Правовое регулирование деятельности третейского суда в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №19 (414) май 2022 г.

Дата публикации: 16.05.2022

Статья просмотрена: 536 раз

Библиографическое описание:

Сикорская, В. В. Правовое регулирование деятельности третейского суда в Российской Федерации / В. В. Сикорская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 19 (414). — С. 326-328. — URL: https://moluch.ru/archive/414/91143/ (дата обращения: 16.01.2025).



В конце ХХ — начале XXI века в России произошли значительные перемены, касающиеся прежде всего социально-экономической сферы жизни. Создание новых экономически благоприятных условий для развития предпринимательства и занятий бизнесом в Российской Федерации, а также вступление России в Совет Европы повлекло расширение круга прав и свобод субъектов экономической и иной предпринимательской деятельности.

Конституция Российской Федерации, провозглашая права и свободы человека высшей ценностью (ст. 2), создает условия для самореализации гражданином своих прав, обеспечивает свободу использования гражданином своих способностей и имущества любыми способами, не запрещенными законом, в том числе свободу экономической деятельности (п. 1 ст. 34). При этом признается право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (п. 2 ст. 45). Как один из способов защиты субъективных гражданских прав в федеральном законодательстве указан третейский суд, который наделен полномочиями по рассмотрению споров, возникающих из гражданско-правовых отношений. Государство, разрешая на своей территории деятельность частноправовых форм защиты нарушенных гражданских прав, должно определять в законах нормы, гарантирующие и конкретизирующие лицам право на справедливое и беспристрастное рассмотрение дела.

Как известно, за истиной обращаются в суд. В Федеральном конституционном законе РФ от 31.12.96 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» третейский суд не упомянут в качестве элемента российской судебной системы.

Принятие в 2002 году процессуальных законов (ФЗ «О третейских судах в РФ», Арбитражный процессуальный кодекс РФ), регулирующих отношения в сфере третейского разбирательства, должно было способствовать эффективной защите субъективных прав сторон третейского разбирательства и обеспечить баланс интересов субъектов гражданского оборота, обращающихся за разрешением гражданско-правовых споров к третейской форме защиты.

На современном этапе третейское разбирательство приобрело признаки юридического процесса, которому свойственна комплексная система органически взаимосвязанных правовых форм деятельности третейского суда и субъектов, заинтересованных в разрешении конкретного правового спора. В нем выделяется третейское производство, регламентирующее исковую форму защиты нарушенного и оспоренного права в состязательном судопроизводстве, присущие ему стадии, процессуальное доказывание, процессуальная форма, отражающая специфические черты третейского разбирательства.

Под процессуальными гарантиям субъективных прав сторон в сфере третейского разбирательства, понимаются установленные нормами законодательства, различные по своему содержанию правовые средства и способы, обеспечивающие сторонам третейского разбирательства возможность реализации и защиты предоставленных им прав, а также основанная на законе деятельность третейского и арбитражного судов.

Третейское разбирательство и международный коммерческий арбитраж являются альтернативным способом разрешения споров, важные особенности которого состоят в автономии воли сторон, конфиденциальности процедуры и возможности определения ее правил самими сторонами спора, беспристрастности и независимости арбитров, недопустимости пересмотра решения по существу судами, соответствии решения публичному порядку.

В Российской Федерации право сторон гражданско-правового спора на его передачу в третейский суд основано на статье 45 (часть 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 8 (часть 1), согласно которой в Российской Федерации гарантируются свобода экономической деятельности и поддержка конкуренции, и статьей 34 (часть 1), закрепляющей право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Согласно Закона в третейский суд по соглашению сторон может быть передан любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, за исключением споров, указанных в ч.2 ст 33 АПК РФ. Сторонами третейского разбирательства могут быть любые организации, индивидуальные предприниматели, а также граждане, которые предъявили в третейский суд иск для защиты своих прав.

Третейские суды подразделяются на два вида: «постоянные» (институциональный арбитраж) и так называемые «разовые» (арбитраж ad hok).

Разовый третейский суд (арбитраж ad hok) стороны могут организовать специально для разрешения конкретного спора.

Стороны сами устанавливают правила организации и деятельности суда «ad hok». Они также определяют состав суда, место и время разрешения дела и т. д. Все эти вопросы оговариваются в специальном третейском соглашении.

Обычно в договорах (контрактах) прописывается процедура выбора арбитров (третейского посредников) для разрешения спора. Универсальным нормативным актом, регулирующим процедуру арбитража ad hok является арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ.

Суды Российской Федерации осуществляют функции содействия и контроля в отношении третейских судов и международных коммерческих арбитражей (глава 45, раздел VI Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, главы 30, 31 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статья 6, главы 7 и 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации».

В отличие от решений судов свойством принудительной исполнимости решение третейского суда, международного коммерческого арбитража наделяется только после прохождения установленных процессуальным законодательством процедур получения исполнительного листа на его принудительное исполнение, признания и приведения в исполнение иностранных арбитражных решений.

Указанные процедуры предполагают проверку на предмет надлежащего, основанного на законе формирования состава третейского суда, соблюдения процессуальных гарантий прав сторон и соответствия решения третейского суда публичному порядку Российской Федерации, т. е. на предмет соответствия данного частноправового по своей природе акта тем требованиям, которые предъявляются законом для целей принудительного исполнения.

При рассмотрении дел об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов, суды руководствуются, в частности: Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации; Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации; Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» (далее Закон № 102-ФЗ); Федеральным законом от 29 декабря 2015 года № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации».

