В данной статье рассмотрены актуальные вопросы, связанные с правовым положением лиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, то есть самозанятых. Это исследование направлено на то, чтобы осветить и выявить специфические аспекты правового статуса самозанятых, их обязанности и права, а также трудности, с которыми они сталкиваются в своей повседневной деятельности. Исследование, направлено на анализ правовых основ, регулирующих деятельность самозанятых. Важно подчеркнуть, что самозанятые в Российской Федерации, несмотря на их значительное количество и вклад в экономику страны, до сих пор остаются в некоторой степени «серой зоной» с точки зрения правового регулирования. Многие аспекты, касающиеся прав и обязанностей самозанятых, их взаимодействия с государственными органами и другими участниками предпринимательских отношений, до сих пор не нашли своего отражения в законодательных актах, что создает определенные трудности и неопределенности в их деятельности. Таким образом, исследование в данной области не только актуально, но и крайне необходимо для формирования эффективной правовой базы, которая бы способствовала развитию самозанятости и обеспечению правовой защиты интересов самозанятых граждан в Российской Федерации.
Ключевые слова: самозанятые, налог на профессиональный доход, предпринимательские отношения, субъекты предпринимательской деятельности, самозанятость, предпринимательство, оказание услуг, трудовая деятельность.
Введение
В современном мире, где каждый день мы становимся свидетелями невероятно быстрого и прогрессивного развития всех сфер социального производства и постоянно меняющегося социального устройства, рынок труда не остается в стороне от этих процессов. Он непрерывно и с невероятной скоростью претерпевает глубокие и значимые изменения. Эти изменения являются прямым следствием структурных трансформаций, которые происходят в экономике и обществе, и они оказывают весомое и непосредственное влияние на занятость населения, что, в свою очередь, является важным фактором в жизни каждого человека.
Занятость, можно назвать ключевым элементом, определяющим не только экономическое благополучие, но и общее качество жизни людей. Она играет незаменимую роль в нашей повседневной жизни, влияет на наше социальное самочувствие, психологическое состояние и конечно же на наше будущее. Поэтому вопросы занятости и ее уровня всегда находятся в центре внимания как государственных структур, так и общественных организаций, стремящихся к созданию оптимальных условий для трудовой деятельности каждого члена современного общества.
Лица, которые осуществляют свою профессиональную деятельность без оформления в качестве официально трудоустроенных сотрудников, попадают под категорию самозанятых. Эти люди занимаются выполнением различных поручений и задач, которые им предоставляются предпринимателями, и за это получают соответствующее денежное вознаграждение. Несмотря на то что у таких работников нет заключенных официальных трудовых договоров, их занятость и профессиональная активность находятся под вниманием и в рамках правового поля, установленного законодательством Российской Федерации, которое регулирует вопросы, связанные с трудовыми отношениями. Это означает, что даже в отсутствие формальных трудовых контрактов, права и обязанности самозанятых лиц охраняются и регулируются законом, что обеспечивает определенный уровень социальной защиты и правовой поддержки.
Многие аспекты, касающиеся прав и обязанностей самозанятых, их взаимодействия с государственными органами и другими участниками предпринимательских отношений, до сих пор не нашли своего отражения в законодательных актах, что создает определенные трудности и неопределенности в их деятельности. Таким образом, исследование в данной области не только актуально, но и крайне необходимо для формирования эффективной правовой базы, которая бы способствовала развитию самозанятости и обеспечению правовой защиты интересов самозанятых граждан в Российской Федерации.
Понятие самозанятых граждан
В результате перехода России к рыночной экономике и активного внедрения цифровых технологий возник новый слой населения, который называет себя «самозанятыми». Эти люди зарабатывают на жизнь, трудясь на себя и получая оплату напрямую от клиентов. В стране утверждено, что каждый гражданин обязан уплачивать налоги и сборы, установленные законом. С каждым годом российское законодательство стремится найти оптимальные способы и процедуры для управления ключевыми социальными связями. Налоги играют ключевую роль в формировании доходной части государственного бюджета. Для обеспечения стабильности финансовой системы страны необходимо уделять пристальное внимание соблюдению налоговых обязательств граждан, находя баланс между частными и общественными интересами.
