Коррекционно-логопедическая работа по развитию способностей к овладению навыком чтения обучающихся начальной школы с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (414) май 2022 г.

Дата публикации: 10.05.2022

Статья просмотрена: 91 раз

Библиографическое описание:

Ильина, М. С. Коррекционно-логопедическая работа по развитию способностей к овладению навыком чтения обучающихся начальной школы с ограниченными возможностями здоровья / М. С. Ильина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 19 (414). — С. 455-458. — URL: https://moluch.ru/archive/414/91349/ (дата обращения: 30.04.2024).



Неготовность детей с ограниченными возможностями здоровья к началу систематического обучения, в том числе, и к учебной деятельности на уроках чтения можно отнести к психолого-педагогическим факторам. В настоящее время не только перед учителями начальной школы, но и перед психологами и логопедами встает целый комплекс задач, правильное и своевременное решение которых позволит сформировать у обучающегося с ограниченными возможностями здоровья уже в начальной школе навык чтения в объеме, предусмотренном программными требованиями.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, овладение навыком чтения, экспресс-диагностика устной речи, нейропсихологическая диагностика, зрительно-вербальные функции.

Экспериментальное исследование проводилось на базе МАОУ СОШ «Эврика-развитие» г. Томска. На констатирующем этапе исследования были обследованы 18 обучающихся начальной школы.

Целью исследования являлось выявление уровня развития способностей к овладению навыком чтения обучающихся начальной школы с ограниченными возможностями здоровья. На первом этапе исследования была применена тестовая методика экспресс-диагностики устной речи младших школьников Т. А. Фотековой [5].

Результаты констатирующего этапа исследования по тестовой экспресс-диагностике устной речи младших школьников с ограниченными возможностями здоровья Т. А. Фотековой

Рис. 1. Результаты констатирующего этапа исследования по тестовой экспресс-диагностике устной речи младших школьников с ограниченными возможностями здоровья Т. А. Фотековой

Проведение обследования устной речи помогло выявить различные ее нарушения у обучающихся начальной школы с ограниченными возможностями здоровья, а также те компоненты, которые не сформированы в большей степени. В результате проведенной диагностики по тестовой методике экспресс-диагностики устной речи младших школьников Т. А. Фотековой было выявлено, что у обучающихся не сформированы фонематическое восприятие, звуко-слоговая структура слова, словарный запас, навыки словообразования и связанная речь, страдает лексико-грамматический строй речи, звукопроизношение.

На втором этапе констатирующего эксперимента была проведена диагностика по методике Т. В. Ахутиной, О. Б. Иншаковой «Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников» [3].

По итогам проведенного исследования были выявлены особенности состояния процесса чтения у экспериментальной группы обучающихся. Ошибки чтения, допущенные обучающимися: замены букв, слогов, слов по артикуляторно-акустическому сходству; замены букв по графическому сходству в словах, слогах; побуквенное чтение слогов; ошибки в пропусках, вставках букв; аграмматические ошибки, связанные с заменой окончаний слова; замены букв по оптическому сходству.

Результаты выполнения заданий на констатирующем этапе эксперимента по методике Т. В. Ахутиной, О. Б. Иншаковой

Рис. 2. Результаты выполнения заданий на констатирующем этапе эксперимента по методике Т. В. Ахутиной, О. Б. Иншаковой

На следующем этапе была проведена диагностика развития зрительно-вербальных функций Т. В. Ахутиной и Н. М. Пылаевой [1]. Подсчитывалось количество допущенных обучающимися ошибок разных типов:

1) вербально-перцептивных, когда испытуемый вместо предъявленного предмета опознает сходный с ним и относящийся к той же семантической категории ( балалайка — гитара; ландыш — колокольчик);

2) перцептивно-близких, проявляющихся в том, что опознается предмет похожий визуально, но принадлежащий к другой семантической группе ( лампа — гриб, тарелка — обруч );

3) по типу фрагментарности, когда перцептивная гипотеза строится на основе фрагмента изображения с игнорированием остальных элементов ( ножницы — ложка, якорь — стрелка );

4) перцептивно-далеких, приводящих к опознанию объекта, не имеющего визуального сходства с изображенным ( кувшин — гусь ).

