Формирование навыков чтения у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (288) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 11.12.2019

Статья просмотрена: 314 раз

Библиографическое описание:

Хохлова, Э. Г. Формирование навыков чтения у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / Э. Г. Хохлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 50 (288). — С. 404-406. — URL: https://moluch.ru/archive/288/65038/ (дата обращения: 25.04.2024).



Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, нарушения речи, коррекция ошибок письменной речи, программный материал, первоначальный этап обучения.

При поступлении первоклассника в школу, очень важно, чтобы у ребенка были сформированы все компоненты устной речи. Ведь это является залогом успешного овладения программным материалом по русскому языку и литературному чтению.

Овладение ребенком навыками чтения очень значимо на первоначальных этапах обучения. Уже в начале школьного обучения ребята сталкиваются с выполнением тестовых заданий, проектной деятельностью. Даже, чтобы решить задачу по математике, сначала нужно ее прочитать.

В последние годы в общеобразовательных школах увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для таких детей характерны нарушения речевого развития, что влияет на формирование навыков письменной речи. Дети испытывают значительные трудности в усвоении программного материала по основным учебным предметам. Что вызывает много огорчений и нежелание учиться. Поэтому очень важно скомпенсировать все нарушения на первоначальных этапах обучения.

При обследовании обучающихся с речевыми нарушениями, можно выявить несформированность фонетико-фонематических процессов, недостаточно сформированный лексико-грамматический строй речи, нарушения просодической стороны речи, незрелые познавательно-психические процессы.

Несформированность зрительного и пространственного восприятия ведет к возникновению оптических ошибок. Ребенок путает оптически сходные буквы по написанию (по количеству элементов или пространственному расположению). Для коррекции данных нарушений, можно использовать следующие упражнения.

Упражнение 1.

Найди и раскрась карандашами разных цветов все клетки с буквой Ш, Щ. [3, с. 41]

Н

В

Ч

Г

Н

Ф

О

Ц

Г

Г

Ш

Я

З

Ш

В

П

Ш

К

Щ

Ш

Э

Щ

Ш

А

Р

Ш

И

З

Ш

Д

Ц

Ш

П

В

Ш

Ы

Ы

Ш

А

П

Ш

З

Г

Ш

Д

А

Ш

В

Р

Ш

Ц

Е

Ш

Ж

П

Ш

Ы

О

Ш

И

А

Ш

Х

Р

Ш

Ш

Ш

Ш

Ш

Ш

Ш

У

О

В

Ф

Л

Й

З

Б

Н

С

Е

Ф

С

Л

Ц

К

З

И

Ц

Н

Щ

Ч

Г

Щ

Ф

О

Щ

Г

Х

Щ

Л

Й

Щ

Р

М

Щ

Ч

Ъ

Щ

О

В

Щ

Г

Ш

Щ

Ц

Ф

Щ

П

А

Щ

Ш

Х

Щ

Ш

Ы

Щ

А

П

Щ

З

Г

Щ

Д

А

Щ

В

Р

Щ

Ц

Е

Щ

Ж

П

Щ

Ы

О

Щ

И

А

Щ

Х

Р

Щ

Щ

Щ

Щ

Щ

Щ

Щ

Щ

О

В

Ф

Л

Й

З

Б

Н

Щ

Данные упражнения способствуют формированию зрительного восприятия и памяти.

У обучающихся с нарушениями речи зачастую можно наблюдать ошибки в окончаниях слов, что связано с недостаточно сформированным лексико-грамматическим строем речи. Последующие упражнения направлены на коррекцию ошибок в конце слова, отработку плавности и беглости чтения, чтобы ребенок не читал по догадке, читал осмысленно, понимал смысл прочитанного.

Упражнение 2.

Соедини части слова. Одна часть слова — в первой восьмерке, другая — во второй. Произноси слова плавно. Читай восьмерки без остановки.

Упражнение 3.

Соотнеси части слова, покажи их быстро в таблице: тюльпан, песня, клыки, ромашки, клюшка, лисицы, каникулы, ручей, снежинки. [1, с. 55]

клы

ро

тюль

машки

цы

жинки

клю

лиси

кани

ня

кулы

пан

ру

сне

пес

чей

шка

ки

Так же у детей с ОВЗ во время чтения можно наблюдать неправильное распределение речевого дыхания. Что проявляется в паузах в середине слова или фразы. Следующее упражнение направлено не только на отработку речевого дыхания, но и на отработку навыка чтения словами. Так же данное упражнение способствует исключению ошибок в конце слова. [3, с. 24]

Упражнение 4.

Закончи слог так, чтобы получилось слово.

Одной из часто допускаемых ошибок при чтении, является неправильная постановка ударения. Для отработки этого навыка, можно применить следующий вид работы. [2, с. 17]

Упражнение 5.

Прочитай слова в столбике, сохраняя ритм.

та-та-та

та-та-та

та-та-та

дедушка

малина

самолет

дерево

ромашка

крокодил

радуга

бумага

снегопад

ножницы

подружки

интерес

ягоды

полоска

муравей

Литература:

  1. Ишимова О. А. Чтение. Читаю словами. — М.: Просвещение, 2014. — 79 с.
  2. Ишимова О. А. Чтение. От слога к слову. — М.: Просвещение, 2016. — 64 с.
  3. Ишимова О. А. Чтение. От буквы к слогу и словам. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2018. — 79 с.
Основные термины (генерируются автоматически): первоначальный этап обучения, программный материал, упражнение, часть слова, конец слова, коррекция ошибок, нарушение речи, ограниченная возможность здоровья, письменная речь, ребенок, речевое дыхание, слово, сформированный лексико-грамматический строй.


