Нормативно-правовые аспекты становления и развития системы арбитражных судов в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №18 (204) май 2018 г.

Дата публикации: 02.05.2018

Статья просмотрена: 1389 раз

Библиографическое описание:

Сергунин, К. Н. Нормативно-правовые аспекты становления и развития системы арбитражных судов в Российской Федерации / К. Н. Сергунин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 18 (204). — С. 269-270. — URL: https://moluch.ru/archive/204/49941/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье рассматривается эволюция системы арбитражных судов Российской Федерации, нормативно-правовые основы деятельности арбитражных судов, а также упразднение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в результате поправок к Конституции Российской Федерации, принятых в 2014 г.

Ключевые слова: судебная система, судебная реформа, судоустройство, арбитражные суды, Высший Арбитражный Суд, федеральный закон, поправки к Конституции.

Правовые и экономические преобразования, начавшиеся в России в 90-е годы XX века, вызвали необходимость развития экономического правосудия, способного эффективно разрешать экономические споры и защищать права хозяйствующих субъектов. Сегодня можно с уверенностью утверждать, что деятельность арбитражных судов заслуживает высокой оценки, а система данных судов доказала свою высокую эффективность. Арбитражные суды Российской Федерации рассматривают и разрешают экономические споры, а также иные дела, отнесенные к их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации. Отметим, что нынешние очертания система арбитражных судов России приобрела далеко не сразу, ее отдельные элементы возникали и упразднялись в течение всего периода проведения судебной реформы.

Система арбитражных судов была сформирована в соответствии с Законом РСФСР от 4 июля 1991 г. № 1543-I «Об арбитражном суде» и Постановлением Верховного Совета РСФСР от 4 июля 1991 г. № 1544-I «О введении в действие Закона РСФСР «Об арбитражном суде» в результате упразднения системы органов государственного арбитража и была представлена Высшим арбитражным судом РСФСР и высшими арбитражными судами республик, краевыми, областными, городскими арбитражными судами, а также арбитражными судами автономной области и автономных округов. Арбитражные суды осуществляли правосудие в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом 1992 г. [1]

Масштабный изменения в системе экономического правосудия произошли в 1995 г. Был принят новый Арбитражный процессуальный кодекс [2], а также Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», который является основным нормативным правовым актом, регламентирующим устройство системы арбитражных судов. В системе арбитражных судов было образовано 10 федеральных арбитражных судов округов, переименованных [3] в 2014 году в арбитражные суды округов.

В 2002 г. был принят ныне действующий Арбитражный процессуальный кодекс (третий по счету) [4]. В 2003–2006 гг. в системе арбитражных судов были образованы 20 арбитражных апелляционных судов [5], а в 2013 году начал действовать [6] единственный на сегодняшний день специализированный арбитражный суд — Суд по интеллектуальным правам, созданный на основании Федерального конституционного закона, принятого в 2011 г. [7]

После принятия в состав Российской Федерации Республики Крым были созданы Арбитражный суд Республики Крым и Арбитражный суд города Севастополя [8], а также Двадцать первый арбитражный апелляционный суд [9].

С 6 августа 2014 года функции по надзору за деятельностью арбитражных судов перешли к Верховному Суду Российской Федерации, а Высший Арбитражный Суд Российской Федерации был упразднен. В соответствии с Законом о поправке к Конституции [10] ст. 127 Конституции Российской Федерации, устанавливавшая основы правового статуса Высшего Арбитражного Суда, была исключена.

Одной из основных причин реформы высших судебных инстанций называлось стремление к унификации судебной практики, преодоление расхождений по некоторым вопросам, имевшихся в позициях Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда. Сторонники объединения высших судов России полагали, что единый суд обеспечит единство правовых подходов, в этом случае будут гарантированы равенство, одинаковость правовых позиций, их предсказуемость и соответствие закону [11]. Вместе с тем упразднение Высшего Арбитражного Суда неоднозначно оценивается в литературе. Например, Ю. В. Тай полагает, что «в действительности же серьезной проблемы с единообразием между позициями ВС РФ и ВАС РФ не существовало <…> Вдобавок появился новый риск — возможность расхождения позиций отдельных коллегий». [12, с. 66].

