Этапы становления столичного рынка наружной рекламы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №20 (415) май 2022 г.

Дата публикации: 22.05.2022

Статья просмотрена: 808 раз

Библиографическое описание:

Розенталь, В. А. Этапы становления столичного рынка наружной рекламы / В. А. Розенталь. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 541-543. — URL: https://moluch.ru/archive/415/91817/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье рассматриваются этапы становления рынка наружной рекламы в городе Москве, предпосылки его становления, анализируются проблемы и тенденции развития, а также, роль и место рынка наружной рекламы в функционировании рыночной экономики.

Ключевые слова: реклама, рекламный рынок, наружная реклама, рынок.

Keywords: advertising, advertising market, outdoor advertising, market.

Особенностью российского рынка рекламных услуг является его быстрое и всестороннее развитие. С начала рыночных реформ и до сегодняшнего дня рынок структурировался и принял реальные формы, установились его внутренние пропорции между различными видами рекламной деятельности. В настоящее время реклама — это динамично развивающийся бизнес, привлекающий огромные инвестиции в эту сферу. Существует определенный теоретический опыт, посвященный исследованию рекламных услуг в целом, но в то же время недостаточно аналитических публикаций, в которых анализируются проблемы и тенденции развития отдельных ее видов. Указанные обстоятельства и очевидная актуальность выявленных проблем стали решающими при выборе темы данной статьи.

Цель статьи: проанализировать этапы становления рынка наружной рекламы.

Многие авторы занимались изучением рынка наружной рекламы в столице. Профессор, доктор филологических наук Владимир Евстафьев и журналистка Евгения Пасютина стали соавторами книги «История российской рекламы». Благодаря Евстафьеву был запущены и успешно реализованы ряд значимых проектов, таких как изучение существующей структуры рекламного образования, подготовка рейтинга рекламных факультетов и их программ, проведение ежегодной конференции руководителей рекламы, связей с общественностью и смежных факультетов.

Алексей Владимирович Сазиков, доктор искусствоведения и ведущий исследователь, представил в своей книге первое комплексное исследование истории московской наружной рекламы, основанное на документальных источниках, таких как архивные документы, воспоминания современников, оригинальные иллюстрации и т. д. Составлена типология рекламоносителей, раскрывающая момент зарождения того или иного вида рекламоносителей в Москве, характерные особенности рынка наружной рекламы, перипетии и перспективы исторического развития.

Рынок наружной рекламы Москвы берет свое начало с 1989 года, в то время стало появляться множество рекламных агентств, растет конкуренция. На пороге ХХI в наружная реклама приобрела «новую концептуальную основу» [4], ее развитие сопровождалось внедрением новых средств, возможностей и законодательных ограничений. В 1990-х годах рынок наружной рекламы развивался скачками и за 10–15 лет был достигнут прогресс, эквивалентный развитию рекламного рынка в Европе за столетие. Всего в 1990-е годы рынок пережил 3 этапа развития:

  1. Начало развития рынка наружной рекламы. Первые экономические реформы (1990–1995 годы).

В 1992 г. было положено начало для развития наружной рекламы, были проведены экономические реформы, рынок наружной рекламы в Москве официально зародился чуть позже других секторов рынка рекламы — прессы, радио и телевидения. Это объясняется тем, что в Москве практически не было рекламных структур, и к моменту появления коммерческой рекламы СМИ уже существовали.

Появились первые агентства, специализирующиеся на наружной рекламе, которые работали в соответствии со своими представлениями о постсоветской эпохе. В то время наружная реклама пользовалась успехом на российском рынке, потребители проявляли удивительное доверие к рекламе, охватив все сферы жизни наружная реклама успешно влияла на общество. Рынок был достаточно новым, только начинал развиваться, поэтому реклама того времени учитывала полное незнание и доверчивость потребителей в отношении новых продуктов, а также невежество рекламодателей и непрофессионализм агентств [3].

  1. «Бурный рост рынка рекламы» (1994–1998 гг.)

Период одновременно интенсивного и экстенсивного роста рекламного рынка. В то время произошел скачок вперед, увеличились бюджеты на наружную рекламу, агентства и рекламодатели наконец-то начали осознавать все нюансы рекламы в городе.

С 1994 г. Департаментом по делам печати и информации разрабатывались документы, оговаривавшие условия размещения рекламы в городах. Несмотря на попытки законодательно урегулировать рекламную деятельность, участились случаи коррупции. В 1994 году отдел возглавил Леонид Белов. С этого момента волна злоупотреблений стала нарастать, что в конечном итоге привело к повсеместной коррупции в административных органах, регулирующих рынок наружной рекламы [3]. Однако именно в 1994 году индустрия наружной рекламы совершила скачок вперед. Сравнивая с 1993 год, в 1994 году объем российского рынка наружной рекламы увеличился более чем в пять раз — с 12 млн. долларов до 69,02 млн. долларов. В связи с таким скачком, в Москве стали появляться все больше новый рекламных агентств. Распределение рекламных площадей в столице в 1993–1996 годах было стихийным и практически не регулировалось. Из-за недостатка опыта рекламисты пытались использовать опыт мировой рекламы 1940-х и 1950-х гг. Причиной таких мер то, что область маркетинга не очень развита и нет понимания ее развития в целом. Существовала лишь общая реклама, направленная на создание сильного, устойчивого образа марки продукта [5].