Количество перцептивно далеких ошибок было невысоким, вербально-перцептивные ошибки довольно устойчивы, связаны с трудностями переработки слуховой и зрительной информации по левополушарному типу. В младшем школьном возрасте эти ошибки нарастают, что объясняется ростом продуктивности опознания сложных зашумленных изображений и сопровождающим этот процесс ростом числа различных ошибок. Перцептивно-близкие ошибки являлись устойчивыми.

Результаты развития зрительно-вербальных функций по методике Т. В. Ахутиной и Н. М. Пылаевой на констатирующем этапе эксперимента

Рис. 3. Результаты развития зрительно-вербальных функций по методике Т. В. Ахутиной и Н. М. Пылаевой на констатирующем этапе эксперимента

Таким образом, с обучающимися младшего школьного возраста необходима работа по устранению фонематических, аграмматических, оптических ошибок чтения, которая предполагает комплексную работу, а также использование специальных методов и приёмов по дифференциации букв, сходных по графическому и оптическому сходству, по развитию фонематического анализа и синтеза, по развитию звуковой структуры слова, по сформированности морфологических и синтаксических обобщений, что является основой коррекционно-логопедической работы по развитию способностей к овладению навыком чтения обучающихся начальной школы с ограниченными возможностями здоровья.

Развитие способностей к овладению навыками чтения не исчерпывается развитием всех сторон устной речи ребёнка, включает также формирование неречевых функций: слухового, зрительного восприятия, оптико-пространственной ориентировки, зрительного анализа и синтеза, зрительной и слуховой памяти, зрительно-моторной координации.

Коррекционно-логопедическая работа по развитию способностей к овладению навыками чтения обучающихся начальной школы с ограниченными возможностями здоровья строится на основе интеграции в традиционную систему коррекционно-логопедической работы по обучению детей с речевыми нарушениями, профилактических мероприятий, направленных на предупреждение возможных нарушений процесса чтения.

Основные направления коррекционной работы были определены системой работы И. Н. Садовниковой «Преодоление нарушений письменной речи у младших школьников». [4].

Профилактические мероприятия включали приёмы работы, предлагаемые Г. А. Каше, М. М. Безруких, С. П. Ефимовой, Р. Д. Тригер, Л. И. Лалаевой, направленные на развитие зрительного и пространственного восприятия, зрительно-моторной координации в двухмерном пространстве.

Коррекционно-логопедическая работа была разбита на два блока. Первый блок был направлен на развитие речевых предпосылок чтения. По данному блоку коррекционно-логопедического воздействия работа велась по следующим направлениям:

  1. Формирование фонетически правильной речи.
  2. Развитие лексико-грамматических средств языка.
  3. Развитие связной речи.
  4. Развитие фонематических процессов и языкового анализа и синтеза.

Одновременно с постановкой правильного звукопроизношения обучающихся обучали различать и дифференцировать близкие по слухо-произносительным признакам звуки изолированно и на фоне слова. Продуктивна работа с деформированной фразой.

В работе по развитию лексико-грамматического строя речи были использованы игровые приёмы и задания: классификации предметов по картинкам, игра «Найди лишний предмет», «Назови лишнее слово», «Назови предмет ласково», «А что ты хочешь?».

Работа по развитию связной речи проводилась по направлениям: обогащение словарного запаса; обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов; разучивание стихотворений; отгадывание загадок.

Работу по развитию слогового анализа и синтеза проводили с помощью следующих игр: «Зашифрованное слово», «Телеграф», «Магнитофон», «Собери в корзинку».

Второй блок коррекционно-логопедической работы был направлен на развитие неречевых предпосылок чтения и осуществлялся по следующим направлениям:

  1. Развитие зрительно-моторной координации: развитие мелкой моторики; зрительно-моторной координации на символическом уровне.
  2. Ориентировка на плоскости: ориентировка на не разлинованном листе бумаги на символическом уровне; на разлинованном листе бумаги.
  3. Развитие зрительных процессов на символическом уровне: развитие зрительного гнозиса; зрительной памяти; развитие зрительного анализа и синтеза; развитие зрительно-пространственного восприятия.

Развитие мелкой моторики проводилось с помощью пальчиковой гимнастики, игр и упражнений на формирование кинестетической и кинетической основы движения пальцев рук, развития движений пальцев рук на символическом уровне.

