Методики обследования чтения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 сентября, печатный экземпляр отправим 2 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Специальные (коррекционные) школы

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (25) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 12.09.2019

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Орешкина А. В. Методики обследования чтения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья // Образование и воспитание. — 2019. — №5. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/139/4421/ (дата обращения: 15.09.2019).

Препринт статьи



В статье приводится описание эффективных методик обследования чтения у младших школьников с ОВЗ

Ключевые слова: чтение, методика обследования чтения, буква, слог, слогоделение, начальная школа, младший школьник, дети с ОВЗ.

Во все времена одной из важнейших задач образования являлось формирование полноценно развитой личности учащегося как в нравственном, духовном, так и языковом плане. Для успешного освоения социокультурного пространства ребенку необходимо владеть достаточно сформированными навыками чтения и письма. Именно чтение рассматривается как основное средство когнитивного и коммуникативного развития. Согласно данным современных исследователей в области изучения нарушений чтения, у 25–30 % учащихся начальных классов общеобразовательных школ при нормальном интеллекте выявлены нарушения чтения [7, с.5]. Соответственно, в школе для обучающихся с ОВЗ эта цифра приближается к 100 %. Потому для разработки стратегии коррекционной работы необходимо тщательно обследовать навыки чтения.

Для уточнения структуры дефекта и определения причин, лежащих в основе трудностей, необходимо обследовать чтение посредством различных проб, включающих использование специально составленных текстов, а также методик для изучения уровня сформированности некоторых операций чтения.

При работе с младшими школьниками, имеющими отклонения в речевом развитии, всесторонняя диагностика особенно важна. Основной фактор здесь — комплексность, так как зацикливание на одной методике не даст полной картины нарушений. Ниже приведены методики обследования чтения, которые не только положительно зарекомендовали себя у широкого круга логопедов, но и доказали свою эффективность в моей ежедневной практической деятельности.

Т. А. Алтухова предлагает дифференцированное, поэтапное обследование чтения у детей с ОНР [5, с. 104–106]. Суть ее метода состоит в использовании приемов обследования чтения в порядке постепенно возрастающей сложности: начиная с самых простых и заканчивая приемами более высокого уровня. Это позволит логопеду установить, на каком этапе возникают затруднения у ребенка и какой характер они носят. При этом методика не предполагает какой-либо количественный анализ. Рассмотрим кратко этапность обследования и их особенности:

  1. Чтение отдельных букв (можно использовать разные шрифты как способ усложнить поставленную задачу), затем «узнавание» буквы среди других. Позволяет логопеду определить уровень автоматизированности связи между графемой и соответствующей фонемой, особенности слухового восприятия речи, наличие и характер фонематических или оптических затруднений, мнестические проблемы.
  2. Чтение слогов (в том числе слогов с оппозиционными фонемами, прямых и обратных слогов, со стечением согласных). Дает возможность определить сформированность звукобуквенного синтеза и фонематических обобщений.
  3. Чтение слов от простых односложных до многосложных (с разным ударением, стечением согласных, однокоренных с разными морфологическими элементами). В процессе выполнения этих заданий следует предложить ребенку подобрать картинку к прочитанному слову, показать соответствующий предмет, нарисовать его, объяснить значение или продемонстрировать действие. Дает возможность логопеду оценить техническую и смысловую стороны чтения. Ошибки, отмеченные при выполнении пробы, могут указывать на несформированность у ребенка звуко-слогового синтеза, морфологических обобщений, навыка слогослияния, навыка целостного восприятия читаемого, недостаточный объем зрительного восприятия, на отсутствие умения соотносить прочитанное слово со значением. Дополнительным методом диагностики может стать задание на выявление навыков зрительного слогоделения слов (разделить печатное слово на слоги с ориентиром на гласную), что является одним из важных условий формирования умения ориентироваться в любой структуре визуально воспринимаемого слова и, следовательно, основой плавного послогового чтения.
  4. Чтение отдельных предложений позволяет исследовать способ, правильность, выразительность чтения, а также понимание ребенком прочитанного. Анализ последнего осуществляется на основе подбора ребенком к фразе картинки или показа предмета, действия. На этом же этапе можно попытаться определить наличие у ребенка лексико-грамматического прогнозирования, являющегося важным компонентом чтения. Здесь следует использовать элементарные пробы, включающие «незаконченные предложения».