Согласно нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, под предпринимательством понимается «самостоятельная деятельность, осуществляемая на личный риск и за свой счет, направленная на систематическое получение прибыли посредством использования имущества, ведения торговли, оказания услуг или выполнения работ». [1]
Определение предпринимательской деятельности продолжает вызывать споры среди экспертов. В частности, С. Э. Жилинский оспаривает необходимость включения риска в характеристики предпринимательства. Он отмечает, что законодательство не дает четкого определения риску и не объясняет, почему концепция предпринимательства должна быть неразрывно связана с риском. Жилинский также подчеркивает, что риск — это сложное и многозначное явление, отражающее противоречивые социальные отношения. Кроме того, он утверждает, что не все предприниматели сталкиваются с риском, и, следовательно, риск не является обязательным элементом. [2, С. 11–15]
Е. Г. Крылова, например, акцентирует свое внимание на неофициальности работы самозанятых и относит их к категории предпринимателей: «это физические лица, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью для получения прибыли в качестве средств к существованию, в этой связи устраиваться на работу им нет никакой необходимости». [3, С. 11–15]
Е. А. Черных и Н. В. Локтюхина описывают самозанятость иначе, «суть самозанятости — самостоятельное ведение трудовой деятельности с целью получения дохода (без отношений найма с работодателем и привлечения наемных работников, на взаимоотношениях с потребителем услуг напрямую или через посредников». [4, С.136–151] Этот метод дает возможность понять самозанятость в её глобальном понимании, подразумевающем индивидуальную работу, не связанную с наемной. [5, С.6–15, 22–31]
Д. В. Бондаренко утверждает, что в «гражданском позитивном праве в качестве самостоятельной группы субъектов предпринимательской деятельности граждан, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, но осуществляющих в рамках правового поля предпринимательскую деятельность своим трудом. Специфика такого субъекта предпринимательской деятельности в его, своего рода пограничном положении между собственно предпринимателем и наемным работником. С последними рассматриваемую категорию граждан сближает личный характер их деятельности: самозанятые лица выполняют работу своими силами, без привлечения наемного труда. Однако самозанятость не отвечает иным конститутивным критериям трудовых отношений, в том числе выполнению трудовой функции в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинению правилам внутреннего трудового распорядка, и по своей сути тяготеет к предпринимательству. В контексте волевого начала исследуемая деятельность очевидно осуществляется лицом своей властью и в своем интересе, направлена на систематическое получение дохода. Такой деятельности присущ рисковой характер: самозанятый гражданин несет бремя собственных коммерческих просчетов, недооценки вероятности наступления определенных не зависящих от него обстоятельств, негативных экстерналий. При этом получаемый самозанятыми доход предназначен, как правило, для удовлетворения личных потребностей и потребностей семьи». [6, С.62–74]
Основываясь на трактовках, данных экспертами и отраженных в нормативных документах, можно уточнить определение термина «самозанятые». В моем понимании, категория лиц, относящихся к самозанятым, включает в себя тех, кто осуществляет свою профессиональную деятельность, опираясь исключительно на собственные силы и навыки, без привлечения наемных работников и без наличия формальных отношений с работодателем. Эти люди ведут свою работу, используя уникальный налоговый режим, который был специально разработан для упрощения и оптимизации процесса уплаты налоговых обязательств. Такой подход позволяет самозанятым лицам более эффективно управлять своими финансами, минимизируя административные барьеры и облегчая взаимодействие с налоговыми органами.
Правовое регулирование деятельности самозанятых граждан
Законодательные акты Российской Федерации четко дифференцируют сферы трудовых и гражданско-правовых отношений. В сфере профессиональной деятельности, рабочие отношения возникают исключительно между сотрудником и организацией или индивидуальным предпринимателем, который выступает в роли его работодателя. Эти отношения характеризуются определённой структурой, где одна сторона предоставляет свои трудовые ресурсы, а другая — вознаграждение за выполненную работу. В отличие от этого, гражданские обязательства представляют собой более широкий круг взаимодействий, которые могут складываться между любыми участниками гражданских правоотношений. Это могут быть как юридические лица, так и физические лица, включая тех, кто зарегистрирован в качестве индивидуальных предпринимателей, а также тех, кто работает в статусе самозанятых. В таких случаях, обязательства могут возникать на основе заключенных договоров, сделок, а также в результате действий, которые влекут за собой юридические последствия в рамках гражданского законодательства.
Основным законодательным актом, регулирующим деятельность самозанятых, является Федеральный закон от 27 ноября 2018 года № 422 «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».