Работа по развитию зрительно-моторной координации на символическом уровне проводилась на основе отработки ритмичных круговых движений руки, волнистых линий, полуовалов, овалов, петель, переходя от более широких движений к более мелким.

Ориентировка на неразлинованном листе бумаги на символическом уровне проводилась через определение и словесное обозначение месторасположение буквы, слога, слова на плоскости и пространственных отношений между ними.

Ориентировка на разлинованном листе бумаги проводилась с помощью заданий: выделение и обозначение на листе в клетку ряда, столбика, одной клетки; печатанье букв, слогов, слов, предложений продолжая ряд, по образцу, по вербальной инструкции; выполнение сложных графических узоров — «букв — сюрпризов» по словесной инструкции («Напиши буквы под диктовку от точки»); дорисовывание графических изображений букв симметричных и ассиметричных.

Работа по развитию зрительных процессов на символическом уровне проводилась с помощью заданий: найти букву среди ряда других букв (после длительного и кратковременного предъявления); сравнить одни и те же буквы, но написанные разным шрифтом (печатным и рукописным). Для этого учитель-логопед предлагает детям карточки с различными буквами: «а», «б», «в», «г», «д»; назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями; реконструирование букв: добавляя элементы (например, сделать из буквы «Р» букву «В»; уменьшая количество элементов (например, сделать из буквы «Ж» букву «К»; изменяя пространственное расположение элементов (например, сделать из буквы «Р» букву «Ь» или из буквы «Т»- букву «Г»).

Работа по развитию зрительно-пространственного восприятия проводилась с помощью выполнения заданий: показать правильную букву среди пар букв, изображенных правильно и зеркально; найти две одинаковые комбинации букв; дополнить недостающий элемент в букве по речевой инструкции; переделать букву из одной в другую, добавляя недостающий элемент; сконструировать буквы печатного шрифта из элементов букв по образцу.

Предлагаемая система коррекционно-логопедической работы по развитию способностей к овладению навыком чтения обучающихся начальной школы с ограниченными возможностями представляет собой единую систему комплексного коррекционного воздействия, включающую в себя работу по формированию и развитию как речевых, так и неречевых предпосылок овладения чтением, что способствует успешной подготовке обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к овладению навыком чтения.

Литература:

1. Ахутина, Т. В. Методы исследования зрительно-вербальных функций / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева // Диагностика развития зрительно-вербальных функций. — Москва: Академия, 2003. — С. 37–52.

2. Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: пособие для логопеда / Г. А. Каше. — Москва: Просвещение, 1985. — 207 с.

3. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / под редакцией Т. В. Ахутиной, О. Б. Иншаковой. — Москва: Сфера: В. Секачев, 2008. — 125 с.

4. Садовникова, Т. А. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / Т. А. Садовникова. — Владос, 1997. — 256 стр.

5. Фотекова, Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: методическое пособие / Т. А. Фотекова. — Москва: Айрис-пресс: Айрис-дидактика, 2007. — 84с.

Основные термины (генерируются автоматически): ограниченная возможность здоровья, начальная школа, развитие, символический уровень, коррекционно-логопедическая работа, зрительно-моторная координация, овладение навыком, устная речь, развитие способностей, чтение обучающихся.


Ключевые слова

дети с ограниченными возможностями здоровья, нейропсихологическая диагностика, овладение навыком чтения, экспресс-диагностика устной речи, зрительно-вербальные функции

Похожие статьи

Методы и приёмы коррекции нарушений письма у учащихся...

Начальный этап овладения письменной речью — усвоение навыков письма и чтения.

Ведущей и основной задачей обучения русскому языку в специальной коррекционной школе с умственной отсталостью является развитие устной и письменной речи как средства общения.

Бланковая методика как средство развития устной и письменной...

Нарушения развития у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

 активизацию познавательной деятельности учащихся различного возраста и уровня

Коррекционно-логопедическая работа с применением бланковых методик способствует...

Развитие зрительно-моторной координации как главный...

Степень развития зрительно-моторной координации у детей при поступлении в школу в

На начальных этапах формирования графического навыка письма все движения руки

Развитие зрительно-моторной координации у детей с ОВЗ, в данном случае будет рассмотрена...