К сожалению, расхождения в практике судебных коллегий Верховного Суда встречаются, например, по вопросу о признании сделки недействительной в случае злоупотребления правом Судебная коллегия по гражданским делам считает, что злоупотребление правом не является основанием для признания какой-либо гражданско-правовой сделки недействительной. Коллегия по экономическим спорам, напротив, пришла к выводу, что договор, при заключении которого допущено злоупотребление правом, подлежит признанию недействительным на основании ст. ст. 10 и 168 ГК РФ по иску оспаривающего такой договор лица, чьи права или охраняемые законом интересы он нарушает [11].

Подводя итог исследованию, отметим, что система арбитражных судов России за более чем четверть века прошла большой путь. Сегодня в ее составе функционируют арбитражные суды субъектов Российской Федерации, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды округов (кассационные суды) и Суд по интеллектуальным правам. В составе Верховного Суда Российской Федерации действует Судебная коллегия по экономическим спорам, которая не относится по смыслу ст. 3 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» к системе арбитражных судов, но является второй кассационной инстанцией для пересмотра судебных актов арбитражных судов.

Литература:

  1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (ред. от 07.07.1993): утвержден Верховным Советом Российской Федерации 05.03.1992 № 2447-I // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 16. Ст. 836.
  2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 05.05.1995 № 70-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 19. Ст. 1709.
  3. О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и статью 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации»: Федеральный конституционный закон от 04.06.2014 № 8-ФКЗ // СЗ РФ. 2014. № 23. Ст. 2921.
  4. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3012.
  5. О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации»: Федеральный конституционный закон от 04.07.2003 № 4-ФКЗ (ред. от 04.06.2014) // СЗ РФ. 2003. № 27. Ст. 2699.
  6. О начале деятельности Суда по интеллектуальным правам: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.07.2013 № 51 // Патенты и лицензии. 2013. № 8.
  7. О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам: Федеральный конституционный закон от 06.12.2011 № 4-ФКЗ (ред. от 04.06.2014) // СЗ РФ. 2011. № 50. Ст. 7334.
  8. О создании судов Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 23.06.2014 № 154-ФЗ // СЗ РФ. 2014. № 26. Ст. 3360.
  9. О создании Двадцать первого арбитражного апелляционного суда и о внесении изменений в Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации»: Федеральный конституционный закон от 23.06.2014 № 10-ФКЗ (ред. от 22.12.2014) // СЗ РФ. 2014. № 26. Ст. 3359.
  10. О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации: Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 № 2-ФКЗ // СЗ РФ. 2014. № 6. Ст. 548.
  11. Шамшурин, Л. Л. Новый этап судебной реформы: суть, побудительные причины и ожидаемые результаты // Отрасли права: аналитический портал. URL: http://отрасли-права.рф/article/15150 (дата обращения: 29.04.2018).
  12. Тай, Ю. В. Через тернии к звездам, или Судебная реформа, два года, полет нормальный? // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2016. № 9. С. 64–83.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Высший Арбитражный Суд, суд, Верховный Суд, арбитражный суд округов, РСФСР, Арбитражный процессуальный кодекс, арбитражный суд, Судебная коллегия, судебная реформа.


Ключевые слова

судебная реформа, федеральный закон, судебная система, арбитражные суды, судоустройство, Высший Арбитражный Суд, поправки к Конституции

Похожие статьи

Принципы судебной деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации

В статье автор рассматривает основные отраслевые принципы судебной деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. Исходя из особой специфики данного судопроизводства и отсутствия специального закона, автор проводит анал...

Место и роль Конституционного суда в судебной системе Российской Федерации

Постоянному обсуждению подвергаются решения органов Конституционного контроля, как в теоретическом, так и практическом плане. Конституционный суд Российской Федерации является одним из базовых органов в системе разделения власти. В данной статье опис...

Принципы экономического правосудия в Российской Федерации

Статья посвящена исследованию принципов экономического правосудия в Российской Федерации. Проведен сравнительный анализ их закрепления в Конституции РФ, Федеральном конституционном законе от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федер...

Взаимодействие Президента РФ с судебной властью

В настоящей статье рассматриваются вопросы взаимодействия Президента РФ с судебной властью, а также назначение на должность судей судебной системы РФ, порядок прекращения полномочий судей с акцентом на изменения, внесённые Законом РФ о поправке к Кон...

