, находящимся на иждивении военнослужащего. В статье также приведены примеры предоставления дополнительных социальных гарантий семьям военнослужащих.
Ключевые слова: Российская Федерация, военнослужащий, иждивенец, члены семьи военнослужащего, социальные гарантии.
Военное законодательство Российской Федерации содержит большое количество правовых норм, регулирующих предоставление социальных гарантий и иных мер поддержки семьям военнослужащих. Как указано в Федеральном Законе от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», защита прав военнослужащих и членов их семьи является функцией государства. Ряд социальных гарантий и механизмов для защиты нарушенных социальных прав членов семьи военнослужащих закреплен в отдельных законах и нормативно-правовых актах. При этом, ряд социальных прав нередко нарушается. О каких нарушенных социальных правах членов семьи военнослужащего идет речь? И как строится судебная практика при разрешении споров, связанных с предоставлением членам семьи военнослужащего социальных гарантий и компенсаций?
Кого следует понимать под членами семьи военнослужащего, граждан, уволенных с военной службы? Статьей 2 ФЗ «О статусе военнослужащих» указывается, что под ними следует понимать: супруга, несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими 18 лет,детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения, а также лиц, находящихся на иждивении военнослужащего [1].
Однако, кого следует понимать под лицами, находящими на иждивении военнослужащего? Какой-либо конкретизации ФЗ «О статусе военнослужащего» не содержит. А потому данная формулировка вызывает множество вопросов. В различных нормативно-правовых актах закрепляется, что в качестве лиц, находящихся на иждивении военнослужащих, могут выступать: несовершеннолетние, нетрудоспособные родители, члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении и т. д. То есть, под лицом, находящимся на иждивении военнослужащего в литературе и судебной практике понимается лицо, которое получает от последнего постоянную помощь, являющуюся для него единственным источником средств к существованию. Данное лицо может, конечно, получать и иной доход в виде стипендии, пенсии и т. п., однако, та помощь, которая исходит от военнослужащего должна быть основным источником поступающих средств.
Запись о нахождении лица на иждивении военнослужащего должна быть внесена в графу 21 послужного списка личного дела военнослужащего [5, с. 21].
Предусмотрен административный и судебный порядок признания лица состоящим на иждивении военнослужащего. В первом случае военнослужащий подает рапорт с приложением соответствующих документов, подтверждающих нетрудоспособность лица, которого он хочет признать находящимся на его иждивении, а также подтверждающих, что средства, получаемые от военнослужащего, являются основным источником средств к существованию. Командир соответствующей воинской части, проверив поступивший рапорт и оценив все представленные лицом документы, принимает соответствующее решение. Он может как издать приказ о внесении записи в личное дело военнослужащего, так и отказать ему, ссылаясь на то, что представленных документов оказалось недостаточно.
При таких обстоятельствах признать факт нахождения лица на иждивении военнослужащего можно в судебном порядке. Подать заявление имеет право как сам военнослужащий, так и лицо, которое хочет признать себя находящимся на его иждивении. Важно, чтобы лицо являлось дееспособным. В судебной практике нередки случаи, когда сам иждивенец обращается в суд и просит установить факт состояния на иждивении умершего военнослужащего для получения соответствующего пенсионного обеспечения.
Верховный суд РФ неоднократно высказывался о том, что установить в судебном порядке факт нахождения лица на иждивении возможно путем определения соотношения между объемом помощи, оказываемой умершим, и его собственными доходами, и такая помощь также может быть признана постоянным и основным источником средств к существованию». Хотя, однако, в судебной практике имеются и случаи отказа в признании лица находящимся на иждивении военнослужащего только по основаниям того, что у иждивенца имеется свой доход в виде получения пенсии, стипендии, иного заработка и вопрос о соотношении доходов наследодателя и иждивенца судами не выяснялся.
Будет ли являться основанием для признания находящимся на иждивении военнослужащего несовершеннолетнего лица, проживающего совместно с военнослужащим в квартире? Верховный суд РФ высказывается, что нет. Само по себе проживание данных лиц в одном жилом помещении не будет свидетельствовать о том, что несовершеннолетний находится на полном иждивении у военнослужащего. Судам также следует проверять факты: ведения общего хозяйства, наличие совместного бюджета и общих расходов.
Какие социальные гарантии предусмотрены для членов семьи военнослужащего? Ведь их огромное количество. Это не только права на получение денежного довольствия и иных видов материального обеспечения, но и права на: зачет в общий трудовой стаж периода проживания с супругами, получение ежемесячного пособия при условии утраты права на пособие по безработице; право супругов военнослужащих на поступление на работу в государственные организации, первоочередное направление на прохождение профессионального обучения или для получения дополнительного профессионального образования по очной форме обучения с выплатой в период обучения средней заработной платы; супругам военнослужащих может быть предоставлен отпуск одновременно с отпуском военнослужащего; право на обеспечение санаторно-курортным лечением; на получение выплаты для оплаты стоимости путевок детям и многие другие социальные гарантии.
Особо важно подчеркнуть, что суды, разрешая споры, связанные с предоставлением членам семьи военнослужащих социальных гарантий и компенсаций, должны исходить из того, что право на предоставление социальных гарантий и компенсаций членам семей военнослужащих непосредственно вытекает из факта исполнения военнослужащими обязанностей военной службы [4].
Федеральный Закон «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» устанавливает выплату определенной материальной помощи и компенсации в случае гибели военнослужащего или получения им ранения при исполнении обязанности военной службы для членов его семьи [2].
Выплата дополнительной материальной помощи членам семьи военнослужащего может быть предусмотрена отдельными подзаконными актами. Так, в настоящее время особенно актуален вопрос наделения дополнительными социальными гарантиями военнослужащих пограничных органов федеральной службы безопасности и членам их семьи. Указом Президента РФ от 18 апреля 2022 года № 209 установлена дополнительная материальная помощь для семей погибших и раненых на границе с Донбассом и Украиной [3]. В Указе установлены критерии разграничения данных выплат.
Установление социальных гарантий для членов семьи военнослужащих — это большая поддержка со стороны государства. Несомненно, на мой взгляд, она производна от деятельности самого военнослужащего при исполнении им своих обязанностей по военной службе. И государство, осознавая, какой вклад военнослужащий вносит в безопасность своего государства, наделяет его и членов его семьи соответствующими гарантиями. Конечно, случаются трудности в получении соответствующих видов выплат, однако, не стоит забывать о том, что разрешить возникший спор возможно в судебном порядке, и законодательно предусмотрены механизмы разрешения тех или иных споров.
Литература:
- Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» //СЗ РФ. 1998. N 22, ст. 2331).
- Федеральный закон от 07.11.2011 N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» //СЗ РФ. 2011. N 45, ст. 6336).
- Указ Президента РФ от 18 апреля 2022 г. N 209 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим пограничных органов федеральной службы безопасности и членам их семей».
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8 (ред. от 28.06.2016) «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих»
- Корякин В. М., Скулакова О. В. Социальные гарантии, предоставляемые семьям военнослужащих. Серия «Право в Вооруженных Силах — консультант». — М.: «За права военнослужащих», 2010, Вып. 112.