Методики обследования чтения у младших школьников...

Дает возможность логопеду оценить техническую и смысловую стороны чтения.

Полученные в процессе обследования навыка чтения результаты следует соответственно

Иваненко С. Ф. К диагностике нарушений чтения и письма у младших школьников (логопедический аспект)...

Становление навыка письма у детей младшего школьного возраста

Навык письма, хотя и связан с устной речью и ее закономерностями, имеет

Первым проявлением способности к символической деятельности в онтогенезе является появление

Реализация данного навыка на начальной стадии обучения грамоте происходит в два этапа

Здоровьесберегающие технологии как основное средство...

 Развитие зрительно-моторной координации у детей с ОВЗ, в данном случае будет рассмотрена категория детей с нарушением

Традиционные методики по формированию зрительно-моторной координации у детей требуют от ребенка длительного зрительного...

Теоретические основы формирования языкового анализа как...

Письмо непосредственно связано с процессом устной речи и осуществляется лишь на базе

Навык письма несмотря на то, что связан с устной речью и её закономерностями, содержит

Роль проговаривания весьма велика при овладении навыками письма на начальных этапах.

Формирование навыков чтения у обучающихся...

Формирование навыков чтения у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Овладение ребенком навыками чтения очень значимо на первоначальных этапах обучения. Уже в начале школьного обучения ребята сталкиваются с выполнением тестовых...

Новые подходы в коррекции дисграфии у учащихся...

Одной из важнейших задач для детей с ограниченными возможностями здоровья в школьный период является овладение полноценной речью. Родной язык помогает адаптироваться ребёнку к жизни окружающих людей, к меняющемуся социуму, а также является активным...

Похожие статьи

Методы и приёмы коррекции нарушений письма у учащихся...

Начальный этап овладения письменной речью — усвоение навыков письма и чтения.

Ведущей и основной задачей обучения русскому языку в специальной коррекционной школе с умственной отсталостью является развитие устной и письменной речи как средства общения.

Бланковая методика как средство развития устной и письменной...

Нарушения развития у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

 активизацию познавательной деятельности учащихся различного возраста и уровня

Коррекционно-логопедическая работа с применением бланковых методик способствует...

Развитие зрительно-моторной координации как главный...

Степень развития зрительно-моторной координации у детей при поступлении в школу в

На начальных этапах формирования графического навыка письма все движения руки

Развитие зрительно-моторной координации у детей с ОВЗ, в данном случае будет рассмотрена...

Методики обследования чтения у младших школьников...

Дает возможность логопеду оценить техническую и смысловую стороны чтения.

Полученные в процессе обследования навыка чтения результаты следует соответственно

Иваненко С. Ф. К диагностике нарушений чтения и письма у младших школьников (логопедический аспект)...

Становление навыка письма у детей младшего школьного возраста

Навык письма, хотя и связан с устной речью и ее закономерностями, имеет

Первым проявлением способности к символической деятельности в онтогенезе является появление

Реализация данного навыка на начальной стадии обучения грамоте происходит в два этапа

Здоровьесберегающие технологии как основное средство...

 Развитие зрительно-моторной координации у детей с ОВЗ, в данном случае будет рассмотрена категория детей с нарушением

Традиционные методики по формированию зрительно-моторной координации у детей требуют от ребенка длительного зрительного...

Теоретические основы формирования языкового анализа как...

Письмо непосредственно связано с процессом устной речи и осуществляется лишь на базе

Навык письма несмотря на то, что связан с устной речью и её закономерностями, содержит

Роль проговаривания весьма велика при овладении навыками письма на начальных этапах.

Формирование навыков чтения у обучающихся...

Формирование навыков чтения у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Овладение ребенком навыками чтения очень значимо на первоначальных этапах обучения. Уже в начале школьного обучения ребята сталкиваются с выполнением тестовых...

Новые подходы в коррекции дисграфии у учащихся...

Одной из важнейших задач для детей с ограниченными возможностями здоровья в школьный период является овладение полноценной речью. Родной язык помогает адаптироваться ребёнку к жизни окружающих людей, к меняющемуся социуму, а также является активным...

Задать вопрос