Федеральным законом от 26 июля 2017 года № 199, которым были внесены изменения в статьи 2 и 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, определение статуса самозанятого лица четко разграничивает его от стандартной предпринимательской активности, а также выделяет ключевые различия между самозанятыми и индивидуальными предпринимателями. Это разграничение дало возможность самозанятым гражданам не попадать под категорию нелегально осуществляемого бизнеса.
В соответствии с положениями, изложенными в пункте 7 статьи 83 и пункте 70 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, существует особый порядок налогообложения для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Так, граждане, которые получают доходы в результате своей самозанятости, освобождаются от необходимости уплачивать налог на доходы физических лиц, который в обычной ситуации является обязательным для большинства граждан, получающих доходы. Это означает, что доходы, получаемые такими лицами в рамках их деятельности, не подлежат обложению стандартным налогом на доходы физических лиц, что представляет собой значительное послабление и упрощение налогового бремени для данной категории налогоплательщиков. Вместо этого, для них предусмотрен особый налоговый режим, при котором их доходы облагаются налогом на профессиональный доход. Этот налог имеет специальную ставку, которая установлена законодательством и отличается от стандартных налоговых ставок. Такой подход позволяет создать более благоприятные условия для развития малого бизнеса и самозанятости, стимулируя предпринимателей к легализации своих доходов и обеспечивая при этом более простую и понятную систему налогообложения.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона № 422-ФЗ, лицо, осуществляющее профессиональную деятельность без образования юридического лица, признается самозанятым налогоплательщиком. Чтобы перейти на уплату налога на профессиональный доход (НПД), необходимо соответствовать критериям, установленным в данном законодательном акте.
На основании пункта 7 статьи 2 Федерального закона № 422-ФЗ, термин «профессиональный доход» охватывает заработок физических лиц, получаемый от самостоятельной деятельности без участия работодателя и без привлечения сотрудников на основе трудовых контрактов, а также доходы, возникающие от эксплуатации собственного имущества.
Эксперт Е. Я. Токар выразил мнение, что в 2019 году в России произошли изменения в системе предпринимательства: к уже существующим правовым формам предпринимательской деятельности добавилась новая категория — самозанятые лица, которые приняли решение использовать уникальный налоговый режим под названием «Налог на профессиональный доход». [7, С.188; 9]
Судебные инстанции до сих пор не достигли единого мнения относительно того, следует ли рассматривать самозанятость как разновидность бизнеса. В одних решениях Конституционного Суда РФ к самозанятым относят юристов и нотариусов, чья деятельность не носит коммерческого характера, в то время как в других случаях к этой группе причисляют индивидуальных предпринимателей. [8]
Исследуя юридическую литературу и законодательные акты Российской Федерации, можно сделать следующие наблюдения: хотя индивидуальные предприниматели и граждане, зарабатывающие самостоятельно, имеют ряд общих характеристик, деятельность последних отличается рядом уникальных особенностей, отраженных в налоговом праве: отсутствие наемных работников, личный вклад в работу. Обычно такие виды деятельности ассоциируются с ограниченными доходами. Систематичность, как один из атрибутов предпринимательства, у самозанятых не всегда прослеживается чётко. Не стоит отождествлять самозанятых с индивидуальными предпринимателями без официальной регистрации. Самозанятость это такой вид экономической активности, когда человек сам себе создаёт работу. Закон должен поощрять не регистрацию, а добровольное информирование налоговых органов о своей деятельности, а также предусматривать ответственность за невыплату налогов и взносов в социальные фонды, в этом направлении и движется современное налоговое законодательство.
Хотелось бы отметить, что в настоящее время также не определен действующим законодательством Российской Федерации порядок заключения договора самозанятыми гражданами на коммунальные услуги. Рассмотрим ситуацию. Самозанятый гражданин оказывает парикмахерские услуги на дому и пользуется коммунальными услугами, такими как свет, водоснабжение, образует твердые коммунальные отходы. Если в современном мире в большинстве жилых помещений стоят счетчики на электроэнергию и водоснабжение, то в таком случае самозанятый несет фактические расходы за потребленные коммунальные услуги. Однако, совсем иная ситуация обстоит с твердыми коммунальными отходами. На сегодняшний день данный вопрос остается открытым. Да, проживая в своей квартире человек образует отходы и оплачивает услуги, согласно установленным нормативам накопления твердых коммунальных отходов. Но такие нормативы к человеку применяются в части так называемого бытового накопления твердых коммунальных отходов. Оказывая на дому парикмахерские услуги самозанятый образует дополнительный объем твердых коммунальных отходов, которые он размещает на контейнерной площадке, но такие отходы считаются не учтенными и не оплачиваются самозанятым. Перенакопление твердых коммунальных отходов негативно влияет на окружающую среду и является нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации.