1 сентября 2016 года вступил в силу Закон об арбитраже, учитывающий положения Типового закона ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже, принятого 21 июня 1985 года на 18-й сессии ЮНСИТРАЛ и рекомендованного Генеральной Ассамблеей ООН для использования государствами в качестве национального закона, а также изменения, внесенные в Закон о международном коммерческом арбитраже [2].

Федеральным законом РФ от 29 декабря 2015 года № 409-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу пункта 3 части 1 статьи 6 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» в связи с принятием Федерального закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» в ГПК РФ и АПК РФ были внесены изменения, в том числе регулирующие правила производства по делам, связанным с выполнением судами функций содействия и контроля в отношении третейских судов и международных коммерческих арбитражей.

В частности, были усовершенствованы положения, регулирующие порядок реализации судами функций содействия третейским судам по формированию их состава, обеспечению доказательств; изменен порядок производства по делам об оспаривании решений третейских судов, признании и приведении в исполнение внутренних и международных арбитражных решений; получили дальнейшее развитие подходы, заложенные в Конвенции 1958 года; появились нормы, определяющие порядок признания иностранных арбитражных решений, не требующих принудительного исполнения.

Все изменения действующего законодательства положительно сказались на правоприменительной практике. Как показывают данные государственной статистической отчетности, начиная с 2015 года, арбитражными судами Российской Федерации ежегодно рассматривается более 400 дел об оспаривании решений третейских судов и более 5000 дел о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов. За первое полугодие 2018 года арбитражными судами было рассмотрено 145 дел об оспаривании решений третейских судов и 1197 дел о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов. За первое полугодие 2018 года судами общей юрисдикции рассмотрено 306 дел об оспаривании решений третейских судов и 115 дел о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов [3].

Проанализировав механизм правового регулирования третейского разбирательство можно сделать ряд выводов.

Несмотря на то, что третейский суд в своей основе содержат соглашение, т. е. договор, эффективность его деятельности зависит от системы государственного регулирования данной формы разрешения споров, и поэтому третейское законодательство должно представлять субъектам предпринимательской деятельности гарантии беспрепятственной реализации и защиты своих субъективных прав.

В этой связи очевидно, что теоретическая разработка проблемы правовых гарантий в третейском разбирательстве имеет серьезное практическое значение, способствует улучшению деятельности государственных и общественных органов в сфере экономических отношений и третейского разбирательства.

В связи с этим для успешной реализации прав граждан и юридических лиц государству необходимо создать систему государственно-правовых средств, выраженных в законах и других нормативно-правовых актах, которые должны исключать незаконное и необоснованное вмешательство государства в частную сферу и при этом ограничивать произвольное усмотрение третейских судов при принятии решения по конкретному делу.

Литература:

  1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон РФ от 24.07.2002 № 95-ФЗ (в ред. от 10.01.2022) // «Собрание законодательства РФ», 24.09.2002, № 38 (ч. I), ст. 3291.
  2. Каса Ильда. Правовое регулирование деятельности третейского суда в Российской Федерации и Швейцарской Конфедерации: сравнительно-правовое исследование. Автореф. дисс... канд. юрид. наук (12.00.15). М., 2019. — 189 с. https://www.dissercat.com/content/pravovoe-regulirovanie-deyatelnosti-treteiskogo-suda-v-rossiiskoi-federatsii-i-shveitsarskoi
  3. Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с выполнением функций содействия и контроля в отношении третейских судов и международных коммерческих арбитражей. Утвержден Президиумом Верховного суда РФ от 26.12.2018г. / Бюллетень РФ. -N 3. — -2019.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, третейское разбирательство, третейский суд, суд, оспаривание решений, принудительное исполнение решений, Арбитражный процессуальный кодекс, международный коммерческий арбитраж, принудительное исполнение, экономическая деятельность.


Похожие статьи

Конституционно-правовое регулирование статуса органов Прокуратуры в Российской Федерации

Международно-правовые стандарты регулирования юридической ответственности судей при отправлении правосудия и их реализация в действующем законодательстве Российской Федерации

Правовое регулирование представительства в гражданском и арбитражном судопроизводстве за рубежом

Гарантии и нормативно-правовое регулирование статуса судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Гражданско-правовое регулирование электронной торговли в Российской Федерации

Судебная власть в государственном механизме Российской Федерации

Контроль органов судебной власти в Российской Федерации

Конституционные принципы независимости и несменяемости судей как основа правового статуса судьи Российской Федерации

Международно-правовое регулирование процедуры досудебного разрешения межгосударственных споров

Правовое регулирование инициативного бюджетирования в Российской Федерации

Похожие статьи

Конституционно-правовое регулирование статуса органов Прокуратуры в Российской Федерации

Международно-правовые стандарты регулирования юридической ответственности судей при отправлении правосудия и их реализация в действующем законодательстве Российской Федерации

Правовое регулирование представительства в гражданском и арбитражном судопроизводстве за рубежом

Гарантии и нормативно-правовое регулирование статуса судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Гражданско-правовое регулирование электронной торговли в Российской Федерации

Судебная власть в государственном механизме Российской Федерации

Контроль органов судебной власти в Российской Федерации

Конституционные принципы независимости и несменяемости судей как основа правового статуса судьи Российской Федерации

Международно-правовое регулирование процедуры досудебного разрешения межгосударственных споров

Правовое регулирование инициативного бюджетирования в Российской Федерации

Задать вопрос