Ключевые слова

ограниченные возможности здоровья, программный материал, нарушения речи, коррекция ошибок письменной речи, первоначальный этап обучения

Похожие статьи

Преодоление грамматического недоразвития речи...

Чтобы ребенок овладел грамматической стороной речи, недостаточно обеспечить ему богатое речевое общение, идеальные образцы для подражания. Грамматическая сторона речи формируется по законам образования нервных связей, стереотипов.

Формирование лексико-грамматических категорий у детей...

Формирование лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи.

‒ уточнение значения слов; ‒ формирование семантической структуры слова

Он нуждается в специальных условиях обучения, где используются особые методические приемы.

Обучение грамоте и устранение предпосылок к дисграфии у детей...

На ранних этапах речевого развития слова и фразы произносятся ребенком лепетно, с очень

Обучение этих детей без внесения существенных изменений в методику приводит к

Грамматические ошибки — недочеты, связанные с переносом аграмматизмов в письменную...

Диагностические средства оценки логопедического сопровождения...

Задача логопедического сопровождения — устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого

Исследованию подлежат все компоненты речевой системы: фонетико-фонематическая сторона речи, лексико-грамматический строй речи.

Особенности лексико-грамматического строя речи у младших...

Недостаточная сформированность грамматического строя речи у детей с ЗПР проявляется в спонтанной речи в виде большого количества

Однако, наиболее заметны становятся нарушения во время школьного обучения, когда начинается усвоение письменной речи.

Семинар-практикум для родителей «Сформированная речь...»

Четвертое — лексико-грамматический строй речи, то есть умение ребёнка правильно, грамотно построить фразу. Несформированность грамматических представлений в дальнейшем приводит к трудностям в овладении письменной речью, то есть к аграмматизмам.

Проблемы изучения и формирования речевой готовности...

Четвертый критерий — сформированный лексико-грамматический строй речи, развитие

Лексико-грамматическая сторона речи развивается и совершенствуется не только в

Достижение этих ориентиров для детей с речевыми нарушениями возможно при реализации...

Новые подходы в коррекции дисграфии у учащихся...

У большинства детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеются стойкие нарушения речи.

Значительное недоразвитие речи на лексико-грамматическом уровне проявляется в ошибках словоизменения и словообразования, в бедности словаря.

Возможности использования компьютерных технологий в работе...

Программно-аппаратный комплекс «Видимая речь» — программа визуального контроля

Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с общим

- развитие речи с опорой на онтогенез; - развитие лексико-грамматических средств языка.

Похожие статьи

Преодоление грамматического недоразвития речи...

Чтобы ребенок овладел грамматической стороной речи, недостаточно обеспечить ему богатое речевое общение, идеальные образцы для подражания. Грамматическая сторона речи формируется по законам образования нервных связей, стереотипов.

Формирование лексико-грамматических категорий у детей...

Формирование лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи.

‒ уточнение значения слов; ‒ формирование семантической структуры слова

Он нуждается в специальных условиях обучения, где используются особые методические приемы.

Обучение грамоте и устранение предпосылок к дисграфии у детей...

На ранних этапах речевого развития слова и фразы произносятся ребенком лепетно, с очень

Обучение этих детей без внесения существенных изменений в методику приводит к

Грамматические ошибки — недочеты, связанные с переносом аграмматизмов в письменную...

Диагностические средства оценки логопедического сопровождения...

Задача логопедического сопровождения — устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого

Исследованию подлежат все компоненты речевой системы: фонетико-фонематическая сторона речи, лексико-грамматический строй речи.

Особенности лексико-грамматического строя речи у младших...

Недостаточная сформированность грамматического строя речи у детей с ЗПР проявляется в спонтанной речи в виде большого количества

Однако, наиболее заметны становятся нарушения во время школьного обучения, когда начинается усвоение письменной речи.

Семинар-практикум для родителей «Сформированная речь...»

Четвертое — лексико-грамматический строй речи, то есть умение ребёнка правильно, грамотно построить фразу. Несформированность грамматических представлений в дальнейшем приводит к трудностям в овладении письменной речью, то есть к аграмматизмам.

Проблемы изучения и формирования речевой готовности...

Четвертый критерий — сформированный лексико-грамматический строй речи, развитие

Лексико-грамматическая сторона речи развивается и совершенствуется не только в

Достижение этих ориентиров для детей с речевыми нарушениями возможно при реализации...

Новые подходы в коррекции дисграфии у учащихся...

У большинства детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеются стойкие нарушения речи.

Значительное недоразвитие речи на лексико-грамматическом уровне проявляется в ошибках словоизменения и словообразования, в бедности словаря.

Возможности использования компьютерных технологий в работе...

Программно-аппаратный комплекс «Видимая речь» — программа визуального контроля

Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с общим

- развитие речи с опорой на онтогенез; - развитие лексико-грамматических средств языка.

Задать вопрос