Действующим законодательством Российской Федерации в области обращения с твердыми коммунальными отходами существует понятие «типовой договор», который распространяет свое действие с момента начала деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. Однако применить действие «типового договора» на деятельность самозанятых является затруднительным в виду следующего.
Для того, чтобы распространить действие «типового договора» на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами необходимо точно знать какой применить норматив к потребителю. Норматив накопления твердых коммунальных отходов выбирается из перечня утвержденных нормативов и зависит от деятельности самозанятого. На сегодняшний день третье лицо не может ни как узнать виды деятельности самозанятого. На официальном сайте Федеральной налоговой службы можно узнать является ли конкретное физическое лицо плательщиком налога на профессиональный доход. Для этого необходимо знать ИНН физического лица и указать дату, на которую мы хотим узнать статус самозанятого. То есть если нам необходимо уточнить информацию за какой-то конкретный период, необходимо каждый раз менять дату в запросе, уточнить информацию за конкретный период нельзя.
Однако, для распространения действий типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами необходимо знать какие виды услуг оказывает самозанятый. Сервиса для уточнения такой информации не существует. Более того, при регистрации в качестве плательщика налога на профессиональный доход самозанятому формируется справка о постановке на учет (снятии с учета) физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход, но и в ней не указываются виды деятельности самозанятого.
Регистрация в качестве плательщика налога на профессиональный доход
В Российской Федерации процесс регулирования деятельности лиц, занимающихся самозанятостью, представляет собой сложное взаимодействие, которое формируется под воздействием двух основополагающих факторов. С одной стороны, в этом процессе важную роль играют стремления и ожидания самозанятых граждан, которые стремятся к созданию стабильных условий для своей работы, обеспечению легитимности своих доходов и получению необходимых социальных гарантий. С другой стороны, не менее значимым является влияние интересов государственных структур, которые нацелены на формирование эффективной и прозрачной системы налогообложения, контроль за соблюдением законодательства и обеспечение поступления средств в бюджет страны.
В контексте государственного регулирования, регистрация самозанятых носит преимущественно надзорный и налоговый характер. Главная причина заключается в том, что для государства остается неизвестным, как зарабатывают около 20 миллионов трудоспособных жителей России, которые не подписывают трудовые соглашения и не ведут официально зарегистрированный бизнес. Помимо этого, доходы самозанятых являются значимым компонентом пополнения государственного казначейства и внебюджетных фондов. Регистрация деятельности самозанятых открывает перед ними ряд возможностей: формирование страхового стажа, получение льгот для развития бизнеса, а также обеспечение надлежащего механизма защиты их прав.
Вопрос о том, стоит ли применять особый налоговый режим, является сугубо индивидуальным и зависит от личного усмотрения каждого налогоплательщика. Это решение принимается с учетом всех возможных преимуществ и недостатков, которые могут возникнуть в результате использования такого режима. Для тех же, кто приходит к выводу о нецелесообразности применения особого налогового режима, нет никаких препятствий для продолжения работы в рамках уже устоявшихся налоговых систем. Они будут и впредь выполнять свои налоговые обязательства, опираясь на те принципы и правила налогообложения, которые были для них привычны и понятны на протяжении многих лет. Эти налогоплательщики продолжают следовать традиционному курсу, не внося изменений в свои налоговые практики, и таким образом, они сохраняют стабильность и последовательность в ведении своих дел.
В качестве плательщиков налога на профессиональный доход могут выступать как индивидуальные предприниматели, так и отдельные граждане, которые занимаются различными видами деятельности и не имеют в штате наемных сотрудников, работающих по трудовым договорам. Эти самозанятые лица, которые ведут свою профессиональную деятельность самостоятельно, без привлечения помощников, обязаны уплачивать налог на тот доход, который они получают в результате прямого взаимодействия с клиентами, будь то физические лица или представители юридических лиц. Важно отметить, что основой для расчета суммы налога служит именно тот доход, который был заработан в процессе выполнения работы или оказания услуг, без привлечения наемного труда. Это означает, что налоговая база формируется исключительно на основе доходов, полученных от личных усилий самозанятого лица, без учета доходов, которые могли бы быть получены при наличии работников на постоянной основе.