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ: быть или не быть?

В данной статье анализируются вопросы целесообразности и актуальности учреждения конституционных (уставных) судов в субъектах Российской Федерации, а также приводятся различные причины отсутствия или наличия конституционных (уставных) судов в том или...

Правовая экспертиза нормативных правовых актов Приморского края

В статье рассматривается понятие и значение правовой экспертизы нормативных правовых актов, анализируется правовая база Приморского края в отношении вопроса проведения юридической экспертизы правовых актов субъекта Российской Федерации, рассматривает...

Административное судопроизводство и его регулирование в Российской Федерации

В статье исследуются понятие и сущность института административного судопроизводства и его регулирование в Российской Федерации. Производится анализ международного, конституционного регулирования административного судопроизводства в России, а также «...

Современные проблемы и перспективы развития административного судопроизводства в судах общей юрисдикции

Данная статья исследует проблемы, с которыми сталкиваются суды общей юрисдикции в Российской Федерации в контексте административного законодательства. Анализируются основные причины этих проблем и предлагаются перспективы для их решения, которые могу...

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации в единой судебной системе РФ

В статье рассматриваются пути решения проблем связанных с Конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации в единой судебной системе Российской Федерации. Статья ориентирована на улучшение и образование Конституционных (уставных) су...

Нормативно-правовое регулирование миграционных отношений в Российской Федерации

В статье автор исследует правовое регулирование миграционных отношений в Российской Федерации. Миграционная политика Российской Федерации основывается на законодательных актах и Конституции Российской Федерации, устанавливающих основные нормы, обеспе...

Похожие статьи

Принципы судебной деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации

В статье автор рассматривает основные отраслевые принципы судебной деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. Исходя из особой специфики данного судопроизводства и отсутствия специального закона, автор проводит анал...

Место и роль Конституционного суда в судебной системе Российской Федерации

Постоянному обсуждению подвергаются решения органов Конституционного контроля, как в теоретическом, так и практическом плане. Конституционный суд Российской Федерации является одним из базовых органов в системе разделения власти. В данной статье опис...

Принципы экономического правосудия в Российской Федерации

Статья посвящена исследованию принципов экономического правосудия в Российской Федерации. Проведен сравнительный анализ их закрепления в Конституции РФ, Федеральном конституционном законе от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федер...

Взаимодействие Президента РФ с судебной властью

В настоящей статье рассматриваются вопросы взаимодействия Президента РФ с судебной властью, а также назначение на должность судей судебной системы РФ, порядок прекращения полномочий судей с акцентом на изменения, внесённые Законом РФ о поправке к Кон...

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ: быть или не быть?

В данной статье анализируются вопросы целесообразности и актуальности учреждения конституционных (уставных) судов в субъектах Российской Федерации, а также приводятся различные причины отсутствия или наличия конституционных (уставных) судов в том или...

Правовая экспертиза нормативных правовых актов Приморского края

В статье рассматривается понятие и значение правовой экспертизы нормативных правовых актов, анализируется правовая база Приморского края в отношении вопроса проведения юридической экспертизы правовых актов субъекта Российской Федерации, рассматривает...

Административное судопроизводство и его регулирование в Российской Федерации

В статье исследуются понятие и сущность института административного судопроизводства и его регулирование в Российской Федерации. Производится анализ международного, конституционного регулирования административного судопроизводства в России, а также «...

Современные проблемы и перспективы развития административного судопроизводства в судах общей юрисдикции

Данная статья исследует проблемы, с которыми сталкиваются суды общей юрисдикции в Российской Федерации в контексте административного законодательства. Анализируются основные причины этих проблем и предлагаются перспективы для их решения, которые могу...

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации в единой судебной системе РФ

В статье рассматриваются пути решения проблем связанных с Конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации в единой судебной системе Российской Федерации. Статья ориентирована на улучшение и образование Конституционных (уставных) су...

Нормативно-правовое регулирование миграционных отношений в Российской Федерации

В статье автор исследует правовое регулирование миграционных отношений в Российской Федерации. Миграционная политика Российской Федерации основывается на законодательных актах и Конституции Российской Федерации, устанавливающих основные нормы, обеспе...

Задать вопрос