Быстрый рост рынка не устраивал государство, прибыль которого была не так уж велика. Согласно записям 32 % рекламных конструкций не существовало. Компании начали демпинговать, и весь рынок наружной рекламы начал страдать. В связи с этим мэрия Москвы приняла меры к тому, чтобы рекламные агентства получали контракты только в случае победы в тендерах, а все незаконные конструкции были снесены.

Кризис 1998 года в России оказал негативное влияние на рынок наружной рекламы, который еще не был стабильным. Рынок вошел в рецессию, падение общего рынка составило около 60 %. Таким образом, план проведения тендеров утратил свою актуальность.

  1. Законодательные ограничения (1998–2000 гг.)

18.05.1998 было принято новое постановление № 442 «О размещении средств наружной рекламы в г. Москве». Введены «территориальные агентства по рекламному и информационному оформлению» и на их базе созданы ГУПы — государственные унитарные предприятия, всем руководило Управление Правительства Москвы по делам наружной рекламы, информации и оформления города [2]. Но несмотря на создание нормативной базы, по факту, в разных административных округах Москвы были разные правила к участникам рынка, начиная от оформления и подачи документов и заканчивая финансовыми сборами [6].

Позже были приняты еще два неприятных постановления о размере платы и сроках размещения наружной рекламы, в том числе на транспортных средствах. После всех этих событий началась волна недовольства со стороны рекламных компаний и рекламодателей. В начале 2000-х годов они вернули себе некоторые поблажки, но они были не столь значительны, с тех пор рынок наружной рекламы вступает в следующую стадию развития [1].

Изучив этапы становления рынка, можно сказать что, как и любой другой рынок, рынок наружной рекламы может развиваться двумя путями: интенсивным и экстенсивным.

Интенсивный способ — увеличение степени использования заполнения, т. е. отношение использования (сдачи в аренду) к общей продолжительности отчетного периода. Это один из важнейших показателей рыночной ситуации. Экстенсивный путь — это пустое умножение конструкций, что и происходило с момента появления рынка. И все же рынок начал расти, хотя и медленно и к концу 1999 года рынок наружной рекламы в Москве восстановился.

Прежде всего, наружная реклама является первым из самых эффективных методов рекламы товаров, услуг или компаний в столице. Без рекламных щитов, невозможно представить архитектуру современного мегаполиса. Рынок наружной рекламы сумел преодолеть пик кризиса и по- прежнему является крупнейшим по объему рынком в стране. В начале 2000 рынок стабилизировался, поскольку использование площадей больше не отличается ярко выраженной динамикой. На рынке появляется все больше новых конструкций. Привлечение передовых технологий связано с тем, что серьезные (в основном западные) рекламодатели предъявляют высокие требования к рекламным носителям, что также свидетельствует о развитии рынка. И сегодня он задает новые тенденции и формирует технологическое лицо города. Это огромная разница с тем временем, когда с размещением рекламы в Москве царил полный хаос.

Литература:

  1. Данилова И. И. Рынок рекламы в РФ: становление, формирование и перспективы развития / Известия СПбГЭУ. 2009. № 2. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rynok-reklamy-v-rf- stanovlenie-formirovanie-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 07.04.2022).
  2. Евстафьев В., Пасютина Е. История российской рекламы./ — М.: ИМА-пресс, 2002. — 392 с.
  3. Евстафьев, В. А. История российской рекламы. Современный период / Евстафьев В. А. — Москва: Дашков и К, 2017. — 872 с.
  4. Зубань А. Н. Историко-стилистический анализ развития наружной рекламы в России / Universum: филология и искусствоведение. 2014. № 10. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriko-stilisticheskiy-analiz-razvitiya-naruzhnoy- reklamy-v-rossii (дата обращения: 07.04.2022)
  5. Церетели Л. Наружная реклама: проблемы и перспективы/ Лейла Церетели // Общественный Совет по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] / URL: http://osspb.ru/experts/otrasli_MB/reklama_i_agitaciya.php (дата обращения: 07.04.2022)
  6. Сазиков А.В, Виноградова Т. Б. Наружная реклама Москвы. / Сазиков А.В // — М.: Изд-во Русский Мир, 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): наружная реклама, Москва, рынок, рекламный рынок, российский рынок, этап становления рынка, агентство, развитие рынка, рекламная деятельность, тенденция развития.


Похожие статьи

Современное состояние российского рынка наружной рекламы

Итоги развития рекламного рынка России за 2014–2018 год [Электронный ресурс]/ Члены АКАР.

1. Основные тенденции развития российского рынка интернет-рекламы в 2013 году.

Современный этап развития рекламы в России связан с появлением необходимости в.

Современные тенденции развития наружной рекламы

 Рекламный рынок представляет собой сферу рекламной деятельности

На современном этапе развития общества реклама получила огромное распространение

Рынок рекламы развивается в интернете, тем не менее наружная реклама не теряет своей актуальности.