На более высоком уровне чтения детям предлагается чтение специально подобранных текстов. Для оценки понимания прочитанного ребенку можно предложить пересказать прочитанное, разложить серию сюжетных картинок в соответствии с последовательностью событий в прочитанном тексте и пересказать с опорой на них, выбрать сюжетную картинку, соответствующую прочитанному, из ряда предложенных; ответить на вопросы, отражающие фабулу рассказа или выявляющие понимание смысла прочитанного.

Аналогичные этапы обследования предлагают М. М. Безруких и О. Ю. Крещенко [2, с.19–21]. Но каждое выполненное задание оценивается в баллах за прочитанную букву, слог, слово. Выносится минимальный и максимальный балл за отельный этап. Понимание текста оценивается по ответам на вопросы в баллах за каждый вопрос. После подсчета баллов за все задания делается количественный анализ результатов, и только после проводится качественная оценка навыка чтения. Здесь оценивается характер чтения и общее звучание речи, которое может являться специфическим показателем трудностей в формировании навыка чтения. Бесспорно, для отслеживания динамики совершенствования навыков чтения количественный анализ имеет особое значение. Также он помогает вести статистику в группе в целом, позволяя формировать подгруппы для коррекционной работы.

Н. Н. Баль, И. А. Захарченя, С. Ф. Иваненко, Л. А. Барсукова указывают на необходимость выявить картину, предшествующую овладению речью, а также на некоторые характерологические особенности конкретного учащегося: избирательность в выборе средств (слушание от собеседника или с экрана); рассматривание картинок или просмотр телепередач и каких; особенности речевой среды ребенка, наличие левшества не только у ребенка, но и у ближайших родственников, медицинский анамнез, глубокое обследование общего развития ребенка с выявлением уровня развития мелкой моторики; уровня ориентировки в схеме тела; нечеткости в воспроизведении временной и пространственной последовательности; отсутствия чувства ритма; снижения слуховой и зрительной памяти на линейный ряд; особенности зрительного восприятия, зрительного и слухового анализа и синтеза [см. подробнее 1; 3; 6]. В результате обследования обучающихся логопед устанавливает уровень качественного состояния чтения, выявляет поведенческие реакции (отказ от выполнения тех или иных заданий), привычки и наклонности учащегося (по наблюдениям родителей).

Полученные в процессе обследования навыка чтения результаты следует соответственно оформить, чтобы логопед мог достаточно ясно представить себе непосредственные причины нарушения того или иного компонента или навыка чтения в целом, выделить ведущий фактор нарушения, определить необходимость и направление коррекционной работы. Результаты обследования также необходимо соотнести с особенностями устной речи и письма и зафиксировать. На практике фиксирование результатов удобнее проводить в таблице. Примеры подробного протоколирования даны в книге «Методы обследования речи детей» под редакцией Г. В. Чиркиной [5, с. 107–110]. В таблице целесообразно сразу приводить разделение на «входную» и «выходную» диагностику в целях наглядности динамики развития навыков чтения и эффективности коррекционной работы логопеда.

Литература:

  1. Барсукова, Л. А., Румега Н. А., Земская Н. Е. Логопедия для учителей, психологов, родителей. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. — 316 с.
  2. Безруких М. М., Крещенко О. Ю. Диагностика трудностей обучения письму и чтению в начальной школе // Образование в России: медико-психологический аспект: 7-я Всерос. науч.-практ. конф. — Калуга, 2002. — С. 19–21.
  3. Иваненко С. Ф. К диагностике нарушений чтения и письма у младших школьников (логопедический аспект) // Дефектология. — 1994. — № 1. — С. 52–55.
  4. Иванилова М. А. Обзор диагностических методик выявления нарушений чтения у учащихся общеобразовательной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — № S8. — С. 47–51. — URL: http://e-koncept.ru/2016/76102.htm (дата обращения: 05.09.2019).
  5. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/. Под общ. ред. проф. Г. В. Чиркиной. — 3-е изд., доп. — М.: АРКТИ, 2003. — 240 с.
  6. Н. Н. Баль, И. А. Захарченя. Обследование чтения и письма у младших школьников. — Минск: Ураджай, 2001. — 75 с.
  7. Русецкая М. Н. Стратегия преодоления дислексии учащихся с нарушениями речи в системе общего образования: диссертация... доктора педагогических наук. — Москва, 2009. — 288 с.
Задать вопрос