Развитие зрительно-моторной координации как главный фактор готовности ребёнка к школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 июля, печатный экземпляр отправим 22 июля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (314) июнь 2020 г.

Дата публикации: 14.06.2020

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Ажермачева, З. Н. Развитие зрительно-моторной координации как главный фактор готовности ребёнка к школе / З. Н. Ажермачева, О. О. Волкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 389-390. — URL: https://moluch.ru/archive/314/71692/ (дата обращения: 07.07.2020).



Данная статья посвящена развитию зрительно-моторной координации как главный фактор готовности ребенка к школе, так как поступление в школу — переломный момент в жизни каждого ребенка, это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, появляются новые взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Стоит заложить в ребенка то, что переход из детского сада в школу это значимая ступень в его жизни и является обязательной и неизбежной частью его новой жизни.

Многолетним изучением этой проблемы занимались такие авторы как: Безруких М. М., Ефимова С. П., Князева М. Г. они определяли готовность ребенка к школе по его психологическим, физическим, личностным и умственным развитием, а так же немаловажный фактор — состояние здоровья. Важное значение имеет комплекс факторов. Следовательно, будем считать, что уровень психического и функционального развития ребенка, есть подготовленность к систематическому обучению в школе, при условии того, что данное обучение не нарушает здоровье ребенка и не станет для него чрезмерным. [1].

Рассматривая детей, не подготовленных к систематическому обучению, мы видим, что период адаптации проходит гораздо длиннее, для них чаще появляются различные трудности в обучении, преобладает количество неуспевающих. И. И. Заманская уточняла, что «неготовые» дети — это «контингент риска»: риск испытать трудности, столкнуться с неуспеваемостью, а также усугубить отклонения в состоянии здоровья, риск чрезмерных нагрузок и переутомляемости [5].

Изучая весь комплекс факторов готовности, мы выделили и обозначили фактор сформированности общих и специальных умений у ребенка, которые обеспечивают ему успешное, своевременное и безболезненное овладение собственно учебной деятельностью и ее видами.

Рассмотрим один из видов — графические умения, которые обеспечивают готовность к письму.

Сложной формой деятельности является процесс письма, в котором принимают участие различные межсистемные связи: зрительная, речеслуховая и речедвигательная.

Первый этап обучения детей письму чаще всего приводит к трудностям: у ребенка быстро устает рука, теряется строка, возможно «зеркальное письмо», неправильное написание букв. Также страдает ориентация в пространстве, то есть не различие понятия «лево, право, лист, страница, строка» [5].

Степень развития зрительно-моторной координации у детей при поступлении в школу в значительной мере определяет успешность овладения ими графикой письма [7].

У детей должны быть сформированы умения рассматривать картину, предметы, выделяя отдельные детали. У ребенка должно быть сформировано и умение внимательно рассмотреть предмет, картинку, выделить ее отдельные детали. Рассматривая движения руки и глаза необходимо обращать внимание на их координацию между собой, то есть на зрительно-моторную, которая являет одной их главных условия готовности к школе.

На начальных этапах формирования графического навыка письма все движения руки полностью контролируются зрением. Глаз ребенка внимательно следит за движением руки. По мере формирования навыка зрительный контроль постепенно уменьшается. Высокое качество графических навыков связано с определенным уровнем развития интегративной деятельности зрительного и двигательного анализаторов, то есть с определенным уровнем развития зрительно — моторной координации.

Графические упражнения на развитие мелкой моторики оказывают непосредственное влияние на развитие речи детей. В процессе упражнений улучшается память, внимание, зрительное и слуховое восприятие, а также зрительно-моторная координация.

Эффективным дидактическим приемом развития зрительно-моторной координации является использование «работы с трафаретами». Данное задание способствует развитие графических навыков, формируется система «глаза-руки». Так же способствуют уточнению в процессе обводки силуэта, учит детей рисовать различные линии, при этом дети начинают осознавать и понимать образование различных линий [2].

«Лабиринт» — это не только интересная игра, но и очень полезная, которая помогает развивать внимание детей, логическое и пространственное мышление, а также развивает графические навыки. Комплекс этих способностей поможет ребенку в обучении в школе.

«Графический диктант» — рисование по клеточкам под диктовку педагога. Данный способ развивает у ребенка пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, усидчивость и координацию движений.

«Массажные мячики», данные упражнения улучшают кровообращение, подходят для проработки ладоней, на которых находятся точки, отвечающие за состояние всего организма. Они выступают тренажером для развития мелкой моторики. Можно проводить самомассаж пальцев и рук при помощи карандашей, шишек, орехов и многим другим, ведь он стимулирует их активные точки.

Таким образом, предложенные нами дидактические приемы полезны и эффективны для развития зрительно-моторной координации, так же помогут добиться положительных результатов в формировании навыков письма, ведь это является главным и важным условием для успешного обучения в школе.