Но все-таки, налог на профессиональный доход не пользуется популярностью у граждан, которые всячески пытаются спрятать свои доходы от налогообложения по тем или иным причинам. Первостепенной целью налога на профессиональный доход является выведение доходов граждан из теневой зоны экономики. В то же время, существуют проблемы в реализации данной цели. Например, работодатели стали чаще переводить своих сотрудников на режим самозанятости, а также рекомендовать им зарегистрироваться в качестве самозанятых. Как правило, работодатели стараются не только экономить на налогах, но и страховых взносах. С одной стороны, происходит рост количества самозанятых граждан. С другой стороны, данные меры будут активно оспариваться налоговыми органами. Вероятно, возрастет количество споров, в которых налоговые органы будут рассматривать отношения между организациями и самозанятыми как трудовые. Это приведет к определению налоговых последствий, прежде всего для организаций в части уплаты страховых взносов.
Заключение
Исследование выявило сильные и слабые стороны текущего положения самозанятых лиц, использующих систему налогообложения на профессиональный доход. Ключевым плюсом является рост числа налогоплательщиков, выбирающих статус самозанятого, при этом не делая различий по половому признаку или возрасту. Однако среди недостатков выделяется ограниченный список профессий, для которых доступна уплата НПД. Таким образом, применение этого налогового режима сопряжено с определенными трудностями и возможностями, которые заслуживают дальнейшего изучения.
Существуют определенные сложности, связанные с применением специального налогового режима, в частности, налога на профессиональный доход. Важно обратить пристальное внимание на формирование страховых резервов для лиц, занимающихся самостоятельной деятельностью, а также на систему налогового управления. Предпринимательское законодательство должно быть результатом эффективной организации его структуры, начиная от процесса налогового учета и надзора, правового положения налогоплательщиков и заканчивая механизмом оспаривания решений и действий налоговых служб.
Хотя налог на профессиональный доход существует относительно недавно, уже определены ключевые направления, по которым государству и самозанятым необходимо двигаться для дальнейшего совершенствования этой налоговой системы. Власти стремятся вывести большую часть предпринимателей из неформальной экономики, предоставляя им возможность работать легально и прозрачно, а также снизить конкуренцию для малых и средних предприятий. Созданы благоприятные условия для ведения бизнеса и его развития.
Литература:
- Абзац 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ //СПС КонсультантПлюс.
- Крылова Е. Г. Особенности экономического регулирования предпринимательской деятельности самозанятых в России и за рубежом // Юрист. 2017. № 6. С. 11–15.
- Крылова Е. Г. Особенности экономического регулирования предпринимательской деятельности самозанятых в России и за рубежом // Юрист. 2017. № 6. С. 11–15.
- Черных Е. А., Локтюхина Н. В. Актуальные социально-трудовые аспекты самозанятости в современной России // Экономическое возрождение России. 2021. № 1 (67). С. 136–151.
- Абрамова Е. А. Кризисная самозанятость в России: классификация, структура и уровни развития. Современные наукоемкие технологии // Региональное приложение. 2012. № 4 (32). С. 6–15. см. также Воловская Н. М., Плюснина Л. К., Русина А. В., Иноземцева А. В. Безработица и самозанятость: ожидания и реалии (по материалам социологических исследований) // Теория и практика общественного развития. 2018. № 11 (129). С. 22–31.
- Бондаренко Д. В. Самозанятые лица как субъекты предпринимательской деятельности // Право и политика. 2018. № 5. С. 62–74.
- Токар Е. Я. Самозанятые лица — субъекты предпринимательства. Цели и задачи правового регулирования их деятельности // Семейный бизнес & самозанятые: взгляд через призму малого предпринимательства: монография / отв. ред. И. В. Ершова, А. Н. Левушкин. М.: Проспект, 2021. С.188.
- Определение Конституционного Суда РФ от 29.05.2014 N 1116-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Алексеева Александра Николаевича на нарушение его конституционных прав отдельными положениями статей 6, 7 и 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а также статей 5 и 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» //СПС КонсультантПлюс.
- Мухина И. И., Миракян Д. Г. Самозанятость в России: современные тенденции и перспективы развития // Социально-трудовые исследования. 2021. № 3 (44). С. 21–31.