Особенности развития рекламной деятельности в России

Первый этап развития рекламной деятельности характеризуется своей примитивностью и изначально информация и реклама передавались устным путем — обмена мнениями и выкриками торговцев. Также присутствовала некая стратегия по определению информации о...

Наружная реклама как важный медиасегмент российского...

Как и опасались участники рынка наружной рекламы, он вступил в силу с марта 2016 года. Рис. 3. Объемы рекламы в средствах

Комиссия экспертов Ассоциации Коммуникационных Агентств России подвела итоги развития рекламного рынка России за первые три квартала...

Рекламный рынок: тенденции и закономерности

Макушева, О. Н. Рекламный рынок: тенденции и закономерности / О. Н. Макушева, В. П. Анастасьин.

 Комиссия экспертов Ассоциации коммуникационных агентств России ежегодно осуществляет оценку развития рекламного рынка, что позволяет в рамках исследования...

Теоретические особенности функционирования рекламного...

Соловьева, И. А. Теоретические особенности функционирования рекламного рынка в современных условиях / И. А. Соловьева.

На наш взгляд рынок рекламы, степень его развития и наличие развитой инфраструктуры можно считать одной из характеристик...

Перспективы и проблемы наружной рекламы | Статья в журнале...

Современный этап развития рекламы в России связан с появлением необходимости в работе с потребителем в 90е годы. Появились первые рыночно — ориентированные рекламные агентства с довольно примитивной рекламой информационного характера.

Основные тенденции и перспективы развития рынка...

На основе анализа данных сделаны выводы об уровне развития рынка телевизионной рекламы в Российской Федерации.

Библиографическое описание: Криванкова, К. Б. Основные тенденции и перспективы развития рынка телевизионной рекламы в Российской...

Российские и международные ассоциации рекламы

Изучение эволюционного становления крупнейшие российские и международные ассоциации заслуживает научный интерес, так как данные объединения оказывают влияние на развитие рекламной индустрии как на национальном, так и на международном уровне.

История появления и развития рекламных агентств

Появление СМИ стало явным толчком для развития рекламного рынка, зародилась профессия рекламиста и начали появляться первые рекламные агентства. Первым прообразом рекламных агентств стали английские конторы, появившиеся в 60-е гг. 17 века.

Похожие статьи

Современное состояние российского рынка наружной рекламы

Итоги развития рекламного рынка России за 2014–2018 год [Электронный ресурс]/ Члены АКАР.

1. Основные тенденции развития российского рынка интернет-рекламы в 2013 году.

Современный этап развития рекламы в России связан с появлением необходимости в.

Современные тенденции развития наружной рекламы

 Рекламный рынок представляет собой сферу рекламной деятельности

На современном этапе развития общества реклама получила огромное распространение

Рынок рекламы развивается в интернете, тем не менее наружная реклама не теряет своей актуальности.

Особенности развития рекламной деятельности в России

Первый этап развития рекламной деятельности характеризуется своей примитивностью и изначально информация и реклама передавались устным путем — обмена мнениями и выкриками торговцев. Также присутствовала некая стратегия по определению информации о...

Наружная реклама как важный медиасегмент российского...

Как и опасались участники рынка наружной рекламы, он вступил в силу с марта 2016 года. Рис. 3. Объемы рекламы в средствах

Комиссия экспертов Ассоциации Коммуникационных Агентств России подвела итоги развития рекламного рынка России за первые три квартала...

Рекламный рынок: тенденции и закономерности

Макушева, О. Н. Рекламный рынок: тенденции и закономерности / О. Н. Макушева, В. П. Анастасьин.

 Комиссия экспертов Ассоциации коммуникационных агентств России ежегодно осуществляет оценку развития рекламного рынка, что позволяет в рамках исследования...

Теоретические особенности функционирования рекламного...

Соловьева, И. А. Теоретические особенности функционирования рекламного рынка в современных условиях / И. А. Соловьева.

На наш взгляд рынок рекламы, степень его развития и наличие развитой инфраструктуры можно считать одной из характеристик...

Перспективы и проблемы наружной рекламы | Статья в журнале...

Современный этап развития рекламы в России связан с появлением необходимости в работе с потребителем в 90е годы. Появились первые рыночно — ориентированные рекламные агентства с довольно примитивной рекламой информационного характера.

Основные тенденции и перспективы развития рынка...

На основе анализа данных сделаны выводы об уровне развития рынка телевизионной рекламы в Российской Федерации.

Библиографическое описание: Криванкова, К. Б. Основные тенденции и перспективы развития рынка телевизионной рекламы в Российской...

Российские и международные ассоциации рекламы

Изучение эволюционного становления крупнейшие российские и международные ассоциации заслуживает научный интерес, так как данные объединения оказывают влияние на развитие рекламной индустрии как на национальном, так и на международном уровне.

История появления и развития рекламных агентств

Появление СМИ стало явным толчком для развития рекламного рынка, зародилась профессия рекламиста и начали появляться первые рекламные агентства. Первым прообразом рекламных агентств стали английские конторы, появившиеся в 60-е гг. 17 века.

Задать вопрос