Литература:

  1. Безруких М. М., Ефимова С. П., Князева М. Г. Как подготовить ребенка к школе.- Тула: Арктоус, 1996.
  2. Венгер Л. А., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе. М.: Знание, 1994.
  3. Витковская A. M. Развиваем зрительное восприятие. Для детей дошкольного возраста. Альбом упражнений. СПб.: ТОО «Лабрис», 1994.
  4. Гаврина С. Е. и др. Развиваем руки — чтоб учиться и писать, и рисовать красиво. — Ярославль: Академия развития, 1997.
  5. Заманская И. И. Некоторые приемы формирования моторной готовности детей к школьному обучению //Дефектология, 1998, № 7.
  6. Новикова Е. В. Как подготовить руку ребенка к письму. Комплекс упражнений для тренинга мышц рук у детей. — М.: Новая школа, 1998.
  7. Утехина У. Развитие графических навыков письма у дошкольников //Дошкольное воспитание. — 1998. — № 5.
  8. Федосова Н. Готовим ребенка к письму /Дошкольное воспитание. — 1996. –№ 4.
  9. Филиппова С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков. Методическое пособие. — СПб.: Детство — Пресс, 1999.
Основные термины (генерируются автоматически): зрительно-моторная координация, ребенок, движение руки, школа, уровень развития, состояние здоровья, готовность ребенка, систематическое обучение, мелкая моторика, развитие.


Похожие статьи

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка...

Зрительно-моторная координация — согласованность движений и их элементов в

Зрительно-двигательная координация — это согласованные действия рук и глаза.

Поэтому работу по развитию мелкой моторики рук ребёнка следует начинать с самого раннего...

Развитие мелкой моторики и ее роль в жизни ребенка

Появляется первое движение мелкой моторики: ребенок опускает в отверстие маленький предмет.

Что развитие мелкой моторики начинается с первых дней жизни и позволяет ребенку изучать

Развитие зрительно-моторной координации у детей с ОВЗ, в данном...

Здоровьесберегающие технологии как основное средство...

Развитие зрительно-моторной координации у детей с ОВЗ, в данном случае будет рассмотрена категория детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (далее НОДА), посредством здоровьесберегающих технологий (далее ЗСТ) обусловлено современными...

Развитие мелкой моторики учащихся — путь к успешному...

В статье предлагаются способы развития мелкой моторики учащихся.

Ключевые слова: развитие, обучение, мелкая моторика. Ум ребёнка находится на кончиках пальцев.

Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста...

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует

А развитие мышечной силы пальцев ведущей руки и координация движений обеих рук

Развитие мелкой моторики рук ребенка влияет на такие свойства сознания, как...

Развитие сложно-координированных движений рук...

Работу по развитию мелкой моторики рук ребенка следует начинать с самого раннего

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными

Уровень развития мелкой моторики- один из показателей интеллектуальной готовности к...

Экспериментальная программа по развитию мелкой моторики...

Развитие мелкой моторики у детей как одно из средств развития речи предлагается давно.

Практический материал по развитию мелкой моторики руки у детей в подготовительной группе.

Цель: развитие мелкой моторики рук и зрительно двигательной координации.

Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как...

Статья посвящена проблеме подготовки детей к обучению в школе, в частности, подготовке руки старшего дошкольника к письму. Автором разработан комплекс упражнений, направленный на подготовку руки к письму через развитие мелкой моторики.

Развитие графо-моторных навыков у детей с умственной...

Развитие двигательных функций руки (способность к разным видам захвата, моторной

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей... ребенок, игра, мелкая...

Похожие статьи

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка...

Зрительно-моторная координация — согласованность движений и их элементов в

Зрительно-двигательная координация — это согласованные действия рук и глаза.

Поэтому работу по развитию мелкой моторики рук ребёнка следует начинать с самого раннего...

Развитие мелкой моторики и ее роль в жизни ребенка

Появляется первое движение мелкой моторики: ребенок опускает в отверстие маленький предмет.

Что развитие мелкой моторики начинается с первых дней жизни и позволяет ребенку изучать

Развитие зрительно-моторной координации у детей с ОВЗ, в данном...

Здоровьесберегающие технологии как основное средство...

Развитие зрительно-моторной координации у детей с ОВЗ, в данном случае будет рассмотрена категория детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (далее НОДА), посредством здоровьесберегающих технологий (далее ЗСТ) обусловлено современными...

Развитие мелкой моторики учащихся — путь к успешному...

В статье предлагаются способы развития мелкой моторики учащихся.

Ключевые слова: развитие, обучение, мелкая моторика. Ум ребёнка находится на кончиках пальцев.

Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста...

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует

А развитие мышечной силы пальцев ведущей руки и координация движений обеих рук

Развитие мелкой моторики рук ребенка влияет на такие свойства сознания, как...

Развитие сложно-координированных движений рук...

Работу по развитию мелкой моторики рук ребенка следует начинать с самого раннего

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными

Уровень развития мелкой моторики- один из показателей интеллектуальной готовности к...

Экспериментальная программа по развитию мелкой моторики...

Развитие мелкой моторики у детей как одно из средств развития речи предлагается давно.

Практический материал по развитию мелкой моторики руки у детей в подготовительной группе.

Цель: развитие мелкой моторики рук и зрительно двигательной координации.

Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как...

Статья посвящена проблеме подготовки детей к обучению в школе, в частности, подготовке руки старшего дошкольника к письму. Автором разработан комплекс упражнений, направленный на подготовку руки к письму через развитие мелкой моторики.

Развитие графо-моторных навыков у детей с умственной...

Развитие двигательных функций руки (способность к разным видам захвата, моторной

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей... ребенок, игра, мелкая...

Задать вопрос